Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. Малюшкин А.Б.

Данное методическое пособие включает различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы и идеи, составление плана). Тесты пособия — готовый дидактический материал для проведения самостоятельной, коллективной классной и домашней работы.

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс.

Текст из учебника

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА
Текст 1
Основ..положником науки о русском языке первым нашим лингвистом был М.В. Ломоносов. Он всю жизнь просл..влял русский язык вид..л в нем «великолепие гишпанского живость французского крепость немец..кого нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Ломоносовым написан..а первая «Российская грам..атика» (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву «Р..торика» (1748). Сравнивая язык с «безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим морем» Ломоносов создал новый литературный язык соч.. тая книжное л авянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав грамматические особен..ости языка Петровской эпохи представляли собой довольно пеструю картину — бурно развевались торговля промышленность культура создавались новая армия и флот — все это требовало новых форм выражения. Описание норм литературного языка сделанное Ломоносовым вн..ело порядок в п..строту слов и форм речи того врем..ни. Р..форма Ломоносова ок. .зала громадное воздействие на судьбы русского языкознания и русской литературы.
(По В.П. Вомперскому.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Основная мысль текста
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова язык:
8. Докажите, что слово язык является многозначным.
9. Определите лексическое значение слов: лингвистика —
риторика —
ораторское (искусство) —
10. Подберите синоним к выражению словарный состав языка:
11. Выпишите из текста сложные слова и разберите их по составу:
12. Произведите морфологический разбор слова (о) языке:
I. _
И.
III._
13. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2_
2 и 3__
14. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
6
15. Графически обозначьте в тексте обособленные члены предложения.
Работа над ошибками
Текст 2
Вдру.. пр..неслись изд..ли какие (то) стран..ые мерные звуки. То был (не) человеческий голос (не) рожок (не) гусли а что (то) похож..е на шум ветра в трос..нике, если бы трос..ник мог зв..неть как стекло или струны.
Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебрян.. ыми струями то подобные шуму колеблемого леса вдру.. замолкли, как буд (то) в порыв., степного ветра.
(В) дали нач..лея как буд (то) новый порыв вихря, обратился в длин..ые грустно (пр..ятные) переливы и через (н..) сколько врем..ни кончился отрывисто подобно конскому фырканью.
Но тут раздались новые звуки гораздо зв..нчее. Казалось множество колокольцев звенели (без) остано-вочно. Грус..ные заунывные звуки сменялись веселыми но то была (не) русская грусть и (не) русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего плем..ни и богатырские набеги и переходы народов из края в край и тоска по (не) известной первобытной родине.
(ПоА.К. Толстому.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Основная мысль текста
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне, подберите проверочные слова, дополните своими примерами.
8. Выпишите из текста ряд однокоренных слов к слову грусть:
9. Произведите фонетический разбор слова вдруг.
10. Выпишите из текста примеры: эпитетов
простых определений
олицетворений
11. Выпишите синонимы к слову тоскливые и разберите их по составу:
12. Найдите в тексте разносклоняемое существительное и произведите его морфологический разбор:
I. _
II.
III._
13. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:
выделение вводных слов_
отсутствие запятой между однородными членами
10
14. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
15. Графически обозначьте в тексте однородные определения.
16. Графически объясните постановку знаков препинания в последнем предложении:
Работа над ошибками
11
Текст 3
Капуста одна из древних овощных культур. В Древней Греции и Риме капуста считалась св..щен..ой пищей богов. Когда (то) капусту называли садовой головой, так как в..лок капусты по форме налом..нает голову человека а в значени.. «огород» употребляли слово «сад». Таким образом употр..бляя выражение «голова садовая» мы шутливо сравниваем голову человека с кочаном капусты. Пог..ворка эта имеет значение «(не) сообразительный, (не) расторопный, (не) ловкий человек, разиня».
Квасить капусту заготавливая ее (в) прок первыми научились древни.. сл..вяне. Осенью собрав урожай преступали к рубке капусты для квашения. В этой работе принимали участие все члены семьи (не) редко и соседи. Это коллективное мер..приятие названное капустником сопровождалось шутками песнями веселыми играми и забавами. Слово «капустник» дож..ло до наших дней но приобрело переносный смысл. Так называют теперь вечер самодеятельности с разнообразными номерами шутливо-пародийного х..рактера связан..ыми с жизнью кол..ектива.
(По В. Вакурову.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Основная мысль текста
12
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова все:
8. Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
13
9. Приведите примеры фразеологических оборотов, в которых встречается слово голова:
10. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
11. Произведите морфологический разбор слова когда (то):
I. _
II.
III.__
12. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2_
2 и 3_
13. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:
тире между подлежащим и сказуемым_
запятая между однородными членами
14. Выпишите из текста второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.
14
15. Графически обозначьте в тексте обособленные члены предложения.
Работа над ошибками
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Текст 4
Золотой осен..ий денек. Кругом т..шина. Лиш.. изредк.. прокурлыч..т в небе отлетающие журавли или пролетит с призывным криком кулич..к. Земля пр.. нес л а свои богатые плоды и теперь точно собирается на покой и отдых.
Дорога мягкая словно хороший ковер. Дожди см..чили землю и теперь она скрадыва..т и топот конских к..пыт и ш..рох собачьих ног. Лес сильно пор..дел но все еще роскош..н в своем осен..ем уборе. Яркими полосами уходят (в) даль сизые, покрытые ночной р..сой зеленя. В глубоко дыш..щую грудь проникает густой воздух и пряный ар..мат увядающ..й листвы.
То появиться в разрывах обл..ков солнце то опять закро..т его свет их бегущая мае..а. Вот побежал по вершинам деревьев солнечный луч и (красно) л..ловая листва заискрилась забл..стала. Потом луч сошел с леса побежал по полям по рыж..му жнивью засв..ркал на яркой зелени озимей. (За) тем взлетел на пр..горок пропал показался еще раз и скоро потух скрывшись (по) ту сторону возвышенности. На (не) которое время все опять поблекло пот..мнело. Потом тучки опять сошли открыли солнце и (во) все стороны поб..жали широкие просторные золотые полосы.
(По Н. Минху.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
16
3. Основная мысль текста
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне, дополните своими примерами.
8. Произведите фонетический разбор слова денек:
17
9. Выпишите из текста примеры: эпитетов
метафор
сравнений _
10. Подберите синонимы к следующим словам:
мягкая (дорога)_
густой (воздух)_
пряный (аромат)_
11. Выпишите из текста и разберите по составу по одному слову указанных частей речи:
существительное _
прилагательное _
глагол _
наречие _
причастие _
12. Произведите морфологический разбор одного причастия:
I. _
И. _
III. _
18
13. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2 _
2 и 3_
3 и 4_
14. Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы.
15. Выпишите из текста сложносочиненное предложение с повторяющимся союзом и сделайте его синтаксический разбор.
Работа над ошибками
19

Предложения интернет-магазинов