Форма правления государства

Форма государства

В начале урока характеризуем форму государства как совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Подчёркиваем, что форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

Далее анализируем схему из пособия для обучающихся и акцентируем внимание школь­ников на том, что форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму (тип) государственного (политического) режима. Называем виды (разновидности) каждой из них.

Форма правления

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.

Монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передаётся по наследству.

В абсолютной монархии в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Можно сказать, что такая форма правления существует, например, в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган — совет (ашура).

В конституционной (парламентарной) монархии правительство формируется из парламентского большинства; лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром; правительство подотчётно парламенту, а не монарху; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето; монарх является лишь символом государственности. В современном
мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др.

Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Рассмотрим выделяемые учёными признаки двух типов (видов) республик.

Существует также полупрезидентская (смешанная) республика, в которой всенародно избираемый президент является главой государства, действуют парламент и правительство, которое подотчётно как главе государства, так и парламенту. Глава государства обладает правом вето на законопроекты парламента и правом роспуска парламента при определён­ных условиях. Парламент, в свою очередь, вправе по определённой процедуре отрешить президента от должности. Примерами подобных республик являются Россия и Франция.

Форма государственного (территориального) устройства

Форма государственного (территориального) устройства определяет администра­тивно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей центральных и местных органов власти.

Признаки форм государственного (территориального) устройства
Унитарное государство Федеративное государство (федерация)
Единые для всей территории высшие органы государственной власти, ор­ганы государственного управления и судебные органы Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство, в котором действует двухпалатный парла­мент и двухуровневая система власти
На всей территории действуют одна конституция, единая система законо­дательства, одно гражданство, еди­ная денежная система, общая налого­вая и кредитная политика Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации. Федеративное государство имеет единые вооружённые силы, руководство ко­торыми осуществляется центральными федеральными органа­ми, а главнокомандующим является глава государства
Может состоять из областей, краёв, округов, провинций, которые не име­ют атрибутов собственной государ­ственности Состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, ре­спублики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и за­конодательство, но в рамках единого правового пространства
Межгосударственные отношения осу­ществляют только центральные орга­ны власти Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организа­циях

 

Целесообразно предложить обучающимся привести примеры федеративных и унитарных государств.

Форма (тип) государственного (политического) режима

Форма (тип) государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государствен­ного режима: демократический и антидемократический (недемократический).

Демократия (греч. demokratia, буквально — народовластие, от demos — народ и kratos — власть) — способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти; принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаки демократии:

  • гарантия и защита прав и свобод человека;
  • реальное осуществление принципа разделения властей;
  • регулярное проведение выборов на конкурентной основе;
  • сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчёт­ность избирателям;
  • демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами;
  • политический плюрализм (многообразие);
  • деятельность оппозиции на законной основе;
  • гласность, отсутствие цензуры в СМИ.

Объясняем обучающимся, что к условиям формирования и развития демократии можно отнести законность; многопартийность, развивающееся гражданское общество; рыночную экономику, высокую урбанизацию, развитость массовых коммуникаций; отсутствие прямой военной угрозы; социальный плюрализм, наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, сглаживание социального неравенства; грамотность населения, гражданскую поли­тическую культуру; наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие.

Желательно подчеркнуть, что демократия несёт в себе и внутренние противоречия. Так, проводимая государством политика должна опираться на определённую систему цен­ностей, что противоречит принципам политического плюрализма. Демократия также не может преодолеть неравенства возможностей влияния на принятие политических решений гражданами, обладающими различным количеством политически значимых ресурсов (на­пример, простыми гражданами и владельцами СМИ). Нередко сами граждане сознательно отказываются от участия в политике, игнорируют выборы. Политические интересы граждан, выражаемые различными политическими организациями, могут искажаться, оставаться пустыми декларациями.

Далее рассматриваем антидемократические режимы.

Антидемократические (недемократические) режимы

Линия сравнения Тоталитарный Авторитарный
Государство «Всеобщее» государство осуществляет то­тальный (всеобъемлющий) контроль всех сторон жизни граждан, включая их частную жизнь Государство жёстко контролирует жизнь общества. Важнейшие полити­ческие решения принимаются едино­лично главой государства
Права и

свободы

граждан

Декларируются, но не соблюдаются, имеет место произвол властей, массовые репрес­сии Существенно ограничиваются, осо­бенно в политической сфере
Идеология Единственная, общеобязательная офици­альная идеология Доминирование официальной идео­логии, другие допускаются
Партийная система Однопартийная система Правящая партия огосударствлена/ партии могут отсутствовать
Оппозиция Отсутствует Ограничена жёсткими рамками
Экономика Командная экономика 1Г’

Мощный государственный сектор мо­жет сочетаться с рыночной экономикой

 

Необходимо конкретизировать содержание таблицы на примерах конкретных государств (могут использоваться как известные обучающимся исторические примеры, так и факты со­временной общественной жизни).

Правовое государство и гражданское общество

Обращаем внимание учащихся на то, что демократическое государство, в котором ре­ализуется принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, осуществлено разделение властей, называют правовым государством.

Затем подробно анализируем основные признаки правового государства:

  • верховенство права предусматривает то, что ни один орган государственной власти, долж­ностное лицо, коллектив, организации и гражданин не вправе нарушать законы, не подчинятся им. Так утверждается приоритет (господство) закона как совокупности общих норм в механизме со­циального управления. Важнейшие общественные отношения, основополагающие общественные ценности и приоритеты урегулированы с помощью законов. Конституция и законы имеют высшую юридическую силу и действуют на территории всей страны без каких-либо изъятий;
  • полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан предполагает, что все права и свободы человека в государстве должны быть не только провозглашены, но и гаранти­рованы самим государством. Такой гарантией зачастую выступает закрепление прав и свобод человека в высших нормативных правовых актах — конституциях. Реальное обеспечение прав че­ловека достигается за счёт создания специального механизма их всесторонней защиты, а также наличия административной, гражданской и уголовной ответственности в случае их нарушения;
  • установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и госу­дарства. Ответственность личности выражается в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности, поддерживать правопорядок и при необходимости нести ответственность за совершённые правонаруше­ния. Ответственность государства заключается в том, что оно обязуется гарантировать со­блюдение прав человека, охранять их и при необходимости восстанавливать, привлекая нарушителей к юридической ответственности. Для этого создаются специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны правопорядка, прокуратуры, а также институт уполномоченных по правам человека (омбудсменов);

— организация и функционирование государственной власти на основе принципа разде­ления властей, действие системы сдержек и противовесов, препятствующих сосредоточению власти в одних руках. Каждая ветвь власти исполняет определённую функцию, которую дру­гие ветви выполнять не могут. Органы законодательной власти разрабатывают и принимают законы, органы исполнительной власти их выполняют, органы судебной власти следят за их выполнением согласно правовым нормам. Судебная власть независима. Эффективность принципа разделения властей усиливает механизм сдержек и противовесов.

Подчёркиваем, что правовое государство предусматривает обязательное наличие граж­данского общества. Так как защита прав и свобод граждан является его основной функцией, становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового госу­дарства. Гражданским обществом называют совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы и потребности граждан в различных сферах.

Гражданское общество — это область негосударственных социальных связей и отношений автономных индивидов. Гражданское общество включает в себя объединения граждан, кото­рые не имеют непосредственного отношения к государственной власти и стремятся к реали­зации повседневных индивидуальных и коллективных потребностей. Например, инициативная группа граждан выступила против того, чтобы на месте гаражей разбили парк, или группа граждан инициировала строительство в населённом пункте спортивных площадок для детей.

Гражданское общество включает объединения граждан, которые не имеют непосред­ственного отношения к государственной власти и стремятся к реализации своих повседнев­ных индивидуальных и коллективных потребностей.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое форми­рование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Общие интересы, как правило, указываются в уставе этих объединений. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путём объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

В РФ общественные объединения могут создаваться в следующих формах: обществен­ная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равно­правия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных докумен­тах — общедоступной. В гражданском обществе в отличие от государства преобладают горизон­тальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как равноправные партнёры.

 

Предложения интернет-магазинов