Культура середины 1960-х — середины 1980-х гг.

загрузка...

В 1964-1985 гг. культура развивалась в условиях нарастания консервативных тенден­ций и ужесточения идеологического контроля. Однако «оттепель» успела сделать главное — полное возвращение к сталинизму уже было невозможным. Идеологически-цензурное давле­ние на культуру предопределило развитие наряду с официальной так называемой неофици­альной культуры: существовал самиздат; «магнитофонная революция» делала популярными песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, возникавших рок-групп. Это придавало культурной жиз­ни противоречивый характер.

В литературе этого времени ярким явлением стала «деревенская проза» (Ф. Абрамов, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, В. Шукшин).

Военная тематика представлена произведениями К.М. Симонова («Живые и мертвые»), Ю.В. Бондарева («Горячий снег»), Б.Л. Васильева («А зори здесь тихие…». Повесть была экра­низирована в 1972 г.).

В жанре фантастики создавали свои произведения братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие.

А.И. Солженицын пишет романы «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», рассказ «Матренин двор». Однако эти произведения советским читателям были известны лишь в машинописных вариантах: из-за кон­фликта с властью Солженицын был исключен из Союза писателей, а его книги печатались за рубежом. В 1970 г. А.И. Солженицыну была при­суждена Нобелевская премия по литературе (в 1965 г. Нобелевскую премию по литературе получил М.А. Шолохов).

Огромными тиражами издавались газеты, журналы и книги. На периодические издания, а также полные собрания сочинений писате­лей существовала подписка. СССР считался самой читающей страной в мире.

Советский кинематограф переживает период расцвета.

На телеэкран выходят сериалы, остающиеся популярными и сего­дня. Это «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (реж. В. У сков и В. Краснопольский), «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. Лиозно- ва), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. Говорухин).

Режиссер С. Ростоцкий снимает один из самых лучших фильмов о школе — «Доживем до понедельника». Признанный мастер комедии Л. Гайдай создает фильмы «Операция Ы и дру­гие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Василье­вич меняет профессию». О трогательном герое Юрии Деточкине, избравшем необычный способ помощи детским домам, рассказал фильм Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Самой новогод­ней до сих пор является киноистория Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

Шедеврами мирового кино стали киноэпопея по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» режиссера С. Бондарчука и экра- низадия романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» режиссера А.Зархи. «Война и мир» — первый в истории СССР фильм, Удостоенный премии «Оскар» (1969) как лучший фильм на  иностранном языке.

Потрясением для послевоенных поколений явилась лента М.Ромма «Обыкновенный фашизм». Награда американской киноакадемии «Оскар» была присуждена фильму В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1981).

Немало увлекательных фильмов для детей и юношества выходит на экраны в этот период: «Республика ШКИД» (реж. Г. Полок), «Звезда пленительного счастья» (реж. В. Мотыль), «Неуловимые мстители» (реж. Э. Кеосаян), «Эскадрон гусар летучих» (реж. С. Ростоцкий). Настоящим подарком для поклонников А. Конан Дойла стал многосерийный фильм режиссера И. Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (испол­нитель главной роли актер В. Ливанов по сей день считается одним из лучших «Шерлоков Холмсов» в мировом кинематографе).

На киноэкране и театральных сценах страны играют в этот период выдающиеся акте­ры: В. Лановой, В. Тихонов, М. Ульянов, Ю. Борисова, Н. Мордюкова, А. Баталов, И. Смоктуновский, Ю. Яковлев, В. Высоцкий и др. Незабываемые образы в кино создает ар­тист Московского цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин.

Произошли значительные изменения в советской эстраде. Появляются вокально-инстру­ментальные ансамбли «Песняры», «Самоцветы», ставшие на долгие годы кумирами советских        людей. В СССР и других социалистических странах проводят­ся музыкальные конкурсы. Имена многих их участников об­ретают широкую известность. Среди популярных исполните­лей тех лет А. Пугачева, С. Ротару, Л. Лещенко, И. Кобзон, М. Магомаев, Э. Пьеха, Ю. Гуляев, югославский певец Ж. Марьянович, «пражский соловей» К. Готт и др. Отечест­венные рок-группы «Машина времени», «Аквариум» и др. были лишены возможности официально выступать на сцене: в 1970-х — начале 1980-х гг. распространялись в основном их магнитофонные записи. Л Г Зыкина Классическую музыку создавали композиторы Р.К. Щед­рин («Кармен-сюита», «Анна Каренина»), Г.В. Свиридов (кантата «Время— вперед!», музыкальные зарисовки к повести А.С. Пушкина «Метель») и др.

Композиторами, создавшими прекрасную эстрадную му­зыку, являлись О. Фельцман, А. Зацепин, А. Бабаджанян и др.

Песенный жанр на протяжении нескольких десятиле­тий также связан с выдающимся творческим дуэтом — ком­позитором А.Н. Пахмутовой и поэтом Н.А. Добронравовым. «Поющей душой народа» называли певицу Л.Г. Зыкину. Не- АН Пахмутова   сколько поколений советских детей выросли на песнях ком­позитора В. Шаинского («Улыбка», «Голубой вагон» и др.). Скульпторы создают мемориальные ансамбли, запечатлевшие героизм и мужество со­ветских людей в годы Великой Отечественной войны: в Волгограде на Мамаевом кургане (скульптор Е.В. Вучетич), на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь (скульптор С. Селиханов). В 1967 г. в Александровском саду у кремлевской стены в Москве появляется Могила неизвестного солдата (арх. Д.И. Бурдин, Ю.Р. Рабаев, В.А. Климов при участии скульптора Н.В. Томского).

В Москве в 1963-1967 гг. возводится Останкинская телебашня (главный конструктор Н.В. Никитин, главный архитектор Л.И. Баталов), в 1963-1970 гг. — здание Совета экономи­ческой взаимопомощи (СЭВ) (архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц).

В живописи популярностью пользовались работы И.С. Глазунова (цикл «Поле Куликово» и др.), К.А. Василь­ева («Прощание Славянки», «Портрет маршала Г.К. Жуко­ва», «Парад 1941г.», «Плач Ярославны»), А.М.Шилова («Портрет Владимира Высоцкого», «Портрет афганца» и др.).

В образовании появились специальные школы с углуб­ленным изучением конкретных предметов. Решением пра­вительства в 1963 г. при ведущих университетах СССР — Киевском, Ленинградском, Московском, Новосибирском — были созданы школы-интернаты физико-математического профиля (ФМШ), давшие стране первоклассных ученых и ставшие уникальным явлением оте­чественной культуры второй половины XX в. Основателями ФМШ стали выдающиеся ученые, академики И.К. Кикоин и А.Н. Колмогоров.

Развивалась система профтехучилищ, которые наряду со школами давали учащимся среднее образование. Активно развивалось олимпиадное движение.

С 1984 г. в СССР вводится одиннадцатилетнее среднее образование. Становятся известны­ми имена педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др. Однако образование, как и другие области культуры, переживало серьезные проблемы. Падал общий уровень обра­зования, менялось отношение общества к учителю, слабой была материально-техническая база учебных заведений.

Продолжала развиваться наука. Как и прежде, преимущественное развитие получали те ее направления, которые были связаны с обороной страны.

В 1966 г. станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету.

В том же году состоялась посадка на Луну космической станции «Луна-10» — первого в мире искусственного спутника Луны. В 1976 г. станция «Луна-24» доставила на Землю образ­цы лунного грунта.

На околоземную орбиту были выведены космические станции «Салют» и «Мир». В 1975 г. была осуществлена стыковка советского и американского космических кораблей «Союз» и «Апполон». В 1984 г. осуществлен выход в открытый космос женщины-космонавта С.Е. Са­вицкой.

Советский математик Л.В. Канторович в 1975 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Спустя три года — в 1978 г. — П.Л. Капица получил Нобелевскую премию по фи­зике. В 1977 г. советский ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг геогра­фической точки Северного полюса.

Однако в эти годы уже обнаружилось отставание СССР в научно-техническом плане от США и стран Запада. СССР утратил лидерство в освоении космоса. Была свернута советская лунная программа.

Ужесточение идеологического контроля, борьба власти с диссидентским движением в стране, ограничение доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации в значи­тельной мере тормозили развитие науки и культуры в целом.

После открытого политического процесса над писателями А.Д. Синявским и Ю.М. Дани­элем, обвинения их в антисоветской деятельности они были высланы за границу.

В 1970-х гг. из СССР по политическим мотивам были выдворены писатели А.И. Солжени­цын (1974), В.В. Войнович, музыкант М.Л. Ростропович, оперная певица Г.П. Вишневская, по­эт И.А. Бродский. Пришлось покинуть страну режиссеру театра на Таганке Ю.П. Любимову, скульптору Э. Неизвестному, режиссеру А.А. Тарковскому.. Уехали за рубеж артисты балета Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников, писатель В. Некрасов, поэт А.И. Галич. В 1970 г. был смещен со своего поста главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский.

Несмотря на подлинный расцвет в конце 1960-х — начале 1980-х гг. отечественного кино, многие фильмы не имели возможности дойти до зрителя в авторской задумке: их сокращали, отдельные фрагменты заставляли переснимать, некоторые фильмы, как, например, «Зеркало», «Сталкер» А. Тарковского, на долгие годы откладывали «на полку». Только благодаря случаю и личному желанию Л.И. Брежнева на широкий экран вышел фильм «Белое солнце пустыни» (реж. В.Я. Мотыль).

В 1974 г. в Москве была разгромлена и буквально сравнена с землей бульдозерами (отсюда название — «бульдозерная») выставка неформальных художников-авангардистов, творчество которых не вписывалось в рамки соцреализма.

Предложения интернет-магазинов