Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

Предлагаемое пособие продолжает и углубляет идеи, заложенные авторами учебника Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой: изучение языка во всей совокупности его проявлений, формирование научного взгляда на функции и развитие языка в связи с развитием общества, учёт межпредметных и внутрипредметных связей, активизация логического мышления и умения восьмиклассников самостоятельно пополнять свои знания.

Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки.

Урок 3. Знаки препинания в сложном предложении (§ 3)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами предложе­ний по количеству описанных ситуаций, фрагментов дейст­вительности (простые и сложные), со средствами связи про­стых предложений в сложных, с видами сложных предложений, 2) научить определять вид сложного предло­жения, соотносить содержание с графической схемой, соз­давать графические схемы сложных предложений, пра­вильно употреблять разделительные и выделительные запятые.

  1. Объявление темы и цели урока.

Ученики читают записанные на доске вопросы, которые должны выяснить на уроке. В конце урока, во время обобще­ния, эти вопросы помогут ребятам составить связный рассказ.

  • Каковы признаки сложного предложения?
  • Какое предложение, простое или сложное, отражает одно событие, факт, фрагмент действительности? Какое — два?
  • На какие виды делятся сложные предложения?
  • Каковы средства связи между простыми предложе­ниями в составе сложного?
    1. Повторение основных признаков сложных предло­жений.

Устная работа, материал для самостоятельных наблю­дений на с. 12 учебника.

Записывается предложение:

Я люблю, когда шумят берёзы, Когда листья падают с берёз. Слушаю — и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз.

(Н. Рубцов)

Учащиеся читают выразительно четверостишие, прове­ряют знаки препинания.

  • В каком случае вы можете указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?
  • Вспомните, что является сигналом конца предло­жения.
  • Какие действия можно произвести, чтобы доказать, что перед нами сложное предложение?

Учитель сообщает восьмиклассникам, что между про­стыми предложениями, входящими в состав сложного, ста­вится не только запятая, но и точка с запятой, и тире, и двоеточие.

  • Каковы же признаки сложного предложения?

Запись признаков сложного предложения:

  • интонация конца предложения;
  • отражение двух событий, фактов, фрагментов дейст­вительности;
  • наличие как минимум двух грамматических основ. ———— 10     

 

  • Типы сложных предложений.
    1. Работа с таблицей по упр. 13 «Типы сложных пред­ложений и средства связи в них».

Учащиеся записывают примеры в таблицу.

  1. Чтение учащимися теоретических сведений на с. 13.
  2. Устное выполнение упр. 14 на с. 14.
  3. Конструирование сложных предложений.
  4. Работа с упр. 15 на с. 14.
  5. Составление сложных предложений из данных про­стых с использованием подходящих средств связи. (Запиши­те полученные предложения, расставляя знаки препинания.)
    • М.В. Ломоносов — автор первой русской грамма­тики. С именем М. В. Ломоносова мы можем встретить­ся не только на уроках химии, физики, но и на уроках русского языка и литературы.
    • Мы изучаем русскую литературу XIX века. Знать её — потребность каждого культурного человека.

— Выделите все орфограммы в составленных сложных предложениях.

  1. Контроль за пониманием темы. Учащиеся выполня­ют диктант упр. 20 на с. 17.
  2. Обобщение проводится по вопросам, записанным на доске (см. начало урока).
  3. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся): а) выписать 7 сложных предложе­ний из «Слова о полку Игореве»; б) Выполнить упр. 17. Всем группам учащихся: подготовить рассказ о сложном предложении (устно).

Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки.

Предложения интернет-магазинов