Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Тростенцовой Л.А. и Разумовской М.М.

Пособие содержит подробные поурочные разработки по русскому языку для 8 класса для учителей, работающих по УМК, составленным в соответствии с требованиями ФГОС: Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). Приведены различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные и контрольные диктанты, рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям. В пособие включены тесты, тексты диктантов и изложений, варианты индивидуальных заданий, материалы по занимательной лингвистике.

Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Тростенцовой Л.А. и Разумовской М.М.

Урок 12. Текст как единица синтаксиса

Цели: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тек­сте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.

Планируемые результаты: умения выразительно читать текст, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; владение элементами анализа текста.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Проверка домашнего задания

— Что изучает синтаксис?

— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?

1.Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Ночь на родине».

2.  Упр. 40 — обсуждение заданий. Комментарии

Примеры многозначных слов: высокий, глубокая, спокойные, редок, трогает, светлая.

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о тексте

— Что такое текст?

— Какие свойства присущи тексту?

— Что такое тема текста?

— Что называется основной мыслью текста?

2.  Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 28).)

3.  Слово учителя

Текст — это группа предложений, объединённых в целое те­мой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль — это то, ради чего написан текст.

Связность между предложениями характеризуется цепной и па­раллельной связью.

Средства связи:

•   лексические (лексический повтор, однокоренные слова, ме­стоимения, синонимы, антонимы);

•    морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);

•    синтаксические (порядок слов, синтаксический паралле­лизм (например, предложения по одной модели: подлежа­щее + дополнение + глагол); парцелляция — когда выделя­ется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложе­ния, вводные слова и предложения).

Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-свя­зок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начи­ная со второго, первому по смыслу.

4.  Работа по учебнику

(Упр. 41 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.)

Комментарии

В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блажен­ствуют на свете!».

IV.  Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.   Упр. 42 — самостоятельное выполнение после предвари­тельного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.

Комментарии

Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложени­ем «Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв»», третий начинается предложением «А если поступить иначе…».

Дополнительные вопросы

—  К какому стилю относится текст? (К публицистическому.)

—  Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение.)

2.   Упр. 43 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

Комментарии

Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы по­нимать изменения в своей духовной жизни.

3.  Упр. 44, 45 — обсуждение вопросов и заданий, пересказ тек­ста, грамматические разборы на доске.

Комментарии

Основная мысль текста: «…разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».

4.  Упр. 46 — устное выполнение.

2. Словарная работа

—  Запишите в словарик слова из рамки (с. 29).

— Составьте с этими словами предложения.

V.  Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?

—  Как связаны тема текста и его основная мысль?

—  В каких случаях текст может состоять из одного предложения?

Домашнее задание

1. § 7.

2.  Упр. 47, 48.

Русский язык. 8 класс. Поурочные планы

Предложения интернет-магазинов