Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику М.М. Разумовской и др.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Рабочая тетрадь по русскому языку для 9 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова содержит разнообразные задания по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, обеспечивающие возможность усвоить и закрепить изучаемый материал. Благодаря разнообразию и повторяемости типов заданий без напряжения формируются соответствующие навыки и умения.

Текст из учебника

Учебно-методический комплект

Л.М. Кулаева

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

К учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова

«Русский язык. 9 класс» (М.: Дрофа)

9

класс

Рекомендовано Российской Академией Образования

Издание второе, переработанное и дополненное

Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА • 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык — национальный язык русского народа……………………………………………………………………. 5

Язык. Правописание. Культура речи…………………………………………………………………………………………….. 8

Повторение изученного в 5—8 классах…………………………………………………………………………………………. 8

Фонетика. Орфоэпия. Графика………………………………………………………………………………………………… 8

Лексика. Морфемика. Словообразование……………………………………………………………………………….. 11

Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация………………………………………………………………. 15

Сложное предложение……………………………………………… …………………………………………………………….. 19

Понятие сложного предложения………………………………………………………………………………………………… 19

Типы сложного предложения и средства связи между его частями……………………………………………….. 22

Сложносочинённое предложение……………………………………. …………………………………………………… 25

Сложноподчинённое предложение…………………………………… …………………………………………………. 32

Виды сложноподчинённого предложения……………………………………………………………………………….. 38

Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными………………………………. 38

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным……………….. ………………… 40

Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными…………………………… 43

Сложноподчинённое предложение с придаточным места……………………… ………………………….. 46

Сложноподчинённое предложение с придаточным времени………………………………………………… 48

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения……………………………………………… 50

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени……………………… 53

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели……………………………………………………… 56

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия…………………………………………………. 59

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия……………………………. 61

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным………………………………………. 63

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными…………………………………………….. 66

Понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными…………………………… 66

Понятие бессоюзного сложного предложения…………………………………………………………………………. 72

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления…………………………………………. 72

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения…………….. 73

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени

или условия и следствия………………………………………………………………………………………………………. 76

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи………………………………. 77

Повторение изученного в 5—8 классах……………………………………………………………………………………….. 81

Речь………………………………………………………………………………………………………………………………………… 81

Стили речи…………………………………………………………………………………………………………………………… 81

Типы речи……………………………………………………………………………………………………………………………. 83

Строение текста…………………………………………………………………………………………………………………… 84

Использование различных стилей речи в художественном произведении…………………………………. 86

Эссе……………………………………………………………………………………………………………………………………. 88

Путевые заметки………………………………………………………………………………………………………………….. 90

Рецензия…………………………………………………………………………………………………………………………. 92

Деловая речь……………………………………………. …………………………………………………………………… 93

Повторение……………………………………………………………………………………………………………………………… 96

РУССКИЙ ЯЗЫК — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА

1. Ответьте на вопросы.

Когда начал складываться русский национальный язык? Что он в себя вклю­чает? В каких формах он существует? В чём его особенность?

2. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина о том, что русский язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», а также «переимчивый и общежи­тельный в своих отношениях к чужим языкам»? Если да, то подтвердите это примерами.

3. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрой­те скобки; выразительно прочитайте текст. Объясните, что означает слово­сочетание без чужого примеса. Замените его синонимом — филологическим термином.

Да будет(же) честь и слава нашему языку который в самородном богатстве своём, почти без всякого чужого примеса, теч..т, как гордая, величественная река — шумит гр..мит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладос(?)но вливается в душу образуя все меры которые заключаются только в п..дении и возвышении человеческого голоса!

(Я М. Кара шин)

Выпишите из текста сложное слово, объясните, как оно образовано, разбе­рите его по составу, сделайте морфологический разбор.

Объясните употребление восклицательного знака в конце предложения.

4. Вставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки.

Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому(то) изучение и сб.. режение русского языка является (не)праз(?)ным занятием от нечего делать но насущной (не) обходимостью…

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив певуч(?) выразителен гибок послуш..н ловок и вместителен…

{А. И. Куприн)

Найдите в тексте слово с непроизносимой согласной, объясните его написание.

Замените словосочетание история народа, построенное на основе управле­ния, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Выпишите грамматическую основу последнего предложения, укажите, чем выражены главные члены.

Гг

 

 

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ

jf\ «у р^ jfi^. IE! ^Hl И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

5. Определите, к каким разделам лингвистики относятся следующие термины.

Антоним, вопросительный знак, двоеточие, дополнение, запятая, определение, префиксаль­ный способ, разделительный знак, сказуемое, скобки, согласный звук, толковый словарь

Фонетика. Орфоэпия. Графика

6. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

&

ИИ f
Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы, озаглавьте текст и разбейте его на абзацы.

Было жарко хотя (не)давно прош..л бурный дождь. Над лаковой мушмулой жу(жж,ж)али зе­лёные мухи. В ба(сс,с)ейне плавал злой ч..рный лебедь поводя пунцовым словно накрашенным клювом. С миндальных деревец обл..тели лепес(?)ки и лежали бледные на тёмной земле мокрой доро..ки напоминая миндаль в прянике. Невдалеке от огромных ливанских кедров росла единственная берё..ка с тем особым наклоном листвы (словно расчесывала волосы спу­стила пряди с одной стороны да так и застыла) какой бывает только у берёз. Проплыла ба­бочка-парусник выт..нув и слож..в свои ласточковые хвосты. Сверкающий воздух тени кипарисов старых с рыж..нкой с мелкими ш..шками спрятанными за пазухой зеркально-ч..рная вода ба(сс, с)ейна где вокруг лебедя расходились круги сияющая синева где вздымался широко опоясанный каракулевой хвоей зубч..тый Ай-Петри. Всё было насыщено мучительным блаженством и Марты­ну казалось что в распределении этих теней и блеска тайным образом участвует его отец.

(В.В. Набоков)

Выпишите выделенное предложение, сделайте его синтаксический разбор.

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, объ- ясняя употребление прописных букв. Укажите значение выделенных слов.

Подчеркните грамматические основы. Найдите в тексте предложения с од­нородными членами, укажите способ их связи.

Когда(то) была на месте (М, м)осквы л..сная ч..ща дикий лось спускался к водопою с кручи где стоит (К, к)ремль медведь зал..гал в берлогу на обрывистом берегу Яузы.

А стала (М, м)осква обширнее древних (3, з)ападных городов. Со всей (Р, р)уси ст..кался народ под власть (М, московских князей. Знали и рязанцы, и нижегородцы, и суздальцы: крепка жизнь за крепкими стенами (М, м)осквы. В надежде на поживу пр..езжали торговать и жить иноземные купцы из (Л, л)юбека (Г, г)амбурга из (К, к)афы и самого (Ц, ц)арьграда. (Не, ни)диво было услышать на (М, московской торговой площади разноязыкую речь увидеть (чуждый, чужой) наряд.

{AM. Волков)

8. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Про­читайте, соблюдая орфоэпические нормы.

Больше всего я любил снег и музыку. Когда бывала метель и к..залось что нет (ни)чего (не, ни) домов (не, ни) земли а только белый дым и ветер и шорох воздуха и когда я шёл сквозь это движущееся пространство я думал иногда что если(бы) легенда о сотв..рении мира родилась на севере то первыми словами свяще(н,нн)ой книги были(бы) слова Вначале была метель. Когда она стихала из(под) снега вдруг появлялся целый мир точно сказочный лес выро(?)ший из чьего(то) космического желания я видел эти кривые линии чёрных зданий и л..жащиеся со свистом сугробы и маленькие фигуры людей идущие по улицам. Я особе..о любил смотреть как во время метели летят сквозь снег и опускают(?)ся на землю птицы они то складывают то вновь раскрывают кры­лья точно (не)хотят ра..стават(?)ся с воздухом и всё(же) садятся и сразу буд(то) по волшебству пр..вращают(?)ся в чёрные к..мки шагающие на (не)видимых ногах и выпрастывают крылья осо­бенным птич(?)им движением мне почему(то) (не)обыкновенно понятным.

{Г.И. Газданов)

Проанализируйте слово выросший по плану: а) фонетический анализ; б) мор­фемный разбор; в) морфологический разбор.

Затранскрибируйте слово выпрастывают, объясните его значение, замени­те его синонимом.

9. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; объясните написание слов с удвоенной согласной.

Укажите количество основ в последнем предложении. Объясните значение выделенных слов.

Созда(н,нн)ая корифеями графическая система русского правописания позволяет нам вооружё(н,нн)ым компьютерами использовать не только все надстрочные знаки ударение бук­ву ё букву й но для показа ударения а возможно и иных нюансов произношения или интонац.. также использовать курсивное начертание гласной буквы среди прямого текста и прямое на­чертание среди курсивной строки или подчёркивание гласной что уже практикуется при изда- ни.. поэзи.. XVIII—XIX веков. Есть и другие возможности ож..вить и вполне зако(н,нн)о нынеш­нюю нашу унылую строку. Загляните в книгу на допетровской кири(л,лл)ице и вам станет ясно что мы потеряли.

(В. Т. Чумаков)

Лексика. Морфемика. Словообразование

10. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Найдите слова с чередующейся гласной в корне, объясните их написание, разберите их по составу.

Ассоль проникла в высокую брызгавшую росой луговую траву: держа руку ладонью вниз над её метёлками она шла улыбаясь струящемуся прикосновению. Засматривая в особе..ые лица цве­тов в пута..ицу стеблей она различала там почти человеческие намёки — позы усилия движения черты и взгляды; её (не)удивила(бы) теперь процессия полевых мышей бал сусликов или грубое веселье ежа пугающего спящего гнома своим фуканьем. И точно ёж серея вык..тился перед ней на тропинку. Фук-фук отрывисто сказал он с сердцем как и..возчик на пешехода. Ассоль говорила с теми кого понимала и видела. Большой жук ц..плялся за колокольчик ..гибая р..стение и свалива­ясь но упрямо толкаясь лапками. Стряхни толстого пассажира посоветовала Ассоль. Жук точно (не)удержался и с треском полетел в сторону. Так волнуясь тр..пеща она подошла к склону холма скрывшись в его зарослях от лугового пространства но окружённая теперь истинными своими друзьями которые — она это знала — говорят басом. То были крупные старые деревья среди жимолости и орешника. Их свисшие ветви касались верхних листьев кустов. В спокойно тяготею­щей крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов их аромат мешался с запахом росы и смолы. Тропинка усеянная выступами скользких корней то падала то взбиралась на склон. Ассоль чувствовала себя как дома.

(По АС. Грину)

Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется прави­лом: «В приставках на з- и с- перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с».

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

11. Прочитайте текст.

1) Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками и сохранившие прочную свою форму… 2) Если, однако, придётся сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что сам на пне немного осел. 3) И когда по­чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество Муравьёв, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, со­хранившим обличив пня.

(А/.А/. Пришвин)

Замените слово ноздреватый синонимом.

Найдите предложение с вводными словами, напишите номер этого предло­жения.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в 1-м пред­ложении.

12. Прочитайте предложения. Являются ли они текстом? Обоснуйте свою точку зрения.

Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.

Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртываю­щегося к устью реки. Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, про­буя дуть, лениво теребил паруса; наконец тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеялся туман и вылился по реям в лёгкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

{АС. Грин)

Выпишите все слова, в которых правописание приставок зависит от глухо­сти/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой, разберите их по составу.

Найдите в тексте и выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

13. Подберите однокоренные слова к словам дать, мороз, край, город, жить; обозначьте морфемы, назовите использованные способы словообразования.

14. Прочитайте текст. Определите его стиль и тип речи. Озаглавьте текст и разбейте его на абзацы, объясняя деление.

В Древней Руси дерево играло очень важную роль в жизни человека. Из дерева строились города, воздвигались крепостные стены и храмы, рубились избы и княжеские хоромы. Кре­стьянская изба была подчас настоящим произведением искусства, свидетельством высокого ма­стерства русских плотников и резчиков. Она нередко имела нарядный резной узор, украшалась скульптурными изображениями коня или птицы. Внутри избы тоже господствовало дерево — вдоль бревенчатых стен размещались лавки с резными подзорами, полати и полки из толстых досок, на полу, под рукомойником, стояла осиновая лохань, на полках — деревянная посуда. Де­шёвая и прочная посуда из дерева использовалась в Древней Руси повсеместно. Формы её были разнообразны. Они определялись назначением сосуда и с течением времени приобрели особую выразительность. Блюда и ковши, ставцы и ендовы, кружки и солоницы украшались резьбой, расписывались красками. Они употреблялись не только в крестьянском обиходе. Посуда из цен­ных пород дерева ставилась на столы бояр и царей.

(Т.И.Емельянова)

Выпишите выделенные слова и дайте их толкование, укажите, каким слова­рём можно воспользоваться в случае затруднения.

Выпишите из текста слово(-а), в котором правописание нн определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -н- от существительного, основа которого оканчивается на -н, пишется нн».

15. Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы. Определите стиль текста.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Он много раз и подолгу беседовал со мною. 2) Когда жил в Крыму в Гаспре я часто бывал у него он тоже охотно пос..щал меня, я внимательно и любовно читал его книги мне кажется я имею право говорить о нём то что думаю пусть это будет дерзко и далеко разойдётся с общим отношением к нему. 3) Не хуже других извес(?)но мне, что нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного, да, да, во всём. 4) Прекрасного в каком-то особом смысле широком неуловимом словами в нём есть нечто всегда возбуждавшее у меня желание кричать всем и каждому смотрите какой удивительный человек живёт на земле! 5) Ибо он так сказать всеоб(?)емлюще и прежде всего человек человек человечества.

(М. Горький)

Разберите по составу выделенные слова.

Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.

Предложения интернет-магазинов