Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс, к учебнику Разумовской М.М. и др.

Пособие содержит контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля знаний учащихся.
Издание предназначено для проверки теоретических знаний и правописных навыков учащихся и может быть использовано как на уроках, так и во время самостоятельной работы.
Пособие разделено на разделы в строгом соответствии с разделами учебника. По каждой теме раздела в пособии содержатся проверочные и контрольные работы, в том числе и в тестовой форме, аналогичной ГИА и ЁГЭ.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс

Текст из учебника

РУССКИЙ ЯЗЫКНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА

Проверочные работы

1

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается такая за­мена.
  3. Оцените высказывания известных писателей о значе­нии и историй развития русского языка. Выберите одно из них темой вашего эссе.
  4. Объясните правописание коренных согласных.

Русский язык! Тысяч[и]летия создавал народ это гибкое пышное (не)исч[и]рпаемо богатое умное по…тическое и тру­довое орудие своей социальной жизни своей мысли своих чувств своих надежд своего гнева своего великого будущего (А. Толстой).

Язык которым …оссийская д…ржава великой части света пов…левает по его м[а]гуществу имеет природное из[а]билие красоту и силу чем (не, ни)единому европейскому язык\ (не)уступает (М Ломоносов),

Нет таких звуков красок обр…зов и мыслей сложных и простых для которых (не, ни)нашлось(бы ) в нашем языке точного выражения. С русским языком можно тв. .рить чуд[и]са! (К Паустовский).

2

  1. Прочитайте высказывания В. Белинского и Н. Лескова, соблюдая орфоэпические правила.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки, объясните употребление тире.
  3. Замените фонетическую запись орфографической,
    вспомните правила, по которым делается такая замена.
  1. Опираясь на приведённые высказывании, сделайте доклад о заимствованиях в лексике русского языка,

Что ру[с]кий язык один из б[а]гатейших языков в мире в этом нет (ни)какого сомнения.

Русский язык чрезвычайно б[а]гат гибок и живописен для выражения простых естестве… ых понятий.

Употр[и]блять иностра[н]ое слово когда есть равносиль­ное ему ру[с]кое слово значит оск…рблять и здравый смысл и здравый [ф]кус (В. Белинский),

Новые слова иностра[н]ого происх[а]жденйя вводятся в русскую печать беспр…станно и часто совсем без надобности ■и [ш]то [ф]сего обиднее эти вредные упражнения практикуют­ся в тех самых органах где [ф]сего г…рячее стоят за ру[с]кую национальность и её особе[н]ости (Я. Лесков).

3

  1. V. Прочитайте высказывания русских писателей, соблю­дая орфоэпические нормы.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки, замените фонетическую запись орфографи­ческой, укажите правила, по которым делается эта замена.
  3. Выберите несколько высказываний в качестве тезисов и по ним напишите эссе о необходимости постоянного со­вершенствования знаний и умений пользоваться своим род­ным языком.
  4. Объясните, нужны ли запятые перед союзом и в выска­зывании К. Паустовского.

В сущности ведь для инте[л]игентного человека дурно го­ворить должно(бы) счита[ца] таким же (не)пр…личием как (не)уметь читать и писать (А. Чехов).

(Не)правильность употребления сло[ф] ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни (Д. Пи­сарев).

8

Язык инструмент (не)обходимо хорошо знать его хорошо им владеть (М Горький).

Язык русский упрям без постоя[н]ого труда (не)переупря-мить его… (не)обходимо писать каждый день то есть работать над языком. Язык это инструмент едва(ли) (не)труднее он самой скрипки (П. Вяземский).

Лишь усвои[ф] в возможном совершенстве первоначаль­ный материал то есть родной язык мы [ф] состоянии будем в возможном(же) совершенстве усвоить и язык иностранный но (не)прежде (Ф. Достоевский).

Русский язык открывается до конца в своих поистине вол­шебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокр…венную прел[и]сть нашей жизни (К Паустовский).

Русский язык в умелых руках и в опытных устах краси[ф] певуч выр…зителен гибок послушен ловок и вм…стителен (А. Куприн).

4

  1. Прочитайте слова Н. Гоголя о богатстве русского языка.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки, замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается замена.
  3. Проанализируйте отрывок из любого произведения Н, Гоголя, обращая внимание на мастерское использование им различных пластов лексики русского языка.
  4. Какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения в тексте? Какова их стилистическая роль?

(Не)обыкнове[н]ый язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки все переходы звуков от самых твёрдых до са­мых нежных и мягких он беспр…делен и может живой как жизнь обогащаться ежеминутно черпая с одной стороны вы­сокие слова из языка (ц[и]рковно)библейского а с другой сто­роны выб…рая меткие названья из бе…численных своих

9

наречий pa{c]bina[ijjb!3t по нашим провинциям имея возмож­ность таким образом в одной и той(же) речи восходить до вы­соты {не)пр.. .ступной {ни)какому другому языку и опускаться до простоты ощутительной ос[и]занью (не)понятливейшего человека язык который сам по себе уже поэт.

Дивишься драгоце[н]ости нашего языка что (не, ни)звук то и подарок [ф]сё зернисто крупно как сам жемчу[к] и право иное названье ещ{о] драг[а]це[н]ей самой вещи.

Нет слова которое было(бы) так замашисто бойко так вы-рывалось(бы) (из)под самого се[р]ца так(бы) кипело и живо-греп[и]тало как метко сказа[н]ое русское слово (Я. Гоголь),

5

  1. Прочитайте отрывок из книги А. Югова, автора извест­ных исторических романов «Бессмертие», «Ратоборцы», толкователя и переводчика древнего памятника русской ли­тературы «Слова о полку Игореве», «Думы о русском языке», соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки, замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается эта замена.
  3. Сделайте доклад на тему, сформулированную класси­ком французской литературы П. Мериме: русский язык «(не)обыкновенно хорошо приспособлен к поэзи», приве­дя примеры из произведений нескольких русских поэтов.
  4. Объясните значение выделенных слов, используйте их в своём докладе.

Широко изве[с]ны восторженные суждения о русском языке пр…надл[и]жащие великим людям нашего …течества. Но быть может (не){ф]се знают [ш]то суждение классика францу[с]кой литературы Проспера Мериме о языке русском так(же) было (по)истин… дифирамбическим. «Это прекрас­нейший из [ф]сех европейских языков (не)исключая и грече­ского» утверждал францу[с]кий пр[а]заик. При этом Мериме сделал  любопытное  замечание  о  чисто художественных

10

свойствах и возможностях русского языка язык этот говорит он  «(не)обыкновенно  хорошо  приспособлен  к  поэзи…» Поч[и]му(же)? А потому оказывается что «педанты (не)ус-пели (в)вести в него свои правила и свои фантазии».

Проспер Мериме изучал русский язык. Он переводил Го­голя. Последнее(же) зам[и]чание его прямо каса…тся нашего предмета народности литературного (книжного) языка и (не)волъно сопоставляется с тем историческим фактом [ш]то в это(же) самое время великий современник Мериме осново­положник русского литературного языка наш Пушкин в (не)равном бою отбивался от яро[с]ных атак лжегра[м]а-тистов врагов живого народного языка отс.кавших его (на)чисто от языка книжного… Он защищал свой язык ссыл­кой на просторечие на то [ш]то так говорят «простолюдины во многих наших губерниях». «(Не)должно м[и]шать свободе нашего богатого и пр…красного языка» заключает Пушкин {А, Югов),

И

ЯЗЫК, ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Проверочные работы 1

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы, и оза­главьте текст.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  3. Объясните правописание в словахНН-, как эти слова образованы, в каком разделе изучаются способы образова­ния слов.
  4. Проведите фонетический анализ выделенных слов, к какой части речи они относятся, как образованы.

Было жарко (во)круг бл…стела сухая [ф]спаханная земля на картоф[и]льных обобранных полях. (В)дали сер[и]брились тополя. (На)встречу шёл по пыли белый толстый мальчик лет трёх, в грязной рубаш[ы]чке в большом картузе похож[ы]й на старичка шёл полож[ы]в голову на плечо (не)изве[с]но куда. Заблуди[цц]я зайдёт к ч…рту на кулички подумал Сева смеясь.

Был пра[з]ник послеобеденное время хутор казался (не)обитаемым. Вот плетень и в…езд в ш[ы]рокий двор. На дворе т[и]леги сорок…ведёрное каме[н]ое корыт[а] журавль коло[цц]а тень от старых амбаров под сизой соломе[н]ой крышей. Нарушая вид степного муж[ы]цкого гнезда б[и]леет 12

за амбарами ещ[о] (не)краше…ая железная крыша нового м[и]щанского дома на высоком фундам…нте. Дальше ка-кой(то) ч…рный исполинский шалаш возле которого в .сит на шесте ястреб. (В)переди мелкий пруд св…ркающий на со[н]це глин…ые берега в гуси…ом пуху. А по другую сторон} дв[а]ра развалины варка стари…ого ещ[о] тех времён когда хутор принадлежал барону Ачкасову каме…ые крепо[с]ные стены голый остов (не)сокрушимых стр[а]пил. [Ф]се ворота настеж… виден навоз слежавшийся спекшийся наро[шш]ий за многие годы под самые перемёты (По И. Бунину).

2

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы, и оза­главьте текст.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  3. Проведите фонетический и орфоэпический разбор вы­деленных слов.
  4. Объясните правописание коренных гласных, выделите проверяемые ударением, подберите однокоренные слова.

У нас [з] братом когда созр…вают одуванч…ки была с ними постоя….ая забава. Бывало идём куда(н…будь) на свой промысел он [ф]переди я (в)пяту.

С[и]рёжа позову я его д[и]ловито. Он оглян[цц]а я фукну ему одуванч…ком прямо в лицо. За это он нач…нает меня по[т]карауливатъ и то(же) как заз[и]ваешься фукн[и]т. И так мы эти (не)интересные цв[и]ты срывали только для забавы. Но раз мне уд…лось [з]делать открытие.

Мы ж[ы]ли в деревн… перед [Ф]се говорили Очень краси­во Лу[к] зол[а]той. Однажды я рано [ф]стал удить рыбу и за­метил [ш]то луг был (не)золотой а зелёный. Когда(же) я воз­вращался около (полу)дня домой лу[к] был опять весь зол[а]-той. Я стал наблюдать. К вечеру лу[к] опять позеленел. Тогда

13

я пош[о]л отыскал одуванчик и оказалось [ш]то он [жж]ал свои лепе[с]ки как [ф]сё равно если(бы) у вас пальцы со сто­роны ладони были ж[о]лтые и [жж]ав [ф]кулак мы закры-ли(бы) ж[о]лтое. Утром когда со[н]це взошло я вид…л как одуванч…ки ра(з, с)крывают свои ладони и от этого лу[к] становился опять зол». .тым.

С тех пор одуванч…к стал для нас одним из самых инте­ресных цветов (по)тому(что) спать одуванч…кил[о]ж[ы]лисъ вместе с нами детьми и вместе с нами [ф]ставали.

(М. Пришвин)

3

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы, и оза­главьте текст.
  2. Укажите слова, которые сейчас пишутся иначе: а) в связи с упразднением букв, б) в связи с изменением правил орфографии.
  3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  4. Объясните значение выделенных слов, от каких слов они образованы.
  5. Проведите фонетический анализ выделенных слов.

Было жарко хотя (не)давно прош[о]лъ бурный дождь. Надъ лаковой мушмулой жужжали зелёныя мухи. Въ ба[с]ейне плавалъ злой ч[о]рный лебедь поводя пунц…вымъ словно накраше…ымъ клювомъ. Съ миндальныхъ деревецъ обл…тели лепестки и лежали бледные на тёмной земле мок­рой доро[ш]ки напоминая миндали въ прянике. (Не)вдалеке отъ огромныхъ ливанскихъ кедровъ р…сла одна единственная берё[с]ка съ темь особымъ наклономъ листвы (словно расч[о]сывала волосы спустила пряди съ одной стороны да такъ и застыла) какой быва…тъ только у берёзъ. Проплыла бабочка(парусникъ) выт[и]нувъ ислож[ы]въ свои ласточковые

14

хвосты. Св…ркающш воздухъ тени кипарисовъ старыхъ съ рыж[ы]нкой съ мелкими ш[ы]шками спрята…ыми за пазухой зеркально(ч[о]рная) вода ба[с]ейна где вокругъ лебедя расхо­дились круги с1яющая синева где вздымался широко опоя-са…ый каракулевой хвоей зубч[и]тый (Ай)Петри всё было на­сыщено мучительнымъ блаженствомъ и Мартыну казалось [ш]то въ распределен^ этихъ теней и блеска тайнымъ обра-зомъ участвуетъ его отецъ.

(В. Набоков)

4

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы,
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания^ рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается такая за­мена.
  3. Проанализируйте слово выросший по плану: а) фоне­тический и орфоэпический анализ, б) правописание слова, в) морфемный разбор, г) морфологический разбор.
  4. Затранскрибируйте слово выпрастывают, объясните его значение, замените синонимом.

Больше [ф]сего я любил сне[к] и музыку. Когда бывала метель и к…залось [ш]то нет (ни)чего (не, ни) домо[ф] (не, ни) земли а только белый дым и ветер и шорох воздуха и когда я ш[о]л сквозь это движущееся пространство я думал иногда [ш]то если(бы) легенда о сотв…рении мира родилась на севе­ре то первыми словами свяще[н]ой книги были(бы) слова Вначале была метель. Когда она стихала из(под) снега вдру[к] появлялся целый мир точно сказочный лес выро[шш]ий из чьего(то) космического ж[ы]лания я видел эти кривые линии ч[о}рных зданий и л…жащиеся со свистом сугробы и малень­кие фигуры людей идущие по улицам. Я особе[н]о любил смотреть как во время метели летят сквозь сне[к] и опус-каю[цц]а на землю птицы они то склад…вают то вновь рас­крывают крылья точно (не)хотят ра[с]тава[цц]я с воздухом и

15

все(же) садя[цц]я и сразу буд(то) по волшебству пр…вра-щаю[цц]а в ч[о]рные к…мки шагающие на (не)видимых ногах и выпрастывают крылья особе[н]ым птич…им движением мне почему(то) (не)обыкновенно понятным.

(Г. Газданов)

5

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  3. Сделайте фонетический анализ слов усмешки, моло­дости, дрожь\ объясните, по какому признаку делятся со­гласные звуки.
  4. С выделенными словами составьте свой рассказ о
    любви к родному краю.

Я принадлежу к людям любящ… вещи (не)стыдящ…ся чувств и (не)боящ.. .ся кривых усмешек. Было и давно прошло время когда эти усмешки меня смущали. В молодости это простительно и понятно в молодости мы хотим быть самоуве-ре…ыми разумными и жестокими ре[с]ко отвечать на обиду вл…деть своим лицом [з]держ[ы]вать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает и строгая выд[и]ржа[н]ость чу[ст]в уже (не)каже[цц]а лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков как я есмь я готов и могу пр…кл…нить колени перед коро­бочкой с ру[с]кой землёй и сказать [ф]слух (не)боясь чуж[ы]х ушей Я тебя люблю земля меня родившая и пр.. .знаю тебя мо­ей величайшей св[и]тыней.

И (ни)какая скептическая философия (ни)какой умный космополитизм (не)заставят меня устыди[цц]а моей чу[ст]вительности (по)тому [ш]то руководит мною любовь а она (не)подчине… а разуму и ра[щ]ёту.

(М. Осоргин;

16

Контрольные работы

Диктант 1

  1. Запишите под диктовку и озаглавьте текст, разбейте его на абзацы, объясняя деление.
  2. Проанализируйте слово новизнам по плану: а) фонети­ческий и орфоэпический анализ, б) правописание слова, подберите однокоренные слова для подтверждения, в) мор­фемный разбор, г) морфологический разбор, синтаксиче­ская роль в предложении.
  3. Охарактеризуйте выделенное предложение, сделайте его синтаксический разбор, объясняя знаки препинания.
  4. Выпишите из выделенного предложения деепричастия, сделайте их фонетический и морфологический разбор; оп­ределите синтаксическую роль в предложении.

В одной из научных фантазий рассказывается, как созна­тельное существо, отдаляясь от земли со скоростью, превы­шающей скорость света, видит историю земли развивающейся в обратном порядке и постепенно отступающей в глубь веков.

Для того чтобы проделать этот опыт в России, вовсе не нужно развивать скорости, превосходящей скорость света. вполне достаточно поехать на перекладных с запада на восток вдоль по Сибирскому тракту, по тому направлению, по которо­му в течение веков постепенно развёртывалась русская история.

«Современность» обычно лучится из сердца страны, постепенно ослабевая и тускнея по мере удаления от него Новизнам, рождающимся в столицах, надо время, чтобы сдви­нуть с основ устоявшиеся слои жизни в глухих и отдалённых углах страны. И в Европе, путешествуя географически, мы по­стоянно переходим из одного века в другой, почти этого не замечая, и Европа, несмотря на излучения своих сплетений, сохранила такие глухие заводи, потерянные горные долины, в которые проваливаешься сквозь столетия, точно в забытые колодцы истории.

(148 слов)                                                                 (М. Волошин/

Г

Диктант 2

  1. Запишите под диктовку и озаглавьте текст, разбейте его на абзацы, объясняя деление.
  2. Сделайте фонетический и морфологический разбор слова мельничка, по какому образцу оно образовано.
  3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов, Определите, к какой категории они относятся.
  4. Охарактеризуйте выделенные предложения, сделайте синтаксический разбор, как выражены главные члены пред­ложения.

И открывалась отсюда даль неоглядная сразу с нескольки­ми деревеньками, нанизанными на блескучие петли Выпи-реки с мельничным плёсом и самой мельничкой бело кипевшей игрушечным колесом с клубившимися левадами приречных ольх и ракит россыпью коров во влажно-зеленых лугах, мер­цающих озерками и болотцами, с бугорками сенных стожков и сизыми капустными бахчами: всё это звалось той самой Клю­чевской балкой, питавшейся обильными ключами из-под Вер­хового урез, а было тем самым низом, по которому и проходи­ла излюбленная дорога. А по-за балкой вновь поднималась, дыбилась холмами материковая земля. Дивно было гля­деть сразу на всю эту уймищу хлебов, уходивших вёрст на пятнадцать вправо и влево. И ещё было дивно, что над всем этим, казалось, вот оно, только дотянуться рукой, неслось по ветру невесть откуда взявшееся одинокое облако, будто белый отставший гусь-лебедь, и тень от него, пересекая долину, ми­молётно темнила то светло-белёные хаты, то блёстки воды, то хлебные нивы на взгорьях,

А ещё выше, там, где царило одно только солнце, кружил в восходящем паренье тот самый старый курганник, что не­слышной тенью сорвался с дремотных Верхов.

(166 слов)                                                        (К Носов)

18

Лексика. Морфемика. Словообразование

Проверочные работы 1

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается такая за­мена.
  3. Объясните правописание Ь и Ъ.
  4. Сделайте синтаксический разбор выделенного пред­ложения.
  5. Объясните значение выделенных слов, к какой катего­рии они относятся, замените их синонимами.

Вечерело. Галки болтая усаж[ы]вались на реш[о]тчатые к…лпаки на трубах нового дома. Стали просыпая спавшие один за одним прошли мимо на пруд умыва[цц]я сынов…я Лук…яна Степанова угрюмые густоволосые крепкие му-ж[ы]ки. Ребёнок сидевший в ведре пов…лился вместе с ве­дром и кричал на вес… двор. Сева простился. Ну во ев…той час сказал Лук…ян Степанов подюэюей учись и Сева вск…чи[ф] на свою нервную к…былку поехал по плотине пруда. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь. Во-роб…и осыпали г…релую голую л[а]зинку на плотине сплош­ным треском вечерним уютным. Умывшийся мужик сидел на глин.. .ом берегу распояской отражался под берегом и гл[и]дел на оранжевое солнце садившееся за степью за (не)оглядной р…вниной в молочно(голубом) сухом тумане. Жнив…я были лимо…ые.

Пастушонок в баран…ей шапке медленно гнал по ним стадо овец. Они двигались скопом (на)ходу докармливаясь |шш]умом дыхания* Сева от…ехав от хутора ударил плёткой по лошади и понёсся вскач… оставляя за собой стол[п] пыли. Стол[п] этот прот.. .нулся на версту и (не)опадал долго долго…

(И. Бунин)

19

2

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Вставьте в слова подходящую морфему и пропущен­ные буквы и знаки препинания.
  3. Выделенные слова разберите по составу. ;
  4. Сделайте синтаксический разбор выделенного пред­ложения.

Этот житель лесС’ человека всегда сторрн1]ся. Ему (не)надо (ни)какой пом…щи чем больше бедствий тем сытнее живётся. Ночью он хорошо видС. И если усл&шС в лесной т…мноте крик зайца можно предпол…жить глазастый охот­ник настиг д.. .бычу.

УвидБ филина л…тящим или с.дящйм днём в ка-ком(нибудь) укромном уголке леса большая уда^а. При встре­че (не)спешите поднять руж…ё. Хотя хищник но очень ред­кий. И его всяч…ски стоит об…регать. Встреча с этой таинстве…ой птицей оставляет много воспоминаний.

(В. Песков)

3

  1. Перечислите основные способы образования слов в русском языке и на их основании распределите слова, при­водя по 23 слова каждой модели.
  2. В чем особенность произношения слова яблочный, какие возможны варианты, объясните произношение каж­дого.
  3. Выделенные слова разберите по составу.

Беспокойный, взращивание, волосатый, восстание, крас­нощёкий, предпринимательство,

МГУ, нефтепром, чересполосица, подоконник* некраси­вый, МКС, судостроение, сотрудник, вице-губернатор, яблоч­ный, наибольший, отодвинутый, приемо-сдаточный, пережа­ренный.

20

4

  1. Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы, определите его тип и стиль,
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена»
  3. Выделенные слова разберите по составу, подберите к ним однокоренные слова.

(Не)мода писать свои воспоминания меня искушает (не)ей уступаю я а тем кто этого ж.. .лает и просит.

Вообще писать свои воспоминания это или очень ле[х]ко или очень трудно. Человеку старому (не)ле[х]ко быть верным оценщиком того [ш]то происходило в его детстве или в его бесшабашной юности.

Разочарова…ый едва(ли) беспр…страстно отнесё[цц]я к тому [ш]то когда(то) имело на него чарующее влияние а чело­век переставший верить едва(ли) поймёт [ш]то происходило в душе его когда он верил. (Необходимо хоть (не)мно[ш]ко прежнего ума прежнего се[р]ца прежней веры для того [ш]то(бы) в семьдесят лет дать себе отч[о]т о том как дума­лось как чу[ст]вовалось и верилось в эти былые навсегда ут­раченные годы.

(Ни)чего нет проще как сочинить свои воспоминания особливо в такие годы когда иных уж… нет а те далече…

(Я. Полонский)

5

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы,
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографиче­ской, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  3. Подобрать синонимы и антонимы к прилагательным маленькая (лодка), ясная (погода).
  4. Разберите по составу выделенные слова.

21

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озёрная гладь. Лё[х]кие волны пр…боя ласково набегают на береговой чис­тый песок. После трудного пути путешественнику пр…ятно погрузи[цц]я в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озёрное дно. Маленькие пароходы сов[и]ршают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капи­тан парохода может показать место где на дне озера лежит древний город. (Не)раз добывали рыбаки со дна озера древ­нюю утварь.

(И. Соколов-Микитов)

Контрольные работы Диктант 1

  1. Запишите под диктовку и озаглавьте текст, разбейте его на абзацы, объясняя деление.
  2. Перечислите, какими способами образованы выделен^ ные слова.
  3. Найдите фразеологизм, восстановите его, объясните, что он означает, замените синонимом.
  4. Охарактеризуйте выделенное предложение, укажите его тип и стиль, сделайте разбор.

Константин Левин встал раньше обыкновенного, но хозяй­ственные распоряжения задержали его, и когда он приехал на покос, косцы шли уже по второму ряду.

Ещё с горы открылась ему под горою тенистая, уже скошенная часть луга, с сереющими рядами и чёрными кучками кафтанов, снятых косцами на том месте, откуда они зашли первый ряд.

По мере того как он подъезжал, ему открывались шедшие друг за другом растянутою вереницей и различно махавшие

22

косами мужики, кто в кафтанах, кто в одних рубашках. Он на­считал их сорок два человека.

Они медленно двигались по неровному низу луга, где была старая запруда. Некоторых своих Левин узнал. Тут был старик Ермил в очень длинной белой рубахе, согнувшись махавший косой; тут был молодой малый Васька, бывший у Левина в кучерах, с размаха бравший каждый ряд. Тут был и Тит, по косьбе дядька Левина, маленький, худенький мужичок. Он, не сгибаясь, шёл передом, как бы играя косой, срезывая свой ши­рокий ряд.

Теви-н взял косу и ста примериваться. Кончившие свои ряды, потные и весёлые косцы выходили один за другим на дорогу и, посмеиваясь, здоровались с барином. Они все гляде­ли на него, но никто ничего не говорил до тех пор, пока вы­шедший на дорогу высокий старик со сморщенным и безборо­дым лицом, в овчинной куртке, не обратился к нему.

  • Смотри, барин, взялся за гуж, не отставать! — сказал он, и Левин услыхал сдержанный смех между косцами.
  • Постараюсь не отстать, — сказал он, становясь за Ти­том и выжидая времени начинать.
  • Мотри, — повторил старик.

(235 слов)                                                                 (Л. Толстой)

Диктант 2

  1. Запишите под диктовку и озаглавьте текст, разбейте на абзацы, объясняя это деление.
  2. Выделите причастия, разберите по составу, от каких глаголов и как они образованы.
  3. Объясните значение выделенных слов, к какой катего­рии они относятся, для чего использованы в тексте.
  4. Найдите слова, употреблённые в переносном значе­нии, определите их прямое значение, составьте с ними предложения.

Иной раз собьёшься в лесу с нахоженной тропы. Бредёшь час, бредёшь два, бредёшь целый день. Кругом сузем — дре-

23

мучий ельник, замшелый от седого лишайника, вековые буре­ломы да непролазные топи, затянутые коварной осокой-резуньей. Солнце не может пробиться сквозь толщу хвои, и внизу темно, как в сумерках. Всё живое покинуло сузем. Даже медведь, любитель чащоб, и тот предпочитает держаться в стороне от этих гибельных мест. Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно пролетит подслеповатая сова, ук­рывшаяся здесь от дневного света.

Иссечённый лесным гнусом, насквозь промокший, ты на­силу переставляешь вязнущие в водянистом мху ноги, и ка­жется, ещё немного — упадёшь и не встанешь…

И вдруг — расступится душный мрак, ослепительным сполохом сверкнёт впереди. Это — берёзовая роща. И тебя словно подхватили крылья, понесли навстречу белым, зали­тым солнцем деревьям. Под ногами уже сухая, желанная земля, ласковый ветерок треплет потные волосы, и, привет­ствуемый разноголосым звоном весёлых птиц, ты с благо­дарностью обнимаешь первую берёзку, прижимаешься к ней горячей щекой…

(150 слов)                                                                (Ф. Абрамов)

Морфология и синтаксис* Орфография и пунктуация

Проверочные работ №1

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы, оза­
    главьте тексте
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается такая за­мена.
  3. Выпишите по два примера каждой части речи, прове­дите их морфологический разбор

24

  1. Найдите предложения с выделяющими знаками препи­нания.
  2. Проведите разбор выделенного предложения, укажи^ те, какой знак препинания в нём использован,

Ночь была мес[и]чная. За думами о будущем дворе Семен и (не)заметил как поднялся из села по ш[ы]рокому прогону на гору и отмахал по большой дороге с версту до своей запото-лоче…ой но ещ[о] (не)покрытой избы стоявшей на опушке хлебов [ф] пустом поле черневшей окнами без рам и тускло блестевшей против мес[и]ца концами свеж[ы]х брёвен по уг­лам паклей т…рчавшей из пазов и щ[и]пой на пороге. Ни[с]кий июльский мес[и]ц поднявшийся за оврагами Брода был мутен. Тёплый свет его ра[с]еивался. Спелые хлеба туск­ло сумрачно белели впереди. А к северу было и со[ф]сем хму­ро. Там заходила туча. Мя[х]кий ветер дувший со [ф]сех сто­рон иногда усиливался порывисто б…жал по ржам и овсам и они сухо тр…вожно ш[и]лестели. Туча на севере к.,0залась (не)подвижной но часто подёргивалась золотым быстрым блеском.

(И. Бунин)

№2

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы, и оза­главьте текст; объясните деление текста на абзацы.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографиче­ской, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  3. Каким словарём надо воспользоваться, чтобы объяс­нить значение выделенных слов, замените их синонимами, составьте рассказ о весеннем паводке.
  4. Охарактеризуйте выделенное предложение, объясните употребление отделяющих и выделительных знаков препи­нания.
  5. Выпишите по одному словосочетанию со связью со­гласования, управления и примыкания.

25

К майским праздникам Остомля ут…мясь и и [с] ик­нув скатывалась в берегах и буд(то) устыдясь своего (не)давнего буйства смирела тихо отцеживалась на чис­тых песках и отогревалась в затонах и заводиках. А луг

ещ[о] (не)иросохший ещ[о] в бесчисленных остатних блюдцах и калюэюинах уже буйно безудержно зеленел и на этой его молодой мураве где ещ[о] ветру и качнуть (не)чего (не)то [ш]то(бы) развести трав..,ую волну словно на новой пра[з]ничной скатерти были особенно пр…метны следы (не)давнего речного разгула. Белели языки намытого песка и россыпи пустых ракушек масляно лоснились пробитые травой заилины хрустели под ногами пё[х]кие сухие каран-дашины прошлогоднего ситника широкими строчками обр…млявшего низины и береговые скаты бугрились пла­сты корн…вищ старой осоки где(то) выдранной и унесен­ной льдом которая тут(же) на новом месте как (не, ни) в чём (не, ни)бывало принималась пускать свежие красноватые пики.

Отступала река (в)след за ней устр…млялись шумные ре­бячьи вата[ш]ки и было заманчиво шари[цц]я в лугах после ушедшей воды.

Чего тут только (не, ни)удавалось найти и ещ[о] хорошее справное весло и лодочный ковшик и затянутый илом вентерь или кубарь и точ[о]ное веретёнце а то и прялочное колесо. Ещ[о] мальчишкой Касьян отыскал даже гармонь которая хотя и размокла и в подранные мехи набило песку но за(то) планки оказались в сохранности и он потом пр.. .колотив их к старому голенищу наигрывал всякие развеселые мотани,

(Е. Носов)

3

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена.

26

  1. Выпишите в три группы слова, где ь знак а) является разделительным, б) указывает на определённое грамматиче­ское значение, в) обозначает мягкость согласных.
  2. Найдите в тексте слова с чередующейся корневой глас­ной. Объясните их правописание.
  3. Охарактеризуйте выделенное предложение, укажите его связь с предыдущим.

В деревне мы ж[ы]ли на холмике а по ту сторону за ре­чушкой был лес взбегавший в гору и уходивший в такую дал… [ш]то помести лис…(бы) на его пространстве в дружном и сво­бодном сожитии (не, ни) из(за) чего (не)споря и (не)воюя Франция и Германия. По опушке этого леса мы часто бр…ди-ли и любимое занятие отца было открыват… новые р[а]дники светлой и холодной воды. Одно место он облюбовал на склоне горы между лесом и деревней там была густая трава и кустар­ник свежий и пышный окружил крохотную покатую полянку тут (не)пр…менно быть скрытому роднику!

И вот отец б…рёт заступ а я малую лопату и (по)тихон…ку ускользаем из дому а то мама скажет Опять перепачкаетесь и Мышка ноги промочит. Что за страст… копать в лесу землю точно клад ищете!

Отец на пути говорит:

А ведь это клад и есть. (Не)было воды и вдруг вода! И ка­кая вода чистая и холодная как лед. Правда Мышка?

Уж… значит правда если это папа говорит. У него была улыбка добрая и (не)много насмешливая^

Проб…ралис… в кольцо кустарника и отец внимательно осматривал почву-Быт… тут ключу ж[ы]вой воды!

Земля мягкая как сыр только корни трав прорезать. Город­ским башмаком нал…гает отец на заступ а я смотрю. Как это он всё знает только вырыл яму в аршин глубины ровненькую и а[к]уратную как сразу(же) начала ямка наполняться водой правда грязной. Но эта сбежит дая…ше будет чистая. От ямки отец прокап.. .вает кана[ф]ку по скату холма и тут нач. „нается

27

работа для меня уб…рат.. землю подальше перемазаться и промочить ноги. Все удивительно удачно.

Папа, а как ты угадал?

Видишь (в)низу есть болотц…. Откуда ему быт…? Значит в горке скрытый ключ. Вот мы до него и докопались.

Нужно будет укр.. .пить землю говорю деловито.

Дело это мне изве[с]но. Что(бы) новый родник (не)затянуло землей мы укр…пляем землю в ямке кольями перепл…таем ветками а потом пр.. .несем и поставим ж.. .лобок для стока.

Теперь к этому ключу будут ходит… крест.. .яне с вёдрами потому что вода в речке (не)вкусная и бел…ё. в ней ст…рают. А наш ключ светел вода процежена через землю холодна и сладка. Уже на другой ден… (не)останется в ней никакой мути

(М. Осоргин)

4

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается такая за­мена.
  3. Объясните правописание частиц с разными частями речи.
  4. Назовите способы образования выделенных слов.
  5. Охарактеризуйте выделенное предложение, проведите синтаксический разбор, какие знаки в нём использованы, от­деляющие или выделительные, приведите правило.

Рано научившись [з]держивать слёзы и (не)показ…вать чу…ств Мартын в гимназии поражал учителей своей бесчув­стве…остью. Сам(же) он вскоре открыл в себе черту которую след…вало особенно ревниво скрьюать и в пятнадцать лет в Крыму это служило пр.. .чиной (не)которого мучения. Мартын заметил [ш]то иногда он так бои[цц]я показа[цц]я (не)мужест-ве…ым прослыть трусом [ш]то с ним происходит как раз то [ш]то произошло(бы) с трусом кровь отл…вает от лица в но-

28

гах дрожь туго б…ё[цц]я серце. Пр..знавшись себе [ш]то подли…ого врожде…ого хладнокровия у него нет он все(же) твёрдо решил [ф]сегда поступать так как постуггал(бы) на его месте человек отважный. При этом самолюбие было у него развито чрезвычайно, Коля Лидин брат был одних с ним лет но худосочен и мал ростом. Мартын чу[ст]вовал что без особо­го труда положил(бы) его на л…патки. Однако его так нерви­ровала возможность случайного поражения—и..-с такой отвратительной яркостью он его себе представлял [ш]то (не, ни)разу (не)попробовал [па]ступить с Колей с однолетком в борьбу но за(то) охотно пр.. .нимал вызов Владимира Иваныча двадцатилетнего корнета с мускулами как булыжники кото­рый ж…стоко мял его ломал и после изнурительной возни пр.. .давливал его наконец красного и ослабле.. .ого к траве.

А то случилось раз [ш]то Мартын возвращался домой ноч…ю летней крымской ноч…ю местами и[с]иня(чёрной) от кипарисов местами(же) бледной как мел от (не)живой бел…з-ны стен против луны и вдруг на повороте узкой кр…мнистой дороги ведшей на шо[с]е выр.. .ела перед ним фигура человека и густой голос спросил Кто идет? Мартын с досадой отметил [ш]то се[р]це забилось часто. Э да это Умерахмет грозно ска­зал человек и сле[х]ка пр…двинулся. Нет сказал Мартынъ. Пропустите пожал[у]ста. А я говорю [ш]то Умерахмет тихо но еще грознее повторил тот и тут Мартын заметил при вспышке луны [ш]то у него в руке крупный револьвер. А ну(ка) стано­вись к стенке проговорилъ человекъ смени[ф] угрозу на примирительную деловитость. Бледную руку с ч[о]рным револьвером погл…тила набежавшая тень но точка блеска ос­талась на том (же) месте. Мартыну представлялись две воз­можности первая доби[цц]я раз…яснения вторая шарах-ну[ц]я в темноту и бежать. Мне кажется вы меня принимаете за другого (не)ловко выговорил он и назвал себя. К стенке к стенке дискантом крикнул человек. Тут никакой стенки нет сказать Мартын. Я подожду пока будет загадочно заметил че­ловек и хрустнув камушками (не)то опустился на корточки (н)е то пр…сел в темноте было (не)разглядеты Мартын всё

29

стоял чу[ст]вуя как (бы) ле[х]кий зуд по f ф]еей левой стороне груди куда должно быт*, метил (не)видимый теперь ствол. Ес­ли двин…шься убью совсем тихо сказал человек и ещ[о] что(то) добавил (не)разборч…вое. Мартын постоял постоял мучительно пытаясь пр…думать [ш]то [з]делал(бы) на его месте безоружный см…льчак (ни)чего (не)пр…думал и вдруг спросил (Не)хотите(ли) папиросу у меня есть? Он (не)знал по­чему это вырвалось ему сразу стало стыдно особе…о потому [ш]то его предложение осталось без ответа. И тогда Мартын решил [ш]то единственное чем он может искупить стыдное слово это прямо пойти на человека повалить его будет нужно но пройти. Он подумал о завтрашнем пикнике представил себе [ш]то может быть отец ждет его в эту ночь. Шумело и через одинаковые промежутки бухало море заводным звонким стрепетом подгоняли друг друга кузнечики а этот болван в темноте… Мартын заметил [ш]то прикрывает ладон…ю се[р]це и в последний раз назвав себя трусом ре[с]ко дви­нулся вперед. И ничего (не)случилось. Он споткнулся о ногу человека и тот её (не)убрая. Сгорбясь опустив голову человек сидел тихо похрап.. .вая…

(В. Набоков)

5

  1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, знаки пре­пинания, раскройте скобки; замените фонетическую запись орфографической, объясняя правила, по которым делается такая замена.
  3. Объясните правописание удвоенных согласных, укажи­те морфемы, определяющие употребление двух согласных.
  4. Охарактеризуйте выделенное предложение, подчерк­ните основу, объясните употребление знаков препинания.

Керженские л[и]са золото листвы бездо[н]ая синь неба… Красота ру[с]кой осени особе[н]о чу[ст]вуется в этих кра­ях. Тут оранж[ы]вый клён оттеняет ж[и]лтизну берё[с] там

30

-Ер£и}пещут на ветру осинки словно полыхающий алый к[а]стёр. Раст…рявшая лист…» ольха раскинула на золоти-сто(багряном) фоне ч[о]рное кружево ветвей, (Не, ни)здесь(ли) у природы по[т]смотрела свои звонкие краски и узоры и[с] трав и цветов знаменитая хохлома? (Не, ни) в этих(ли) др{и]мучих лесах родина сказочной Жар(птицы) по­хитившей огне… ый наряд ос[и]ни?

Среди лесов (не)далеко от ове..,ой пр…даниямн реки Керженец стоит город Семёнов. Ж[ы]вописно расположе., .ый ож[ы]влё…ый он казалось(бы) мало чем отл…чается от других райо…ых центров. Однако внимательному взгляду в нем от­кроется (не)мало интересного на старых домах можно увидеть затейливую резьбу узорч[и]тые железные петли и кова…ые ручки дверей м…лькнёт в окне расписной бурачок или золоти­стая хохломская чашка.

Это (не)случайно. Семёнов город стари…ый основа…ый в XVII веке. Жители его испокон веков занимались разными ремёслами резали и красили ло[ш]ки т…чили посуду писали иконы, делали раскраше.. .ые игрушки.

(Т. Емельянова)

Предложения интернет-магазинов