Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс: к учебнику Тростенцовой Л.А. и др. — Черногрудова Е.П.

Пособие содержит контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Издание предназначено для проверки теоретических знаний и правописных навыков учащихся и может быть использовано как на уроках, так и во время самостоятельной работы. Издание разделено на разделы в строгом соответствии с разделами учебника. По каждой теме в пособии содержатся проверочные и контрольные работы. Книга рассчитана на учителей русского языка, работающих по учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс», имеющему гриф Министерства образования и науки РФ и входящему в Федеральный перечень учебников.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс

Текст из учебника


МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
• Прочитайте текст и выполните задания.
Русский язык является родным более чем для 150 миллионов человек, более 60 миллионов человек разных национальностей называют его своим вторым языком, которым они свободно владеют. Термин «общенациональный язык» для обозначения определенного типа языка требует уточнения этого понятия. Если «общенародный язык» — «об-щеразговорный язык», то этот термин применим только к эпохе развития нации. Понимание национального языка двойственно: 1) язык нации в целом, представленный механически, включает в себя и литературно-письменный язык и все диалектно-речевые пережитки предшествующих эпох, и они получают статус национальных. Литературный язык — это ядро этой рассеянной системы как язык национально-литературный, поэтому он квинтэссенция национального языка, мотор его развития.
Русский язык — язык межнационального общения, он охватывает многочисленные говоры и наречия русского народа. Его высшая форма — современный русский литературный язык, который характеризуется своей нормирован -ностью. Причем нормы обязательны для всех говорящих на русском языке. Благодаря нормированности литературный русский язык относительно стабилен. Литературная норма — категория историческая, она меняется с развитием языка, подчиняясь его законам.
8
Международная и межнациональная функции русского языка заключаются также в том, что через него западноевропейские, восточные и другие зарубежные языки воспринимают определенные элементы русского языка, а также языков тех народов, для которых русский является вторым родным (некоторые тюркские, иберийско-кавказские и др.).
Задания.
1) Приведите несколько аргументов, доказывающих тезис о том, что русский язык — это язык межнационального и международного значения.
2) Подберите несколько высказываний писателей или ученых о русском языке.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ^
……………. Устная и письменная речь …………….
1. Прочитайте текст и письменно ответьте на вопрос: каково значение письменности и письменной речи? Составьте развернутый ответ (5—6 предложений).
Существенным фактором языковой эволюции стало развитие письма. Письмо, будучи самой важной предпосылкой цивилизации, во многом меняет условия существования языка в обществе. Меняется отношение говорящих к языку. Появление письменности способствует формированию литературных языков. Происходит нормирование и кодификация норм. Языковые нормы закрепляются в грамматиках, словарях, учебниках. С письмом язык получает механизм своего функционирования. Письмо является основой обучения родному языку. С появлением письменности возникает возможность сохранения любых форм языковой системы, языковых единиц.
Письмо меняет и отношения в обществе между различными социальными группами. Развивающиеся функциональные стили регламентируют официальные отношения между работником и работодателем, между странами, между заведениями и объектами промышленности. На основе публицистического стиля формируются стили массовой коммуникации, информации и воздействия. Развиваются термины системы, являющейся основой НТР и НТП.
2. Ознакомьтесь с текстом статьи. Перепишите содержание таблицы и дополните его характеристиками устной и письменной речи, содержащимися в прочитанном тексте.
Внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. Основным вопросом исследования этих форм речи является вопрос о том, как в каждой из них соотносятся языковые и внеязыковые элементы и каковы те грамматические формы и синтаксические структуры, которые различают их. Речевое общение осуществляется во времени и
пространстве. Устная форма речи определяется временем, письменная речь — пространством. Пространство статично — значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.
Устная речь Письменная речь
1. Говорящий и слушающий не только слышат, но и часто видят друг друга. 2. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от нее. 3. Рассчитана на слуховое восприятие. Устное высказывание может быть буквально воспроизведено только при наличии специальных технических средств. 4. Говорящий говорит «набело», исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. 1. Пишущий (как правило) не видит и не слышит того, кому предназначена его речь. Он может лишь мысленно представить себе читателя. 2. Не зависит от реакции адресата. 3. Рассчитана на зрительное восприятие. Читатель может повторно перечитывать текст столько раз, сколько ему это потребуется. 4. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному, совершенствовать его многократно.
Устная речь создается в момент говорения, следовательно, это обязательно импровизация (если это не чтение вслух или наизусть). Устная речь создается в процессе акта коммуникации, поэтому основным ее признаком является неподготовленность.
Устной речи свойственна прерывистость (наличие непроизвольных, достаточно длительных пауз между словами, словосочетаниями, предложениями, а также повторение отдельных слов, слогов, звуков, растягивание некоторых звуков (например, [э]), наличие выражений типа «Как сказать ».
11
Также для устной речи, создаваемой в момент говорения, характерны избыточность и лаконизм высказывания, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими. Избыточность — это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносимые по содержанию конструкции, что объясняется условиями создания устного ответа, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Лаконизм — это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации.
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, т.к. она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации. Поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней: подбор слов, сознательные операции в рамках синтаксиса и др.
Таким образом, письменная речь характеризуется прежде всего подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Она выступает аппаратом членения и осознания строя языка, играя существенную роль в развитии внутренней речи.
…………………………..Монолог, диалог …………….
1. Прочитайте текст. Составьте кластеры «устная речь» и «письменная речь».
По количеству участников выделяют следующие виды речи.
Монолог (речь одного человека). Это речь, обращенная к самому себе или другим, но не рассчитанная на непосред-
12
ственную речевую реакцию другого лица, обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, описание, рассуждение, оценка, исповедь, самохарактеристика). Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные (чем в диалоге) синтаксические конструкции. В основе такого речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации — получение информации. Монолог представляет собой линейную цепочку предложений. Под линейностью в данном случае понимается расположение элементов монологического высказывания в виде речевой цепи. Монолог — это процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах. Целью монолога может быть информирование, пробуждение каких-либо чувств и эмоций или побуждение к определенным действиям.
Диалог (речь двух людей). Это генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Его специфика состоит в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в структуре диалога. Он состоит из взаимных реплик собеседников. Диалог — это альтернирующая цепочка предложений, образуемая чередованием высказываний участников речевого акта, при этом каждый участник выступает то в роли говорящего, то в роли слушающего. Диалог — это процесс взаимного общения, при котором реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей (говорящий — слушающий). Выделяют два класса диалога: информационный (характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях) и интерпретационный (характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают у них разную интерпретацию). Виды диалогов: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры.
13
Общими для диалога и монолога чертами являются смысловая целостность, тематическая организация его составляющих и коммуникативная преемственность между его компонентами, наличие структурных показателей связности.
2. Выберите из любого художественного произведения примеры монолога и диалога. Докажите, что вы правильно подобрали примеры.
…………………………..Стили языка …………….
1. Проанализируйте примеры и подчеркните слова разговорного стиля.
Вариант 1
1) Одаренный необычайной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках. 2) И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. 3) Если хочешь, и имя, и прозвище, и всякую всячину расскажу: тебя зовут Солопий Черевик. 4) А вглядись-ка хорошенько: не узнаешь ли меня? 5) Ведь, я думаю, во всем селе нет смазливой девки, за которою бы не волочился голова. 6) Ты у меня будешь знать, как шататься под окнами молодых девушек, будешь знать, как отбивать чужих невест.
(Н. Гоголь)
Вариант 2
1) И толпа шумно понеслась по улицам. 2) Ничуть не бывало, еще лучше стал уплетать галушки. 3) Хотел было хорошенько приструнить их, но покамест надел шаровары и жилет, все разбежались. 4) Душа горела у меня узнать эту птицу, да рожа замазана сажею, как у черта, что кует гвозди для грешников. 5) Я не забыл, как проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней, переевших мою капусту и огурцы. 6) Не успел он докончить последних слов, как все чудища выскалили зубы и подняли такой смех, что у деда на душе захолонуло. 7) Через пни, через кочки полетел стремглав в провал и так хватился на дне его о землю, что, кажись, и дух вышибло.
(Н. Гоголь)
14
2. Подберите текст научного стиля, перепишите его и выделите в нем лексические средства, подтверждающие принадлежность к научному стилю.
3. Распределите приведенные слова по группам в соответствии с их стилевой принадлежностью.
Разговорный стиль Язык художественной литературы Книжные стили
Деловой Научный Публицистический
Вариант 1
Аббревиатура, авось, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, варьировать, ввергнуть, вездесущий, взимать, гавкать, генезис, глазастый, година, давнишний, дебаты, дебит, державный, егоза, единение, ершистый, жадничать, желательный, животворный, забияка, запечатлеться, расхититель, самодовлеющий, самодур, сверхсрочнослужащий.
Вариант 2
Злополучный, иго, игрун, иерархия, изоглосса, иностранщина, исходящий, кавардак, каверза, кара, катаклизм, квартиронаниматель, лакомка, ластоногие, левачество, ликовать, лимит, магма, мазня, максимализм, маниловщина, маяться, местопребывание, пакгауз, пакт, панибратство, паникер, платежеспособный, плеяда, работяга, разоблачитель, распорядок, самозабвенный.
4. Составьте текст в официально-деловом стиле (заявление, объяснительная записка, резюме или др.).
5. Выявите в тексте языковые средства, характерные для языка художественной литературы. Определите средства выразительности.
15
Вариант 1
Знаете ли вы украинскую ночь? Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо.
(Н. Гоголь)
Вариант 2
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как
16
ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зеленых, гордо поднятых рамах… как полно сладострастия и неги малороссийское лето!
(Н. Гоголь)
Контрольная работа
• Напишите сочинение на тему «Русский язык — величайшая ценность русского народа», используя публицистический стиль или средства выразительности художественной литературы.
Простое предложение ……………. и его грамматическая основа …………….
1. Оцените приведенные высказывания как истинные (+) или ложные (—).
Вариант 1
1) Распространенное предложение всегда является двусоставным.
2) Неполные предложения всегда нераспространенные.
3) Односоставные предложения по-другому называются неполными.
4) Предложение распространяют второстепенные члены.
Вариант 2
1) По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.
2) По цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или восклицательными.
3) Дополнения, определения, обстоятельства и приложения — второстепенные члены предложения.
17
4) В предложении обязательно есть подлежащее и сказуемое.
2. Определите в каждом предложении способ выражения подлежащего.
Вариант 1
1) Мы все немного поэты в душе, особенно охотники. 2) В нашем городе множество охотников с гончими. 3) На открытой форточке пробудился задремавший грач. 4) Настя с Митрашей жили от нас через дом… 5) Все три медведя на том конце острова подошли было к двум корявым березкам у края воды.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Большинство ребят в лесу всеми силами стремятся показать свою власть над природой… 2) Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… 3) Сухая речка большим полукругом огибает Блудово болото. 4) Мы с Яриком все шли и силились слушать тишину. 5) Впереди плавали четыре кряковых селезня.
(М. Пришвин)
3. Охарактеризуйте предложения как полное/неполное, односоставное/двусоставное.
Вариант 1
1) Этим не кончилось! 2) Денек задумался. 3) В больших березах золотые гнезда. 4) Мне стало жалко хорошенькую собачку. 5) Выхожу в поле в сандалиях. 6) Хромке некуда было улетать от нас. 7) Как это понять? 8) Смешная мысль мне пришла в голову. 9) Но об этом долго рассказывать. 10) Солнце и ветер. 11) Заосеняло.
(М. Пришвин)
Вариант 2
1) Лежать! 2) Она такая трусиха! 3) Слезы выступили на глазах у старушки. 4) Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья! 5) Что с ним, с таким, делать? 6) Ни зверь, ни рыба, ни человек… 7) Говорили
18

Предложения интернет-магазинов