Познание мира. Философия

Познание и его цели

Предлагаем обучающимся высказать свои мнения по поводу того, что такое познание. Обобщая и при необходимости корректируя ответы обучающихся, констатируем, что по­знание — процесс получения человеком нового знания / деятельность, направленная на получение нового знания.

Далее акцентируем внимание на том, что целью познания является получение знания, соответствующего характеристикам познаваемого объекта, т. е. истинного знания.

Затем даём краткую характеристику истины и её свойств.

Истина — знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Истина объ­ективна: её содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его предпочтений или оценок. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле.

Истина всегда конкретна: соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях. Данное теоретическое положение целесообразно раскрыть на кон­кретных примерах (допустим, суждение о том, сколько времени в настоящий момент, верно только для определённого часового пояса, а в других часовых поясах в данный момент бу­дет другое значение времени: больше или меньше на 1, 2, 3, … часа). Могут приводиться примеры из естественных наук.

Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связа­на с тем, что истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью точности и полноты.

Под относительной истиной понимается относительно точное, недостаточно полное знание о предмете, которое может измениться по мере развития науки, расширения воз­можностей познания. Под абсолютной истиной понимается окончательное, абсолютно точ­ное и полное знание, которое не может измениться с течением времени. В качестве примера системы относительных истин можно привести научное знание (оно истинно при определённых условиях и изменяется по мере развития возможностей познания), а в качестве примера системы абсолютных истин — религиозное знание, которое имеет божественное происхождение.

Также может быть затронута проблема критериев истинности знания. Целесообразно с опорой на личный социальный опыт обучающихся составить небольшой перечень принятых критериев истинности знания (например, авторитетный источник информации, её примени­мость в реальной жизни, логичность и непротиворечивость информации и т. п.). В качестве наиболее универсального критерия истины рассматривается практика, т. е. система обо­снований и доказательств.

Противоположностью истины являются заблуждение и ложь.

Заблуждение — это понятие, фиксирующее ошибочно принимаемое за истину несоот­ветствие знаний своему объекту или несовместимость с принятым знанием. Ложь — это ут­верждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни мы называем ложью умышленную передачу фактической и эмоцио­нальной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

Советуем обратить внимание обучающихся на понятие «критерии истины». Подчеркнём, что критерий истины — это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. Обыч­но выделяют следующие критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непроти­воречивость знания, соответствие ранее открытым законам науки, практическая деятельность.

Движущей силой познания и основным критерием истины является практика.

Практика — источник и цель познания. Многие науки были порождены практическими потребностями общества. Человек познает окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика — основа познания. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудование.

Практика — критерий истины. Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Этапы и формы познания

Учёные различают чувственное и рациональное познание.

Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и запахах являются органы чувств. Рекомендуем предложить обучающимся назвать органы чувств (глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). В случае затруднений можно начертить на доске схематический рисунок.

Органы чувств человека непосредственно контактируют с познаваемыми предметами, получая о них различную информацию. С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др.

При рассмотрении конкретных форм чувственного познания необходимо приводить до­статочное количество примеров. Лучше, если примеры будут приводить сами обучающиеся.

К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление. Ощу­щение передаёт при непосредственном воздействии предмета на органы чувств лишь отдель­ные его признаки: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например: парта гладкая, стул жёсткий, стены голубые, голос громкий и т. п. Целостный образ предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств передаёт восприя­тие. В качестве примера можно предложить обучающимся описать какие-либо находящиеся в классе предметы. Представление связано с мысленным воссозданием образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека, т. е. это вос­приятие предмета, сохранённое в памяти. В качестве примера можно предложить по памяти описать какой-либо объект в доме обучающегося или в населённом пункте.

Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, вы­полняет рациональное (от лат. ratio — разум) познание. На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, обобщает их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объек­тов. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируются в понятии. Понятие выража­ется в виде отдельных слов или словосочетаний. В качестве примера можно предложить обучающимся зафиксировать в понятии существенные признаки каких-либо известных им объектов (например школа, класс, учитель, тетрадь, парта, окно и т. п.) или дать определе­ние каких-либо изученных ранее обществоведческих понятий (например, человек, индивид, личность, социализация, деятельность, потребности). При работе с каждым примером важно зафиксировать приведённые обучающимися существенные свойства объекта (т. е. свойства, которые выделяют его из множества иных объектов).

На основе понятий строятся суждения. В суждении человек утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Суждение — это высказывание, содержащее определённую мысль. Далее необходимо привести примеры суждений.

Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новую мысль, то это умозаключение. Примеры умозаключений также необходимо привести. (Например: Вчера был понедельник. Завтра будет среда. Значит, сегодня вторник.)

Многообразие способов (форм) познания

Анализируем схему «Способы (формы) познания» в пособии для обучающихся и акцентиру­ем внимание обучающихся на том, что познание мира осуществляется различными способами.

Условно их совокупность можно подразделить на научное познание и ненаучное позна­ние (формами такого познания являются мифы, религия, практическое знание, народная мудрость, паранаука). Рекомендуем в форме фронтальной беседы разъяснить значение всех представленных в схеме понятий. Подчеркнём, что более подробное изучение науки, рели­гии и искусства ещё впереди.

Затем кратко характеризуем другие способы (формы) познания и предлагаем обучаю­щимся проиллюстрировать каждый из этих способов собственными примерами.

Основным способом (формой) познания мира в древности был миф, который в об­разной форме фиксировал представления людей о мире, человеке, сверхъестественном. Мифология до сих пор не утратила своего значения, только на место сказаний о богах и героях пришли рассказы о звёздах популярной музыки, кино, спорта и политики, освеща­емые в глянцевых журналах и специальных теле- и радиопрограммах. Читатели, зрители получают всё те же образные, яркие рассказы, вызывающие различные чувства и упро­щённо объясняющие на понятном им языке какие-то факты реальной жизни. Мифология, как правило, не отличается достоверностью, логичностью объяснений.

Практическое (обыденное/житейское) знание человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко носит поверхностный характер.

Народная мудрость — это коллективный опыт, накопленный человечеством за долгие годы, который получает выражение в пословицах и поговорках.

Паранаука — это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм по­знавательной деятельности. Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит отсутствие реально существующего объекта познания, несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать рациональное (разумное, логичное) истолкование изучаемых явлений. К паранауке относят уфологию, криптозоологию и др.

Здравый смысл — совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объ­яснения и оценки наблюдаемых явлений окружающей действительности. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни фраг­менты исторически доступного опыта.

Социальному познанию свойственны следующие характерные черты:

1) субъект и объект познания совпадают: изучая социальные процессы и явления, обще­ство познаёт самого себя. Объектами социального познания выступают социальные факты: действия и поступки людей, материальные и духовные результаты их деятельности;

2) обще­ство постоянно развивается и изменяется, что затрудняет установление социальных законо­мерностей, причинно-следственных связей;

3) социальное знание непосредственно связано с интересами отдельных людей и общественных групп;

4) социальное знание эмоционально окрашено: оно рассматривает изучаемые явления с точки зрения фундаментальных ценно­стей (истины, справедливости, добра, красоты);

5) количественные методы, формализация и математизация в социальном познании применяются значительно реже, чем в естество­знании. Ограничена возможность эксперимента, наблюдения, предсказания. Большая роль в социальном познании отведена научной абстракции.

Предложения интернет-магазинов