Развитие культуры в СССР в 1945—1991 гг.

загрузка...

Развитие системы образования в СССР

Периоды Краткие характеристики
1946—1953 гг. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образователь­ной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образо­вание. Уже в 1946 г. они выросли по сравнению с предыдущими в 2,5 раза. Была на­чата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалифи­кации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоен­ный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт ещё в 1947 г. К концу 4-й пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а среднее специальное образование по­лучили в это время 1278 тыс. человек
1953—1964 гг. По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социаль­но-гуманитарной сфере.

В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образова­ние молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята

1964—1985 гг. Развитие научно-технического прогресса требовало особого внимания к вопросам народного образования и подготовки квалифицированных кадров. В 1970-е гг. был осуществлён переход к всеобщему среднему образованию. Росло число вузов и обучающихся в них студентов (в 1977 г. в вузах училось почти 5 млн человек). К началу 1980-х гг. около 40% городских жителей имели вузовские дипломы
1985—1991 гг. Начиная с 1984 г. делается попытка улучшить «постановку трудового воспитания, об­учения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе». Обучение в средней школе становится одиннадцатилетним. В 10—11 классах организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. С 1988 г. происходит возвращение к старым программам

Крупнейшие достижения науки и техники

Периоды Достижения, краткие характеристики
1953—1964 гг. Пуск первой в мире промышленной АЭС в Обнинске (1954); создание турборе­активного пассажирского лайнера Ту-104 (1955); запуск самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.); спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (конец 1957 г.); полёт Ю. А. Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.); первый в мире полёт женщины-космо­навта В. В. Терешковой (1963); вывод на орбиту первого многоместного космиче­ского корабля «Восход-1» с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым (1964)
1964—1985 гг. 18 марта 1965 г. космонавт А. А. Леонов осуществил первый выход человека в от­крытый космос во время полёта на космическом корабле «Восход-2». В 1970 г. на Луну была доставлена первая в мире автоматическая лунная станция — «Луноход-1». В 1966 г. в СССР был построен первый отечественный самолёт с изменяемой в по­лёте стреловидностью крыла конструкции П. О. Сухого. В 1967 г. под Серпуховым был запущен синхрофазотрон, остававшийся в течение многих лет крупнейшим в мире. В том же году построена самая высокая в Европе Останкинская телебашня (Н. В. Никитин). В 1968 г. в опытно-конструкторском бюро М. Л. Миля создали верто­лёт-гигант В-12, а в 1978 г. построили самый крупный в мире вертолёт Ми-26. В 1968 г. создан сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (главный конструктор — А. А. Туполев), в 1974 г. спущен на воду атомный ледокол «Арктика»; в 1975 г. осу­ществлён совместный советско-американский экспериментальный полёт космических кораблей по программе «Союз» — «Аполлон»; в 1976 г. в КБ им. С. В. Ильюшина создан первый российский аэробус — пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил-86; в 1979 г. в Институте атомной энергии им. М. В. Курчатова пущена первая в мире термоядерная установка со сверхпроводящими электромагнитами «Тока- мак-7». В 1982 г. созданы один из самых больших в мире транспортных самолётов Ан-124 «Руслан» конструкции О. К. Антонова и боевой вертолёт Ка-50 «Чёрная акула» в КБ им. Н. И. Камова. Различные модели истребителей МИГ были созданы в КБ А. И. Микояна. На этих самолётах было установлено 55 мировых рекордов. Новые модели стрелкового оружия создал оружейник М. Т. Калашников
Развитие литературы и искусства
Периоды Достижения, краткие характеристики
1946-1953 гг. Тема войны и её влияния на человека стала главной в советском искусстве на долгие годы.

Одними из первых ярких произведений, получивших народное признание, стали «Мо­лодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Ва­силий Тёркин» А. Т. Твардовского. Вместе с тем часто произведения писателей и по­этов критиковались за недостаточный показ партийного руководства (первый вариант романа «Молодая гвардия») или пессимизм (текст песни М. А. Исаковского «Враги сожгли родную хату»).

Слабая материальная база советского кинематографа позволяла выпускать не бо­лее 10—20 фильмов в год. Их тематика утверждалась лично Сталиным. Фильмы должны были вселять в зрителя жизненный оптимизм, уверенность в преодоле­нии трудностей. Популярными в послевоенные годы стали кинофильмы «Молодая гвардия» С. А. Герасимова, «Кубанские казаки» и «Сказание о земле Сибирской» И. А. Пырьева, «Весна» Г. В. Александрова, «Садко» А. Л. Птушко. Вместе с тем критике подверглась 2-я серия кинофильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». По мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя — нерешительного и бесхарактерного; неправильно, в негативном виде показана опричнина

 

Продолжение

Периоды Достижения, краткие характеристики
1953—1964 гг. Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители лите­ратуры. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-ма­тушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмос­феры, которая сложилась в стране.

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших про­блемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. Развитию литературы способствовали новые литературно-художественные журналы — «Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Иностранная литература», «Со­ветский экран» и др. Центром притяжения либеральной интеллигенции стал «Новый мир», вновь возглавленный в июне 1958 г. А. Твардовским.

Многочисленная аудитория собиралась в Политехническом музее в Москве, чтобы послушать, как молодые авторы читали свои стихи. Здесь выступали А. А. Возне­сенский, Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулина и другие поэты. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на соблюдение чувства меры. Критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли пар­тии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустов­ский и др.), но и скульптор Э. Неизвестный, художник Р. Фальк, кинорежиссёр М. Хуциев, философы, историки. Самый громкий скандал разразился в декабре 1962 г., когда Хрущёв во время посещения художественной выставки в Манеже подверг рез­кой критике работы молодых художников.

Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судь­ба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека. Важным событием театральной жизни Москвы стало создание в 1956 г. театра «Совре­менник». Основателями театра были молодой режиссёр и актёр О. Н. Ефремов, актёры Е. А. Евстигнеев, О. П. Табаков, Г. Б. Волчек и другие. Зрители были настолько потрясены первым спектаклем театра — пьесой В. С. Розова «Вечно живые», что не хотели уходить, и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актёрами. Через год снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получит Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В 1956 г. в Лондоне прошли гастроли Большого театра. Выступление великой рос­сийской балерины Г. С. Улановой, танцевавшей Жизель и Джульетту, имело триум­фальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времён Анны Павловой.

Прочно вошёл в репертуар многих балетных трупп и исполнялся на лучших сценах мира балет «Спартак», созданный в 1950-е гг. одним из выдающихся композиторов XX века А. И. Хачатуряном

Периоды Достижения, краткие характеристики
1964—1985 гг. Несмотря на цензурные ограничения, художественная жизнь в эти годы была насы­щенной и яркой.

Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»), Ю. Трифонов («Дом на набережной»), Ю. Бондарев («Выбор»).

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали театральные режис­сёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек. Специфической чертой культуры 1960—1970-х гг. была так называемая «магни­тофонная революция». Записи не поддававшихся контролю бардовских песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, автор сатирических текстов М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживём до понедель­ника», 1969, реж. С. И. Ростоцкий, «Начало», 1970 и «Прошу слова», 1976, реж. Г. И. Панфилов). Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы А. А.Тарковского («Зеркало», «Андрей Рублёв»), К. Г. Муратовой («Короткие встречи»), А. Ю. Германа («Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин») выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория. С. Ф. Бондарчук экранизировал роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Фильм был закуплен для проката многими зарубежными странами и получил престижную кино­премию «Оскар».

Всенародной любовью пользовались кинокомедии, снятые Л. И. Гайдаем («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука»); Э. А. Рязановым («Иро­ния судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман»). Театральное искусство пере­живало настоящий взлёт. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрите­лю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией. На спектакли московской Таганки («Мастер и Маргарита», «Добрый человек из Сезуана», «10 дней, которые потрясли мир»), Театра им. Ленинского комсомола («Тиль», «Юнона и Авось»), ленинградского Большого драматического театра («Три сестры», «История лошади») невозможно было попасть. Всемирной известностью пользовался кукольный театр С. В. Образцова. Огромную аудиторию по всему миру собирают выступления артистов советского балета (М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа)\ советского цирка (клоуны М. Н. Румянцев (Карандаш), О. К. Попов, Ю. В. Никулин-, дрессировщики Запашные, иллюзионисты Кио). Яркие и незабываемые образы в кино и на театральной сцене создали Е. П. Леонов, Ф. Г. Раневская, Т. В. Доронина, О. И. Янковский, Л. М. Гурченко и другие актёры. Всенародное признание получили многочисленные песни на музыку А. Н. Пахмутовой. Всемирно известными стали мелодии, которые она написала для Олимпийских игр в Москве. Песни Пахмутовой исполняют эстрадные певцы России и других стран. Лучшие традиции российского изобразительного искусства в своём творчестве раз­вивали И. С. Глазунов (российский живописец и график, портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970—1990-е гг.), в которых воплотил соб­ственную концепцию исторического пути России («Вечная Русь», «Мистерия XX века» и др.); А. М. Шилов (живописец, портретист); К. А. Васильев (автор, продолживший традиции символизма и модерна в своих полотнах на темы фольклора, древней и современной русской истории); Е. В. Вучетич (скульптор, автор мемориальных ком­плексов в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде)

 

Периоды Достижения, краткие характеристики
1985—1991 гг. Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач — в самой общественной системе.

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музы­кальное и изобразительное искусство. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. Прошкина, «Слуга» А. Мин­дадзе, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Власть соловецкая» М. Голдовской и др. В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше…», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, вводившие на сцену только что реабилитированные или забы­тые исторические персонажи

 

Достижения советского спорта

Уже первое участие советских спортсменов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отме­чено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном команд­ном зачёте команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призёром Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарёва). Луч­шим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц. Зо­лотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в высоту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др.

Первым советским чемпионом мира по шахматам стал М. М. Ботвинник. В дальнейшем чемпионское звание выигрывали советские шахматисты В. Смыслов, М. Таль, Т. Петросян, А. Карпов, Г. Каспаров и другие.

Советская футбольная команда стала олимпийским чемпионом 1956 г., победив на играх в Мельбурне; в 1960 г. выиграла первый в истории чемпионат Европы, а в 1966 г. заняла четвёртое место на чемпионате мира. Это были годы триумфа великого советского фут­болиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 без пропущенных голов). В 1963 г. Яшин получил приз «Золотой мяч» лучшего футболиста Европы.

Созданная в стране развитая материально-техническая база спорта позволила совет­ским спортсменам достичь многих мировых успехов. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а мужская сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами — сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров. Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова. Самым сильным человеком пла­неты долгие годы считался выдающийся советский тяжелоатлет В. Алексеев. Единственной 6-кратной олимпийской чемпионкой в истории конькобежного спорта стала Л. П. Скоблико­ва, получившая спортивное прозвище «Уральской молнии».

Политика советского государства по отношению к церкви

Курс государства в отношении церкви, установившийся в годы войны, продолжался и после её окончания. В 1954—1955 гг. впервые за годы советской власти с согласия властей были напечатаны на русском языке Библия и Евангелие. Началось возвращение из лагерей и тюрем заключённых священников. Половина всех архиереев Русской православной церкви этого времени в прошлом были репрессированы.

Начавшаяся в 1956 г. критика Сталина и его политики коснулась и сложившихся взаимо­отношений власти и церкви. С 1958 г. началась новая антирелигиозная кампания. Постанов­ление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок вдвое сократить число монастырей, про­вести «чистку» церковных библиотек, ограничить паломничество верующих к святым местам. Из 13 414 храмов было закрыто 5891, из 63 монастырей — 44. Численность духовенства за это время сократилась с 12 тыс. до 7,4 тыс. чел. Этот курс продолжался, несмотря на про­тесты верующих и духовенства. Родителям детей, посещавших церковь, угрожали лишением родительских прав и отправкой детей в интернат.

Аналогичные меры предпринимались и в отношении мусульман, иудеев, католиков.

Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строитель­ством и объявленной скорой победой коммунизма — общества, в котором нет места рели­гии и церкви.

Поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства стал 1000-летний юбилей Крещения Руси (1988). После встречи М. С. Горбачёва с патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного Синода вновь начинается воз­вращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Состоявшийся в дни торжеств Поместный Собор принял но­вый устав, канонизировал Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, Ксению Пе­тербургскую, Амвросия Оптинского и др. В считанные дни разошёлся 100-тысячный тираж Библии и 500 тысяч Молитвословов.

В июне 1990 г. после смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви был избран Алексий II. Свою позицию новый патриарх обозначил так: «Атеизм — это духовный Чернобыль. Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека. Ему придётся потесниться».

Наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.

Предложения интернет-магазинов