Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». Культурное пространство советского общества в 1920—1930-е гг.

загрузка...

Исторические условия, обусловившие политику советской власти в области об­разования в 1917—1930-е гг.

На политику советской власти в области культуры в 1917—1920 гг. оказывали влияние теоретические представления большевиков о роли и задачах культуры, обстановка острого противостояния Гражданской войны, а также состояние социокультурного раскола, в котором находилось российское общество с начала XX в.

Постепенно формировалась советская система руководства культурным строительством. В ноябре 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры. Комиссия занималась и созданием аппарата Народного комиссариата просвещения РСФСР, который был образован в июне 1918 г. Наркомпрос возглавил А. В. Луначарский, его заместителем стал историк М. Н. Покровский.

Одной из наиболее тяжёлых для новой России была проблема ликвидации массовой неграмотности населения. Большевики рассматривали её и как образовательную, и как по­литическую задачу. «Добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организа­ции сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения», — было заявлено Государственной комиссией по просвещению в ноябре 1917 г. Реально приступить к решению этой задачи удалось лишь в конце Гражданской войны.

Переход к мирному строительству после Гражданской войны выявил огромный недоста­ток в образованных кадрах для создания государственного аппарата, управления народным хозяйством, армией, собственно культурой. Была провозглашена политика привлечения ин­теллигенции к сотрудничеству с советской властью с последующим её перевоспитанием в советском духе или заменой новыми кадрами специалистов. С началом индустриализации большой проблемой стало недостаточное количество квалифицированных рабочих и инже­неров.

1930-е гг. вошли в историю страны как период культурной революции. Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательно­го уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной культурной революции явилось утверждение в духовной жизни общества социалистической идеологии в качестве единой мировоззренческой основы. Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счёт не толь­ко увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Основные мероприятия советской власти в области образования и просвещения

События Содержание, значение
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвер­дил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» Были определены основные принципы новой школы: светский ха­рактер обучения и связь обучения с производительным трудом; была ликвидирована старая школьная система, вместо неё вводи­лась двухступенчатая школа: первая — для детей от 8 до 13 лет, вторая — с 13 до 17 лет, что на три года сокращало прежний срок обучения; поощрялось педагогическое новаторство, культивирова­лось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы само­управления и принцип бесплатного обучения
26 декабря 1919 г. Совнарком из­дал Декрет «О ликвидации безгра­мотности среди населения РСФСР» Согласно Декрету все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучаться грамоте. В городах и сёлах соз­давались пункты ликвидации неграмотности — ликбезы
2 августа 1918 г. вступил в силу Декрет СНК «О правилах приёма в вузы» Согласно Декрету каждый гражданин, достигший 16 лет, мог быть принят в вуз без экзаменов; при этом документы о среднем обра­зовании не требовались. Он предписывал принимать прежде всего «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии». При универ­ситетах и институтах с целью ликвидации пробелов в школьном образовании и подготовки для дальнейшей учёбы в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки)
Июль 1920 г. — организация при Наркомпросе Всероссийской чрез­вычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) Комиссия занималась подготовкой преподавателей, выпуском учебников, открытием школ грамоты. За год было выпущено 6,5 млн экземпляров букварей, в 1920 г. грамоте удалось обучить 3 млн человек
1930 г. — ЦИК и СНК СССР при­няли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» Было узаконено обязательное обучение детей обоего пола в возрас­те от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы. Для городов и промышленных районов было введено обязательное семилетнее образование с профессионально-техническим (фабрич­но-заводским) уклоном. Согласно переписи 1939 г. процент грамот­ного населения составлял 87,4%, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения

 

Развитие советской науки в 1917—1930-е гг.

Развитие отечественной науки проходило в сложных условиях. Весной 1918 г. установи­лись рабочие контакты правительства с Академией наук. Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались более комфортные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеоло­гических воззрений большевиков. Среди них были основоположник теории современного самолётостроения Н. Е. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский, вы­дающийся химик Н. Д. Зелинский, биохимик А. Н. Бах, отец космонавтики К. Э. Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов, агроном-испытатель И. В. Мичурин, растениевод К. А. Тимирязев и др. За 1918—1920 гг. было создано около 50 НИИ. Видные специалисты участвовали в разработке плана ГОЭЛРО.

Значительно сложнее обстояло дело с положением общественных наук. Дореволюцион­ные философия, социология, экономика, право, история считались «заражёнными» буржу­азной идеологией и в подавляющей части непригодными для победившего пролетариата. Активное неприятие носителей «реакционных» взглядов было продемонстрировано насиль­ственной высылкой за рубеж по инициативе В. И. Ленина в сентябре и ноябре 1922 г. бо­лее 160 видных учёных-гуманитариев. Основную массу изгнанников составляли философы, в связи с чем пароход, увозивший их в Европу, получил название «философского». Вместе с философами отправлялись в изгнание «выброшенные с территории РСФСР» (такой была формулировка официального сообщения для печати) крупнейшие экономисты, психологи, юристы. В результате акции были высланы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк, Л. И. Шестов и многие другие.

Переход от войны к миру резко поднял значимость подлинной науки, особенно при­кладных исследований, без которых планы модернизации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми.

Деятельность советских учёных

Деятель науки Род деятельности
Н. И. Вавилов Биология, генетика; создал современное учение о биологических основах селекции
В. И. Вернадский Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др.; разработал учение о ноосфере
И. М. Губкин Основатель советской нефтяной геологии
А. Ф. Иоффе Создатель советской физической школы; изучение физики кристаллов и полупро­водников
П. Л. Капица Физика; развитие теории сжижения газов
С. В. Лебедев Химия; основоположник промышленного способа получения синтетического кау­чука
Н. Н. Поликарпов Самолётостроение
Н. А. Семашко Медицина; создатель системы советского здравоохранения
Ф. В. Токарев Конструктор стрелкового оружия (пистолет ТТ)
А. Н. Туполев Самолётостроение
О. Ю. Шмидт Математика, география, геофизика, астрономия; внёс вклад в изучение северных полярных территорий
А. С. Яковлев Самолётостроение

 

Широкий размах приобрели географические исследования. Активно изучался и осваи­вался Север.

1930—1934 гг. — арктические экспедиции на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиря­ков» и «Челюскин» под руководством О. Ю. Шмидта. Цель — освоение Северного морского пути. Осенью 1933 г. корабль «Челюскин» попал в ледовое сжатие, после 5-месячного поляр­ного дрейфа затонул, раздавленный льдами. Члены команды и учёные высадились на льдину и продолжили изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 г. советские лётчики сняли челюскинцев со льдины. За это 7 полярных лётчиков пер­выми были удостоены звания Героя Советского Союза.

Май 1937 г. — февраль 1938 г. — работа первой в мире дрейфующей научно-исследо­вательской станции «Северный полюс — 1». Основной задачей работающей на ней экспеди­ции под руководством И. Д. Папанина (папанинцев) было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики.

Большое внимание уделялось созданию авиации, способной действовать в высоких ши­ротах. 1937 г. — экипаж лётчиков в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова совершил первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США.

Значительно скромнее в сравнении с естественными и точными науками были дости­жения гуманитарных наук, в наибольшей степени испытывавших на себе давление господ­ствующей идеологии. В этот период появились труды по экономике Н. Д. Кондратьева (теоретически обосновал нэп), А. В. Чаянова, в исторической науке работали Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, М. Н. Тихомиров, М. В. Нечкина и др.

Постановлением СНК от 20 декабря 1939 г. для поощрения «выдающихся работ в обла­сти науки и искусства, за лучшие изобретения и выдающиеся достижения в области военных знаний» были учреждены Сталинские премии.

Особенности развития художественной культуры в 1917—1930-е гг.

Неоднозначно встретила Октябрь 1917 г. творческая интеллигенция. Массовый террор, Гражданская война, немедленное введение социализма, мировая революция — всё это от­толкнуло от большевиков даже тех, кто ранее симпатизировал революционерам. Основное противоречие в отношении большевиков к культуре состояло в том, что, признавая необ­ходимость овладевать достижениями культуры прошлого, они неприязненно относились к интеллигенции как слою-хранителю, носителю и создателю духовных ценностей. К сере­дине 1920-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, художники И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаля­пин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и по­селился в Италии.

Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Ю. Н. Тынянов, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия. Но многим казалось, что революция как очистительная гроза омолодит страну, разбудит созидающие силы. Поскольку условия худо­жественного творчества заметно изменились, на первый план вышли «левые», авангардные течения, которые претендовали на роль единственных представителей нового пролетарского искусства. Особым влиянием пользовались футуристы, по мнению А. В. Луначарского, «ба­рабанщики нашей красной культуры». Они привлекали власти тем, что призывали деятелей искусства активно служить своим творчеством революции, искали новые яркие формы ху­дожественной выразительности. Значительные изменения произошли в области изобрази­тельного искусства. Новому времени и новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, зовущие на борьбу, агитирующие за коммунистическое будущее. Поэтому пышным цветом расцветало искусство плаката.

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просвети­тельская организация, представители которой полагали, что рабочий класс должен сначала выработать свою «пролетарскую культуру», а затем критически освоить прошлую; некоторые отвергали всю предшествующую культуру.

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали всё активнее контролировать духовную жизнь в стране. В 1922 г. был учреждён спе­циальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат.

В 1930-е гг. в художественном творчестве единственным направлением стал социалисти­ческий реализм. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-худо­жественных организаций», которое предусматривало создание единых творческих союзов. В августе 1934 г. был образован Союз писателей СССР. Первый же его съезд предписал де­ятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реа­лизма. Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т. д. Для руководства художественным творчеством и контроля над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусств.

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспри­нимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжёлым, мучительно трудным «сегодня».

Развитие советской литературы, изобразительного искусства, театра, кинемато­графа, музыкального искусства в 1917—1930-е гг.

Виды искусства Деятели, произведения, события
Литература B.В. Маяковский («Ода революции», «Левый марш», «Хорошо!»); А. А. Блок («Двенад­цать»): в основе произведений — тема революции.

Возникает множество новых литературных групп и организаций:

—  группа «Серапионовы братья» (Е И. Замятин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин и др.); искала новые художественные формы отражения послереволюционной жизни страны;

—  группа «Перевал» (М. М. Пришвин, В. П. Катаев и др.); выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы;

—  группа ЛЕФ («Левый фронт искусств») — 1922—1929 гг. (поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев и др.); творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ». В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), основ­ным требованием которой было оценивание литературных произведений с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны: И. Э. Бабель («Конармия»), Вс. Иванов («Бронепоезд 14-69»); А. С. Серафи­мович («Железный поток»); К. А. Тренёв («Любовь Яровая»); М. А. Шолохов («Донские рассказы»); Д. А. Фурманов («Чапаев»); А. Весёлый («Россия, кровью умытая»). Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Этот жанр был представлен рас­сказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П: Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».

1930-е гг. А. Н. Толстой дописал трилогию «Хождение по мукам», роман «Пётр I». М. А. Шолохов написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Писал романы А. П. Платонов («Чевенгур», «Котлован»). Существовала прекрасная детская литература — книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто,

C.         В. Михалкова, Л. А. Кассиля, А. П. Гайдара и др.

 

Продолжение

Виды искусства Деятели, произведения, события
Живопись К. С. Петров-Водкин (««1918 год в Петрограде»); Б. М. Кустодиев (««Большевик») Плакатное искусство: Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»); В. Дени («Деникинская банда», «Кулак-мироед»).

В 1919 г. начинают выходить «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агент­ства), или «Окна РОСТА», — сатирические плакаты, снабжённые лаконичными сти­хотворными текстами. В создании как текстов, так и рисунков принимал участие В. В. Маяковский. Рисунки так же создавали К. С. Малевич, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Д. Моор и др.

В 1928 г. оформилась Ассоциация художников революционной России (АХРР): в осно­ве творчества — «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского (портреты лидеров партии и государства), М. Б. Грекова (художник- баталист, «Тачанка»).

В 1930-е гг. мастера изобразительного искусства должны были демонстрировать вер­ность социалистическому реализму.

Б. В. Иогансон («Рабфак идёт», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.); А. А. Дейнека («Будущие лётчики», мозаики московской станции метро «Маяковская»); Ю. И. Пименов («Новая Москва»); М. В. Нестеров (серия портретов советской интел­лигенции) и др.

Скульптура В 1918 г. утверждён план «монументальной пропаганды», в рамках которого должны были установить монументы «великим людям в области революционной и обществен­ной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства». В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы, ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: С. Т. Конёнков, В. И. Мухина, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр («Булыжник — оружие про­летариата. 1905 год») и др.

В. Е. Татлин (авангардист, родоначальник русского конструктивизма) в 1919 г. создал проект «Башни Третьего Интернационала» (модель памятника III Интернационалу). В 1937 г. В. И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для па­вильона СССР на Международной выставке в Париже

Архитектура В 1920-е гг. происходит становление и развитие архитектурного конструктивизма — направления в архитектуре, для которого характерны строгость, геометризм, лаконич­ность форм и монолитность внешнего облика. Характерные памятники конструктивиз­ма — Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

1920—1922 гг. — Шуховская (Шаболовская) телебашня (инженер, архитектор В. Г. Шухов).

1930 г. — гранитный мавзолей В. И. Ленина на Красной площади. Сер. 1930-х гг. — здание гостиницы «Москва» (архитектор А. В. Щусев). Вторая половина 1930-х гг. — здание театра Красной Армии (архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев).

Грандиозные сталинские планы нашли своё воплощение не только в гигантских инду­стриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и замыслах: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернист­ские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 1930-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тя­готением к традициям неоклассицизма

 

Продолжение

Виды искусства Деятели, произведения, события
Театр 1918 г. — В. Э. Мейерхольд осуществил постановку спектакля «Мистерия-буфф» по пьесе В. В. Маяковского (оформление К. С. Малевича).

1920-е гг. — создание театра В. Э. Мейерхольда, Театра Революции. Поиски новых театральных форм.

С конца 1920-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драма­тургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьём»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др.

Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нём собрались корифеи русского театра: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин — и актёры нового поколения: О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, А. К. Тарасова, М. М. Яншин и др. Всемерной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство. Два ведущих те­атра — Большой в Москве и Кировский (бывший Мариинский) в Ленинграде. Оперные исполнители: А. В. Нежданова, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский и др. Артисты балета: Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская и др.

Кинематограф 1920-е гг. С. М. Эйзенштейн — «Броненосец «Потёмкин» (1925), «Октябрь» (1927); В. И. Пудовкин — «Мать» (1926).

1930-е гг. Историко-революционная тематика: «Чапаев» (режиссёры братья Васильевы)] трилогия о Максиме (режиссёры Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг)-, «Мы из Кронштадта» (режиссёр Е. Л. Дзиган)\ «Щорс» (режиссёр А. П. Довженко).

1931 г. — на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (ре­жиссёр Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учи­тель».

Музыкальные кинокомедии: Г. В. Александров — «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга- Волга», «Светлый путь»; И. А. Пырьев — «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Исторический жанр: фильмы «Пётр I» (режиссёр В. М. Петров); «Александр Невский» (режиссёр С. М. Эйзенштейн); «Минин и Пожарский», «Суворов» (режиссёр В. И. Пу­довкин) и др.

Яркие образы в фильмах 1930-х гг. создали П. М. Алейников, Б. Ф. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Н. К. Черкасов и другие талантливые артисты

Музыка Музыкальная жизнь страны в 1930-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Ду­наевского. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке.

Расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс, В. П. Соловьёв-Седой и др.

Произведения авторов, не отвечавшие критериям идейности, не допускались к публи­кации, исполнению, выходу на экраны. Эта участь постигла литературные произведения М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой, А. П. Платонова и др. Репрессии конца 1930-х гг. унесли жизни писателей и поэтов О. Э. Мандельштама, Б. А. Пильняка, И. Э. Бабеля, режиссёра В. Э. Мейерхольда и др.

Власть и церковь

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеисти­ческими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.

В декабре 1917 г. был издан Декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения, а также Декрет о гражданском браке, в котором цер­ковный брак объявлялся частным делом граждан.

В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Нев- ской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения. Это вы­звало возмущение духовенства и прихожан. Пролилась первая кровь. Патриарх Тихон ответил на творимые бесчинства посланием, в котором предал большевиков анафеме. Ответом власти стал Декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Одной из главных задач большевистского руководства в начале 1920-х гг. стал подрыв влияния РПЦ в массах. Происходило усиление антирелигиозной пропаганды, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. При­нявший патриаршие обязанности митрополит Пётр был выслан на Соловки.

В целях законодательного ограничения религиозной пропаганды в 1929 г. в Конститу­цию СССР была внесена поправка, которая ограничивала религиозную деятельность цер­ковными стенами. В то же время право на антирелигиозную пропаганду было оставлено в силе.

Повсеместно закрывались монастыри, арестовывались священнослужители, новая власть лишила их избирательных прав, обложила самыми высокими налогами. Безжалостно разру­шались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Мо­скве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Были разрушены Успенский собор в Ярославле, Троицкий кафедральный собор в Архангельске и др. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

Предложения интернет-магазинов