Серебряный век русской культуры

На начало XX в.приходится так называемый Серебряный век русской культуры — время, когда прежние ценности воспринимались как устаревшие, и интеллигенция, неуверенно пыта­ясь заглядывать в будущее, искала новые идеи и экспериментировала либо впадала в отчаяние от невозможности что-то изменить.

Система образования в России в начале XX в. включала начальную школу (церковно­приходские школы), среднюю школу (гимназии и реальные училища), высшую школу (уни­верситеты, институты). По-прежнему близкое к университетскому образование давал Цар­скосельский (Александровский) лицей. Только за десять лет число начальных школ выросло в три раза — с 32 до 93 тысяч. Доля грамотных увеличилась и достигла 31%. Однако в целом уровень грамотности населения был невысок — большинство детей школьного возраста не имели возможности учиться. В сравнении с США Россия тратила на народное просвещение в 14 раз меньше. Недоступной для многих оставалась средняя школа, а ведь поступить в уни­верситет было возможным только по окончании гимназии. Накануне Первой мировой войны в России действовали 105 высших учебных заведений. В 1908 г. в Москве на средства пред­принимателя A.JI. Шанявского был основан первый «народный университет», где могли слушать лекции профессоров и получить среднее и высшее образование рабочие, ремесленни­ки, мелкие служащие.

Значительными были успехи в науке и технике. А.А. Кулябко впервые в мире оживил сердце человека через 20 часов после смерти. И.П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую пре­мию за труды в области физиологии и медицины. В 1908 г. этой высокой награды был удостоен И.И. Мечников за труды по иммунологии. Н.Е. Жуковский построил первую в Европе аэроди­намическую трубу. Он же организовал первые в мире соревнования летающих моделей. К.Э. Циолковский обосновал возможность межпланетных сообщений.

В 1904 г. начал выходить «Курс русской истории» В.О. Ключевского. Большую роль в развитии исторической науки играло созданное в 1907 г. Русское военно-историческое общест­во в Петербурге (ныне возрождено).

По проекту В.Г. Шухова был построен нефтепровод длиной 835 км — самый большой в мире. И.Г. Бубнов построил первую в России подводную лодку с двигателем внутреннего сгора­ния. По инициативе инженера Р.Э. Классона под Москвой была сооружена первая в мире тор­фяная электростанция.

В 1913 г. И.И. Сикорский продемонстрировал в Петербурге пер­вый многомоторный самолет «Русский витязь». Впервые в мире в Рос­сии был построен 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец».

В том же году летчик П.Н. Нестеров выполнил на самолете «мертвую петлю».

Развивалось издательское дело: по количеству издаваемых книг Россия была на 3-м месте в мире. Крестьянский сын И.Д. Сытин стал одним из крупнейших издателей. Его типография в Москве выпускала «полезную и доступную для народа книгу» («Библиотека для самообра­зования», собрания сочинений русских классиков и т.д.).

В литературе еще в конце XIX в. возникли модернистские тече­ния: символизм, акмеизм, футуризм. К символистам относились поэты В.В. Маяковский Д.С. Мережковский, З.И. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д Бальмонт. Осо­бое место среди символистов по праву занимает А.А. Блок («Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать»).

Поэты-акмеисты — это Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Ман­дельштам, С.М. Городецкий.

Немало ярких, самобытных поэтов было и среди футуристов — В.В. Маяковский, И. Северянин, Б.Л. Пастернак и др.

Реалистических традиций в литературе продолжали придержи­ваться И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, Л.Н. Толстой.

Новые течения возникли в философии. Наиболее значительными ее представителями были Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, П.А. Флорен­ский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, И.А. Ильин.

Русская живопись этого периода испытывает на себе влияние мо­дернизма.

Крупнейшим художником-символистом был М.А. Врубель («Де­мон», «Царевна-Лебедь»).

Элементы символизма прослеживаются в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина («Купание красного коня»). Одним из осново­положников абстрактного искусства стал В. Кандинский («Импрови­зация № 7»). Наряду с Кандинским русский авангард представляли М.З. Шагал («Автопортрет с семью пальцами», «Над городом»), К.С.Малевич («Черный квадрат»). В начале XX в. продолжали рабо­тать художники-передвижники: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М. Васнецов,  A.M. Васнецов и др.

Влияние импрессионизма проявилось в творчестве В.А. Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Петр I») и К.А. Коровина (портрет Ф.И. Шаляпина).

Своеобразием отмечено творчество М.В. Нестерова, создавшего замечательные образы выдающихся деятелей русской истории: Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоло­мею»), философов С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.

Живописец-баталист Ф.А. Рубо в 1890-х гг. создал первую в России панораму, посвящен­ную боевым действиям русских войск — «Штурм аула Ахульго». В период с 1902 по 1911 г. Ру­бо обращается к событиям Крымской войны 1853-1856 гг. и Отечественной войны 1812 г. По­являются его наиболее значительные работы — панорама «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» (размер панорамы — 15 м высота и 115 м по окружности).

В 1898 г. возникло художественное объединение «Мир искусст­ва». «Мирискусники» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов) пред­почитали изображать театрализованный изящный и яркий мир. Не случайно Л.С. Бакст и другие члены объединения активно участво­вали в создании декораций к оперным и балетным постановкам. В «Мир искусства» входил и художник-сказочник И.Я. Билибин.

Подъем музыкального искусства в начале XX в. связан с дея­тельностью композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова, композиторов А.Н. Скрябина («Прометей») и И.В. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»). Развитие лучших традиций музыкального театра связано с певцами Ф.И. Ша­ляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой. Реформатором балет­ного театра стал балетмейстер М.М. Фокин.

Мировую славу обрели выдающиеся представители русской балетной школы А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский.

«Русские сезоны» в Париже, организованные в 1907—1913 гг. театральным деятелем, ме­ценатом С.П. Дягилевым, знакомили европейскую публику с лучшими достижениями россий­ского оперного и балетного искусства.

В архитектуре стиль модерн проявился в творчестве Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве, особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве), В.Ф. Валькотта (гос­тиница «Метрополь» в Москве).

Памятником неоклассицизма стал Музей изящных искусств (архитектор Р.И. Клейн). Ныне — это Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Представителем неорусского стиля был А.В. Щусев (здание Казанского вокзала в Москве).

Самые известные скульпторы Серебряного века: П.П. Трубецкой (памятник Александ­ру III в Петербурге), С.М. Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве), Н.А. Андреев (памятник Н.В. Гоголю в Москве).

Появляется новый вид искусства — кинематограф. Старейший кинотеатр в Москве — «Художественный» — сохранился до наших дней. В 1908 г. вышел первый российский худо­жественный фильм «Стенька Разин и княжна». Выдающимися актерами немого кино были Ве­ра Холодная, Иван Мозжухин, Игорь Ильинский.

В результате революционных вихрей 1917 г. значительная часть деятелей Серебряного века покинула Россию. Многие из них с этого момента видели главной своей задачей сохра­нение прежней культуры России, русского языка в инокультурном, инонациональном про­странстве.

Предложения интернет-магазинов