Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 9 класс. Зайцева О.Н.

Предлагаемые компетентностные задачи направлены на организацию учебной деятельности учащихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения. Задачи в 9 классе готовят школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. В методическом плане задачи организованы на основе общеучебной технологии, учитывают основные требования к чтению, являются основой для выполнения тестов ОГЭ. Пособие предназначено для учащихся 9 классов школ всех типов, а также учителей русского языка.

Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 9 класс.

Текст из учебника

РАЗДЕЛ I
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
В 5-8 КЛАССАХ
Задача № 1. «Звуковая система русского языка»
Прочитайте текст и выполните задания 1—10.
Сколько в русском языке звуков? На этот вопрос невозможно ответить точно. Чем лучше слух у человека, тем больше разных оттенков звука он услышит. А если использовать приборы, то ясно, что чем прибор точнее, тем больше разных звуков он обнаружит. Однако совершенно точно можно сказать, сколько в языке основных, самостоятельных звуков, т.е. таких, с помощью которых можно различать слова. Такие звуки-смыслоразличители языковеды называют фонемами.
В русском языке пять гласных фонем <а, о, э, и, у> и 34 согласных. Как их сосчитали? Очень просто: если есть слова, различающиеся только двумя звуками, то эти звуки — смыслоразличители, фонемы. Например, слова сом и сам различаются только гласными звуками [о] и [а]. Это разные звуки в разных словах и разные фонемы-различители. Слова там и сам различаются согласными фонемами сити т.д. Фонемы можно выделить только в сильной позиции звука. Мы будем говорить о звуках.
В составе слов звуки претерпевают изменения. Что это значит? По сравнению с чем они изменяются? В слове боль под ударением отчётливо произносится звук о. Без ударения в том же корне столь же отчётливо произ-
Сильная позиция — это позиция, в которой данный звук отличается от всех других звуков. Слабая позиция — это позиция неразличения звуков. Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения. Например, ср.: сом — сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются), сома — сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [л]). Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р] , [л] , [м], [н] , [j]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой — злой, твоих — двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание
([з]).
Сильные позиции по твёрдости/ мягкости — на конце слова (удар — ударь), перед гласными (нос — нёс), перед твёрдыми согласными (изба —резьба). Слабая позиция — перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н’]).
носится звук, очень близкий к [а], его, как правило, обозначают [а], или [Л]1: б[А]леть. Изменилась фонетическая позиция: ударный слог стал безударным — и вместо одного звука появился другой, вместо о — Л. И такое чередование звуков бывает всегда, какое бы слово ни взять (соль — салить, стол — ст^ла, Зол — в^ла), в позиции первого предударного слога и в абсолютном начале слова на месте букв о и а.
После мягких согласных на месте букв я и е, а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э] в первом предударном слоге, обозначаемый условно [иэ] (прямо — прямой, мясо — мясной, чаща — чи*щоба и т.д.).
Во всех остальных безударных позициях произносятся мягкий [ь] и твёрдый [ъ] редуцированные. Например: облако — [о’блъкъ], объявление — [лб^иэвл’э’н’и]ь]. Звуки [и, (ы)2, у] качественно не изменяются в слабых позициях, следовательно, проверки постановкой в сильную позицию не требуют.
Чередование звуков под влиянием позиции происходит и с согласными. Оно также подчинено строгим фонетическим законам. Например, в конце слова и перед глухими согласными парные звонкие согласные меняются на глухие: лобик — лоп, морозы — морос; слова — слоф, скользить — сколь-ско, столбик — столицы… Процесс ассимиляции («уподобления») может быть и по звонкости, и по твёрдости-мягкости. Например: просьба — прозь-бег, плести — плес’ т’ и.
Под влиянием положения в слове — в позиции перед звуком ц — звук т меняется на ц: отец — о[цц\ы, а в некоторых позициях — на нуль звука: грустить — гр^с\но.
На принципе «пиши, как слышишь» основаны так называемые фонетические написания слов. Это один из принципов русской орфографии, и называется он фонетическим (фонологическим).
с& Задание № 1
Сколько звуков в русском языке? (При ответе используйте цитирование.)
сэ- Задание № 2
Чем отличается звук от фонемы?
1 Звук [л] «крышечка» произносится в следующих позициях на месте безударных а и о: 1) в абсолютном начале слова — [Л]кно; 2) в первом предударном слоге — мол[Л|ко.
2 Фонема <ы> считается самостоятельной не всегда. Языковеды, например, мо-
сковской фонологической школы не считают её самостоятельной, а только вариантом <и>.
Задание № 3
На основе информации текста затранскрибируйте фразу: Как часто в горестной разлуке, /В моей блуждающей судьбе, /Москва, я думал о тебе!/ Москва… как много в этом звуке /Для сердца русского слилось! / Как много в нём отозвалось!
с» Задание № 4
Подчеркните все слабые позиции гласных в тексте:
Москва уже не Третий Рим
И Новгород не господин,
Но горизонт необозрим,
И средь степей, полей, дубрав,
Как встарь, под этим небом звёздным
Раздумий час необходим.
[Л. Мартынов. Стоглав (1972)]
с^ Задание № 5
Подчеркните все слабые позиции согласных в тексте: Всё в Москве пропитано стихами, Рифмами проколото насквозь…
[А Ахматова. Всё в Москве пропитано стихами… (1963)]
Задание № 6
В КИМах ОГЭ есть такое задание: Укажите ошибочное суждение.
1) В слове БЕРИТЕ все согласные звуки мягкие.
2) В слове ВХОДЯ первый звук — [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.1 • Выполните задание.
Какую информацию текста вам надо знать, чтобы правильно выполнить задание? (Напишите сжато.)
1 Демоверсия ОГЭ-9, 2015. ФИПИ.
Задание № 7
В КИМах ОГЭ есть такое задание: Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧЕЛЮСТИ все согласные звуки мягкие.
2) В слове СЖЕЧЬ первый звук — [з].
3) В слове МУЗЫКАНТЕ согласный [н] твёрдый.
4) В слове СЧАСТЬЕ звуков меньше, чем букв.
• Выполните задание.
• Какую информацию текста вам надо знать, чтобы правильно выполнить задание? (Напишите сжато.)
с» Задание № 8
Используя информацию текста, озаглавьте таблицу.

Правило Примеры Произношение
В корнях слов, начинающихся с и, после приставок на согласную (кроме иноязычных) пишется ы Искать — подыскать [искат’ — пъдыскат’]
После шипящих в суффиксах имён существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется о, без ударения — е Орешек — гребешок, грошовый — грушевый, ярче — горячо [Лр’эшэък — гр’ьб’иэшок; грлш6вьц — грушъвьц; jap4’b — гър’иэч’о1
После ц в суффиксах прилагательных и глаголов под ударением пишется о, без ударения — е Ситцевый — песцовый, танцевать — вытанцовывать [с’йцъвьц — п’иэсцовьч; тънциэват’ — вытлнц6вывът’1
В падежных окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения — е Кожей — межой, мужем — ужом, зайцем — яйцом [кожт^ — м’иэжо.п мужъм — ужом; зайцъм — ^иэйцом]
В приставках, оканчивающихся на -з/-с, если дальше идёт звонкий согласный, пишется -з, если глухой —с. Разжать — распаять, [рлжат’ — pAcnAjaT*]
с& Задание № 9
К какому орфографическому правилу в качестве примеров может быть использован следующий фрагмент текста: «…в конце слова и перед глухими согласными парные звонкие согласные меняются на глухие: лобик — лоп, морозы — морос; слова — слоф, скользить — скольско, столбик — столицы…»1?
С& Задание № 10
Составьте план текста.
1……………………………………………………………………………………………………..
2……………………………………………………………………………………………………..
3……………………………………………………………………………………………………..
3. 1……………………………………………………………………………………………….
3. 2………………………………………………………………………………………………..
4……………………………………………………………………………………………………..
Задача № 2. «Лексика»
Прочитайте текст1 и выполните задания 1—10.
Лексика русского языка образует сложную систему, основанную на различных типах отношений между словами — синонимических, антонимических, паронимических, омонимических. Омонимы следует отличать от многозначных слов. Например: завести мотор и завести собаку, общий смысловой компонент — «начинать», это многозначное слово. Оптический фокус и карточный фокус, общих смысловых компонентов нет — это омоним. Паронимы — это слова, по-
1 По материалам Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия.
Следует различать функциональные омонимы и лексические омонимы. В отличие от функциональных омонимов лексические омонимы всегда относятся к одной части речи. Так, в словосочетаниях крепостной крестьянин и крепостной вал прилагательные крепостной — лексические омонимы, а существительное крепостной (в значении крепостной крестьянин, человек) и прилагательное крепостной в словосочетании крепостной крестьянин — функциональные омонимы.
хожие по звучанию, но имеющие разное значение: одеть сына / надеть куртку, невежа «невоспитанный человек»/ невежда «малообразованный человек».
В зависимости от своего происхождения все русские слова делятся на исконные и заимствованные. Среди заимствований особую группу составляют церковнославянизмы, которые могут иметь следующие признаки:
• сочетания ла, ра, ле, ре на месте русских оло, оро, ере-, страна, страница — сторона, враг — ворожить, прах — порох, вратарь — ворота, предать — передать, средний — середина, младенец — молодой, Млечный (Путь) — молочный;
• начальные ра и ла на месте русских ро, лег. работа, раб — хлебороб, равный — ровный, ладья — лодка;
• звук [е] под ударением на месте русского [‘о]: небо — нёбо, крест — крёстный, надежда — надёжный;
• щи жд вместо русских чих помощь, пища, освещение (ср. свеча), пещера (ср. название реки Печора); нужда (ср. нужный), одежда, гражданин (ср. горожанин).
В эту же группу входят действительные причастия настоящего времени с щ: текущий, стоящий и т.д.; исконно русские формы текучий, стоячий преобразовались в имена прилагательные.
Есть и множество заимствований из других языков — греческого (корабль, фонарь), латинского (студент, республика), немецкого (лагерь, фейерверк), французского (терраса, карьера), тюркских (лошадь, карандаш) и др.
С середины XX века в русский язык проникает всё большее количество английских слов. Часто они используются для обозначения новых предметов и явлений (компьютер, принтер, сайт, акваланг), но встречаются и замены ранее существовавших слов: хобби, ср. увлечение; шоу, ср. представление.
Лексика различается и в плане частотности употребления. Со временем слова могут переходить из активного словаря в пассивный. В частности, это касается историзмов и архаизмов. Историзмами слова становятся, когда обозначаемые ими реалии перестают существовать в жизни общества, например бортник, смерд. Архаизмы — это результат замещения слов их синонимами: мнить — думать, ланита — щека.
Неологизмы, т. е. слова, новизна которых ощущается носителями языка, тоже зачастую относятся к пассивной лексике. Причиной появления неологизмов является общественный и научно-технический прогресс: появление новых социально-экономических реалий, открытия в области науки и техники, достижения в сфере культуры, а также исторические изменения в жизни государства. Так, лексика русского языка существенно изменилась в первые годы советской эпохи — появились новые для того периода явления и
соответственно обозначающие их слова; домоуправление, громкоговоритель, очковтирательство. Неологизмами нашего времени можно считать следующие слова: бонус, дресс-код, коуч, спикер, имиджмейкер, тендер, скраб, секьюрити, хит, шейпинг, файл, сейл. Главным признаком неологизма является абсолютная новизна слова для большинства носителей языка. Слово находится в состоянии неологизма очень непродолжительное время. Как только слово начинает активно употребляться, оно теряет признак новизны, т. е. постепенно входит в лексическую систему языка в качестве общеупотребительного.
Богатство русского лексического фонда отражено в разнообразных словарях и информационных системах. Например, «Большой толковый словарь» включает около 130 тыс. слов; а в новый «Большой академический словарь» войдёт более 150 тыс. лексических единиц. «Национальный корпус русского языка» в настоящее время содержит более 500 млн словоупотреблений.
Задание № 1
Дополните схему примерами из текста там, где позволяет информация текста.
w Дополните схему одним из недостающих элементов (является
одним из типов общеупотребительной лексики).
Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления
жшшшшяяш&т&т I
С3> Задание № 2
Заполните таблицу:
Название лексической единицы Определение, толкование Примеры
Устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица
Слова и выражения, не являющиеся научно определёнными, строго узаконенными названиями тех или иных предметов, действий, процессов, связанных с профессиональной, научной, производственной деятельностью людей
Особенности говоров, не соответствующие нормам литературного языка
Слова, не соответствующие нормам литературного языка, употребляемые замкнутыми, ограниченными группами людей, связанных определёнными интересами, занятиями, привычками
Задание № 3
Прочитайте примеры из «Национального корпуса русского языка». Найдите в тексте слова, являющиеся антонимами по своему основному лексическому значению в языке. Являются ли они антонимами в этом тексте?
Москва по утрам / обновляется чудно: Ещё не шумна, / не пыльна, малолюдна; Подёрнута дымкой / в разводах белёсых, Где дождь по асфальту / прошёл на колёсах; Насыщена запахом / булочных ранних, Где белый — как сдоба, / и чёрный — как пряник;
Остужена тенью / своих корпусов; Озвучена боем / кремлёвских часов. [А. Твардовский. Московское утро (1957-1959)]
Синонимы, как правило, различаются от-тен-ками значения и их употребления. Использование синонимов в тексте направлено на уточнение смысла называемого, на выделение явления (любое повторение очень выразительно). Синонимы дополняют друг друга, уточняют и конкретизируют детали.
СЭ- Задание № 4
Прочитайте примеры из «Национального корпуса русского языка». Найдите в примерах слова, являющиеся синонимами. Определите их роль в тексте.
1) И фонари бегут, несутся прочь От мглы упорной.
[Д. Кнут. И вновь блуждают в окнах огоньки… (1932)]
2) Идёт — по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
[Н. Некрасов. Мороз, Красный нос (1862—1863)]
с» Задание № 5
Прочитайте примеры из «Национального корпуса русского языка». Найдите в примерах устаревшие (архаизмы или историзмы) слова. Определите их роль в тексте. Можно ли эти слова сейчас назвать общеупотребительными?
1) Стрелецкий голова. Спальник. Стольник. Крилошанка.
Пристав. [А Толстой. Царь Борис (1868—1869)].
2) Л.В. Милов указал на наличие в праславянской лексике комплекса терминов (князь, дружина, господин, купец, худоба в значении «бедность», голота — «нищета», дань — «повинность», цята — «денежная единица»), ассоциирующихся с ранней государственностью и зарождающимся классовым обществом. [В. Седов. Этногенез ранних славян // Вестник РАН, 2003]
сэ> Задание № 6
Прочитайте примеры из «Национального корпуса русского языка». К какой группе лексики относится каждое из выделенных слов? (См. схему к заданию 2). Как соотносятся эти слова между собой? Определите их роль в тексте.
1) Склянки над бухтой знакомой, Чайки, дельфины, буйки…
[Л. Алексеева. Склянки над бухтой знакомой… (1954)]
2) Осмотрелся, точно в хате: Печка тёплая в углу, Вдоль стены идут полати, Банки, склянки на полу.
[А Твардовский. Тёркин ранен [Василий Тёркин, 6] (1941 — 1945)]
Задание № 7
Прочитайте примеры из «Национального корпуса русского языка» . Найдите диалектизмы. Определите их роль в тексте.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность, характеризуют все стороны жизни человека. Усиливают экспрессивную окраску речи. Образность, характерная для фразеологизмов, оживляет повествование, нередко придаёт ему шутливую, ироническую окраску.
личико баской… Кроме корня ба, у нас есть еще бас, откуда весьма употребительные слова в местных наречиях: басить — украшать, баской — красивый, ясный, светлый, и древнее баса в значении удальства, богатырства, как читаем в Древн. русск. стихотв. Первоначальное же родство, и по значению санскритского бас светить и нашего бас — очевидно из употребления слова баской, в Архангельской губернии, в значении светлого; например, «баско время на дворе», т. е. ясная погода. [Ф. Буслаев. Эпическая поэзия (1851)]
Задание № 8
Прочитайте примеры из «Национального корпуса русского языка». Найдите фразеологизмы. Объясните их значение и назовите стилистическую принадлежность. Определите их роль в тексте.
1) Он всё слушает; а я ему рассказываю, что знал про ушаковское писание, и про рублёвское, и про древнейшего русского художника Парамшина, коего рукомесла иконы наши благочестивые цари и князья в благословение детям дарствовали и в духовных своих наказывали им те иконы блюсти паче зеницы ока. [Н. Лесков. Запёчатлённый ангел (1873)].
2) Поэтому, прекрасно осознавая важность предстоящей гонки и сложность обгонов на узкой венгерской трассе, Джастин, в последние месяцы не блиставший в квалификациях, на этот раз взялся за дело засучив рукава и уже в первой сессии показал время, которого ему вполне хватило бы для поула. [В. Маккавеев. Ф-3000: порядок бьёт класс (2001) // Формула. — 2001-10-15].
Какое слово в этом тексте является термином?
с^ Задание № 9
Определите значение выделенного слова в каждом из текстов. Подберите синоним и антоним к каждому из значений слова.
1) Поближе завозилась в вершине сосны векша, проснувшаяся от необычного света, едва слышно перепрыгнула она на другое дерево, потом на третье и всё дальше и дальше от людей и пылавших костров… [П. Мельников-Печерский. В лесах. Книга первая (1871-1874)]
2) Не велик милёнок ростом, да на
1) Ещё не всё я досмотрел И переслушал в нём, Не перешёл ещё предел Ни сердцем, ни умом, Не надышался до конца Я почками берёз, Густой сиренью у крыльца В раскате майских гроз.
[Вс. Рождественский. Ну что ж! О чём бы ни грустил… (1964)]
2) И быть может, на всех небосклонах Повторяется снова сейчас Несмолкающий шёпот влюблённых И густой Маяковского бас.
[М. Светлов. Голоса (1961)]
3) Густой туман клубится над полями; Как призрак бор синеет вдалеке; Едва блестит за влажными кустами Отсвет зари в извилистой реке.
[П. Якубович. Не в шуме гроз, не в красоте стыдливой… (1898)]
4) Выход из виртуальности, — сообщает компьютер. Перед глазами сверкают разноцветные искры. Мир утрачивает яркость… превращается в блёклую, плоскую картинку.
— Ваш выход из виртуального пространства успешно завершён! — радостно говорит «Виндоус-Хоум». Голос из наушников резок и слишком громок. На экранчиках шлема — густая синь с белой фигуркой парящего, или, скорее, падающего человека. Известный всем значок дипа, глубины, виртуального мира. [С. Лукьяненко. Лабиринт отражений]
Найдите среди сочетаний со словом густой фразеологизм (устойчивое сочетание). Какие(-ое) ещё устойчивые(-ое) сочетания(-е) со
словом густой Вам, может быть, известно(-ы)?
с& Задание № 10
Составьте план текста (см. текст к этой задаче).
Дополните содержание составленного Вами плана информацией, которую Вы получили, выполняя задания этой задачи. (Пересмотрите ещё раз схему и выполненные задания.)
* it*
Задача № 3. «Морфемика и словообразование»
Прочитайте фрагмент статьи A.M. Камчатнова1 «Растленное словообразование» и выполните задания 1-10.
— Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович, — вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить…
М. Булгаков. Собачье сердце
Делить можно не только собственность, делить можно и слова — например на составляющие их части, т. е. на морфемы. Способов деления может быть по крайней мере два: один — научный, другой — шариковский, о чём и пойдёт речь.
«Литературная газета» (№ 47—48; 6148) целую полосу отдала диалогу двух писателей, Сергея Алексеева и Михаила Задорнова, названному так: «Будущее начнётся с родного языка…». Среди прочего писатели взялись беседовать о русском языке, о внутреннем смысле, или, как предпочитают говорить лингвисты, о внутренней форме слов. Казалось бы, что тут плохого: слово — материал словесности, и художник должен знать свой материал. Однако послушаем их рассуждения.
«М. Задорнов. Человек образованный — это память. А есть ещё разумные… Ни в одном языке мира нет слова «разумный».
С. Алексеев. Разумный — это светлый, солнечный ум. Ра — солнце, свет. То есть освещённый ум. Так вот, у нас основная масса образованных людей не имеет этого освещения».
Стало быть, по мнению Алексеева, слово разумный надо поделить на два корня: Ра — древнеегипетское имя бога солнца w ум — обозначение ментальной способности человека. Правда, куда-то подевался звук з, но для наших любителей отечественного языка это такая мелочь, которой можно смело пренебречь. Как и тем, что Ра — это слово древнеегипетского языка, который принадлежал к афразийской языковой семье, в то время как русский язык принадлежит к индоевропейской семье.
В действительности, для того чтобы понять это, нет нужды обращаться к этимологическому словарю: слово разумный состоит из приставки раз-
1 Александр Михайлович Камчатнов — лингвист. Доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. A.M. Горького. Автор двух монографий, трёх учебников и многочисленных научных статей. Живёт в Москве.
и корня улг, ум — это способность интуитивного постижения сути вещей, разум — это способность к разделению, расчленению, т. е. способность к аналитическому, дискурсивному мышлению. Приставка раз-, этимологически родственная глаголу резать, присутствует в таких словах, как рассудительный, разборчивый, раздельный, размеренный и т.п.
Слова разумный в других языках, конечно, нет, по той простой причине, что это слово русского языка, но понятия, выражаемые по-русски словами ум — разум, конечно, находят своё выражение и на других языках; например, древнегреческое nus — это «ум», a logos — это «разум»; латинское mens — это «ум», a ratio — это «разум»; во французском языке esprit — это «ум», a raison — это «разум».
Пользуясь методом Алексеева — Задорнова, я тоже сделал множество открытий. Вот одно из них: корень рая нашёл ещё в слове дурак; ду в начале слова — это латинское «два», как в слове дуэт; значит, дурак — это дважды сияющий, очевидно, своей глупостью. Какой хороший метод! А то, что в однокоренном как будто бы слове дурь никакого ра не наблюдается, это ничего, это нам не мешает.
… Если и в самом деле «будущее начнётся с родного языка», то какое же нас ожидает будущее, если оно начинается с разрушения языка писателями, по ошибке считающими себя русскими?
Задание N°. 1
Чем отличается деление слова на морфемы «по-научному» и «по-
шариковски»?
Слово как единица словообразовательной системы имеет определённую структуру, т.е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И.А. Бодуэ-на де Куртэнэ, О.С. Крушев-ского, В.А. Богородицкого и
других языковедов.
I_I
Ф Задание № 2
На основе текста предположите, что значит «внутренняя форма слова»:
1) форма слова, отражающая его мотивированность другими языковыми элементами и поэтому объясняющая его смысловую структуру;
2) внутренний смысл слова, соотнесённый с личными взглядами человека;
3) корень слова;
4) основа слова.
о» Задание № 3
Среди предложенных слов и их толкований найдите верное объяснение и мотивировку членения слов:
1) ве-ра («ве» — ведение, «ра» — Изначальный Свет), слово состоит из приставки ве- и корня ра;
2) красить — уподоблять Ра (Изначальному Свету): украшать, придавать красоту, делать пригожим, изящным, приятным для вида («к» — к чему-либо, «ра» — Изначальный Свет, «сить» — делать, суть);
3) дурак — просветлённый человек, не пользующийся умом («д» — данный, имеющий, «ур» — свет, «ра» — солнце, отсюда русское «УРА»; «к» — принадлежащий к чему-либо) . На начальной ступени развития ум является лучшим другом человека. Но в конце человеческой эволюции он становится худшим врагом, потому что этот несовершенный орган познания ограничен примитивностью восприятия пяти чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха — других вводных каналов информации у ума нет;
4) радость — корень рад- , соотносимый с однокоренными словами рад (-ый), др.-русск., ст.-слав, радъ; предполагают родство с англос. rot «радостный, благородный», др.-исл. rotask «проясняться, веселеть», англос. rotu ж. «радость» (Траут-ман, BSW 235; Торп 347; Уленбек, РВВ 22, 536; Хольтхаузен, Aengl. Wb. 263). Суффикс -ость, (-есть-) образует существительные со значением отвлечённого признака или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
с^ Задание № 4
Объясните словами текста, почему в словах задачи № 3 нельзя выделять корень ра- со значением «изначальный свет».
Задание «N® 5
Морфема — наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз-. Автор статьи приводит ряд слов со значением приставки раз- с этимологией резать (разъединять). Можно ли продолжить данный автором ряд: рассудительный, разборчивый, раздельный, размеренный — словами разудалый, распрекрасный?
С«> Задание № 6
Составьте словообразовательную цепочку слова рассудительный. Укажите в каждом случае способ словообразования.
Задание № 7
Составьте словообразовательную цепочку слова разборчивый. Укажите в каждом случае способ словообразования.
Задание № 8 Из текста понятно, что:
1) мотивировка слов должна опираться на однокоренные слова, существующие в языке;
2) М. Задорнов знает древнеегипетский язык;
3) «Литературная газета» — издание, публикующее научные статьи;
4) Слово «дурак» — заимствованное по происхождению слово.
С^ Задание № 9
Автор написал этот текст, чтобы:
1) обратить внимание на современное состояние русского языка;
2) защитить русский язык от неуместного употребления заимствованных слов;
3) привлечь внимание общества к попыткам лженаучного толкования слов русского языка, в частности, в выступлении известного сатирика М. Задорнова и писателя С. Алексеева;
С 4) поспорить с точкой зрения сатирика М. Задорнова и писателя С. Алексеева на происхождение некоторых слов.

Предложения интернет-магазинов