Культура 14-15 веков

загрузка...

В культуре Х1У-ХУ вв. нашли отражение прежде всего борьба с монгольским нашествием и процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

В литературе с конца XIII в. появляются произведения о разорительном нашествии Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»), о победах над ордынским полководцем Мамаем на Ку­ликовом поле («Сказание о Мамаевом побоище»), сожжении Москвы в 1382 г. («Сказание о на­шествии хана Тохтамыша на Москву»).

Боярин Сафоний Рязанец — по одной из версий автор поэтической повести «Задонщина» о победе русских войск в битве за Доном (Куликовской битве). Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боброк- Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.

Уникальным памятником XV в. является повесть «Хожение за три моря», в которой твер­ской купец Афанасий Никитин рассказал о своем путешествии в Индию (под тремя морями подразумевались Каспийское, Аравийское и Черное). Наблюдательность и любознательность Афанасия Никитина позволили ему за три года, что он провел в Индии, собрать подробные све­дения об этой стране. Поэтому его наблюдения о быте и нравах народов Индии, составившие позднее книгу, вызвали на Руси живой интерес.

Широкое распространение получили жития. Герои этих церковных сочинений — выдаю­щиеся личности, чья жизнь и деяния явились примером для многих поколений («Житие Алек­сандра Невского» и «Житие митрополита Петра»). Жизнь и духовные подвиги Сергия Радо­нежского воспели талантливые писатели Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Возродилось летописание. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании пере­шло к Москве. Появляется летописный свод «Русский хронограф», в котором проводится идея лидерства Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.

В архитектуре в качестве строительного материала вновь используется камень. В Новго­роде возводят церковь Спаса на Ильине улице и церковь Федора Стратилата.

К рубежу XIV-XV столетий относится строительство Рождественского собора Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкого собора в обители Сергия Радонежского, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве.

В течение XIV-XV вв. менялся облик Москвы. При князе Дмитрии Ивановиче были воз­ведены белокаменные кремлевские стены («Москва белокаменная»). При Иване III Кремль был отстроен из красного кирпича. В строительных работах участвовали итальянские зодчие Марко Руффо, Антон и Бон Фрязины, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Новый. Поэтому в новом Кремле переплелись русский стиль и достижения итальянской архитектуры.

В представлении людей того времени Москва стала единственным преемником великих городов, влиявших на ход истории, — Рима и Константинополя. Духовному и политическому величию столицы Русского государства должен был соответствовать и новый Кремль — не про­сто мощная крепость, а символ величия.

В 1485 г. началось возведение новых кремлевских стен.

Работы заняли десять лет и в 1495 г. были завершены. Московский Кремль стал одним из самых укрепленных фортификационных сооружений в Европе. Новый Кремль имел традици­онную для всех московских кремлей треугольную форму. Стены протянулись более чем на два километра и имели высоту от 6 до 15 метров (в зависимости от рельефа местности), толщину — от 3 до 5 метров. По верхнему краю стены были поставлены двурогие зубцы двухметровой вы­соты. Без них сегодня невозможно представить кремлевские стены.

Постепенно складывается ансамбль кремлевских соборов.

Аристотель Фиораванти возводит новый Успенский собор — главный храм Российского государства.

Образцом для него стал Успенский собор во Владимире. В 1479 г. собор был освящен. С этого момента все важнейшие государственные дела вершились именно в нем. Собор являлся усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчания на царство великих кня­зей, а позже — коронации царей и императоров. Неподалеку от Успенского собора московские и псковские зодчие построили Благовещенский собор — домовую дворцовую церковь. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари граненым белым камнем отделали возведенную ими Гранови­тую палату, предназначенную для приема иноземных послов. Алевиз Новый в 1505 г. начал строительство Архангельского собора, который стал усыпальницей русских великих князей. Рядом с Архангельским собором устремилась ввысь колокольня Иван Великий (достраивалась уже в XVI в.).

Живопись этого периода постепенно отходит от суровых канонов. Лики становятся более мягкими. Ярким представителем иконописи XIV в. является Феофан Грек (росписи стен церк­ви Спаса на Ильине улице в Новгороде, храмов в Нижнем Новгороде и Москве).

Младшим современником Феофана Грека был русский художник Андрей Рублев — пред­ставитель московской школы иконописи. Вместе с Феофаном Греком Андрей Рублев расписы­вал Благовещенский собор Московского Кремля (еще деревянный), с Даниилом Черным — Ус­пенский собор во Владимире. Кисти Рублева принадлежат росписи Троицкого собора Троице- Сергиева монастыря и Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Самым из­вестным произведением Андрея Рублева стала икона «Троица», проникнутая идеей единения, согласия и любви.

Образ эпохи

Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (впоследствии Троице- Сергиева лавра) — был самым почитаемым православным подвижником. Его жизнь и духовные под­виги вдохновили на написание картин многих художников. Отправляясь на битву с полчищами Мамая, московский князь Дмитрий Иванович получил от преподобного Сергия благословение.

В Житии Сергия Радонежского Епифаний Премудрый повествует о том, что когда-то отроку Вар­фоломею (мирское имя Сергия Радонежского) тяжело давалось учение. Понять книжную мудрость, по­знать Священное Писание мальчику было непросто. По легенде, однажды в поле Варфоломею явился ангел, принявший вид монаха. И Варфоломей поведал ему, что всей душой желает научиться грамоте и взывает к Богу о помощи. И тогда из серебряного ковчега — ларца знаний — ангел дал Варфоломею часть просфоры. Просьба мальчика была исполнена. На Руси повелось обращаться к Сергию Радо­нежскому, желая успехов в учении.

Художник М.В. Нестеров считал картину «Видение отроку Варфоломею» главным трудом своей жизни. Он не раз говорил: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей».

Полное название картины — «Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровиц­ких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 году».

В 1356 г. в Москве произошел большой пожар, известный в истории города как Всехсвятский (первой загорелась церковь Всех Святых). После этого в Москве началось активное каменное строи­тельство. В 1367-1368 гг. по приказу московского князя Дмитрия Ивановича был возведен новый бе­локаменный Кремль. Он простоит около 100 лет и будет перестроен уже при Иване III в XV в.

Предложения интернет-магазинов