Советское общество в середине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

загрузка...

Хронология основных событий

1964—1982 гг. — первый (с 1966 г. — Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

1965 г. — начало реформы А. И. Косыгина.

1977 г. — принятие последней Конституции СССР.

1980 г. — летние Олимпийские игры в Москве.

1982—1984 гг. — Ю. В. Андропов — генеральный секретарь ЦК КПСС.

1984—1985 гг. — К. У. Черненко — генеральный секретарь ЦК КПСС.

Руководители СССР в 1964—1985 гг.

Л. И. Брежнев Первый секретарь ЦК КПСС (1964—1966)

Генеральный секретарь ЦК КПСС (1966—1982)

Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1977—1982)

Ю. В. Андропов Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982—1984)

Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983—1984)

Председатель КГБ СССР (1967—1982)

К. У. Черненко Генеральный секретарь ЦК КПСС (1984—1985)

Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1984—1985)

 

Политическое развитие СССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Наиболее значимые события

Годы Краткие характеристики
1964 г. На пленуме ЦК КПСС принято решение «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских органов»
1965 г. На пленуме ЦК КПСС объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении отрас­левых министерств с начала новой пятилетки
1965 г. Во время празднования Дня Победы Брежнев в своём докладе впервые после мно­гих лет хрущёвских обвинений упомянул о вкладе Сталина в победу над фашист­ской Германией. Упоминание буквально утонуло в аплодисментах. Линия на отказ от дальнейших разоблачений ужасов сталинизма была продемонстрирована и на XXIII съезде партии (март — апрель 1966 г.)
1966 г. На XXIII съезде КПСС из Устава КПСС убрали указания о нормах регулярной сменя­емости состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Стабиль­ность руководящих кадров обернулась их старением, губительной «геронтократией»

 

Продолжение

Годы Краткие характеристики
1967 г. В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического об­щества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концеп­цию «развитого социализма»
1977 г. Принята новая Конституция СССР, в 6-й статье которой была закреплена руководя­щая и направляющая роль КПСС в обществе. Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать глав­ной политической силой в стране
1982 г. Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. Новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период

 

Социально-экономическое развитие страны во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.

Реформы сельского хозяйства

1965 г. 1)         был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет план обязательных за­купок зерна государством;

2)        были в 1,5—2 раза повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

3)         для сверхплановых закупок были установлены 50% надбавки;

4)         были снижены цены на технику и запчасти;

5)         были списаны долги колхозов и совхозов государству;

6)         была уменьшена ставка подоходного налога с крестьян;

7)          в рамках государственных заданий хозяйствам предоставлялась полная самостоя­тельность планирования производства

В 1965 г. колхозы и совхозы за сданную продукцию получили выручку почти на 15% больше, чем в 1964 г.
1974 г. Принято постановление партии и правительства «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР», предполагавшее резкое увеличение в течение 15 лет капиталовложений в эти районы
Средства выделялись, но существенного улучшения ситуации в деревне не наступало
1982 г. Одобрена «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.», главной идеей которой была попытка создания единого государственного агропромышленного ком­плекса
Существенного улучшения в отрасли добиться не удалось

 

Реформы промышленности

1965 г. Началась реформа, получившая название «косыгинской»:
1) была восстановлена отраслевая система управления экономикой, ликвидиро­ваны совнархозы;
2) с 30 до 9 сокращалось количество плановых показателей;
3) главным показателем работы предприятий стал объём реализованной про­дукции;
4) предприятия получили право тратить часть прибыли на развитие производства улучшение условий труда и быта, в частности на строительство жилья

 

Продолжение

1979 г. Преобладает стремление использовать административные меры управления на­родным хозяйством. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем совершенство­вании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных ор­ганов» делается упор на дальнейшее повышение роли государственного плана как важнейшего инструмента государственной политики. Вновь было увеличено число обязательных плановых показателей для предприятий
1983 г. Борьбу за улучшение экономического положения государства новый лидер стра­ны Ю. В. Андропов начал с широкомасштабной кампании по укреплению трудо­вой дисциплины. Например, в больших городах в рабочее время стали прово­диться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных универмагах и других местах скопления людей, во время которых проверялись документы с целью выявить прогульщиков. Начинается широкомасштабный экономический эксперимент, ос­новными чертами которого стали:

1)         введение частичного хозрасчёта;

2)         предоставление определённой самостоятельности предприятиям в составле­нии планов производства;

3)         снижение числа контрольных показателей.

 

А. Н. Косыгин — государственный и партийный деятель, в разные годы занимавший посты наркома текстильной промышленности, министра финансов, министра лёгкой про­мышленности, председателя Госплана СССР и др. В 1964—1980 гг. — Председатель Совета Министров СССР.

Крупнейшие экономические объекты, созданные в 1965—1980 гг.

1966—1970 гг. За пятилетие было возведено 1900 новых крупных промышленных пред­приятий и объектов, в том числе уникальные Западно-Сибирский и Ка­рагандинский металлургические комбинаты, Волжский трубный завод, Красноярская ГЭС, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове, первая очередь Волжского автомобильного завода в Тольятти. Закончено было формирование единой энергетической системы европейской ча­сти страны, создана объединённая энергосистема Центральной Сибири. Восьмая пятилетка получила образное название «золотой пятилетки»
1971—1985 гг. Упор в промышленном развитии в 1970-е гг. был сделан на создание ги­гантских территориально-производственных комплексов. Всего их было несколько десятков. Главное внимание уделялось Западно-Сибирскому ТПК. В Тюменской области ещё в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз. Развёрнуты были два комплекса по добыче угля от­крытым способом: в Казахстане — Павлодарско-Экибастузский топлив­но-энергетический, в Красноярском крае — Канско-Ачинский. Здесь до­бывался самый дешёвый уголь страны. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, а на базе Саяно-Шушенской ГЭС — Саянский ТПК по обработке цветных металлов. В Набережных Челнах в 1976 г. новый автозавод начал выпуск грузовых автомобилей «КамАЗ». В декабре 1978 г. введена в строй первая оче­редь огромного Волгодонского завода тяжёлого машиностроения (Атом- маш). Именно здесь начиналось поточное производство различных типов ядерных реакторов для АЭС. В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было возобновлено строительство Байкало-Амурской магистрали, объявленной Всесоюзной ударной ком­сомольской стройкой. Строительство железной дороги длиной более 3 тыс. км в основном было завершено в 1984 г.
Экономический потенциал, созданный в 1966—1975 гг., оказался равен потенциалу, на создание которого в стране ушли предыдущие полвека

 

Социальная политика

В 1960—1980-е гг. существенно повысилось благосостояние населения. В 1966 г. была ликвидирована система оплаты по трудодням в сельском хозяйстве, колхозники стали полу­чать ежемесячную заработную плату. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих, занятых в 1970 г. в промышленности, равнялась 133,3 р. в месяц, в сельском хозяйстве — 100,9 р., что было почти в два раза больше прожиточного минимума. До­полнительные доходы из фонда общественного потребления (бесплатные путёвки в дома отдыха, бесплатный летний отдых для детей и т. д.) и личных подсобных хозяйств также способствовали росту благосостояния людей. Советские люди пользовались бесплатным образованием и медицинским обслуживанием. После 1962 г. практически не менялись цены на продовольствие, государство брало на себя содержание жилищного фонда, обеспечивая низкий уровень квартирной платы.

В то же время наблюдались и негативные явления. Уравнительные тенденции в оплате труда обернулись падением престижа квалифицированного труда. Начинается постепенное падение престижа профессий врача, учителя, инженера и т. д. Часто люди этих профессий стали заниматься частной практикой, скрывая свои доходы. Это стало частью всё более растущей теневой экономики, связанной и с чисто уголовной деятельностью: хищениями товаров и сырья, махинациями с отчётностью, изготовлением на государственных пред­приятиях и последующей продажей неучтённой продукции через государственную торговую сеть, с валютными операциями. По различным оценкам, к середине 1980-х гг. в теневой сфере экономики было занято уже более 15 млн человек.

Национальная политика и национальные движения

В 1972 г. страна праздновала 50-летие образования СССР. Подводились и итоги развития советского федеративного государства, состоявшего из 15 союзных республик (с 1956 г.). Они были весьма впечатляющими. Наиболее высокими были темпы развития республик Средней Азии. Если в 1922 г. уровень неграмотности населения здесь составлял 95%, то теперь такое же количество жителей региона имело высшее, среднее и незаконченное среднее образование.

В сотни раз вырос уровень промышленного производства в республиках Казахстана и Средней Азии, в десятки раз увеличился промышленный потенциал развитой Прибалтики. Все эти результаты были достигнуты коллективным трудом всех народов страны.

В ходе выполнения реформы 1965 г. власти сделали серьёзный акцент на развитии специализации экономики союзных республик. Каждая из них должна была развивать тра­диционное производство: Казахстан — выращивание зерна и получение продуктов живот­новодства; Узбекистан — хлопководство; Туркмения — добычу газа и нефти; Молдавия — выращивание овощей и фруктов; республики Прибалтики — сельское и рыбное хозяйство.

В интересах быстрой интеграции экономики союзных республик ускоренными темпами шло промышленное развитие менее развитых из них. Бурное промышленное строительство в этих регионах при ведущей роли союзных министерств ещё более усиливало роль Центра в отноше­ниях с республиками. В 1970-е гг. были практически ликвидированы все те права и полномочия союзных и автономных республик как в хозяйственных, так и в политических вопросах, которые были им предоставлены в 1950-е гг. Вновь оживились национальные движения.

Национальные движения на данном этапе развития союзного государства выступали формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации. Любые попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей нацио­нальной культуры, языка объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные. В условиях нараставшего в стране инакомыслия всё больший удельный вес в нём стали занимать национальные движения.

Наиболее массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в прибал­тийских республиках. Их участники требовали не только соблюдения гражданских прав, но и снятия ограничений в деятельности церкви.

Множество националистических групп и организаций действовало также на Украине.

Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-го­сударственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Идеологами русского национального движения в эти годы выступали А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич, И. С. Глазунов, В. А. Солоухин.

Движение диссидентов

В условиях нарастания негативных явлений и противоречий во всех сферах жизни обще­ства зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 1960-х гг. возникло движение диссидентов, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговоре­ны к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защи­ты прав человека в СССР. Признанным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинк­ских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. В 1980 г. за свою правозащитную деятельность лишён всех советских наград и премий и выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы в Горький (Нижний Новгород) А. Д. Сахаров.

Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и раз­громлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демокра­тические права», выступавший за демократизацию общества.

 

Предложения интернет-магазинов