Диктанты по русскому языку. 8 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. — Григорьева М.В., Назарова Т.Н.

Пособие содержит диктанты разных видов и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов предложены фрагменты русской классической литературы, современных русских писателей, научно-популярных и публицистических статей. Пособие предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Диктанты по русскому языку. 8 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др.

Пунктуация и орфография Диагностическая работа

Рыбачья тропа

Какая тропа самая длинная? На этот вопрос вам может ответить заядлый рыболов.

Конечно же, самая длинная из всех троп — рыбачья! Обыкновенные лесные и полевые дорожки торопятся поскорее довести путника до места. Но если ступишь на рыбачью тропу, не сразу доберёшься до дома. Куда река течёт, туда и тропа вьётся! Вот бежит она по весёлой ромашковой поляне, затем ужом проползает под корнями, свисающими с крутого об­рыва, потом теряется в прибрежном песке, усыпанном ракушками.

Какова же длина этой тропы? Какой длины река, такой протяжён­ности и рыбачья тропа. Ходят по ней от самых истоков до устья. Но и тут тропа не кончается! Она перебирается на берег другой реки и провожает воды своей новой спутницы до того места, пока та не соль­ётся с ещё большей рекой. Почти через всю страну, через северные непроходимые леса, среднерусские светлые дубравы, через степные просторы юга, до самого моря ведёт рыболовов береговая тропа.

(По Е. Носову)

(147 слов)

Задания:

  1. Чему соответствует заголовок: теме или основной мысли?
  2. Пронумеруйте предложения. Объясните постановку знаков завершения в предложениях 1, 3, 7, 8, 11, 12 (по вариантам).
  3. Разберите по составу причастия свисающими, усыпанном (по вариантам).
  4. Объясните написание слов перебирается и доберёшься, выделите все орфограммы (по вариантам).
  5. Отметьте в первом абзаце предложения, в которых исполь­зуется олицетворение.

 

Мини-диктант

Где граница между искренностью и откровенностью? Вот самый коварный вопрос, который я знаю в жизни. Ведь это различные вещи, и сделать выбор между ними порой бывает мучительно тяжело. Боже, как всё-таки нужен в жизни мудрый наставник!

{По В. Конецкому)

Задания:

  1. Определите, какой стиль речи (научный, официально- деловой, публицистический, разговорный, художественный) ис­пользуется в данном тексте.
  2. Объясните постановку знаков препинания в каждом пред­ложении.
  3. Разберите слова различные и сделать по составу. Объяс­ните написание приставок.
  4. Подчеркните орфограммы в словах в каждом предложении текста.
  5. Выпишите из текста наречия.

Диктант-предложение

Как стражи драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь й новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь!

(С. Сергеев-Ценский)

Задания:

  1. Подчеркните главные члены предложения в этом четверо­стишии и определите, сколько в нём простых предложений.
  2. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными корня, подберите проверочные слова.
  3. Определите способ образования слова драгоценной. Раз­берите его по составу. Объясните графически все орфограммы.
  4. Найдите слово, в котором происходит озвончение соглас­ного звука. Подчеркните все орфограммы в этом слове.
  5. Отметьте в тексте сравнение.

Объяснительный диктант

1) Познавать живой язык природы стало для меня постоянной по­требностью. (В. Романенко.) 2) В овчинном полушубке, в валенках и в заячьей шапке-ушанке вошёл Дубов. (М Фарутин.) 3) Длинными сплошными уступами разбегались передо мною синеющие громады хвойного леса. (И. Тургенев.) 4) Солнечным утром город выглядел куда симпатичней, чем ночью: дома вовсе не мрачные, окна в затейливых за­навесках, цветы за намытыми окнами. (Я Туричин.) 5) Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, уби­рает в золото осинки и берёзки. (Е. Носов.) 6) Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (Д. Лихачёв) 7) Ежевика поспела всюду, нагретые ежевичники пахнут вареньем. (Я. Сладкое.) 8) Вдыхая свежий утренний воздух у открытого окна вагона, Василий рассеянно глядел на проплывающие мимо поля и бегущие деревья. (В. Чунихин.) 9) Наш язык не потерял ещё ни блеска литературной образности, ни смысловой ясно­сти, ни своей неиссякаемой духовности. (Г. Михайлов.) 10) Ещё в детстве Пётр Ильич Чайковский воспевал в стихах свою любовь к Родине, про­явив исключительную привязанность ко всему русскому. (Я Вайдман.) 11) Тишина стоит в воздухе; природа облита заревом вечернего солнца. (Я. Помяловский.) 12) Утро было матово-сиреневое, как будто мир осве­щали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми си­реневыми абажурами. (В. Солоухин.) 13) Сотни лет письмо и книга со­путствуют человеку, как хлеб и вода. (Е. Осетров.) 14) Над головой, нехотя разгребая воздух крыльями, медленно проплыли серые цапли и опустились за лесом. (М. Зверев.) 15) Путешественники увидели слоно­вых черепах, которые лежали в воде, выставив небольшие некрасивые головы на длинных шеях. (С. Юнатов.)

Задание:

I Подчеркните все орфограммы в словах, объясните их.

Диктанты по русскому языку. 8 класс.

Предложения интернет-магазинов