Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7-9 классы. Добротина И.Г.

Пособие содержит комплекс упражнений по моделированию текста для работы по подготовке к написанию изложения и сочинения в 7—9 классах. Эта работа позволяет сформировать у учащихся умения, необходимые для выполнения наиболее сложных заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку (С1 и С2).
Пособие адресовано как ученикам, так и учителям.

Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7-9 классы.

Текст из учебника

Основные речеведческие понятия, необходимые учащимся для выполнения заданий части С1 и С2
Как следует из «Методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»[2], одним из важнейших вопросов при разработке новой версии экзамена «стал вопрос преемственности контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственной аттестации выпускников 9 классов». Выбор видов работы с текстом — сжатое изложение (С1) и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (С2.1 и С2.2) — обусловлен практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников основной школы, которым в старших классах или в средних специальных учебных заведениях придется обрабатывать текстовую информацию.
Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию» [2, с.5].
Для успешного выполнения работы учащийся должен владеть следующими основными речеведческими понятиями (в скобках указываем код элемента содержания в соответствии с кодификатором элементов содержания экзаменаци-
6
онной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников XI классов — см. Приложение):
1. Текст как продукт речевой деятельности: тема и основная мысль (код 8.2) («умение работать над темой — одно из главных коммуникативных умений учащихся») [M.R Львов], строение текста (основные ключевые позиции). Тематическая основа текста (ключевые слова и словосочетания). Знание законов построения текста позволяет ориентироваться в тексте для извлечения информации, проследить за развитием мысли в тексте, поможет в создании изложения и сочинения-рассуждения.
2. Средства связи предложений в тексте (код 8.3): роль союзов и союзных слов, вводных слов и конструкций, лексического повтора как средства связи.
3. Виды информации в тексте: главная и вспомогательная. Извлечение информации из различных источников (код 8.7). Для уяснения смысла текста учащимся необходимо знать о наличии в нем информации разного характера и уметь выделять главное и второстепенное.
4. Смысловые отношения между предложениями текста (код 8.2): эти знания помогают избежать ошибок в структуре и логике текста.
5. Абзац и его строение (код 8.2). Знания об абзацном членении текста и строении самого абзаца (тематическое предложение, развивающая часть и концовка) облегчают учащимся извлечение главной информации текста, позволяют осуществить информационную переработку текста.
6. Приемы сжатия текста (код 8.8, 8.9): содержательные и языковые.
Предполагается, что учащийся, выполняя работу, может использовать различные приемы компрессии исходного текста: содержательные и языковые.
7
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1) Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
2) Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких из синонимов.
3) Слияние нескольких предложений в одно.
7. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (код 8.10).
8. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11).
8
Типология упражнений, направленных на развитие речевых умений учащихся
Упражнения, направленные на развитие речевых умений учащихся, могут быть представлены двумя видами упражнений: упражнения, направленные на развитие умений понимать текст, и упражнения, направленные на развитие умений создавать текст. Четкую границу между ними провести трудно, но мы выделяем все-таки эти группы по ведущему виду деятельности. Первые из них подготавливаются языковой работой, связаны с сокращением сложных предложений до простых с сохранением информации; освобождением простых предложений от распространенных членов; перефразировкой предложений за счет синонимической замены. Вторые — расширением предложений, добавлением определений, обстоятельств, уточнением отдельных компонентов предложений и т.п. до создания собственного текста.
В предлагаемой ниже таблице указываем номера упражнений, темы курса русского языка (7—9 класс), элементы содержания по кодификатору2 — все это позволит учителю выстроить работу в соответствии с потребностями реального учебного процесса. Заметим, что упражнения расположены по принципу «от простого — к сложному», лучше их выполнять в той последовательности, в которой они даны. Для выполнения упражнений нецелесообразно выделять целый урок — они должны стать, по возможности, органичной частью уроков развития речи.
2 Примечание. Практически все упражнения построены на основе текста, поэтому этот элемент содержания в таблице не указываем.
9
Упражнения, направленные на понимание текста (развитие аналитических умений)
Номер упражнения Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису Элемент содержания
№ I. «Для чего нужны зоопарки?» 7 класс Простое и сложное предложение Средства связи предложений в тексте (8.3) Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (8.11)
№2. «Когда папа был маленьким» 7 класс Местоимение Лексический повтор Простое предложение с однородными членами Средства связи предложений в тексте (8.3) Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Приемы сжатия текста (8.8, 8.9)
№3. «Успешный выбор профессии» 8 класс Знаки препинания в простом осложненном предложении Средства связи предложений в тексте(8.3) Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Виды информации в тексте: главная и вспомогательная (8.7)
№4 9 класс Сложное предложение с разными видами связи Тема-рематическоечленение предложения Виды информации в тексте: главная и вспомогательная (8.7) Приемы сжатия текста (8.8, 8.9)
10
Номер упражнения Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису Элемент содержания
№ 5. История происхождения крылатых выражений 9 класс Сложное предложение с разными видами связи Виды информации в тексте: главная и вспомогательная (8.7) Приемы сжатия текста (8.8, 8.9) Извлечение информации из различных источников (8.7)
№6. Синтаксические синонимы 7—9 классы Синтаксические синонимы Приемы сжатия текста (8.8, 8.9)
№7. Синтаксические синонимы 7—9 классы Синтаксические синонимы Сложное предложение с различными видами придаточных Предложения с вводными конструкциями Приемы сжатия текста (8.8, 8.9) Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (8.11)
№8. «Равновесие в природе» 7—8 классы Предложения разной структуры Однородные члены предложения Предложения с вставными конструкциями Виды информации в тексте: главная и вспомогательная (8.7) Смысловые отношения между предложениями текста (8.2)
№9. «Атомы химических элементов» 8 класс Лексическое значение слова Однокоренные слова Термины Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (8.2)
11
Номер упражнения Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису Элемент содержания
№ 10. «Работа по созданию радиоаппаратуры» 8 класс Обособленные определения Однородные члены предложения Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (8.2)
№11. Компоненты доказательства 8—9 классы Термины Тире между подлежащим и сказуемым Вводные слова Абзац и его строение (8.2)
№ 12 8 класс Числительные Вводные слова Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (8.2)
№ 13. «Деятельность М. В. Ломоносова» 8—9 классы Синтаксические- синонимы Однородные члены предложения Обобщающее слово при однородных членах предложения Обособленные определения и обстоятельства Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (8.2)
№ 14. «Кленовые листья» 8—9 классы Однородные члены предложения Обособленные члены предложения Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (8.2) Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысло-вым типом речи (8.10)
12
Упражнения, направленные на трансформацию текста (развитие продуктивных умений)
Номер упражнения Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису Элемент содержания
№ 15. «Эти удивительные животные 7 класс Правописание глаголов Простое предложение Средства связи предложений в тексте(8.3) Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11)
№ 16. Об одном и том же — по-разному 8—9 классы Словосочетание, предложение Виды информации в тексте: главная и вспомогательная (8.7) Средства связи предложений в тексте (8.3)
№ 17. «Стихия поэта» (по И. Ан-ненскому) 8—9 классы Антонимы Вводные слова и вставные конструкции Сложное предложение Средства связи предложений в тексте (8:3) Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Виды информации в тексте: главная и вспомогательная (8.7) Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11)
13
Номер упражнения Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису Элемент содержания
№ 18. «Вернуть детство» 8—9 классы Сложное предложение с разными видами связи Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11)
№ 19. «Научный текст» 8—9 классы Глаголы, вводящие речь Оформление цитат, косвенной речи Предложения разной структуры Приемы сжатия текста (8.8, 8.9) Извлечение информации из различных источников (8.7)
№20. «Рациональные цели, нерациональные мечты» 8 класс Однородные члены предложения Приемы сжатия текста (8.8, 8.9)
№21. «Екатерина II» 8 класс Порядок слов в предложении Однородные члены предложения Обособленные члены предложения Приемы сжатия текста (8.8, 8.9) Выбор и организация языковых средств в соответствии- с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11)
№ 22. « Искусство свободы» 8—9 классы Синонимы Роль союзов в тексте Сложное предложение Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (код 8.2)
№23. «Многообразие форм живых существ» 8—9 классы Термины Словосочетание Синтаксический параллелизм Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (код 8.2)
14
Номер упражнения Тема по лексике, морфологии, грамматике, синтаксису Элемент содержания
№24. «Однажды майским утром» 7—8 классы Синонимы; синонимичный ряд Простое осложненное предложение Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (код 8.2)
№25. «Однажды майским утром» 7—8 классы Прбстое осложненное предложение Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (код 8.10)
№ 26. «Однажды майским утром» 7—8 классы Простое осложненное предложение Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (код 8.10)
№27. «Секрет постижения красоты» (по В. Солоухину) 8—9 классы Синонимы и антонимы Ряды однородных членов Предложения различной структуры Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11)
№28. «Секрет постижения красоты» (по В. Солоухину) 8—9 классы Средства связи в предложении и тексте Смысловые отношения между предложениями текста (8.2) Абзац и его строение (код 8.2)
№ 29. «Секрет постижения красоты» (по В. Солоухину) 8-9 классы Оформление цитаты, эпиграфа Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (код 8.11)
15

Предложения интернет-магазинов