Готовимся к ГИА. Русский язык. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. Добротина И.Г.

Пособие содержит комплекты тестовых заданий для осуществления итогового контроля знаний по русскому языку в 8 классе в формате государственной итоговой аттестации.

Готовимся к ГИА. Русский язык. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена.

С1 — задания по сокращению и моделированию текста

/. Прочитайте текст. О каких принципах орфогра­фии идет речь?

2. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце.

В XVIII веке В. К. Тредиаковский призывал писать «по зво­нам», иначе говоря — по произношению. В начале XX века академик А. В. Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым.

Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному. Так, «по звонам», предлог «без» с разными словами может быть написан по-разному: биз дома, биш. шороху, бижжиру, бисфкусу. В русском алфавите не отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и отдельных ре­гионов («аканье», «оканье», «цоканье»…). По мысли М. В. Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник».

Существует фонетический принцип, который заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме отражается произноше­ние, вызванное тем, что звуки меняются, находясь в разных позициях. Вспомним о правописании приставок, оканчивающихся на 3/С (раз­лить — распить), правописание корней, начинающихся на И, по­сле приставок на согласный (история — предыстория).

Традиционный принцип русской орфографии предполагает за­поминание написания корней слов, по традиции пишутся окончания ого!его прилагательных, местоимений, причастий, порядковых чис­лительных в форме родительного падежа единственного числа.

Современные представления о ведущем принципе русской орфо­графии сводятся к тому, что русское письмо — письмо по сильной позиции, когда звук наиболее слышим. Для гласного сильная пози­ция — позиция под ударением: дОма, потому что дОм. Для соглас­ных — перед гласным или перед сонорными согласными м, н, л, р: чесноК, потому что чесноКа, водопровод, потому что водопрово- Дный.

Такой принцип — принцип слабой и сильной позиции орфо­графии — называется фонематическим (от слова фонема — звук — смыслоразличитель).

Часть 2

1. Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово «кирпич», он вспоминал Ваську Галина, писавшего это слово так: «кердпич».

2.   Слово исчеркивалось красными чернилами, выводилось на доске.

3.   Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. 4. А по­том писал: «керьпичь». 5. Когда учительница поправляла: падежи не «коственные», а косвенные, Васька подозрительно хмурил брови, ибо твердо был уверен, что название происходит от слова «кость». 6. Клавдия Петровна в конце концов махнула рукой.

7. Написать правильно «чеснок» его нельзя было заставить ника­кими человеческими усилиями — другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: «честног».

8.   Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причем как можно дальше от реального звучания. 9. Все исключения, непроизносимые согласные, звонкие на месте произносимых глухих, безударные гласные — все это бултыхалось в его голове, как вода в неполном бочонке, который везут по ухабам, и выплескивалось с не­ожиданной силой.

10. Васька был гений и, как всякий гений, был неповторим.

(По А. Чудакову)

Готовимся к ГИА. Русский язык. 8 класс.

Предложения интернет-магазинов