Конкуренция и её виды

Данная тема является трудной даже для хорошо подготовленных обучающихся. По­этому для работы с обучающимися из группы рискующих не набрать минимальный балл мы рекомендуем акцентировать внимание на понятии конкуренции, назвать типы конкурентных рынков и кратко обозначить особенность каждого из них, а в завершение урока объяснить основные направления политики государства по защите конкурентного рынка и антимонопольному регулированию. Необходимо конкретизировать все понятия, теоретические положения примерами, в том числе с опорой на личный социальный опыт обучающихся.

Понятие конкуренции

На обыденно-житейском уровне понятие «конкуренция», несомненно, известно обуча­ющимся. Поэтому можно начать с конкретных проявлений конкуренции в спорте, бизнесе, искусстве, межличностных взаимодействиях и т. п. и выявить общие признаки конкуренции (это соперничество, соревнование за получение каких-либо дефицитных благ и т. п.). Далее вводим понятие рыночной конкуренции.

Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов.

Целесообразно отметить, что рыночная конкуренция служит для производителей мощ­нейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли (предложим обучающимся объяснить отмеченные связи). При этом в процессе конкуренции фирмы могут использовать разные средства, к сожалению, иногда противозаконные и аморальные.

Виды конкурентных рынков

Экономисты различают несколько типов конкурентных рынков.

На рынке чистой (совершенной) конкуренции соревнуется множество производителей однотипных товаров/услуг. Никто из них не может захватить такую долю рынка, чтобы на­вязать остальным участникам свои условия сбыта. Рыночное равновесие достигается в ре­зультате массовых сделок продавцов и покупателей, которые вынуждены искать компромисс. Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.

На рынке монополистической конкуренции действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары/услуги для удовлетворения одной и той же потребно­сти и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам. Права отдельных фирм защищены с помощью авторских прав, прав на товарный знак, патентов и ноу-хау. Каждая фирма имеет возможность влиять на цены, по которым она предлагает свои товары. Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.

На рынке олигополии одинаковые или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на
цену, по которой продаются товары. Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.

Рынок монополии контролирует один производитель, который устанавливает цену. Моно­полист устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке, и произ­водит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции. Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, разработавшей новую технологию, позволившую существенно снизить затраты и цены, и т. п.

При монопсонии монополистом является не продавец, а покупатель. Единственным по­купателем может быть государство, если речь идёт, например, о космическом корабле, оружии или неогранённых алмазах.

Естественная монополия

Существуют и естественные монополии. Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу. Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, ста­ционарной телефонией и т. п., — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.

Антимонопольные меры государства

Поскольку монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, государство проводит политику защиты конку­рентного рынка и антимонопольное регулирование. В некоторых странах принята юридиче­ская ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка и для сли­яния нескольких крупных фирм требуется специальное разрешение правительства. В ряде случаев правительство может потребовать принудительного разделения фирм-монополистов на несколько независимых фирм. Кроме того, государство предельно упрощает процедуру регистрации новых фирм, осуществляет программы поддержки малого и среднего бизнеса. В естественных монополиях государство может установить контроль над ценами и макси­мальный уровень цен на конкретные товары, услуги.

 

Федеральный закон № 135-ФЭ от 20.07.2006 (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
  • финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
  • взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функцио­нальному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производ­ственных целях);
  • товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного произ­водства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определённый товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами;
  • хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предприни­мателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в со­ответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
  • финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услу­ги, — кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребитель­ский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхова­ния, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализирован­ный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударствен­ных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финан­совая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);
  • конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятель­ными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия произ­водства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное по­ложение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
  • недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предприниматель­ской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям дело­вого оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам — либо на­несли или могут нанести вред их деловой репутации;
  • монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
  • систематическое осуществление монополистической деятельности — осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трёх лет;
  • необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена фи­нансовой услуги — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;
  • конкурентная цена финансовой услуги — цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;
  • координация экономической деятельности — согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйству­ющих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осу­ществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений;
  • антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территори­альные органы;
  • приобретение акций (долей) хозяйственных обществ — покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям;
  • признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от само­стоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласо­вания хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъ­екта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных за­конодательством Российской Федерации;
  • соглашение — договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме;
  • «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продаёт) товар;
  • государственные или муниципальные преференции — предоставление федераль­ными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функ­ции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путём передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путём предоставления имущественных льгот, государственных или муниципаль­ных гарантий;
  • экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых ока­зывает влияние на состояние конкуренции;
  • лицо, являющееся объектом экономической концентрации, — лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобрета­ются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приоб­ретаются в порядке, установленном законом.

Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 (ред. от 29.07.2017) «О естествен­ных монополиях»

Статья 3. Определения основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических осо­бенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъ­ектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товара­ми, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производи­мый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной моно­полии (иного хозяйствующего субъекта).

Предложения интернет-магазинов