Рынок и рыночный механизм

Понятие «рынок»

Категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономиче­ских отношений, связанных с обменом товаров и услуг. В узком смысле рынок — это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей, место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Рыночный механизм и его элементы

Рыночный механизм — такой способ организации производства, при котором потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения ос­новных проблем экономики: какие товары и в каком количестве должны быть произ­ведены, как и для кого они создаются, кто будет их потреблять. Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырёх его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции.

Каждый человек нуждается в жизненных благах и выбирает необходимые товары, услуги с учётом сочетания их качества и цены. Так формируется спрос — сложив­шаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товара опре­делённого вида, который потребители готовы приобрести, от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами.

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.

На формирование спроса влияют доходы потребителей, цены на аналогичные то­вары фирм-конкурентов, численность и половозрастной состав покупателей, культур­ные традиции и религиозные нормы, общая экономическая ситуация в стране и ожи­дание изменения цен в будущем, сезонный фактор и др. Потребитель может купить необходимый товар, только если он предлагается к продаже.

Предложение — сложившаяся на рынке в определённый период времени зависи­мость объёма товара определённого вида, который производители/продавцы готовы предложить, от цен, по которым этот товар может быть продан.

Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества вы­пускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.

На формирование предложения влияют цена товара, цены на аналогичные товары фирм-конкурентов, стоимость необходимых для изготовления товара факторов про­изводства и др. Цена является денежным выражением стоимости товара, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар.

Механизм цен — формирование и изменение рыночной цены в результате со­гласования интересов потребителей и производителей/продавцов (спроса и предло­жения).

Избыток (затоваривание) — рыночная ситуация, когда при существующем уровне цен производители/продавцы предлагают к продаже больший объём товаров, чем потребители готовы приобрести по такой цене.

На непродолжительное время рынок достигает равновесия (Р*), когда объём предложения примерно равен спросу, но затем ситуация вновь меняется.

Дефицит — рыночная ситуация, когда потребители при существующем уровне цен готовы приобрести больше товаров, чем производители/продавцы готовы предложить.

Цены информируют участников рынка:

  • насколько востребован товар и выгодно ли его производить и продавать в дан­ном диапазоне цен (информация для производителей), потребители могут квали­фицированно принять решение о том, совершить или отсрочить покупку товара;
  • если цены растут, то товаров на рынке меньше, чем потребители готовы прио­брести;
  • если цены снижаются, то товаров на рынке больше, чем потребители готовы приобрести;
  • если цены практически неизменны, то на рынок поступило примерно столько товаров, сколько востребовано потребителями.

Конкуренция выражает соперничество на рынке за лучшие условия производст­ва и сбыта продукции, за лучшие товары и цены. Она выступает в качестве формы взаимодействия субъектов рынка, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Предложения интернет-магазинов