Экономика фирмы

Фирма

Целесообразно акцентировать внимание обучающихся на том, что фирма производит блага для продажи с целью получения прибыли.

Далее поэлементно характеризуем деятельность предпринимателя при создании фирмы:

  • инициативная деятельность;
  • деятельность по изготовлению товаров/оказанию услуг;
  • деятельность, которая может принести прибыль;
  • деятельность осуществляется путём соединения производственных ресурсов;
  • деятельность под свой риск (вкладываемые средства могут окупиться/не окупиться, фирма может получить/не получить прибыль и т. п.).

Предприниматель на свои и/или заёмные средства и под свой риск создаёт фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, изготавливать товары и оказывать услуги, про­водить работы продажа которых может принести прибыль. При создании фирмы учредители выбирают сферу её деятельности, ассортимент производимых товаров, услуг, работ. Также определяется потребность в капитале: учредители могут обратиться за кредитом в банк или попытаться найти инвестора для своего проекта. Далее следует составление учредительных документов и обращение за государственной регистрацией предприятия.

Выручка, издержки и прибыль фирмы

Предлагаем проиллюстрировать на примере любого производства схему из пособия для обучающихся. Например, деятельность пекарни. Выручка — это стоимость всей произве­дённой продукции. Пекарня продаёт свою продукцию (батоны, булочки, пирожки, пирожные). Но на их изготовление были затрачены определённые средства: на покупку молока, яиц, муки, другого сырья, а также оплачивались коммунальные услуги, труд работников, аренда помещения магазина и др. Всё это издержки производства (денежная оценка затрат всех факторов, задействованных в производстве). Прибыль фирмы определяется как разность выручки от продажи товара и издержек на его производство и реализацию.

Далее кратко характеризуем виды издержек.

В зависимости от того, какие ресурсы использует фирма. Внешние ресурсы приобрета­ются у сторонних организаций и лиц. Так приобретают, например, сырьё, электроэнергию, трудовые услуги. Соответственно, это внешние (явные) издержки фирмы. Но фирма ис­пользует и внутренние ресурсы, например собственное недвижимое имущество и капитал её владельца. В этом случае говорят о внутренних издержках фирмы. Размер внутренних издержек определяется ценой выбора, т. е. неполученным доходом от иного потенциально возможного использования этих ресурсов. Цену выбора целесообразно проиллюстрировать примерами (допустим, гражданин арендовал земельный участок, организовал гостиницу для собак и нанял нескольких работников для её обслуживания, а мог бы вложить все затрачен­ные деньги в банк под проценты или приобрести высокодоходные акции крупных компаний).

Экономисты также различают постоянные и переменные издержки в краткосрочном периоде.

Постоянные издержки Переменные издержки
Не изменяются при несущественных изменениях объёмов производства Изменяются при изменении объёма производства
—        Плата за аренду и охрану помещения

—        плата за лицензию

—        оклады администрации и работников

—        издержки на рекламу товаров, услуг

—        проценты банку за ранее взятые кредиты

—       страховые взносы и др.

—  Плата за сырьё и материалы

—  сдельная заработная плата работников

—  плата за потреблённую электроэнергию

—  плата за транспортные услуги и др.

 

 

Источники финансирования бизнеса

Обращаем внимание на то, что вопрос об источниках финансирования бизнеса является одним из наиболее трудных даже для тех, кто получает на экзамене высокие баллы. Потому мы предлагаем ограничиться краткой характеристикой внутренних и внешних источников финансирования предприятия.

Финансирование фирмы может осуществляться из внутренних и внешних источников. Внутренние средства формируются в результате хозяйственной деятельности фирмы. Часть прибыли владельцы снова вкладывают в дело. Другим источником внутренних средств явля­ется амортизационный фонд (фонд в виде денежных средств, образованный из отчислений, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств).

К внешним источникам фирмы относят полученные кредиты, продажу акций, облигаций.

Предложения интернет-магазинов