Практикум по русскому языку. 9 класс. Львова С.И.

Практикум для учащихся 9 класса продолжает серию пособий по русскому языку для 5, 6, 7, 8 классов и включает главы «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи», а также «Приложение» с ответами к сложным заданиям и словариком. Упражнения, данные под рубриками «Учимся слушать», «Учимся говорить», «Учимся писать», «Диктант без ошибок», «Проведём наблюдение», «Работаем в Интернете» и др., помогут развить у учащихся основные коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности.

Практикум по русскому языку. 9 класс.

Текст из учебника

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§ 1. Сложное предложение и его виды
1. IpUMiCfi го&о^ить 1. Внимательно изучите таблицу и на её основе подготовьте устное высказывание.
2. Попробуйте самостоятельно составить или найти в художественных текстах примеры, иллюстрирующие данные в таблице модели сложных предложений. Запишите эти примеры, обозначьте грамматические основы и составьте схемы предложений.
Виды сложных предложений
Вид сложного предложения Модели предложений
Сложносочинённое [ ], и [ ]. [ ], а [ ]. [ ], но [ ]. [ ], зато [ ].
Сложноподчинённое [ ], ( )• ( ), [ ]• [>().]■ ( ), [ 1, < )•
Бессоюзное [ ], [ ]• [ ] — [ ]. [ ]: [ ]• [ 1; [ ]•
Сложное предложение с разными видами связи (союзной и бессоюзной) [ ], [ 1, ( )• [ ], и [ ], [ ]. [ ], но [ ], ( ). [ ], а [ ], [ ],( ).
2. * Тришсф. 1. Дважды прослушайте каждое пред-
ложение и на слух определите, простым или сложным оно является. Установите вид сложного предложения и укажите его номер в соответствующей графе таблицы.
2. Выполнив первую часть задания, проверьте себя следующим образом: спишите каждое предложение, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматические основы, составьте схемы сложных предложений. Затем установите, правильно ли вы на слух определили вид предложения. Сделайте выводы по итогам проведённой работы.
3. Укажите, какой частью речи является каждое выделенное слово.
4. Проведите синтаксический разбор предложений, в которых есть обособленные определения.
6
5. Найдите в данных отрывках примеры старославянизмов с неполногласными сочетаниями. Укажите древнерусские соответствия.
Образец:
ограждение (старослав.) — огород (др.-рус.): ра // оро небрежность (старослав.) — бережливость (др.-рус.); ре // ере младой (старослав.) — молодой (др.-рус.): ла // оло
Простое предложение Сложное предложение
сложносочинённое сложноподчинённое бессоюзное

1) Я (в)даль уплыл надежды полный с толпой бе(с, сс)траш-ных земл_ков. 2) Прошло (не, нисколько дней и (не, ни) случилось (не, ни)чего достопр_мечательного. 3) (Не, ни)в_димкою луна осв_щает снег летучий. 4) Ах НЯНЯ няня я тоскую мне тошно милая моя… 5) Вновь я пос_тил тот уголок земли где я провёл изгна(н, нн)иком два года (не, ни)з_метных. 6) Матушка в слезах н казывала мне береч(?) моё здоров(?)е а Савельичу смотреть за д тятей. 7) Надели на меня заяч(?)ий тулуп а (с)верху лис(?)ю шубу. 8) Но грус(?)но думать что н_прас(?)но была нам молодость дана. 9) И три(?)цать вит зей пр_красных чредой из вод выход_т яс(?)ных. 10) В избушке расп_вая дева прядёт и зимних друг ночей тр_щит лучина перед ней. 11) Я был озлоблен он угрюм. 12) Мча(тся, ться) тучи в(?)ю(тся, ться) тучи (не, ни)в_димкою луна осв_щает снег летучий мутно небо ночь мутна. 13) Улыбкой яс(?)ною пр_рода сквозь сон встр_чает утро года. 14) С_рдито бился дождь в окно и ветер дул п_чально воя. 15) Где (не)когда всё было пусто голо теперь мл_дая роща разр слась. 16) Р_дел на небе мрак глубокий л жился день на тёмный дол вз_шла з__ря. 17) Д_лина тихая др мала в ноч(?)ной одетая туман. 18) Катя(тся, ться) ядра свищ_т пули н_висли хладные штыки. 19) Мне грус(?)но и легко п_чаль моя св_тла. 20) И сер(?)це вновь г_рит и любит (от)того что (не, ни)любить оно (не, ни)может. 21) Как я любил его сп_койный вид когда душой в м_нувшем погружё(н, нн)ый он летопись свою в_дет.
(А. Пушкин)
3. * ТргшнсЯ читать 1. Прочитайте тексты и определите, какая тема их объединяет. Совпадают ли точки зрения, представленные в данных фрагментах? Как вы думаете почему? 2. Охарактеризуйте тип речи и стиль каждого текста.
7
3. Выпишите из текстов все сложные предложения, обозначьте в них грамматические основы, составьте схемы и укажите вид каждого сложного предложения. Установите, в состав каких из них входят безличные.
4. Найдите в текстах предложения, в которых есть двоеточие. Определите, одним ли пунктуационным правилом объясняется постановка этого знака препинания в данных примерах.
5. В первом абзаце первого текста найдите все причастия, запишите их, используя приём поморфемного письма (за снеж енн ый, о-де-т-а, раз-ве-ва-л-\^\-ся). Проведите морфологический разбор двух причастий (на выбор).
6. Проведите фонетический разбор выделенных слов. Что изменится, если в них переместить ударение на другой слог? Попробуйте привести примеры подобных пар слов. Как они называются?
7. Из второго абзаца первого текста выпишите слова, которые в другом контексте могут быть написаны по-иному: слитно, раздельно или через дефис (например: затем — за тем, по ново му — по-новому).
I. Существуют две формы речи: устная и письменная. Устная форма речи первична по отношению к письменной. Первоначально звучащая речь была единственной формой существования языка, и до сих пор по степени употребительности она по-прежнему преобладает. Устная речь ориентирована на слуховое и зрительное восприятие, обращена к собеседнику, находящемуся в непосредственном контакте, и предполагает возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Устная речь, как правило, менее подготовлена. В ней больше непосредственности, стихийности, случайных оговорок, повторов, междометий, незаконченных конструкций. Живое слово обладает выразительной интонацией и сопровождается жестами, мимикой. К устной речи предъявляются орфоэпические требования (правильное произношение звуков, постановка ударения). Основные жанры устных высказываний: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.
Письменная речь вторична. Она появилась вследствие возникшей потребности передавать речь на расстоянии, чтобы сохранять её на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними велико. Письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию. В ней соблюдаются литературные нормы, строже выбор слов, сложнее предложения. Для передачи мысли
8
она использует средства письма: буквы, знаки препинания, дефисы, пробелы. Письменная речь ориентируется на зрительное восприятие текста, и поэтому нельзя учитывать немедленную реакцию адресата, однако можно возвращаться к написанному, совершенствовать текст. Так как в письменной речи не могут быть использованы мимика и жесты, она менее выразительна. В какой-то степени эти недостатки восполняются использованием в письменном тексте знаков препинания, курсива, шрифтовых выделений. К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования. Основные жанры письменных высказываний: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т. п.
Устная и письменная формы речи взаимодействуют. Например, доклады сначала составляются письменно, а затем озвучиваются. В таких случаях устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, — но при этом использует такие возможности устной речи, как звуковая выразительность, мимика и жесты.
II. Современные учёные всё чаще говорят о том, что на переломе XX и XXI веков рождается третья форма речи. Её иногда называют компьютерной формой или интернет-речью.
Как известно, устная речь направлена от говорящего к слушающему при их личном контакте, окружающая обстановка помогает осознать смысл речи. В случае письменного общения пишущий и читающий удалены друг от друга пространственным и временным расстоянием. При интернет-общении активным участником речевого процесса становится компьютер. Взаимодействие происходит не только через речевые усилия людей, но и через механизмы компьютеров. В результате виртуальное общение становится по сути своей письменно-устным. Речевые высказывания при таком способе коммуникации являются письменными по оформлению, но при этом имеют ярко выраженные черты устной речи. Именно поэтому в интернет-общении так широко используются разнообразные графические элементы, которые имитируют интонацию живой речи, разнообразные способы выражения эмоций.
(По Г. Трофимовой)
4. Фабоюлеик & fyfanefeHetne Используя возможности Ин-
тернета, попытайтесь найти доказательства мысли, выраженной в последнем предложении второго текста (упр. 3). Письменно офор-
9
мите результаты своих наблюдений в виде небольшого рассуждения. Используйте в своём тексте сложные предложения, определите вид каждого из них и составьте схемы.
5. * гоборшпь 1. Спишите, вставляя пропущенные
буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматические основы, установите вид каждого сложного предложения.
2. Выразительно прочитайте записанный вами текст, озаглавьте его. Объясните, как связан он с текстами из упр. 3. Сделайте выводы.
3. Объясните смысл выделенных в тексте фрагментов предложений. Определите лексическое значение и этимологию слова эпистолярный.
4. Проведите синтаксический разбор предложений последнего абзаца текста.
5. Ответьте на вопрос, сформулированный в последнем предложении текста. Продумайте основную мысль устного высказывания и аргументы, подтверждающие её.
Час(?)ные письма это ра_мышления потрсающие н_блюдения эмоц ональные пр знания а (не, ни)редко и исп_ведь души. Конеч(?)но (не, ни)честно подгляд_вать за час(?)ной жизнью однако письма выд ющ хся людей пожалуй (не, ни)менее увл кательны и позн вательны чем (на)пример произв дения иску(с, сс)тва или литературы. (В)течени_ столетий склад_валась система эт_кетных формул типич(?)ных конструкц_й которые извес(?)ны всем кто хотя(бы) изредк_ писал письма.
Однако на прот жении XX века эп столярный жанр пр_терпел серьёзные изм_нения (по)тому(что) поток час(?)ной переписки ре ко ослаб (в)св_зи с изобр тением телефона. Сегодня(же) письмо пер ж вает своё второе рождение (по)скольку появление электро(н, нн)ой почты даёт мощ(?)ный импульс к в_зрождению час(?)ной перписки.
Особе(н, нн)ость совреме(н, нн)ого электро(н, нн)ого письма состоит в том что(бы) в первую очередь передать определён, нн)ую информац_ю и только потом выр_зить свои чу(?)ства пер ж вания ра мышления. В электро(н, нн)ом письме наблюдае(тся, ться) см_шение призн_ков делового и дружеского письма. Да(же) деловая пер_писка ин гда пр_обретает дружеский о(т, тт)енок если усиливае(тся, ться) её (эмоц_онально)экспре(с, сс)ивная сторона (на)пример с помощью смайлов — чисто сетевого изобретения.
Большая скорость обмена письмами вл яет и на ч_стот-ность пер писки (в)следствие чего часто можно наблюдать
10
п_терю обр_щения или пр_ветствия сокр_щаю(тся, ться) повторяющиеся эл менты (не, ни)всегда использую(тся, ться) эт_кетные формулы вежл_вости а так(же) подписи.
Если в XIX веке умению писать грам тные и красивые письма обучали спец_альные учителя то в XX веке это умение было пр ктически потеря(н, нн)о. Быть может XXI век снова научит нас не только сообщать информацию но и ра(с, сс)крывать душу в письме к любимому человеку?
(По Г. Трофимовой)
6. писать Сообщите одну и ту же информацию (например, о предстоящем событии в вашей семье) в трёх вариантах писем: 1) обычное письмо на бумаге (адресат — дальние родственники); 2) электронное письмо (адресат — друг); 3) SMS-письмо (адресат — родители). Выполнив это задание, сделайте вывод о том, какими языковыми, графическими средствами уместно пользоваться в каждом из указанных вариантов письма.
§ 2. Сложносочинённое предложение
7. гобо/гить Внимательно изучите таблицу и определите, какая информация является для вас новой. Используя данную таблицу, расскажите о видах смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения. Начните своё сообщение так: Между частями сложносочинённого предложения могут быть разные отношения, которые передаются сочинительными союзами разных видов…
Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении
Вид союзов Союзы Смысловые отношения, которые передают союзы Примеры
И Одновременность,
да (=и) последовательность;
£ ® также сопоставление явлении
11 тоже по степени значимости
si не только…, но и
<3l как…, так и
не столько…, сколько
но Противопоставление
S 0) i i а да (=но)
s i же
зато однако
11
Продолжение
Вид союзов Союзы Смысловые отношения, которые передают союзы Примеры
Разделительные ИЛИ ИЛИ… ИЛИ НИ… НИ либо то… то то ли… то ли не то… не то Чередование событий, явлений; перечисление взаимоисключающих явлений; возможность выбора одного явления из двух или нескольких
Пояснительные то есть или (= то есть) а именно Пояснение, конкретизация
При-соеди-нитель-ные да и да и то и притом Добавочное, попутное замечание
8. НабмофеЯие 1. Сравните предложения, в которых использованы сочинительные союзы разных видов. Понаблюдайте за тем, как меняется смысл предложения при замене союза. Сделайте вывод.
2. Дайте орфоэпический комментарий к выделенным словам. Проверьте себя по словарику «Говорите правильно», расположенному в конце книги (см. Приложение).
1) Моросит дождь, то есть с неба накрапывают мелкие капельки. 2) Моросит дождь, да и то едва заметный. 3) Моросит дождь, и притом едва заметный. 4) Не только моросит дождь, но и падают едва заметные снежинки. 5) Моросит дождь, и падают едва заметные снежинки. 6) Моросит дождь, а также падают едва заметные снежинки. 7) Моросит дождь, однако падают и едва заметные снежинки. 8) То моросит дождик, то падают едва заметные снежинки. 9) Не то моросит дождь, не то падают едва заметные снежинки. 10) Или моросит дождь, или падают едва заметные снежинки.
9. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматические основы и определите смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений. При выполнении задания пользуйтесь таблицей упр. 7.
2. Найдите сложносочинённые предложения, в которых одна из частей является односоставным предложением.
3. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
12
4. Проведите морфемный и морфологический разбор выделенных слов.
5. Из предложений 1—4 выпишите и затранскрибируйте слова, в которых буквы ю, я, е, ё обозначают два звука.
6. В предложениях 3, 5, 11 и 14 найдите слова, в которых наблюдается оглушение согласных. С помощью транскрипции докажите, что вы правы.
1) То со(?)нце тусклое бл стит то туча ч_рная в_сит. (Н.Некрасов ) 2) В один день было можно много сработать и (при)том время б_жало быстро (не, ни)заметно. (Н.Лесков) 3) (Не, ни)только Соня без краски (не, ни)могла выд_ржать этого взгляда но и старая гр_финя и Наташа покр_снели за-
мет_в этот взгляд. (Л.Н.Толстой) 4) (Не, ни)то дым ш_л от
костра (не, ни)то туман подн мался над б лотом. (И.Тургенев) 5) На столе ре_кое утро (не, ни)стояла (не, ни)убра(н, нн)ая от вч_рашнего уж на тарелка с солонкой и обглода(н, нн)ой косточ(?)кой да (не, ни)в_лялись хлебные крошки. (И.Гончаров) 6) Они конеч(?)но (не, ни)знают меня да я(то) их знаю. (Ф.Достоевский) 7) Я уже нач_нал сильно любить пр_роду охота удить так(же) сильно начала овлдевать мною. (С. Аксаков) 8) Т_варищи отн_сились к нему (не, ни)приязне(н, нн)о солдаты(же) любили (во)ист_ну. (А.Куприн ) 9) Мне (не, ни)хотелось домой, да и (не, ни)(за)чем было туда идти. (Ю.Бондарев) 10) Или я (не, ни)пон_маю или(же) ты (не, ни)хоч_шь меня понять. (А.Чехов) 11) Она мне нравилась всё больше и больше я то(же) (по)вид мому был симп тичен ей. (А.Чехов) 12) Был уже весе(н, нн)ий мес ц март однако по ночам дерев(?)я тр щали от холода как в декабре. (А. Чехов) 13) М лькнёт в бур(?)яне белый бу-лыжн к или переб жит дорогу суслик. (А. Чехов) 14) Ты сер а я пр ятель сед. (И.Крылов) 15) Уже окон(?)чен день и ночь надв_гае(тся, ться) из(за) крыш(?). (Э.Багрицкий) 16) Время ст_яло самое бл_годатное то есть было темно слегка морозно и соверше(н, нн)о тихо. (Ю.Нагибин) 17) (Не, ни) ветка (не, ни)зашуршит (не, ни) птица (не, ни)запоёт (не, ни) зверёк (не, ни)какой (не, ни)пискн_т. (В.Солоухин) 18) Река скова(н, нн)а но по льду ходить р_скова(н, нн)о. (К.Симонов)
10. TpUMtCfr CMfUCAmn. 1. Дважды прослушайте каждое предложение и на слух определите смысловые отношения между частями каждого сложносочинённого предложения. Поставьте номер предложения в соответствующую графу таблицы из упр. 7. 2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматические основы. Определите смысловые отношения между частями
13
каждого сложносочинённого предложения, а затем установите, правильно ли вы выполнили это задание, воспринимая предложение на слух. Сделайте выводы по итогам проведённой работы.
3. Используя данные предложения, приведите примеры сказуемых разных видов.
4. Графически покажите морфемный состав выделенных слов.
5. Установите, какую синтаксическую роль выполняет каждый инфинитив, употреблённый в данных предложениях.
6. В предложениях 3, 4, 9 и 11 найдите слова, которые требуют орфоэпического комментария. Проведите орфоэпический анализ этих слов, проверьте себя по словарику «Говорите правильно».
1) Дома новы но предра(с, сс)удки стары. (А. Грибоедов)
2) Чины людьми даю(тся, ться) а люди могут обм_ну(тся, ться). (А.Грибоедов) 3) То падал как(будто) туман то вдруг припускал крупный дождь. (JI.H. Толстой) 4) Лицо её было бледно сл_гка ра(с, сс)крытые губы то(же) побледнели. (И. Тургенев) 5) Федя (не, ни)когда (не, ни)плакал за(то) находило на него вр_менами дикое упрямство. (И.Тургенев) 6) Странный ст_ричок заг ворил очень протяжно звук его голоса так(же) изумил меня. (И.Тургенев) 7) Я у него двор хотел поджеч(?) да он меня поймал. (И.Тургенев) 8) Надень^ больше уже (не, ни)где слышать тех слов да и (не, ни)кому произнсить их. (А.Чехов) 9) Так(же) вот ж_лось в родных Лозищах и (не, ни)коему Осипу Лозинскому то есть ж_лось правду сказать (не, ни)важно. (В.Короленко) 10) Уб_ждения внушаю(тся, ться) т орией поведение(же) формируе(тся, ться) пр_мером. (А. Герцен) 11) Мужская комн_тная пр_слуга была доведена у нас до мин_мума а име(н, нн)о для всего дома пол_галось достаточ(?)ным (не, ни)болыпе двух л_кеев. (М.Салтыков-Щедрин) 12) Вода была тепла но (не, ни)испорче(н, нн)а и (при)том её было много. (В.Гаршин) 13) Только иволги кр чат да кукушки (на)перебой отсчитывают кому(то) (не, ни)прожитые годы. (М. Шолохов) 14) Обладая более твёрдым шагом мулы хорошо ход_т в горах и (не, ни)взыскатель(н, нн)ы на корм за(то) они вязнут в болотах. (В. Арсеньев) 15) (Не, ни)то светало (не, ни)то темнело. (Ю.Герман)
11. * Нлбл*ОфеЯие 1. Вдумчиво прочитайте каждое
предложение и, учитывая смысловые отношения между его частями, выберите один из союзов, указанных в скобках. Обоснуйте свой выбор.
2. Выделите грамматические основы в сложных предложениях. Определите, в каких случаях вами выделены главные члены односоставных предложений. Определите их вид.
14
3. Проведите морфологический разбор всех наречий.
4. Установите, местоимения каких разрядов использованы в данных примерах. Определите, в какой грамматической форме употреблено каждое из них.
5. Дайте орфоэпический комментарий к выделенным словам. Проверьте себя по словарику «Говорите правильно».
1) Я с ними вечно бранюсь, (или, но, то есть) всё-таки я их очень люблю. (Ф.Достоевский) 2) Он чувствовал себя перед нею ребёнком, (однако, также, да и) она считала его за ребёнка. (Ф.Достоевский) 3) Я там чуть не умер с голода, (да, либо, а именно) ещё вдобавок меня хотели утопить. (М. Лермонтов) 4) Люди сильно проголодались, лошади (либо, то есть, тоже) нуждались в отдыхе. (С. Арсеньев) 5) Я гашу лампу, (но, да, и) ночь начинает медленно светлеть. (К.Паустовский) 6) (То, не то, и) это было раннее утро, (то, не то, и) наступал вечер. (А.Фадеев) 7) Холодно, (но, или, и) за весь май черёмуха не успела отцвести. (М.Пришвин) 8) Учение и обед делали дни очень интересными, вечера (же, также, тоже) проходили скучновато. (А. Чехов) 9) Ты скучаешь, не находишь себе места, (да и, а, и притом) скука и праздность заразительны. (А.Чехов) 10) Он шёл с косой, (также, а, то есть) она — с граблями. (М.Пришвин) 11) Постояльцы с ним не заговаривали, (да и, а, или) сам он не любил тратить попусту слова. (К.Паустовский) 12) Решение Лизы сняло с его сердца камень, (либо, также, да и) весь дом сразу ожил. (К. Федин)
12. 1. Рассмотрите схему и определите, в каких случаях продолжение начатого предложения приведёт к появлению сложносочинённых предложений, а в каких — сложноподчинённых. Обоснуйте свой ответ.
2. Придумайте и запишите сложные предложения, употребив указанные в схеме союзы. Объясните, какие смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения передаёт каждый сочинительный союз.
Друзья пошли на дискотеку,
и…
однако… чтобы… потому что… зато… так как… да и … также … и притом когда …
15
13. % 1. Используя рисунки, попробуйте объяснить различия в значении слов мороженый — морозный, целый — цельный, хищнический — хищный.
2. Каждое ли из этих прилагательных образовано от существительного? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Составьте и запишите сложносочинённые предложения, использовав в них указанные выше однокоренные слова. Обозначьте грамматические основы.

14. 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Составьте схемы сложносочинённых предложений.
2. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Докажите, что он относится к художественному стилю речи, приведя не менее трёх аргументов.
3. Проведите морфемный разбор всех глаголов прошедшего времени.
4. Подчеркните все наречия как члены предложения.
5. Определите, сколько раз используются звуки [ф] и [ф ].
16
6. Проведите полный синтаксический разбор последнего предложения.
7. Подберите к выделенным словам по два однокоренных и запишите их. В каких корнях наблюдается чередование гласных или согласных?
Как(то) ночью пр_шёл первый замороз_к. Он надышал холодом на стёкла в доме и они зап_тели. Он посыпал з_рнистым ине_м крыши захрустел под ногами но одни только звёзды как(будто) обрад_в_лись первому морозу и ярко св ркали. В эту ночь я проснулся от протяжного пр_ятного звука пастуш(?)его рожка а за окнами едва заметно голубела з ря.
Я оделся и вышел в сад. Ре кий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошёл. Разг_рался ра(с, сс)свет. Син_ва на в стоке см_нилась б_гровой мглой. Мгла эта св_тлела делалась всё пр_зрачнее и сквозь неё уже были в_дны д_лёкие и нежные страны золотых и розовых обл_ков.
Ветра (не)было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пож_лтели до самых в_рхушек и лист(?)я сыпались с них частым и п_чальным дождём.
Я в_рнулся в комн ты а в них было тепло и сонно. В бледном свете з_ри ст_яла в кадке маленькая берёза. Почти вся она за эту ночь пож_лтела и (не)сколько л_мон-ных листьев уже лежало на полу.
Комн тная тепл та (не)спасла берёзу и через день она обл_тела вся.
(По К. Паустовскому)
15. 1. Закончите сложносочинённые предложения. Выделите грамматические основы. Составьте схемы предложений.
2. Определите, к какому разряду относится каждое имя прилагательное.
3. Разберите по составу выделенные слова.
1) Подготовка к завтрашнему экзамену изнурила ребят, зато… 2) С востока надвигались грозовые тучи, и… 3) … , и я заснул в каком-то блаженном успокоении. 4) То словно кто-то прошёл по коридору, то… 5) С земли ещё не сошёл снег, однако… 6) Мартовское солнце светило ярко, и притом… 7) Крутой глинистый бок оврага тёмен и гол, да и… 8) То солнце ослепляло глаза, то… 9) Слух об урагане прошёл по долине с зловещей быстротой, однако… 10) Тихо шепчутся берёзы над зеркальной поверхностью озера, да…
16. Придумайте и запишите сложносочинённые предложения, употребив данные ниже слова и словосочетания. При выпол-
17
нении задания пользуйтесь перечнем сочинительных союзов, представленных в таблице из упр. 7. Обозначьте грамматические основы и составьте схемы получившихся предложений.
1) Осенние листья; запоздалые пчёлы. 2) Бушевал; решётчатый забор. 3) Компьютер; флэшка. 4) Интернет; сайт. 5) Зеленеют; горные хребты. 6) Журчание ручья; стрекотание кузнечиков. 7) Вспышки молнии; раскаты грома. 8) Несправедливая мысль; сделать ошибку.
17. 7f%CMtCfr го&аршпь 1. Охарактеризуйте каждую речевую ситуацию по схеме:
кто — кому — о чём — где — когда — почему — зачем.
2. Выберите одну из предложенных речевых ситуаций и подготовьте устное высказывание. Предварительно составьте тезисный план вашего выступления. Продумайте, какие выразительные речевые средства вы будете использовать для того, чтобы привлечь и удержать внимание слушателей.
3. Придумайте и запишите три сложносочинённых предложения, выразив в них мысли, которые вы хотите развить в своём выступлении.
1) В вашей школе проходит фестиваль народов России. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.
2) В вашем округе проходит конференция. Выступите с небольшим сообщением перед её участниками. Тема сообщения «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?». 3) После урока русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования словарей в повседневной жизни. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища. 4) Представьте себе, что после окончания 9 класса вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расскажите членам приёмной комиссии о себе.
(Из билетов к устному экзамену по русскому языку для 9 класса)
18. флботлем & 1. Спишите предложения, соблюдая пунктуационные нормы и обозначая грамматические основы. Какие грамматические признаки объединяют данные примеры?
2. Установите, в состав каких сложных предложений входят безличные? Словами каких частей речи выражены главные члены в односоставных предложениях этого вида?
18
3. Сформулируйте лексические значения выделенных слов. С помощью интернет-словарей (онлайновые словари) проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. Объясните смысловые различия слов сказание и предание.
4. Определите, какой частью речи является каждое слово в предложениях 2 и 4.
5. Вспомните, что обозначает термин крылатые слова (крылатые выражения) и каково его происхождение. Докажите, что представленные в упражнении примеры являются крылатыми словами.
Знаете ли вы, кто автор каждого из данных ниже высказываний, из какого произведения каждая цитата и в каких речевых ситуациях уместно её употребление? Проверьте свои предположения, используя ресурсы Интернета.
6. В Интернете найдите примеры включения данных крылатых фраз в речевое высказывание. Попробуйте составить два-три предложения, употребив эти крылатые слова (на выбор).
7. Докажите, что первые два примера в упр. 10 являются крылатыми выражениями. Из какого художественного произведения взяты эти высказывания?
1) Всему своё время и время всякой вещи под небом. 2) Он пугает а мне не страшно. 3) Да благословит вас Бог а я не виноват. 4) Тридцать три года и ничего не сделано для бессмертия. 5) Ещё одно последнее сказанье и летопись окончена моя. 6) Иных уж нет а те далече. 7) То кровь кипит то сил избыток. 8) Много званых но мало избранных. 9) Мой стакан не велик но я пью из своего стакана. 10) Не продаётся вдохновенье но можно рукопись продать. 11) Платон мне друг но истина дороже. 12) Свежо предание а верится с трудом.
19. Тришек писать Выберите одно из крылатых выражений (упр. 18) и письменно объясните, как вы понимаете это высказывание. Используйте в своём тексте сложносочинённые предложения разных видов. Обозначьте грамматические основы, подчеркните сочинительные союзы.
20. ‘Письма па <гл<*t&*nu 1. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое настроение, какие чувства оно передаёт? Охарактеризуйте изобразительные средства, которые использованы поэтом.
2. Прокомментируйте все пунктуационные знаки. В каких случаях их употребление связано с выделением обособленных и уточняющих членов предложения?
3. Проведите орфографический разбор текста.
19

Предложения интернет-магазинов