Формирование территории РФ. Проблемы во взаимоотношениях с субъектами. Федеративный договор

загрузка...

Территория государства РФ составляет 17075,4 тыс. кв, км. Форма госу­дарственного устройства — федерация. Входящие в состав государства субъ­екты имеют собственные конституции, законодательные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной вла­сти, единое гражданство, единая денежная система.

В Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

На территории РФ насчитывается 1066 городов и 2270 поселков город­ского типа, проживает около 147,5 млн человек (на 01.01.97), По сравнению с 1993 г. численность населения сократилась почти на 0,5 млн человек. Сред­няя плотность населения — 9 чел/кв. км. В то же время в некоторых областях плотность населения не превышает 2 чел/км, а в некоторых — достигает 58 чел/км. 4/5 всего населения страны сосредоточено в Европейской России и на Урале. Основная масса населения — городское (74%). Высокий процент городского населения (80-90%) характера для северных и восточных рай­онов страны, где освоение природных ресурсов требует создания городов, а условия для сельского хозяйства очень ограничены.

Трудовые ресурсы составляют 48% от всего населения страны, причем для России характерен невысокий уровень безработицы (0,75%); из общего числа работающих 42% заняты в промышленности и строительстве, 15% — в сельском хозяйстве.

Большинство населения РФ — русские (81,5%). В то же время в России проживает свыше 100 народов.

Многонациональный состав населения во многом предопределил то, что одной из самых серьезных проблем после распада СССР для России стала проблема сохранения целостности территории.

В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, авто­номные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными. Та­тарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава РФ.

Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР — неизбеж­ный этап становления государства, а в перспективе РФ превратится в одну из форм конфедерации. В ноябре 1992 г. Г.В. Старовойтова ушла в отставку.

Сепаратистские настроения на местах проявились в создании региональ­ных объединений с тем, чтобы защищать собственные интересы, ущемляе­мые Центром («Сибирское соглашение», «Великая Волга» и др.).

Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были до известной степени урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подпи­сан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъек­тами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI Съездом народных депутатов РФ.

Следующим этапом определения взаимоотношений субъектов Федерации стало принятие Конституции 1993 г. Принципы федерализма, определяющие по Конституции государственно-территориальное устройство Российской Федерации, следующие:

  • государственная целостность;
  • равноправие и самоопределение народов;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и субъектами Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными орга­нами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Однако ни подписание договора, ни принятие новой Конституции не пре­кратили региональных конфликтов.

В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения враждующих сторон.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Предложения интернет-магазинов