Культурное пространство империи в 19 в. Серебряный век русской культуры

загрузка...

Образование

В начале XIX в. в России сложилась система образования. Реформа образования 1803 г. при­вела к созданию в губернских городах гимназий, в уездных городах уездных училищ. При­ходские училища создавались в сельской местности. Были открыты университеты: Дерпт- ский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский.

При Николае I все типы школ стали сословно обособленными. Во второй половине XIX в. появились комитеты грамотности, просветительские организации. В 1859 г. были организо­ваны первые в России воскресные школы. С 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Основным типом средней школы были гимназии (реальные и классические). К началу 1890-х гг. было открыто около 300 женских средних учебных заведений, высшие женские курсы в Москве и Петербурге. Открылись новые университеты в Томске и Одессе. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности составлял 21,1 %. Высшее образование имели около 1 % населения, среднее — 4%.

Научные знания в XIX в.

Биология И. А. Двигубский в 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющие её существа с тече­нием времени претерпевают коренные изменения. И. Е. Дядьковский доказывал, что все явления в природе подчинены общим законам развития. Обоснование представлений о развитии живых организмов представил К. М. Бэр в книге «Всеобщий закон развития природы» (1834)
Математика Большой вклад был внесён в развитие математической физики М. В. Остроградским. В геометрии были сделаны открытия мирового уровня: в 1826 г. произведено обоснование неевклидовой гео­метрии профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским
Физика и механика 1802 г. — В. В. Петров разработал гальваническую батарею. В 1832 г. П. Л. Шиллинг создал первый в мире электрический телеграф. В 1850 г. Б. С. Якоби изобрёл буквопечатающий аппарат для теле­графа. Математик и механик П. Л. Чебышев разрабатывал теории машин, конструирования механиз­мов. ФизикА Г. Столетов в 1876 г. при измерении отношения электромагнитных и электростатиче­ских единиц получил значение, близкое к скорости света. А. С. Попов в 1895 г. продемонстрировал изготовленный им приёмник-передатчик. Через несколько лет он добился 150-километровой даль­ности передачи и приёма. В 1876 г. П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу
Металлургия и транспорт Выдающийся металлург П. П. Аносов разработал четыре варианта технологии получения булат­ной стали. В 1830-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Ефим и Мирон Черепановы построили паровоз и железную дорогу, которая связала фабрику и медный рудник. В 1837 г. открыта пассажирская железная дорога Петербург — Царское Село. В 1881 г. А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолёт, испытания закончились неудачей. В 1888 г. Ф. А. Блинов изобрёл гусеничный трактор

 

Литература

Первая половина XIX в. стала временем становления современного литературного язы­ка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную письменную речь. Появление романтизма в русской литературе связано с именами В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского.

Писатели, поэты Произведения, характеристики
А. С. Пушкин Заложил основы русского реалистического направления. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и др.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Бородино» и др.
Н. В. Гоголь Основатель критического реализма. «Шинель», «Мёртвые души», «Ревизор» и др.
А. Н. Островский Пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы» и др.
И. С. Тургенев «Записки охотника»,’«Му-му», «Отцы и дети» и др.
Н. Г. Чернышевский Роман «Что делать?» и др.
М. Е. Салтыков-Ще­дрин Редактор журнала «Отечественные записки».

«Господа Головлёвы», «История одного города», сатирические сказки и др.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Русские женщины» и др.
И. А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» и др.
Н. С. Лесков «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и др.
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.

 

В первой половине XIX в. русская литература вступила в свой золотой век. В условиях обмирщения культуры, отказа на Западе от многих традиционных ценностей и идеалов рус­ская литература XIX в. была глубоко пронизана православной традицией. Во второй полови­не XIX в. популярными стали и идеи социализма, революционного обновления существующих порядков, использования методов террора для достижения поставленных целей.

Музыка

Первая половина XIX в. Народные мотивы звучали в творчестве А. А. Алябьева. Романти­ческое направление в музыкальном искусстве представлял А. Н. Верстовский. Центральное место в музыкальном искусстве принадлежит М. И. Глинке (оперы «Жизнь за царя», «Иван Сусанин» — 1836 г., «Руслан и Людмила» — 1842 г.). Опера «Русалка» А. С. Даргомыжского ознаменовала появление жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы.

Вторая половина XIX в. Период творчества «Могучей кучки» — содружества пяти компо­зиторов: М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина»), Ц. А. Кюи, А. П. Бородина («Князь Игорь»), Н. А. Римского-Корсакова («Псковитянка»). Вторая половина XIX в. — расцвет творчества П. И. Чайковского (оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).

В 1860 г. благодаря стараниям пианиста и блестящего дирижёра Н. Г. Рубинштейна от­крылось Московское отделение Русского музыкального общества. В 1866 г. при Музыкаль­ном обществе была создана консерватория.

Театр

В конце XVIII — начале XIX в. на сцене театров господствовал классицизм. В 1820 — 1830-е гг. в театре проявляется романтизм с характерным акцентом на внутренних пе­реживаниях героев. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал П. С. Мочалов. Его герои отличались самоотверженной борьбой за свободу и справедли­вость, а его игра — бурной эмоциональностью. С 1840-х гг. основоположником реализма на русской сцене стал великий актёр Московского Малого театра М. С. Щепкин, выходец из крепостных. Каждая новая роль Щепкина в Малом театре становилась крупнейшим обще­ственным событием. В актёрской среде выдающееся место принадлежало театральным ди­настиям Садовских, Самойловых, Васильевых. В 1870-х гг. взошла звезда М. Н. Ермоловой.

Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделён на Большой (пред­назначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Петербурге наиболее известным был Апександринский театр, отличавшийся от более демократичного Московского Малого своим официальным характером.

Живопись

Центром художественной жизни России стало открытое в 1832 г. в Москве училище живописи, ваяния и зодчества. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в То­варищество передвижных художественных выставок (устраивали выставки по всей России). Основателями Товарищества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Передвижники были художниками-реалистами.

Художники XIX в.

К. П. Брюллов Представитель классицизма (академизма в живописи). «Последний день Помпеи» (1830—1833)
О. А. Кипренский Представитель романтизма в живописи, портретист

 

Продолжение

В. А. Тропинин Представитель романтизма в живописи, портретист
А. А. Иванов «Явление Христа народу» (1837—1858)
П. А. Федотов Основоположник критического реализма. «Свежий кавалер», «Сватовство майора»
А. Г. Венецианов Мастер бытового жанра. Картины художника были посвящены повседневному тру­ду и быту крестьян. «На пашне», «Гумно»
В. Г. Перов Представитель критического реализма. «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувер­нантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Тройка»
И. Н. Крамской Мастер жанровой, исторической и портретной живописи. «Неизвестная», «Неутеш­ное горе», «Христос в пустыне»
И. И. Шишкин Художник-пейзажист. «Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор», «Корабельная роща»
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
В. М. Васнецов «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святосла­вовича с половцами»
И. Е. Репин «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»
В. А. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Поко­рение Сибири Ермаком»
В. А. Серов «Девочка с персиками», «Похищение Европы»
И. И. Левитан Художник-пейзажист.

«Золотая осень», «Берёзовая роща», «Март»

И. К. Айвазовский Художник-маринист, баталист.

«Девятый вал», «Радуга», «Чесменский бой»

А. И. Куинджи «Украинская ночь», «Берёзовая роща», «Ночь на Днепре»
В. В. Верещагин Художник-баталист. Погиб в Русско-японской войне. «Апофеоз войны», «Наполеон на Бородинских высотах», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»

 

В 1892 г. известный русский коллекционер живописи П. М. Третьяков передал свою ху­дожественную галерею в дар Москве.

Архитектура

В архитектуре до 1840-х гг. господствовал классицизм (ампир). Особенностью строи­тельства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и соору­жений, объединённых в единое целое. А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси работали в основном в Петербурге. В Москве в стиле ампир были выполнены работы О. И. Вове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Д. И. Жилярди. В 30-е гг. XIX в. начинает распространяться русско- византийский стиль. Архитектором К. А. Тоном в этом стиле были созданы Большой Крем­лёвский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.

Во второй половине XIX в. в архитектуре господствовала эклектика (от греческого слова «экпегейн» — выбирать, избирать). Распространённым становится «неорусский» (или «псев­дорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фи­гурные наличники. В этом стиле были построены знаменитые московские здания: Городская дума (Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (А. Н. Померанцев).

Скульптура XIX в.

Скульпторы Произведения
И. П. Мартос Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818), памятник Ломоносову в Архан­гельске, памятник герцогу де Ришельё в Одессе
П. К. Клодт «Кони Нарвских ворот», «Укротители коней» на Аничковом мосту, памятник Нико­лаю I, памятник И. А. Крылову, квадрига на фасаде Большого театра
М. М. Антокольский «Иван Грозный», «Пётр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак»
A. M. Опекушин Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880)
М. О. Микешин Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде — 129 скульптурных фигур; памятник Екатерине II в Петербурге

 

Культура Серебряного века Литература

Реализм Л. Н. Толстой («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»); А. П. Чехов («Три сестры», «Вишнёвый сад»); И. А. Бунин («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов); А. И. Куприн («Поединок»); М. Горький («Враги», «Мать»)
Символизм Символисты утверждали, что вера и религия — краеугольные камни человеческого бытия и искусства. В форме декаданса в поэзии преобладали настроения тоски и безнадёжности, резко выраженный индивидуализм (К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, В. Я. Брюсов). После 1909 г. символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «ли­шённому души» Западу (А. А. Блок — поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина»; А. А. Белый — «Серебряный голубь», «Петербург»)
Акмеизм Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность сло­ва. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно выме­ренных и взвешенных слов» (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам)
Футуризм Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения (кубо- футуризм). Представители: петербургская группа «Гилея» (В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, А. Е. Кручёных, В. В. Маяковский, В. В. Каменский). Ассоциацию эгофутуристов возглавлял И. Северянин

 

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов — С. Есенин, Н. Клюев, С. Кпычков.

Живопись

Сторонники нового стиля модерн объединились в творческом обществе «Мир искус­ства». «Мирискусники» утверждали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфе­ра человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных вли­яний. Его задача — привносить красоту в жизнь людей. За длительный период (1898—1925) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники — А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов.

В 1907 г. в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой при­няли участие 16 художников {П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.), тесно связанных с поэтами-символистами. Символизм в русской живописи включал в себя таких разных по своим живописным системам художников, как М. А. Врубель, К. С. Петров- Водкин и др. Ряд крупнейших русских художников — В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с национальными традициями русского искусства.

Скульптура

Скульптура была связана с импрессионизмом и модерном.

Скульпторы Произведения
П. П. Трубецкой Скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. Памятник Александру III в Петербурге
А. С. Голубкина Соединение тенденций импрессионизма: скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.
С. Т. Конёнков «Камнебоец», «Нищая братия», «А. П. Чехов»

 

Архитектура

Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры в стиле модерн. Облик русско­го, особенно московского, модерна определило творчество Ф. О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк 3. Г. Морозовой, дом С. П. Рябушинского), традиции древнерусского зодчества (здание Ярославского вокзала в Москве, 1902—1904 гг.). Модерн соседствовал с неоклассицизмом {И. В. Жолтовский), эклектикой, умышленно соединяющей различные архитектурные стили. Показательным в этом плане было архи­тектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооружённой по проекту В. Ф. Валькотта.

Музыка, балет, театр, кинематограф

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Русская вокальная шко­ла была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.

Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформ­ляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

В поисках находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёр­ской школы — видел будущее театра в углублённом психологическом реализме, искусстве
актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой де­ятельности. «Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908—1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, где представляли публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку.

В начале XX в. возник новый вид искусства — кинематограф. Первые «иллюзионы» от­крылись в России в 1903 г., а к 1914 г. зрителей приглашали уже около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», ав1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Накануне Первой мировой войны в России работало почти 30 отечественных кинофирм.

Предложения интернет-магазинов