Диктанты по русскому языку. 9 класс. К учебнику М.М. Разумовской и др. — Аксенова Л.А.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Сборник диктантов содержит дополнительный дидактический материал по русскому языку для 9 класса к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». Пособие включает слова, словосочетания и предложения для проведения словарных, предупредительных, объяснительных, выборочных и выборочно-распределительных диктантов, связные тексты для рабочих и контрольных диктантов, стихотворные тексты для самодиктантов.

Диктанты по русскому языку. 9 класс. К учебнику М.М. Разумовской и др.

Текст из учебника

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Объяснительные диктанты
I
• Послушайте текст. О чём он? Какова его главная мысль? Охарактеризуйте интонационные особенности текста, отметьте средства языковой выразительности, которые использует автор.
Отчего же люди прилепляются сердцем к степям диким, к лесам дремучим, к странам, засыпанным снегами?.. Кто виною чудесной привязанности сей? Никто, кроме тебя, о любовь к Отечеству! Ты вселяешь в душу неизъяснимую привязанность к родным источникам, к родным лесам, даже к самым бесплодным пескам Отечества. Ты вселяешь необоримое влечение к Родине!
(Ф. Глинка)
• Запишите текст под диктовку.
• Найдите в тексте слова, в которых: а) правописание приставки определяется её значением; 6) правописание согласной в приставке зависит от звонкости/глухости последующего согласного; в) правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
(Ключ:1 прилепляются, бесплодным, вселяешь.)
• Определите часть речи первого слова в первом предложении. Докажите, что данное слово имеет созвучные слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание омонима.
• Вспомните, на какие группы по своему значению делятся знаки препинания. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из тек-
1 В некоторых случаях, которые могут представлять трудность для учеников, в скобках даются ключи, которые помогут учащимся при самостоятельной работе с данным пособием.
5
ста Ф. Глинки. Отметьте отделительные знаки препинания и их роль в тексте. Назовите выделительные знаки препинания. Что они выделяют в предложениях данного текста?
• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Чем оно осложнено?
• Выпишите из текста по одному слову, в котором: а) букв больше, чем звуков; б) букв меньше, чем звуков. Объясните причину такого несоответствия.
• Выпишите из предложения 1 причастие, разберите его по составу и как часть речи.
• TP (Творческая работа). Напишите небольшое сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Г. Граника: «Знаки препинания помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами». Аргументируйте свои рассуждения примерами из текста Ф. Н. Глинки.
II
Принято считать, что народное творчество — это былины, сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, словом, описанные в учебниках и академических трудах канонические жанры фольклора. В общем-то так оно и есть, но только словесное творчество народа не исчерпывается этими жанрами. Оно подчас необыкновенно ярко, страстно, остроумно проявляет себя в топонимике…
(А. Михайлов)
• Какие пунктограммы иллюстрирует данный текст?
• Дайте полную синтаксическую характеристику предложения 1. Определите вид односоставного предложения в составе данной сложной конструкции.
• Объясните роль тире в предложении 1. Вспомните, при каких ещё условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым. Приведите примеры таких предложений.
• Найдите в тексте слово, значение которого — «принятый за образец, твёрдо установленный». (Ключ: Канонический.)
• В каком значении употреблено слово «академических» из предложения 1?
• Объясните термин топонимика. Дайте описание одного-двух топонимов области, в которой вы проживаете.
6
Ill
Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит трудиться.
(В. Гюго)
• Начертите схему предложения 1.
• Составьте и запишите предложения, в которых: а) обобщающее слово будет находиться после однородных членов; б) обобщающее слово будет находиться перед однородными членами, а после однородных членов предложение будет продолжаться. Подчеркните обобщающие слова и однородные члены как члены предложения, начертите схемы предложений.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2.
• Чем интересно слово трудиться с точки зрения фонетики? Запишите данное слово в транскрипции.
• ТР. Напишите небольшую творческую работу по тексту В. Гюго. Сформулируйте, какую мысль утверждает автор. Напишите, разделяете ли вы мнение В. Гюго. Аргументируйте своё мнение, опираясь на знания и читательский опыт.
IV
• Известный поэт К. Батюшков в 1813 году, пережив потрясения «грозы двенадцатого года», пишет «трагически величественное послание «К Дашкову». Послушайте стихотворение. Как оно построено? Отметьте наиболее интересные композиционные приёмы и их роль в тексте. Каково эмоциональное наполнение данных поэтических строк?
К Дашкову
Мой друг! я видел море зла И неба мстительного кары; Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары.
А ты, мой друг, товарищ мой, Велишь мне петь любовь и радость, Беспечность, счастье и покой И шумную за чашей младость!..
7
(Ключ: К. Батюшков пишет строки, полные скорби, чувства ужаса, пронизанные ясным ощущением того, что в мире нет и не может быть места, где мыслимо укрыться «от ненастья».)
• Какие тропы вы можете отметить в первом четверостишии? Какова их роль?
• Запишите поэтические строки К. Батюшкова под диктовку, расставьте знаки препинания. Обращения выделите, устно дайте им характеристику: простое или риторическое, распространённое или нераспространённое.
• Начертите схему предложения второй строфы. Подчеркните в данной строфе прямые дополнения, укажите способ их выражения.
• Объясните значение слова неистовый (из первой строфы).
• Отметьте слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного.
• Найдите слова, в которых: а) букв больше, чем звуков, б) букв меньше, чем звуков.
V
Теперь издалека понимаешь, почему тяжкая, недетская работа нам, деревенским мальчишкам, казалась радостью. Лес! Ягоды, птичьи гнёзда, грибы, распутывание лесных дорожек, поиски «землянки разбойников», сидение с прутиком около муравейников, погоня за барсуком… Память мудро устроена. Я не помню, как больно было плечам, но где-то в самом надёжном месте память хранит радость, рождённую лесной беготнёй.
(В. Песков)
• Какие пунктограммы иллюстрирует данный текст?
• Укажите предложение: а) с обособленным определением (определение подчеркните, укажите способ его выражения и причину обособления); б) с обособленным приложением.
• Подчеркните грамматические основы в предложении 1. Определите вид односоставного предложения в данной сложной конструкции. Определите тип сказуемых.
• Сколько в тексте причастий? Найдите их, выделите орфограммы в причастиях. Какова синтаксическая роль краткого причастия?
• Выпишите по одному слову разных частей речи: наречие, глагол, прилагательное, существительное. Разберите слова по со-
с
ставу. Отметьте отличительный морфемный признак наречия. Какая ещё часть речи не изменяется? Приведите пример.
• ТР. Напишите небольшое сочинение на тему «Памятное событие моего раннего детства». В каком стиле вы будете создавать работу?
VI
• Послушайте текст известного педагога и писателя В. Сухом-линского. Какие важные уроки преподаёт нам автор?
Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезнь твоей матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Больше всего уязвляет сердце отца и матери сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их — сына и дочери — труд, жизнь, поведение.
• Запишите текст* под диктовку. Выделите орфограмму «Проверяемая безударная гласная корня». Подберите проверочные слова.
• Проведите синтаксический разбор предложения 2, начертите его схему. Определите в его составе вид односоставного предложения. Чем осложнено данное предложение?
• ТР. Напишите по тексту В. Сухомлинского небольшое сочинение-рассуждение. Сформулируйте проблему, затронутую автором, и авторскую позицию. Напишите, согласны ли вы с автором текста. Аргументируйте ответ, опираясь на свои знания, читательский и жизненный опыт.
VII
…Устами матери опоэтизированы природа и труд. Во всём она умела видеть красоту: и в обложных дождях, и в цветении сада, и в отбеливании холстов, и в молотьбе цепами ржаных снопов, и в трёпке мягкого струистого льна. Она находила такие слова, такие присказки, такие поверья, после которых мне непременно самому хотелось пойти с отцом топить дымную ригу, взять отрывающий руки кленовый цеп и молотить в лад со всеми снопы, сесть на грохочущую мялку и гонять по кругу лошадей. И удивительно, не чугунная тяжесть рук и ног запомнилась после работы, а поющая радость в сердце, словно его, ребячьего сердца, коснулось что-то нежное и красивое.
(По И. Васильеву)
9
• Найдите в тексте слова с Н, НН в суффиксе. Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в суффиксах.
• Найдите в предложении 1 устаревшее слово, замените его синонимом.
• Приведите пример эпитета из последнего предложения.
• Найдите в предложении 2: а) три слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного (укажите причину такого фонетического явления в каждом конкретном случае); б) слово, в котором происходит озвончение глухого согласного (объясните, почему происходит данное явление).
• Выделите местоимения в последнем предложении текста, определите их разряд. Докажите, что местоимение его может быть и притяжательным: составьте соответствующее словосочетание или предложение.
• Начертите схему предложения 2. Чем оно осложнено?
• Составьте и запишите свои примеры предложений, в которых:
а) обобщающее слово будет находиться после однородных членов;
б) обобщающее слово будет находиться перед однородными членами, а после однородных членов предложение будет продолжаться. Начертите схемы записанных предложений. Обобщающие слова и однородные члены подчеркните как члены предложения.
• Найдите уточняющий член предложения, укажите способ его выражения.
• Найдите в предложении 3 необособленное определение, выраженное причастным оборотом. Подчеркните его и объясните графически причину необособления причастного оборота.
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль мамы в моём духовном взрослении».
VIII
Манеры человека — это философия поведения. Кстати, книги о хорошем тоне — от самых давних до новейших — в библиотеках стоят именно в разделе философии, этики. «Этика», «этикет» — слова одного корня. Хорошие манеры — это этичное отношение к людям, дурные — неэтичное.
(С. Михалков)
10
• Объясните значение слов этика, этикет, этичное (отношение), философия.
• Найдите в тексте прилагательное в превосходной степени, объясните, как оно образовано.
• Найдите вводное слово, определите его значение.
• Какова роль тире в предложениях данного текста?
• Укажите: а) неполное предложение (какой член предложения в нём опущен?); б) вставную конструкцию.
• Укажите сложное бессоюзное предложение. Как связаны в нём простые части?
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Г. Граника: «Хорошее знание пунктуации обогащает возможности письменной речи». Свои рассуждения аргументируйте, опираясь на свои знания и текст С.В. Михалкова.
IX
• Послушайте текст и сформулируйте проблему, которую поднимает автор. Какова авторская позиция по данной проблеме?
• Запишите текст под диктовку, обоснуйте расстановку знаков препинания, выделите орфограммы в наречиях.
Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их привычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет. За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить.
Ребёнок должен научиться уважать мать с раннего детства. У узбеков есть замечательный обычай. Когда они знакомятся, то обязательно спрашивают: «Отец-мать живы-здоровы?» Если ответите «да», собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этом белом свете».
Да, наши родители — наше богатство. Чтобы это богатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнять свой сыновний долг.
(Т. Малик)
/ • Какие пунктограммы иллюстрирует данный текст?
• Начертите схемы предложений с прямой речью. Проанализируйте в них постановку знаков препинания в конце прямой речи. Почему вопросительный знак ставится перед кавычками, а точка — после кавычек?
11
• Вспомните, какие вы знаете пословицы о матери. Составьте и запишите с одной из пословиц предложение с прямой речью таким образом, чтобы прямая речь находилась впереди слов автора. Какова будет пунктуация?
• Подчеркните грамматическую основу в предложении 3 первого абзаца и в предложении 1 последнего абзаца, укажите способ её выражения и объясните причину постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
• Найдите предложения, в которых есть прямое дополнение. Прямые дополнения подчеркните, укажите способ их выражения.
• Выделите односоставные предложения, в том числе и в составе сложных предложений. Определите их вид.
• Выделите в первом абзаце частицы, определите их разряд по значению.
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит почитать родителей?»
X
И.А. Бунин вырос в «сонной степной деревушке» под Ельцом. Русскую деревенскую весну полюбил с детства. То, что другим казалось некрасивым, было мило ему, даже если
Там, среди улицы, лужи, Зола и весенняя грязь, В избах угар, а снаружи Завалинки тлеют, дымясь…
Но зато с утра до вечера
Только петух беззаботно Весну воспевает весь день, В поле тепло и дремотно, А в сердце счастливая лень.
Весной сердце поэта переполнялось предчувствием счастья: Ветерок с полей весну приносит, Горький дух лозины молодой… О, весна! Как сердце счастья просит! Как сладка моя печаль весной!
Вместе с Буниным прислушиваемся мы к звукам ожившей после зимнего сна природы. Мы слышим, как «чибисы плачут — от света, простора, от счастия — плакать, смеясь».
До последних дней своей жизни «в стороне, далёкой от родного края» помнил Иван Алексеевич Бунин вёсны своего детства.
(Из журнала «Золотой ключик»)
12
• Какие ещё способы цитирования, кроме проиллюстрированных в тексте, вам известны? Запишите свои примеры.
• Вспомните, что такое эпитет, найдите в тексте примеры эпитетов.
• Укажите предложения: а) с уточнением; б) с обособленным определением (укажите способ выражения обособленного определения и причину обособления); в) с необособленным определением, выраженным причастным оборотом (объясните причину необособления причастного оборота).
• Докажите, что слово зато имеет омоним среди других частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение, объясните правописание омонима.
• Заполните данную таблицу примерами из текста, объясните правописание слов.
Проверяемая безударная гласная Чередующаяся гласная корня
корня
1. 1.
2. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
• Дополните вторую колонку таблицы своими примерами.
• Найдите в тексте слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание.
• Найдите по одному слову, в котором: а) правописание согласной в приставке зависит от качества последующего согласного;
б) правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного;
в) правописание гласной в приставке зависит от её значения.
• ТР. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Весна моего детства». В каком стиле речи вы будете создавать свою работу?
XI
• Послушайте текст. О чём он? Какова его основная мысль? Определите стиль речи, обоснуйте свой ответ.
• Запишите текст под диктовку.
13
Наконец-то дожил до понимания «Капитанской дочки» и тоже себя: откуда я пришёл в литературу… И теперь читаешь и как будто у себя на родине… Именно это родина; моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить, то и другое для меня теперь археология; моя родина, непревзойдённая в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся в ней доброте и мудрости человеческой, — эта моя родина есть повесть Пушкина «Капитанская дочка».
(М. Пришвин)
• Укажите частицы, определите их значение и роль в тексте.
• В каком значении употреблено в тексте слово археология (из последнего предложения)?
• Укажите часть речи слова тоже из первого предложения. Докажите, что оно имеет созвучную форму среди других частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение, объясните правописание созвучной формы.
• Найдите в тексте:
а) действительное причастие прошедшего времени;
б) глагол прошедшего времени;
в) глагол настоящего времени 2-го лица единственного числа;
г) страдательное причастие.
Выделите в словах изученные орфограммы, объясните их правописание.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: 1) «Книга, которая помогает мне понять себя»; 2) «Книга, которая бережно хранится в нашей семье».
Выборочные диктанты
I
• Что вы чувствуете, когда произносите слово Родина? Из чего складывается для каждого из вас это понятие — Родина?
• Послушайте текст известного русского писателя М. Пришвина. Как можно его озаглавить? Что вы вынесете в заглавие: тему или главную мысль?
• Выпишите в два столбика слова, которые иллюстрируют орфограммы: 1) наречий; 2) глаголов. Выделите изученные орфограммы, объясните их правописание.
14
1(Предложения текста диктуются учителем в замедленном темпе.)
Аромат истории
Сказать, какой запах у черёмухи сам по себе, невозможно: этим пахнет только черёмуха, и нюхали этот аромат ещё и те русские, кто слушал Баяна, певшего свою былину о полке Игореве, и много раньше того, в те времена, о которых мы и не догадываемся.
И когда понюхаешь, то присоединяешься ко всему этому прошлому, я по-своему, другой — по-своему, третий, каждый по-своему присоединяется к одному и тому же. И так из всего этого: каждый по-своему и все — к чему-то одному: так и складывается родина.
(М. Пришвин)
|| • Определите способ образования слова по-своему.
II
• Послушайте отрывок из стихотворения К. Симонова — пронзительные строки о родине, к мыслям о которой человек обращается в самые драматические и волнующие минуты своей жизни. Какое средство языковой выразительности использовал
автор в первой строфе? Какова его роль?
* * *
.. .Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину — такую, Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам, Далёкую дорогу за леском. Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
• Прослушайте ещё раз, найдите и запишите обособленное определение. Укажите способ его образования и причину обособления.
• Запишите слова: вспоминаешь, изъездил, далёкую, речонку, песчаный, клочок, с низким. Укажите части речи записанных слов, выделите изученные орфограммы, объясните их правописание.
15
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Моя малая родина».
III
(1)Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают родные просторы русской природы. (2)Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя одинокими. (З)Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир.
(И. Соколов-Микитов)
• Укажите предложение с обособленным определением. Проведите синтаксический разбор этого предложения.
IV
(1)Наступали сумерки. (2)Зарево, зажжённое уходящим за линию горизонта солнцем, казалось рекой расплавленного тумана. (3)А там, внизу, на земле, была отчётливо различима с высоты в девять километров подлинная земная река. (4)Она извивалась узкой, тускло поблёскивающей лентой и где-то у горизонта впадала в несуществующую безбрежную реку, похожую на раскалённый металл.
(А. Чаковский)
• Укажите предложение с уточнением. Проведите синтаксический разбор этого предложения.
• Выделите распространённые определения, укажите причину их обособления или необособления.
V
• Послушайте текст известного писателя М. Пришвина. О чём он? Что помогает писателю преодолевать личные проблемы?
Неверие в людей. Меня всегда пугала эта бездна, когда я подходил к её краю. И тут я всё брал на себя: не люди плохи, а я! И когда я уходил в себя, страдая о себе, что я не такой, как все, что у меня нет чего-то, что все имеют, вдруг при каком-нибудь нечаянном взгляде на мир какая-нибудь берёзка, птица, река являлись в необыкновенной красоте. И тогда, как бы прощённый красотою, я с любовью обращался к людям. Я говорил им, и они мне помогали.
16
• Какие произведения русских классиков вы знаете, в которых природа помогает героям пережить личные страдания?
• Выпишите из текста М.М. Пришвина все местоимения, определите их разряд. Выделите орфограммы местоимений. (Учитель ещё раз читает текст в медленном темпе.)
• Докажите, что местоимения её, его, их могут быть как личными, так и притяжательными: составьте и запишите соответствующие словосочетания.
• Запишите словосочетания при нечаянном взгляде, прощённый красотою, в необыкновенной красоте. Разберите словосочетания; определите способ подчинительной связи. Объясните написание НН в словах.
• Определите способ образования слова необыкновенной.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Возрождающая сила природы». Аргументируйте свои рассуждения, опираясь на свои знания, читательский и жизненный опыт.
VI
• Послушайте текст, назовите автора и произведение, из которого взят данный отрывок. Вспомните, какой герой и при каких обстоятельствах произносит эти слова. Отметьте интонационные особенности речи героя.
• Запишите под диктовку.
(1)Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… (2)Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… (З)Нет, так любить никто не может!.. (4)Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. (5)И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. (б)Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
(Н. Гоголь. «Тарас Бульба»)
I* Укажите номера предложений, в которых есть обращение.
| Какова роль обращений в тексте Гоголя?
17
• Запишите в транскрипции слова все, любить, в земле, свою. В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Как вы объясните данное несоответствие?
• Выпишите из последнего предложения частицы, проведите их морфологический разбор.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из следующих тем: 1) «Дружба — дело святое» (Пословица); 2) «В крепкой дружбе — наша сила» {Берне). В своих рассуждениях опирайтесь на знания и читательский опыт.
VII
|| • Запишите фрагмент из рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб».
…(1)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (2)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (З)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (4)Листва, усохнув по осени, почти не блестела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. — (5)Так вот он, зимний дуб!
(6)Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что её тысячекратно повторённое изображение глядит на неё с каждой ветки.
(Ю. Нагибин. «Зимний дуб»)
• Найдите в тексте: а) эпитет; б) творительный сравнения; в) метафору. Какова роль данных тропов в тексте Ю. Нагибина?
• Заполните таблицу примерами слов из текста, объясняя правописание гласной корня.
Проверяемая безударная гласная корня Чередующаяся гласная корняI* Дополните 2-ю колонку таблицы своими примерами (по три-четыре примера).
18
Контрольные диктанты
I
На калужской земле среди лесов и речных долин, холмов и оврагов уютно устроился городок Козельск.
Имя города Козельска, вероятно, появилось из-за диких коз, великое множество которых водилось в ближайших лесах. Но его название могло произойти и от слова «козёл», которое на древнеславянском языке означало не только известное животное, но и выделанную козью шкуру.
Помните, во что был обут Иван-царевич из русских народных сказок? Обычно там говорится: «А на ногах у него — сапожки сафьяновые».
Сафьян — это тонкая и мягкая козья кожа, умело особым образом обработанная и окрашенная в яркий цвет.
И вот название Козельск, возможно, связано с тем, что здесь издревле мастерили сапоги из сафьяна. Даже в семнадцатом веке именно отсюда поставлялись нарядные сапожки в Москву для царского двора. Великие государи, заказывая для себя новую пару, обязательно предупреждали и наставляли, чтоб была она из лучшей, без малейших изъянов кожи.
(По В. Соловьёву)
Задания:
1. Найдите в тексте предложения, в составе которых есть:
а) обособленное определение (I вариант);
б) обособленное обстоятельство (II вариант); выполните их синтаксический разбор.
2. Выделите в тексте орфограммы причастий, графически объясните их правописание (I вариант). Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в слове», подберите и запишите к ним проверочные слова (II вариант).
3. Выпишите слова изъянов (I вариант), сафьян (II вариант). Произведите со словами лексический, фонетический, орфографический, морфемный, морфологический разбор.
II
В жизни природы весна — самый оживлённый и яркий период. Пожалуй, особенно красочно сказывается она в степной полосе.
Уже заблестели снега на южных склонах, покрывшись талым настом, уже зачернели в защищенных местах на солнцепёке заметные лужи… Дни становятся длиннее, синева неба глубже и ярче. Настал март, и в первые его дни показались чёрные блестящие грачи, сначала
19

Предложения интернет-магазинов