Спрос и предложение

Изучаемая тема непосредственно связана со знакомой всем обучающимся экономикой до­мохозяйства, моделями потребительского поведения. Поэтому все рассматриваемые понятия, теоретические положения необходимо связывать с личным социальным опытом обучающихся.

При раскрытии смысла понятия «спрос» рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты:

  • спрос — зависимость количества товара определённого вида, который потребители готовы купить, от цен, по которым этот товар предлагается;
  • спрос на товары предъявляют потребители;
  • величина спроса складывается в определённый период времени, под воздействием конкретных факторов, и она может изменяться в сторону как увеличения, так и сокращения.

Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, ко­торая обозначается буквой D (от англ. demand — спрос). Цена товара откладывается на вертикальной оси (Р), а количество товара для каждого уровня цены — на горизонтальной (Q). Все прочие влияющие на спрос факторы, включая доходы по­требителей, цены на дополняющие и замещающие товары, мода, сезонность и др., предполагаются неизменными. Кривая спроса может представлять спрос со стороны индивидуально­го потребителя либо рынка в целом. Кривая спроса на какой- либо товар обычно направлена вниз, так как спрос выше при более низкой цене. При изменении доходов потребителей или других факторов, например при появлении на рынке новых конкурирующих продуктов, кривая спроса может смещаться.

Учёные-экономисты сформулировали закон спроса: повышение цен обычно ведёт к сни­жению спроса, а снижение цен — к его увеличению. Предлагаем обучающимся объяснить эту закономерность.

Далее можно отметить, что спрос на некоторые типы товаров формируется специфически. Различают товары низшей категории (предельно простые и дешёвые потребительские това­ры), нормальные товары и товары престижного спроса (их главные свойства — престижный производитель и высокая цена, не всегда отражающая реальное качество товара). По мере роста доходов потребителей спрос на товары низшей категории падает, их заменяют более качественными нормальными товарами. Спрос на престижные товары зависит только от численности группы, демонстрирующей престижное потребление.

Рассмотрим иные факторы формирования спроса. Можно предложить обучающимся на основе их личного социального опыта назвать факторы, влияющие на формирование/изме­нение спроса, и прокомментировать свой выбор.

Вкусы и предпочтения потребителей. Под влиянием информации (например, рекламы) формируются вкусы, предпочтения, мода на те или иные товары/товары конкретного про­изводителя. Здесь и далее необходимо конкретизировать действие каждого фактора при­мерами. Можно предложить обучающимся назвать товары, которые их семья приобретала под воздействием рекламы, моды и т. п.

Доходы потребителей. Обычно по мере роста доходов люди предъявляют спрос на более качественные товары. Интервалы, с которыми люди получают доходы, определяют модель приобретения дорогостоящих товаров (единовременное получение значительной суммы, ко­торая тратится на приобретение дорогостоящего товара, или модель приобретения в кредит).

Цены на дополняющие и замещающие товары. Замещающими товарами называют то- вары-аналоги, удовлетворяющие те же потребности и конкурирующие за спрос (например, зефир, пастила, мармелад, конфеты). Экономисты установили, что изменение цен одних замещающих товаров ведёт к изменению спроса на другие товары-заместители. Например, стал дороже зефир — повысился спрос на пастилу или мармелад при сохранении их цены.

Дополняющие товары обеспечивают работу друг друга (например, автомобиль и бензин, принтер и картридж). Известно, что изменение цены одного дополняющего товара ведёт к изменению спроса на все товары группы: если цена повышается — снижается спрос на товары группы, если цена снижается — растёт спрос на товары группы.

Важные факторы формирования спроса — численность и половозрастной состав покупа­телей. Некоторые религиозно-культурные традиции влияют на потребление и, соответственно, спрос. Так, ряд религий не допускают употребления в пищу определённых продуктов (напри­мер, свинины или говядины, алкогольных напитков), также их последователи предъявляют особые требования к конструкции и цвету одежды. Влияние оказывает также мода.

Ожидания потребителей относительно динамики цен в будущем влияют на формиро­вание спроса. Потребители могут отложить приобретение дорогостоящего товара, надеясь на снижение его цены в будущем, или, наоборот, в условиях инфляции ажиотажно скупать бытовую технику и даже продукты питания с длительным сроком хранения.

В спросе на одежду и обувь, спортивные товары, туристические услуги проявляется сезон­ность. Например, летом, в период отпусков, высок спрос на товары и услуги, связанные с от­дыхом у моря, зимой — на товары и услуги, связанные с катанием на коньках и горных лыжах.

Переходим к рассмотрению рыночного предложения. При раскрытии смысла понятия «предложение» рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты:

  • предложение формируется на стороне продавца/производителя: продавец/произво­дитель предлагает к продаже свой товар;
  • зависимость количества товара определённого вида, которое производитель/прода­вец готовы сбыть, от цен, по которым этот товар может быть продан;
  • зависимость, сложившаяся на рынке в определённый период времени (которая дина- * р мично изменяется под воздействием различных факторов).

Предложение обычно представляют в форме кривой пред­ложения, которую обозначают буквой S (от англ. supply — предложение) (Р — цена товара, О — количество товара).

Экономисты сформулировали закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпуска­емых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.

Предложение формируется под вилянием различных факторов. Стоимость факторов производства (приобретение сырья, Q аренда помещений, заработная плата и т. п.). В условиях по­вышения стоимости факторов производства они могут стать слишком дорогими для про­изводителей, и фирма будет либо сокращать их закупку и, соответственно, производство, либо искать более дешёвые факторы производства. Удорожание факторов производства неизбежно ведёт к повышению себестоимости и цены товара и при определённых условиях может сделать его неконкурентоспособным.

Используемые технологии. Внедрение новых технологий, как правило, является эффектив­ным средством, т. е. затраты на новые технологии ниже, чем доход, который они обеспечивают.

Налоги и субсидии. Налоги как надбавка к цене повышают цену товара, предло­жение снижается. Предоставление субсидий — это безвозмездная передача средств на определённые цели. Государство оказывает помощь фирмам, чей товар особенно необходим.

Ожидания относительно динамики цен в будущем. Предвидя будущее снижение общего уровня цен, производители могут увеличить предложение по действующим высоким ценам и, наоборот, придержать товар до ожидаемого повышения цен. Эти ожидания относительно ди­намики цен формируются на основе оценки общей экономической ситуации в стране, регионе, мире в целом, оценки социально-политической ситуации и прогноза её дальнейшего развития.

Количество продавцов. Если в отрасли появляется новый продавец такого же товара, то рыночное предложение возрастает. Если отдельные продавцы уходят из отрасли, то рыноч­ное предложение сокращается.

Предложения интернет-магазинов