Федеративное устройство Российской Федерации

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Советуем в начале урока предложить обучающимся назвать свой субъект РФ / соседние субъекты РФ / субъекты РФ, в которых живут их друзья (родственники) / субъекты РФ, в которых бывали обучающиеся, их родители. Обобщая их ответы, напоминаем, что в России субъектами Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Затем знакомимся со ст. 65 Конституции РФ (текст можно вывести на экран/доску для всех), желательно также предъявить политическую карту России (показать на карте свой субъект РФ / другие названные субъекты РФ).

Акцентируем внимание обучающихся на том, что территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воз­душное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои госу­дарственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным язы­ком Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Предлагаем подробно проанализировать каждый из указанных в пособии для обучаю­щихся принципов:

  • государственная целостность (РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права);
  • единство государственной власти (выражается в единой правовой политике, в осо­бенности в политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации государственной деятельности и институтов федерального п редстав ительства);
  • разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ (компетенция вёдения федерации, компетенция совместного ведения, компетенция субъектов федерации); равнопра­вие народов России; равноправие субъектов РФ. Комментарий: компетенция органа государ­ственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Под способами разграничения пред­метов вёдения понимается предусмотренный Конституцией и федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и её субъектами. Предметы вёдения — это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и её субъектов);
  • равноправие народов России (все народы, проживающие в России, имеют равные права и свободы);
  • равноправие субъектов РФ (субъекты РФ поставлены в равные юридические усло­вия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключе­нии договоров, соглашений. Равноправие субъектов РФ выражается в равенстве их прав и обязанностей; в возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую си­стему, самостоятельно определять системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти; в равном представительстве всех субъектов в Совете Фе­дерации (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ);
  • единое гражданство (применительно к гражданству РФ положение, согласно которо­му все лица, имеющие гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения, име­ют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере едиными для них правами, свободами, несут равные обязанности, вытекающие из законодательства РФ). ‘

Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ

Рекомендуем организовать работу с текстами ст. 71-73 Конституции (см. справочные материалы к уроку). Перед изучением ст. 71 предлагаем обучающимся подумать, как можно сгруппировать (в какие условные группы можно объединить) вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На наш взгляд, такая работа поможет обучающимся усвоить общий поход к разделению полномочий между федеральным центром и субъектом Федерации. Резюмируя ответы обучающихся, можно сказать, что полномочия федерального центра ус­ловно могут быть сгруппированы следующим образом: к ведению Российской Федерации (ст. 71) отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и за­щиты суверенитета, верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод человека в любой части страны (например, подпункты а, б, в, г, е, ж, о). В этот круг входят вопросы, связанные с жизнью общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, на­ходящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (подпункты Д, 3, и, к, л, м, н, п, р, с, т).

Далее обучающиеся самостоятельно изучают ст. 72, а затем отвечают на вопросы:

  1. Какие вопросы, связанные с обеспечением единства государственной власти и её организации, отнесены к совместному вёдению? (Например, подпункты а, б, и, к, л, н.)
  2. Какие вопросы, связанные с международными отношениями, отнесены к совместному вёдению? (Подпункт о). Можно проиллюстрировать примерами из жизни региона.
  3. Какие экономические вопросы находятся в совместном ведении? (Подпункты в, г.)
  4. К какому направлению жизни государства можно отнести вопросы совместного вёдения, перечисленные в подпунктах д, е, ж? (Социальная политика.)
  5. Как вы думаете, почему осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?

Затем акцентируем внимание школьников на том, что вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Россий­ской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Предлагаем привести примеры вопросов, находящихся в сфере ведения региона.

Предложения интернет-магазинов