Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Комплексный анализ текста. Влодавская Е.А.

Предлагаемая рабочая тетрадь содержит разнообразные тексты и задания к ним для комплексного анализа. Пособие предназначено как для отработки учащимися умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и эффективной проверки коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, а также подготовки к ГИА. Издание предназначено учащимся 9 классов средних общеобразовательных учебных заведений, и учителям-словесникам, работающим по любому из действующих учебников русского языка.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Комплексный анализ текста.

Текст из учебника

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ =
ТЕКСТ 1
Прочитайте текст и выполните задания.
Любила Русь к..л..кольный звон и уже в XIV веке в Москве и Новгороде отливались к..л..кола. Летопись сохранила упоминание о первом к..л..кольном мастере изг..товивш..м к..л..кола для святой Софии. Церковные к..л..кола звучали на десятки вёрст «во дни торжеств и бед народных». Радос(?)ным звоном встречала Москва войска возвращавшиеся с победой. К..л..кола созывали на вече новгородцев.
Обычно к..л..кола изготовлялись в пушечных мастерских. Их литьё считалось почетным делом а изготовление больших к..л..колов даже заносились в летописи. С к..л..колами связаны различные поверья множество загадок поговорок притч(?) В деревнях к..л..кола (не)редко заменяли часы.
Отливка к..л..кола трудное дело, ведь к..л..кол это своеобразный музыкальный инструмент со своими звонами. А у каждого звона своё значение.
(По Е. Осетрову)
(Г) Докажите, что это текст и озаглавьте его.
Определите тему и главную мысль текста.
5
Определите стиль и тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
Выпишите из текста одно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам предложения.
Выполните морфологический разбор причастия из выписанного предложения (см. задание 5). Начертите схему первого предложения последнего абзаца, объясните расстановку в нём знаков препинания. Укажите, чем выражены главные члены предложения.
Найдите в тексте предложение с однородными подлежащими, обозначьте, чем выражены в нём главные члены.
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
ТЕКСТ 2
Прочитайте текст и выполните задания.
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал на стекла в доме и они зап.. тел и, посыпал зернистым ин..ем крыши захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко засверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка а за окнами едва заметно голубела з..ря.
Я оделся и вышел в сад. Редкий воздух обмыл лицо х..лодной в..дой и сон сразу прош..л. Разгорался рассвет. Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них част..м и печальном дождем.
(К. Паустовский )
(Q К какому типу речи относится текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого типа.
(Z) Озаглавьте текст.
7
(37) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
(4) В выделенных словах графически объясните орфограммы.
(57) Выполните морфемный разбор слов ЗЕРНИСТЫМ и ЗАСВЕРКАЛИ.
(бВ сложных предложениях первого абзаца подчеркните грамматические основы и начертите схемы этих предложений.
Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, полное.
(87} Выпишите слово, в котором все согласные мягкие.
(91) В третьем предложении текста одно из сказуемых замените причастным оборотом. Запишите получившееся предложение и выполните его синтаксический разбор.
8
ТЕКСТ 7
Прочитайте текст и выполните задания.
В театре
Вот и театр. Его здание образец совреме(н,нн)ой архитектуры. К широкой двери (непрекращающимся потоком движу(т,ть)ся люди всех возрастов пожилые молодёжь дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник с сыном-подростком. Нет ли лишнего билетика? спрашивает девушка в син..м пальто. Но помочь ей мы (н..)чем (н..)можем.
И в партере и в ложе и на галёрке полно народу. (С)начал.. многие разговаривают с соседом (с)прав.. и (с)лев.., потом умолкают. Ожидание длит(?)ся (не) долго.
Раздвигается занавес и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды пр..кова(н;нн)ы к сцене. А там живут (не)знакомые тебе люди радуются огорчаются. За короткое время ты успева..шь с одними (по)настоящему сблизит(?)ся других возненавидеть. Твоё понимание жизни становит(?)ся глубже и полнее. Побывать в хорошем театре огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы посп..шите в театр.
(По И. Кулибаба )
(17) К какому стилю речи относится текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого стиля.
(Z) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
9
(З^ Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
(4) Выпишите предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Обозначьте, чем выражены в них главные члены предложения.
(57) Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное. Разберите его по членам предложения.
(б7) Начертите схему предложения с прямой речью.
(L) Выполните фонетический разбор выделенного слова.
({Г) Выполните морфологический разбор любого причастия и глагола.
10
ТЕКСТ 7
Прочитайте текст и выполните задания.
Правда славный лес. Горько и свеж.. пахн..т берёзами весело отдаёт..ся под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков. Это птицы ела..ко зв..нят в зелёных чащах. На полянах густо заросших высокой травой и цветами просторно стоят столетние берёзы по две по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые в..ршины. (В)низу между белыми стволами он бл..стит яркими дли(н;нн) ыми лучами а по опушк.. бежит (на)встречу тарантасу стальными просветами. И вот опять мы в поле опять ве..т ела..ким ..роматом зацветающей ржи и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…
(И. Бунин)
Q7) Докажите, что это текст.
@ Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте их основные признаки в данном отрывке.
ш Озаглавьте текст.
Q Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
(5У) Графически обозначьте: а) вводные слова; 6) обособленные определения; в) уточняющие обстоятельства. Чем ещё осложнены в тексте простые предложения?
11
(б7) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
(77) Выпишите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.
(&) Что означает слово ТАРАНТАС? Подберите к нему синонимы.
(9У) Выпишите два качественных прилагательных и запишите к ним синонимы и антонимы.
[Ж] Разберите фонетически выделенное слово.
ТЕКСТ 5
Прочитайте текст и выполните задания.
В утренн..м блеске за логом густо дымились крыши деревни. Сад свежо бл..г..ухал. А в (пол)день солнце стояло над деревней на дворе было жарко в 12
саду рдели клены и липы тихо р..няя (разно)цветные листья. Голуби пр..гретые солнцем весь день спали на скате кухонной крыши желтевшей новой соломой в ясном синем небе. Отдыхал после обеда работник.
А Кузьма бродил. Он шёл на гумно радуясь солнцу твёрдой дороге высохшим бурьянам побуревшему подсвекольнику милому позднему цвету голубого ц..кория и тихо летевшему по воздуху пуху татарок. Пашни в поле блестели под солнцем шелковистыми сетями паутины затянувшей их на необозримое пространство. По огороду на сухих репейниках сидели щеглы. На гумне в глубокой тишине на припёке горяч.. сопели кузнечики…
(И. Бунин)
Q7) Докажите, что это текст.
(27) Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте в данном отрывке их основные признаки. (37) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
(4] Что означает слово рдели?Запишите к нему синонимы.
(fQ Разберите по составу выделенные слова, укажите способ их образования.
(б7) Из текста выпишите слова, в которых правописание ПРИСТАВОК зависит от значения. (77] Среди предложений найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Графически обозначьте в них грамматические основы и обособленные обстоятельства.
13
(В Определите тип подчинительной связи в словосочетании ГОРЯЧО СОПЕЛИ.
(97) Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Обозначьте в нём грамматические основы и начертите схему.
ТЕКСТ б ^
Прочитайте текст и выполните задания.
Однажды вечером ездили мы вместе верхом. Лошадь у жены что(то) заупрямилась; она испугалась отдала мне поводья и пошла пешком домой а я поехал (в) перед. На дворе увид..л я дорожную телегу. Мне сказали что у меня в кабинете сидит человек (не)хотевший объявить своего имени но сказавший просто что ему до меня есть дело. Я вошел в эту комнату и увид..л в темноте человека запыле(н,нн)ого и обросшего бородой; он стоял здесь у камина. Я подошёл к нему стараясь пр..помнить его черты. Ты не узнал меня граф? сказал он др..жащим голосом. Сильвио! закричал я. Пр.. знаюсь я почувствовал как волоса стали вдруг на мне дыбом. Так точно продолжал он выстрел за мною; я приехал разр..дить мой пистолет; готов ли ты?»
(А.С. Пушкин ) Q7) Докажите, что данный отрывок является текстом.
14
(Z) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которых вставляли пропущенные буквы.
Ц) Найдите фразеологизм, подчеркните его. Укажите значение этого фразеологизма, записав к нему синоним.
(4L) Объясните лексическое значение слов разрядить и кабинет, подберите к ним синонимы.
(ЁГ) Выпишите причастия, укажите, как они образованы.
(б[) Составьте схемы предложений с прямой речью.
Г) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
(87) Выпишите по два словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ. Укажите в них главное слово.
15
ТЕКСТ 7
Прочитайте текст и выполните задания.
М..хнатые сизые тучи словно разбитая стая испуганных птиц низко несу(ть,тся) над морем. Ре..кий ветер дующий с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу то словно разыгравшись ра..рывает и меч..т громоздя в причудливые очертания. Побелело море зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и клубясь клокоч..щей пеной с глухим рокотом ка-тят(?)ся (в)даль. Ветер злобно роет(?)ся по их лохматой поверхности далеко разнося соле(н,нн)ые брызги. Вдоль излучистого берега кол(с,сс)альным хребтом ма(с,сс)ивно поднимают(?)ся белые зубчатые груды нагроможденного на отмел., льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гиган(?)ские ледя(н,нн)ые обломки. Ветер свищет между стволами вековых сосен наклоняет стройные ели качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей. Бе(с,сс)ледно проходят седые века над этой таинстве(н,нн)ой молчаливой страной а дремучий лес стоит точно в глубоком раздумье колыш..т темные вершины. А там где столетние сосны переходят в мелкий кустарник мертвым простором тянет(?)ся бе..жизне(н,нн)ая тундра и теряет(?)ся бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. На сотни вёрст ни дымка ни человеческого следа. Только ветер крутит порошу да мертвая мгла низко-низко стелется над снеговой пустыней.
(По А. Серафимовичу) (ТУ) Определите тему и основную мысль текста.
16
в Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте в данном отрывке их основные признаки. (37) Озаглавьте текст.
(fT) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которые вставляли пропущенные буквы. (57) Укажите предложения, в которых используется такое средство выразительности, как сравнение. Подчеркните сравнение как член предложения. (б7| Выделенные слова разберите по составу, укажите, какой частью речи они являются.
(77) Во втором предложении подчеркните грамматическую
основу и укажите, простое это или сложное предложение. (87) Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Начертите его схему.
(В Выпишите из последнего предложения словосочетания с различными видами связи.
(То!) Составьте схему одного из предложений с однородными дополнениями.
17
ТЕКСТ 8
Прочитайте текст и выполните задания.
Спустившись к старому пруду из сада мы спугнули плескавшихся здесь диких уток. Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла быстро-быстро рас..екая зелёную воду.
Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому со всех сторон заросшему липами и дубами.
Пройдя вдоль берега пруда мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями. (Не)вдалеке проглядывали остатки то ли пл..тины то ли водопровода. (В)скоре наша тропинка устремилась к дому обру-ше(н,нн)ые стены которого выглядывали сквозь кусты.
Мы осторожно побродили (в)нутри забро-ше(н,нн)ого холодного дома по тёмным разлома(н,нн)ым (?)гнившим доскам.
Над (полу)обвалившимся домом наконец-то загорелось ласковое солнце.
(По А Грегиневикову)
(Т) Докажите, что это текст.
g) Сформулируйте проблему текста.
[ЗГ| Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте их основные признаки в данном отрывке.
[4~] Озаглавьте текст. 18
(57) Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которые вставляли пропущенные буквы.
(бУ) Покажите графически, чем осложнены простые предложения.
(77) Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Запишите свои примеры на эти правила.
(87) Выделенные слова разберите по составу и морфологически.
(ЭУ) Подберите синонимы к словам
плюхнулась_
серебристыми_
fToTj Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Запишите, какой тип сказуемого в этом предложении.
19

Предложения интернет-магазинов