ВПР. Русский язык. 9 класс. Практикум. Скрипка Е.Н.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит 10 вариантов заданий для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Каждый вариант включает задания по всем основным темам курса русского языка в 9 классе. Ко всем заданиям даны ответы. Практикум предназначен учащимся 9-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

ВПР. Русский язык. 9 класс. Практикум.

Текст из учебника

ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ I. ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ
Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, j / раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
г
Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве в сем(?)е отставного [
майора Сергея Львовича Пушкина и жены его Надежды Осиповны \…..
(урождё(н,нн)ой Ганнибал). Кроме него в сем(?)е были старшая сест- ! ра Ольга и три младших брата. Пушкины были родовиты хотя и (не)богаты. Бе_хозяйстве(н,нн)ые и (не)домовитые они всю ж_знь находились на грани разорения.
Сем(?)ья1 пр_надлежала к обр_зова(н,нн)ой части москов- j ско о общ_ства. Дядя Пушкина Василий Львович Пушкин был популярным поэтом в доме бывали извес(?)ные л тераторы Карамзин
Дмитриев Крылов.
Во_питание детей которому родители (не) предавали боль- j
шо_о зн_чения было бе_порядоч(?)ным4. Из домашн_ обучения [
Пушкин вынес лиш(?) пр_крас(?)ное знание францу кого языка а в отцовской библиотек_ пр страстился к чтению (то (же) на францу_ком языке).
Поэт3 мало и ре(д,т)ко вспомнал эти годы в д_льнейшем. Пушкин ле(г,х)ко покинул стены родного дома и (н_) разу в стихах (не) упом нул (н_) матери (н_) отца. Но при этом он (не) был лиш н родстве(н,нн)ых чу(?)ств своих брата и сестру он нежно лю-
бил всю ж_знь самоотверже(н,нн)о им пом_гал сам нах_дясь в стеснё(н,нн)ых матер_альных обст_ятельствах. Да и к родителям он j про влял больше вн мания чем они к нему. Тем бол_е бросает(?)ся в | глаза что когда в д_льнейшем Пушкин хотел оглянут(?)ся на н_чало j своей жзни он (не) изме(н,нн)о вспом нал только Лицей а детство j дома он выч_ркнул из своей ж зни. Он был ч ловек без детства. (203 слова)
(По Ю.М. Лотману)
Выполните фонетический разбор слова.
Выполните морфемный разбор слова2. Определите способ образова- \
ния данного слова.
Выполните морфологический разбор слова3.
Выполните синтаксический разбор предложения4.
ЧАСТЬ II. ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»*
Выпишите простое предложение с однородными сказуемыми. Подчеркните его основу, укажите тип сказуемого. Объясните знаки препинания.
1) «История государства Российского» имела больший общественный успех, чем любой другой исторический труд до и после Карамзина.
2) Ни один последующий исторический труд, пусть и более совершенный, не мог быть «первооткрытием».
3) Царь Александр I присматривался к Карамзину, пытался понять место этого странного человека среди обширного дворцового многообразия.
4) Лучшим итогом столетнего российского развития после Петра I был численно небольшой, а по значению огромный слой русских людей — великий русский читатель!
Ответ:_ ___
2
Найдите сложное предложение, запишите его номер и выпишите его
основы.
1) Карамзин постоянно делится с И.И. Дмитриевым своим желанием бросить литературу, журналистику и заняться историей.
2) Любопытство к российской истории подогревается огромным усилением международной роли страны после 1815 года.
3) Напомним, что тираж три, шесть тысяч экземпляров в начале XIX столетия мог означать больший успех, нежели десять, двадцать, пятьдесят тысяч век спустя; он охватывал практически всю читающую публику.
4) При записи в службу дворянским детям постоянно прибавляли или убавляли возраст.
Ответ:
Все предложения для этого варианта взяты из книги Н. Эйдельмана «Последний летописец», посвящённой жизни и творчеству Н.М. Карамзина. В некоторые предложения в учебных целях внесены незначительные изменения.
Прочитайте текст. Найдите в нём сложносочинённое предложение, запишите его номер, подчеркните его основы и назовите союз, который соединяет его части.
(1)Русский аристократ XIX века — это совершенно особый тип личности, и весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определённой культурной традиции. (2)Во второй половине XVIII века дворянская элита, мечтая о лидерстве своего сословия в жизни России, справедливо видела основную преграду к достижению этой цели в очень низком культурном уровне подавляющего большинства русских помещиков. (З)Особое значение в этой связи приобретало воспитание детей, чтобы сделать из них просвещённых и добродетельных граждан, благородных рыцарей и учтивых кавалеров.
(По О.С. Муравьёвой )
Ответ:
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер
предложения, в котором стоит одна запятая.
1) Карамзин есть наш первый историк и последний летописец. (А.С. Пушкин)
2) Карамзин мыслил и писал о русских князьях как современник и смотрел на них в тусклое зеркало древней летописи с неутомимым вниманием и с искренним почтением.
3) Небольшое количество писем и воспоминаний Карамзина дошло до нас и на то были особые причины.
4) Александр I колебался между парадом и просвещением между самодержавием и конституцией между вчерашними союзниками и новым другом Наполеоном и мечтал о верных друзьях.
Ответ: _
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер предложения, в котором перед союзом И не стоит запятая. Объясните отсутствие запятой.
* Тексты для задания 3 взяты из книги О.С. Муравьёвой «Как воспитывали русского дворянина». В некоторые предложения в учебных целях внесены незначительные изменения.
X
1) Подробной биографии Карамзина нет и архива его почти нет.
2) В деревенской глуши на Карамзина нападают разбойники и он чудом спасается получив две лёгкие раны.
3) История казавшаяся до 1789 года довольно однообразной вдруг преломилась и сразу стали много интереснее даже тусклые с виду главы «Истории государства Российского».
4) С тех пор много воды утекло и много книг написано.
Ответ:__
В данном предложении пронумерованы все знаки препинания. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Карамзин —(1) Колумб J2} а его предшественники,(3) выходит,<4) вроде тех доколумбовых путешественников,05} которые тоже достигли Америки/6) но мир об этом не скоро узнал.
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер
сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.
1) Мы часто жалуемся что ничего почти не знаем о тех или иных обстоятельствах жизни Пушкина Лермонтова Герцена.
2) В черновиках Карамзина видно как по нескольку раз меняются эпитеты обороты порядок фраз.
3) Карамзин виднейший деятель своей эпохи реформатор языка историк публицист автор стихов и прозы на которых воспитывались поколения.
4) Однажды царь объявляет что доверит Карамзину важнейший государственный секрет.
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложноподчинённого предложения с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
Ответ:
Ответ:
Восточная мудрость гласит что каждый человек встречает на свете тех людей которых должен был встретить.
2) Карамзин укрепляется в убеждении что мир движется по осо- Г бым законам и что нужно иметь к ним доверенность.
3) Хотя иные фразы сохраняются Карамзиным такими как впер-вые вышли из-под пера всё же в его рукописях очень много сти-листической правки.
4) Когда Карамзину сообщали о его чинах орденах полагавшихся за выслугу он сердился и говорил что награда сковывает свободу и обязывает пред награждающими.
I___________________________
Ответ:_
9 Объясните постановку знаков препинания в указанных местах в предложении.
Если бы все материалы были у нас собраны,(1} изданы,(2] то j /
мне оставалось бы единственно ссылаться на них,(3) но,(4) когда ‘\£_
большая часть их в рукописях/5) в темноте,(6) надобно вооружить- \ ся терпением. (По Н. Карамзину )
(D_
101 Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер ….. —
сложного бессоюзного предложения с запятой между частями.
j
1) Общество жаждало художественной истории Карамзин дал её j обществу.
2) Карамзин не просил у Александра I денег на издание «Истории государства Российского» царь сам дал.
3) Карамзин часто ссылался на предшествующих историков много раз он обращался к летописям хронографам опубликованным ими.
4) Взгляд Карамзина на критику не переменился он решил всё читать ни на что не отвечать.
Ответ:
Выпишите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Перед Карамзиным нет того нелёгкого выбора, который мучил многих историков разных веков и народов: как не разгневать высочайшего заказчика и притом не оттолкнуть критически настроенного читателя.
2) Карамзин точно знал, что родился в Симбирской провинции, но он не знал точного года своего рождения.
3) Карамзин начинает издавать новый журнал, и очень скоро «Вестник Европы» становится самым интересным, самым читаемым: редактор обсуждает главные, самые интересные вопросы европейской и российской умственной жизни и истории.
4) Хочется повторить: без обновлённого литературного языка невозможно было начать ту русскую историю, о которой мечтал Карамзин.
Ответ:
Найдите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой
(ошибка в построении предложения с косвенной речью). Запишите
его, исправив ошибку.
1) Дерзость Бонапарта изумляет Карамзина, и он пишет: «Перебьёт и перестреляет он ещё многих, пока совершенно не слезет с цепи иль не взбесится. Такого медведя давно не было в свете».
2) В 1812 году Карамзин уверенно объявил, что русские «испили до дна горькую чашу — зато наступает начало его [Наполеона] и конец наших бедствий».
3) А.С. Пушкин писал, что «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».
4) Карамзин признавался, что «я лишён удовольствия много читать на родном языке», потому что в России «есть лишь несколько поэтов, заслуживающих быть читанными».
Ответ:
ВАРИАНТ 2
ЧАСТЬ I. ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ
Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Заменой мира детства к которому человек обращает(?)ся всю жизнь как к источнику дорогих воспом наний для Пушкина стал Лицей.
Лицей открывш йся 19 октября 1811 года был ун_кальным3 высш_м учебным зав_дением. По первон_чальному плану в нём в
кругу сверс(?)ников и в изоляц_ от двора должны были вос-
пит_ват(?)ся младшие брат(?)я Александра I Николай и Михаил. А ост_льные лицеисты преднзначались к высокой государстве^, нн)ой кар(?)ере. Если (бы) этот план осуществился Пушкин и Николай I ок_зались бы школьными товар_щами.4
Пом_щался Лицей в Царском Селе летней имп раторской рез_денц_.
Но первый д_ректор Лицея В.Ф. Малиновский пытался j огр_дить его от вл_яния двора воспита(н,нн)иков редко1 выпускали за пр_делы его стен пос щения родстве(н,нн)иков огр ничивались.
Програ(м,мм)а занятий в Лице_ была обширной. Изучались древние и совреме(н,нн)ые языки мат матика словес(?)ность и р торика история география и другие науки учились танцам ф хтованию верховой езде и плав_нию2.
Однако (не) менее важен был тот «лицейский дух» дух ув жения к собстве(н,нн)ому досто нству который пр вивал (не) за-вис мость суждений и поступков отвр щение к холопству и раболепному чнопочтанию.
В Лице_ так (же) процв_тал культ дружбы. Наибол_е тесными были друж_ские связи Пушкина с Дельвигом Пущиным Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь остав_вшая глубокий след в душе Пушкина.
Но основное чем был отмечен Лицей в жизн_ Пушкина заключалось в том что (з,с)десь он почу(?)ств_вал себя Поэтом.
Лицей зам нил Пушкину детство. Лицей был закончен детство прошло. Нач лась жизнь. (215 слов)
(По Ю.М. Лотману )
Выполните морфемный разбор слова2. Определите способ образования данного слова.
Выполните морфологический разбор слова’
Выполните синтаксический разбор предложения4
ЧАСТЬ II. ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»*
Выпишите простое предложение с обособленными определениями.
Подчеркните его основу, укажите тип сказуемого. Объясните знаки
препинания.
1) В марте 1815 года с острова Эльбы бежал Наполеон и, высадившись с немногочисленным войском на южном берегу своей родины, направился походом к Парижу.
2) Первые сочинительские опыты Боратынского были, верно, на французском языке.
3) Петербург поражал недальностью расстояний, суетливыми людьми, быстро идущими по набережной, и тяжёлыми серыми колоннами, частью высящимися, частью лежащими на земле.
4) Долго стоял Боратынский над водопадом, над оглушающей пропастью, скрестя руки на груди.
Ответ: ___ _
Найдите сложное предложение, запишите его номер и выпишите его
основы.
1) В октябре или ноябре Боратынский снова отправился в Петербург.
2) Одиночество среди неродной природы и посторонних, хотя и добрых людей весьма способствует сосредоточенности души на самосознании.
3) Ещё до определения в полк у Боратынского появились новые знакомцы: Дельвиг и Кюхельбекер.
4) В 1814 году судьба не благоприятствовала Наполеону: великий император был повержен, а наши офицеры гуляли по парижским улицам, как по Невскому проспекту.
Ответ:
Все предложения для этого варианта взяты из книги A.M. Пескова «Боратынский», посвящённой жизни и творчеству поэта Е.А. Боратынского. В некоторые предложения в учебных целях внесены незначительные изменения.
Прочитайте текст. Найдите в нём сложноподчинённое предложение, j запишите его номер, подчеркните его основы и назовите со- j юз/союзное слово, который(-ое) соединяет его части.
(1)В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас се- j годня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. (2)Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, однако они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и j благодаря особому воспитанию. (3)К дворянским детям применя- j лось так называемое «нормативное воспитание», то есть воспитание, j направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность : ребёнка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответст- | венно определённому образцу.
(По О.С. Муравьевой )
Ответ:
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер \
предложения, в котором стоит одна запятая.
1) Слякотной грязью и поздним сумеречным рассветом проводил j Боратынского Петербург.
2) Губернатор Кошелев сочинил на губернского предводителя Бо- j ратынского рапорт и скоро жалоба дошла до цели.
3) Жизнь как известно состоит из неосуществлённых мечтаний и j несбывшихся надежд.
4) Дует сильный и томительно однообразный ветер.
I
Ответ: ___
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер j
предложения, в котором перед союзом И не стоит запятая. Объясни- j
те отсутствие запятой.
1) Лицей в ту пору образован ещё не был и лучше Пажеского кор- \ пуса для своего старшего сына родители Боратынского ничего j выбрать не могли.
2) Лавки в Москве по случаю праздника были закрыты и Боратынский не мог выполнить всех маменькиных поручений.
I
3) В середине ноября настали ранние холода и на Неве стал лёд.
4) Характер у матери Боратынского был твёрдый и она была от природы решительна.
Ответ:
В данном предложении пронумерованы все знаки препинания. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью.
Чужое мнение как зеркало/1} в которое мы смотримся/2) удивляясь/3) когда видим то/4) что мы в себе/5) в общем-то/6) зна-ли/7) но что сейчас подтверждается другими без наших дополнительных о себе пояснений.
Ответ: __’
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер
сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
1) Жизнь степных помещиков покрыта большею частью мраком неизвестности потому что они редко заботились передать потомству историю своего бытия.
2) Когда Боратынский попадал в Петербург он чаще прочих виделся разумеется с Дельвигом.
3) Чем дальше мы живём тем настойчивее жизнь окружает нас ужасными подтверждениями своей скоротечности.
4) Мать Боратынского писала сыну в Пажеский корпус о том чтобы Бог даровал ему благоразумие и терпение.
Ответ:
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер сложноподчинённого предложения с однородным подчинением придаточных.
1) Ветер видимо ждал тучи сразу за северным краем степи потому что на следующий день они как разбитое войско поодиночке летели снова туда откуда пришли с победным грохотом день назад.
2) Когда разнеслось известие о том что Наполеон оставил Москву начались разговоры об эвакуации Пажеского корпуса из Петербурга.
3) Центром дома была столовая большая просторная с двумя дверьми одна из которых вела в гостиную а другая в коридор.
4) Когда Боратынский вернулся в Петербург он кажется нашёл в своём новом бытии ту форму которая более других соответствовала его внутреннему состоянию преждевременную старость души элегическое уныние и горькую усмешку над жизнью.
Ответ:
Объясните постановку знаков препинания в указанных местах в предложении.
Погода была ветреная/1} и,(2) когда мы взобрались на прибрежные скалы,(3) море играло во всей красоте своей. (1)_
Расставьте знаки препинания в предложениях. Запишите номер
сложного бессоюзного предложения с тире между частями.
1) Небо оказалось невероятно широким бездонным и прозрачным земля чёрной как ночь и сочной как масло.
2) Всё здание было из красного кирпича нижний этаж центрального фасада сложен из больших неотёсанных серых камней.
3) Солнце казалось навсегда было заслонено мутной пеленой под этой пеленой стремили свой полёт рваные сизые тучи содрогавшиеся от холодного ветра.
4) В двадцать два года человеку потребно немедленное счастье счастья нет!
Ответ:
Выпишите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы, соединяющие эти части.
1) Вяжля — это степь, от одного взгляда на которую меркнут все виданные доселе пространства: просторно глазам и свободно душе.

Предложения интернет-магазинов