Диктанты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. — Григорьева М.В., Назарова Т.Н.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит разнообразные по видам диктанты и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов предложены фрагменты русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей.

Диктанты по русскому языку. 9 класс.

Текст из учебника

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Устная и письменная речь
Диагностическая работа Туманы
Под берёзами и осинами подмосковного чернолесья лежат похожие на жёлтые крапинки листья. Но вовсе не они предупреждают нас о приближении осени. Вестники осени — туманы.
Красоту туманов, превращавших знакомый мир в фантастический, я полюбил с детства. Вспоминаю и вечерние нежно-голубые туманы, расстилающиеся повсюду: на лугах, над озёрами и речками. И ночные, пронизанные лунным светом (они кажутся серебряными), и утренние, бледно-розовые, окрашенные зарёй.
Как-то спозаранку, подходя к сосновому бору, я увидел фиолетовый туман. Он, поднявшись с земли, широкой лентой перепоясывал лес, повиснув в нескольких метрах от земли. А над ним, словно густозелёные облака, замерли шапки сосен. Но вот туман медленно продвигается вверх, скрывает верхушки деревьев, а затем всплывает над ними и исчезает в лазурном небе.
Однажды я неожиданно оказался в густой непроницаемой пелене. Впереди ничего не было видно, а по бокам, словно высоченные стены, смутно вырисовывались сосны. Постепенно туман таял, оседал росой на траве, кустах, деревьях. Земля и воздух становились бодрыми, свежими, помолодевшими.
152 слова
(По А. Перегудову)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы в предложениях последнего абзаца. Определите типы сказуемых, обозначьте способы их морфологического выражения. Найдите односоставное
предложение в составе сложного, определите его вид. Отметьте предложение, осложнённое рядами однородных членов.
2. Отметьте в предложениях третьего абзаца обособленные обстоятельства. Напишите, чем они выражены.
3. Выпишите из последнего предложения слова, в которых все согласные звонкие.
4. Объясните общую орфограмму в словах неподвижные, неожиданно, непроницаемой.
5. Замените слова спозаранку, высоченные стилистически нейтральными синонимами.
Мини-диктанты №1
Спокойное величие гор. Вокруг множество цветов: иван-чай, густо росший по насыпи, тысячелистник, ромашка, сочевичник уже со стручками, иван-да-марья. Над головой испуганным котёнком пронзительно кричит коршун, кружась и высматривая добычу. Из трещины камня выглядывает ящерица. На камне мох, на нём ещё белая брусника.
(По Н. Верзакову),
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы. предложений. Отметьте неполные предложения: простое неполное предложение и в составе сложного.
2. Найдите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами. Напишите, чем они выражены.
3. Выпишите имена существительные, образованные способом сложение основ.
4. Выпишите из второго и третьего предложения наречия.
5. Выпишите из текста слово, написание суффикса в котором соответствует правилу: в форме первого лица глагола этот суффикс не чередуется с -У-/-Ю-, а остаётся неизменным.
№2
— Ты знаешь, сколько сыновей у Байкала?
— Триста тридцать три…
7
— Ты прав, столько рек ему приносят воду. А сколько у Байкала дочерей?
— Совсем мало.
— Сколько же?
— Одна Ангара. Она вытекает из Байкала и спешит к Енисею-реке.
— А куда бежит Енисей?
— Прямо-прямо в океан.
(По М. Сергееву)
Задания:
1. Определите форму речи (устная, письменная), тему данного текста. Подберите заголовок в соответствии с темой.
2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы третьего предложения, укажите виды сказуемых и способы выражения подлежащих. Охарактеризуйте простые предложения в составе сложного с точки зрения наличия второстепенных членов.
3. Выпишите из первой реплики диалога (из первого предложения) местоимения.
4. Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями. Графически объясните написание.
5. Выпишите синонимы из шестого и седьмого предложений. Подчеркните безударные проверяемые гласные в словах, подберите проверочные слова.
Диктант-предложение
Пушкин, мечтавший о тех временах, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», с поистине братской дружбой относился ко всем народам России, интересовался их жизнью, историей, бытом, культурой, отображая, запечатлевая затем всё увиденное и истинно народное в своих лучших произведениях.
(По Б. Трубецкому)
Задания:
1. Подчеркните главные члены предложения, определите, простое оно или сложное.
п
2. Отметьте в предложении слова, являющиеся цитатой. Определите способ оформления цитаты.
3. Подчеркните как члены предложения все обособленные обстоятельства, напишите, чем они выражены, отметьте однородные обстоятельства.
4. Определите способ связи в словосочетаниях о тех временах, всем народам, в своих произведениях. Определите, к какой части речи относятся зависимые слова.
5. Определите стилистическую окраску слов распри, поистине, запечатлевая. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы. Определите способ образования слова поистине.
Объяснительный диктант
1) От колыбели через всю жизнь проносили мы певучее, сверкающее самоцветами русское слово. (С. Сергеев-Ценский.) 2) Растопляемые водой и солнцем снега оседали, рыхлели, дымились. (Н. Смирнов.) 3) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (Д. Лихачёв.) 4) Язык наш и разум дают жизнь человеческой душе, человеческой личности. (Г: Михайлов.) 5) Абросимов, выкупленный крепостной крестьянин, обладал незаурядными способностями к языкам. (Г. Кублицкий.) 6) Как истинный гений, Ньютон не придавал своим открытиям особого значения. (Л. Орлова.) 7). Орфей, сын одной из. муз, своим чудесным пением очаровывал не только богов и людей, но даже диких зверей, деревья и скалы. (Д. Буслович.) 8) Наше национальное богатство — это родная русская речь, которая звучит на огромных пространствах, от океана до океана. (С. Сергеев-Ценский.) 9) День был туманный, безветренный, с бледным, точно подводным светом. (Д. Мережковский.) 10) Грекова тянуло к Сивашу, к этому странному творению природы, полуморю, полуболоту, отделявшему тёплый Крым от скудной равнины. (А. Знаменский.) 11) Язык — средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. (В. Аннушкин.) 12) Как гений, Гоголь, конечно, должен быть «на дружеской ноге» с другим гением — Пушкиным. (С. Сергеев-Ценский.) 13) Измождённые, голодные, мы всё же взбирались по крутому горному скату, уже покрытому холодным сумраком. (Н. Смирнов.)
9
14) Пушкин интересовался не только устным народйым творчеством, но и национальной литературой. (Б. Трубецкой.) 15) Мои собеседники, уроженцы здешних мест, вспоминали передаваемые из уст в уста легенды и сказания из жизни великого полководца, приводили его поговорки и прибаутки. (В. Грусланов.) 16) Ничего на свете нет красивей, чем в лесу, во глубине России, ландыш, наклонённый к ручейку. (Е. Маркин.)
Задания:
1. Объясните постановку знаков препинания.
2. Отметьте предложения, связанные с темой «Язык. Речь».
3. Укажите, чем осложнено каждое предложение.
Монолог, диалог
Диагностическая работа
Я шёл по опустошённому осеннему лесу. Под ногами была затвердевшая от первого заморозка земля. Где-то сиротливо каркали невидимые вороны. Я не спеша вышел на опушку. Передо мной покатым косогором стелилось озябшее поле. Крыши деревеньки высовывались из-за косогора, на котором прочно стояли могучие двухэтажные стога. Казалось, что я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи вёрст, что живу не в двадцатом веке, а лет двести назад.
Свежий, сухой воздух бодрил, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка: «У природы нет плохой погоды…» Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая: «Всякая погода — благодать…» Неудержимо поползли следующие строки: «Дождь ли, снег… Любое время года надо благодарно принимать».
Я удивился. Честно говоря, мне показалось, что строфа недурна. И вдруг случилось необъяснимое: строчки возникали одна за другой. Не прошло и двадцати минут, как стихотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания.
Я быстро повернул домой, бормоча строки, так как боялся, что стихотворение забудется. Войдя в дом, я немедленно перенёс всё на бумагу.
175 слов
(По Э. Рязанову)
10
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение). Определите, какой вид речи используется: монолог или диалог. Озаглавьте текст.
2. Отметьте предложения, в которых используется цитирование. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте схемы предложений.
3. Отметьте в третьем абзаце вводную конструкцию.
4. Выпишите из второго предложения слова с оглушением согласного. Покажите графически, в какие морфемы входят эти согласные. Отметьте в этих словах все орфограммы.
Мини-диктанты №1
Догорали дни московского бабьего лета. Белые плотные облака недвижно стояли на синем небе. Золото осенних клёнов расцвечивало Коломенское и склоны Нескучного сада. В воздухе реяла паутина, а по ночам холодные лунные тени летящих облаков тревожно проносились по дорожкам сонных московских садов.
(По А. Чаянову)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, рассуждение, описание) и стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложное предложение, определите количество основ. Найдите в этом предложении неоднородные определения, выделите окончания, объясните написание.
3. Найдите глагол, написание суффикса в котором соответствует правилу: 1) в форме прошедшего времени глагола сохраняется суффикс инфинитива, от которого образована эта глагольная форма (первый вариант); 2) в форме первого лица глагола суффикс не чередуется с -У-/-Ю-, а остаётся неизменным (второй вариант).
4. Выпишите из второго предложения по одному словосочетанию с грамматической связью согласование, управление, примыкание.
11
5. Какое выразительное средство используется в первом предложении (первый вариант); в третьем предложении (второй вариант)?
№2
— Ты знаешь, что такое озеро?
— Это много-премного воды…
— А море?
— Это если слить вместе много-премного озёр.
— А что такое океан?
— Это если слить вместе много-премного морей.
(М. Сергеев)
Задания:
1. Определите, какой вид речи используется: монолог или диалог; какая форма речи используется: устная или письменная. Определите тему текста и озаглавьте в соответствии с темой.
2. Выпишите из текста местоимения. Определите синтаксическую функцию первого местоимения в первом предложении.
3. Выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Выделите корень. Подберите и запишите проверочные слова.
4. Подберите синонимы к словам знаешь, слить.
5. Выпишите из текста слова, в которых все согласные глухие (первый вариант), звонкие (второй вариант).
Диктант-предложение
«Как он представляет себе море? — подумал я о сынишке. — Как он представляет себе глубину и бескрайность моря? Как он представляет себе этот город? Что такое для него Москва? Ведь он ещё ничего не знает».
(По В. Аксёнову)
Задания:
1. Отметьте в предложении слова автора (комментирующую часть) и прямую речь. Сделайте схему предложения. Определите, какой вид речи (монолог или диалог) и форма речи (устная или письменная) используются в прямой речи. Отметьте вопросительные предложения.
12
2. Найдите в предложении однородные члены; подчеркните их как члены предложения.
3. Выпишите из предложения местоимения.
4. Выпишите из предложения слово, в котором обозначение конечного согласного приставки на письме продиктовано правилом: перед глухим согласным пишется С, а перед звонким — 3.
5. Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.
Объяснительный диктант
1) Однажды пришло ко мне письмо от отца, который сообщил мне радостную весть, что мой брат разрешает мне навестить его. (В. Шефнер.) 2) Живопись, с точки зрения выдающегося французского художника Матисса, должна нести людям радость, доставлять наслаждение, должна отвлечь уставшего человека от жизненных трудностей. (И. Калитина.)
3) Дедушка нёс тяжеленный мешок, думал дедушка: «Кто бы помог?» Сзади него шли Вадик и Рома, дошли до самого дедова дома.
— Вам не помочь донести мешок?
— Снять помогите! — сказал старичок. (О. Григорьев.)
4) Этнографы считают, что толокно было одним из самых употребительных народных кушаний с XVI по XVII век. (И. Лутовинова.)
5) Пушкин когда-то сказал, что следовать мыслям великого человека поучительно и доставляет большое наслаждение. (Б. Трубецкой.)
6) Фёдор Антонович, хозяин дома, спросил меня:
— Ты любишь читать?
— Угу.
— А что ты теперь читаешь?
— Виктора Гюго.
— Дать тебе «Гулливера»?
— Я читал.
— А «Робинзона Крузо»?
— Тоже читал.
— Ну а вот это?
Он достал с полки томик Эдгара По.
13
— Возьми с собой, но только обходись с книжкой бережно, не пачкай.
Я шёл домой с томиком По под мышкой и думал: «Какой интересный человек! Как не похож он на всех наших знакомых!» (Н. Кузьмин.)
7) «Белый вождь! — сказал индеец. — Радостно мне приветствовать тебя, великого начальника, и твоих людей на земле наших предков». (Ю. Давыдов.)
8) Всемирно известный арктический путешественник Нансен подружился с аборигенами Гренландии, восхищался их миролюбием, гостеприимством, поразительной приспособляемостью к суровой природе. (Г. Кублицкий.)
9) — Откуда ты, молодость?
— Я отовсюду!
— Кем будешь ты миру?
— Днём завтрашним буду.
(Р. Гамзатов.)
10) Ночью ребятишки увидели один и тот же сон: на разъезд въехала запряжённая четвёркой белых лошадей розово-синяя карета с серебряным верхом. (А. Батурина.)
11) Александр Македонский был чрезвычайно честолюбив (больше всего на свете он ценил славу) и говорил своим товарищам-сверстникам: «Мальчики, пока мы вырастем, мой отец одержит все победы и ничего не оставит на нашу долю». (М. Гумилевская.)
12) У творческой личности есть одна резко бросающаяся в глаза особенность: она всю жизнь растёт, идёт от простого к сложному, берёт для решения задачи одна труднее другой и не изнашивается, не стареет. (С. Сергеев-Ценский.)
13) Главная беда заключается в том, что канцелярская речь по своей ядовитой природе склонна отравлять и губить самые живые слова. (К. Чуковский.)
14) Ах, Мухтар, Ах, Мухтар, Добрая собака!
Ты, Мухтар, очень стар, Но красив, однако. (М. Лисянский.)
14
15) У писателя И.А. Гончарова рождается крылатая фраза: «Как прекрасна жизнь, между прочим, и потому, что человек может путешествовать!» (Г. Кублицкий.)
Задание:
Охарактеризуйте высказывания с точки зрения формы (устная или письменная) и вида (монолог, диалог) речи.
Стили языка
Диагностическая работа
Растения нашего сада
Мы занимали небольшой пряничный домик в два этажа с высокой черепичной крышей и прелестным садиком, полным цветов. Перед ним рос постоянно цветущий конский каштан, который был в пять раз выше дома. Чтобы увидеть всё дерево целиком, от земли до кроны, нужно было отойти на сто метров, да и то начинала кружиться голова, а домик тогда казался совсем маленьким, просто игрушечным. Цветы напоминали маленькие восковые деревца, в известном порядке рассаженные по всей кроне. Ствол дерева был почти чёрный, можно сказать, совершенно чёрный, что ещё сильнее подчёркивало восковую розоватость соцветий.
Возле дома росло также несколько кустов сирени, цветущей поразительно щедро и красиво. Мы не уставая восхищались оттенками её кистей: густо-фиолетовыми, лилово-розовыми, воздушными и при этом такими плотными, что хотелось взять в руку и подержать, как гроздь винограда.
Вокруг, за низким заборчиком, выложенным из чугунно-багрового кирпича, было также много цветущей жимолости и коротко остриженного боярышника. Посреди газона стояли солнечные часы, которыми, впрочем, никто не интересовался.
155 слов
(По В. Катаеву) 15
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, рассуждение, описание) и стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Укажите, при помощи какого слова второе предложение текста связано с первым по смыслу.
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях первого абзаца. Найдите сложное предложение, в составе которого есть односоставные, определите их вид. Напишите, чем осложнено четвёртое предложение.
3. Определите, какое выразительное средство используется в словосочетаниях пряничный домик, прелестный садик, воздушные оттенки, чугунно-багровый кирпич.
4. Замените словосочетание черепичная крыша, построенное на основе связи согласование, на синонимичное словосочетание, построенное на основе связи управление.
5. Выпишите из первого абзаца слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
Мини-диктанты № 1
Золотая осень! День тёплый, солнечный, на небе ни облачка. Разноцветные клёны, жёлтые берёзы и каштаны с огромными листьями, тоже подёрнутыми желтизной. И только вётлы, посаженные вдоль дороги, стоят совсем зелёные. Подстриженные низко, у самого ствола, они, если бы у них не было отдельных длинных ветвей, на которых мелко трепещут листья, казались бы плотными зелёными шарами.
(По С. Могилевской)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание или рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).
2. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы четвёртого и пятого предложений. Определите типы сказуемых.
1 А
3. Найдите в тексте простые односоставные назывные предложения. Отметьте осложнённое предложение. Напишите, чем оно осложнено.
4. Выпишите из текста причастия, определите вид и время.
5. Выпишите из второго предложения слова, в которых все согласные мягкие.
№2
Я спросил мать и сестру Чехова:
— Скажите, Антон Павлович плакал когда-нибудь?
— Никогда в жизни, — твёрдо отвечали обе.
(По И. Бунину)
Задания:
1. Определите стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Охарактеризуйте текст с точки зрения формы (устная или письменная) и вида (монолог, диалог) речи.
3. Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите, чем выражены главные члены предложений. Определите вид сказуемых. Отметьте и объясните все орфограммы в сказуемых.
4. Напишите, чем осложнено первое предложение текста.
5. Выпишите из текста наречия. Определите их синтаксическую функцию. Отметьте все орфограммы.
Диктант-предложение
Ландыш майский (в переводе с греческого это означает «лилия долин, цветущая в мае») — хорошо известное многолетнее травянистое растение из семейства лилейных с белыми колокольчиками-цветками, собранными в однобокую кисть, обладающими сильным приятным запахом.
(По Н. Ковалёвой) 17

Предложения интернет-магазинов