Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Дидактические материалы, содержащие упражнения и тексты с заданиями по разделам курса русского языка в 10—11 классах (базовый уровень), — на основе учебника тех же авторов — направлены на совершенствование письменной грамотности учащихся, предоставляют дополнительный учебный материал для закрепления умений анализировать звуки речи, слово, предложение, текст, преобразовывать и создавать тексты различного назначения.

Русский язык. Дидактические материалы. 10-11 классы.

Текст из учебника

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА СРЕДСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Фонетика
8. На основе предлагаемого текста из статьи Л. В. Бондарко «Фонетика» дайте ответы на вопросы:
а) Каковы задачи фонетического изучения звуковых средств языка?
б) Каковы основные фонетические единицы языка?
в) Какие ещё есть средства, кроме основных фонетических единиц, участвующие в звуковой организации речи, в разграничении некоторых слов-понятий или их форм?
г) Что такое фонетическое слово? (Приведите примеры.)
Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил их употребления в языке. Основные фонетические единицы — звук речи, слог, фонетическое слово (то есть самостоятельное слово с примыкающими к нему служебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различные основания. Так, звуки речи выделяются в результате фонемного анализа, синтагмы и высказывания — в результате анализа смысловых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово — на собственно фонетических, не смысловых основаниях.
Справка. Под синтагмой в данном случае понимается единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединённых в смысловом и интонационном отношениях. Например: Батюшка вошёл в то самое время, / как я прилаживал мочальный хвост / к Мысу Доброй Надежды (А. Пушкин). (Три синтагмы.)
9. Запишите слова, разделяя их на слоги, обозначая ударный слог. Подбирайте (устно) проверочные слова так, чтобы пропущенный в записываемом слове гласный оказался под ударением. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.
Д..ревья, гар..жи, ограждение, разг..вор, см..льчаки, противник, назначение, городской, гражданский, сажать (картофель), ск..зать, пос..лить (суп), пл..сать, л..тать (на самолёте), управлять, зам..рзать, отщ..пить, выщипать, зашелестело.
10. Подберите проверочное слово или форму слова (с ударением на проверяемом гласном) для каждой из орфограмм в кор-
< 8
не; соединительные гласные подчеркните. Проверочные слова и формы записывайте после проверяемого слова.
Г..л..ва, б..р..га, м..л..ко, д..р..вянный, з..л..чёное (кольцо), пом..л..деть, приг..род, ст..р..жить, ч..рнеть, л..п..тать, ч..совой, выс..коч..стотный, в..донепрон..ца-емый, з..мл..тр..сение.
11. Запишите слова, обозначая ударный слог.
Полог, знамение, значимость, хаос, сокол, портфель, комбайнер, упрочение, петля, филе, подол, ломота, избранник, посланец, ходатайство, престиж, дефис, стенография, иероглиф, диспансер, диалог, еретик, обеспечение.
Дайте толкование слов.
12. Запишите текст, применяя правила правописания. Прочитайте текст так, чтобы хорошо чувствовалась его ритмическая организация. Обратите внимание на сочетания звуков в словах и при сочетании слов. Сделайте обоснованный вывод о роли звуковых (фонетических) средств в создании художественной формы произведения.
Я завернулся (в)бурку и сел у забора на кам..нь по-гляд..вая (в)даль предо мной т..нул..сь ночною бурею взволнован(?)ое море и однообразный шум его подобный рокоту засыпающего города напомн..л мне старые годы перенёс мои мысли (на)север в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями я забылся… Так прошло около часа может быть и более. Вдруг что(то) похож..е на песню пор..зило мой слух… Огляд..ваюсь никого нет кругом прислушиваюсь снов., звуки (как)будто падают с неба. Я поднял глаза на крыш., хаты моей стояла девушка в пол..сатом платье с распущен(?)ыми косами настоящая русалка. Защ..тив глаза л..донью от лучей солнца она пристально всматривалась вдаль то смеялась и рас(?)уждала сама (с)собой то зап..вала снова песню. (М. Лермонтов.)
ЙЧ- Назовите все мягкие согласные в словах последнего предложения.
2. В словах третьего предложения подчеркните одной линией буквы, обозначающие звонкие согласные, двумя линиями буквы, обозначающие глухие согласные.
3. Назовите шипящие звуки в словах этого текста. Мягкий или твёрдый каждый из них?
4. Объясните постановку тире (в двух случаях) и двоеточия (в одном случае).
9 О
Лексика и фразеология
13- Прослушав или восприняв зрительно текст о слове как единице языка, ответьте письменно на вопросы:
а) Каково назначение слова?
б) Какова структура слова?
в) Каковы признаки слова в отличие от морфемы, в отличие от предложения?
г) Чем характеризуется основной тип слов — простых знаменательных (самостоятельных)?
Слово — основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. В структурном отношении слово состоит из морфем (в том числе и из одной — там, вчера), от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого не выражает сообщения. Основной тип слов — простые знаменательные (самостоятельные) слова (дом, хлеб, ходить, большой) — характеризуется структурной оформленностью (наличие собственного и единого ударения; пограничные звуковые сигналы; невозможность пауз внутри слова и их возможность между словами; непроницаемость, то есть невозможность включения другого слова в его состав и др.)- <—> (В. Г. Гак.)
Й1. Что означает понятие структурно-семантическая, каково значение первой и второй частей этого слова?
2. Как вы понимаете выражение признаки, специфичные для каждого языка?
3. Какие пограничные звуковые сигналы характеризуют слово?
4. Что входит в понятие структурной оформленности слова?
14, Каковы лексическое и грамматические значения слов в следующем предложении?
Что день грядущий мне готовит? (А. Пушкин.)
15- Составьте словосочетания или предложения со словами, являющимися неполными омонимами.
Атлас — атлас. Образа — образы. Духов — духов. Стопы — стопы. Свойство — свойство. Подать — подать. Варёный — варенный. Клеёный — клеенный. Совершённые — совершённые. Сбегать — сбегать.
<1 10
16. Запишите слова, группируя их по признаку синонимии.
Дружный, жуткий, консервативный, косный, криминальный, льстивый, мирный, монолитный, невозмутимый, невыносимый, отсталый, подобострастный, предосудительный, преступный, раболепный, рутинный, сдержанный, спаянный, сплочённый, спокойный, странный, угодливый, уголовный, ужасный.
17. Для каждого слова подберите из предложенного списка слова, которые в определённом контексте могут иметь противоположное значение (одно и то же слово может оказаться антони-мичным не одному, а двум словам). Используя современные словари, подготовьте толкование слов.
I. Кризис, беспредел, конфронтация, национализация, противостояние, стабилизация, элита, социализм.
Список слов — контекстуальных антонимов: законность, инфляция, капитализм, кризис, массы, народ, оздоровление, партнёрство, подъём, порядок, приватизация, согласие, сотрудничество, спад, терпимость.
II. Государственный, богатый, легальный, силовой, элитарный.
Список слов — контекстуальных антонимов: бедный, демократический, доступный, коммерческий, криминальный, малоимущий, малообеспеченный, массовый, мафиозный, мирный, нелегальный, подпольный, цивилизованный, частный.
18. Объясните значения многозначных слов глухой и сила.
Глухой человек, глухой голос, глухой к просьбам, глухой согласный, глухая тайга, глухая полночь, глухая стена, глухое недовольство.
Сила воли, сила закона, сила дружеской поддержки, сила печатного слова, сила звучания, сила взрыва, с позиции силы, военно-воздушные силы, демократические силы, сила художественного образа, сила убеждения.
19. Докажите одним из способов (составлением словосочетания, подбором синонимов или антонимов к слову в разных его значениях, развёрнутым толкованием разных значений слова) многозначность следующих слов.
Совет. Край. Вечер. Команда. Свежий. Переносить.
20. Употребите слова в переносном значении, характерном для разговорной речи.
Перемахнуть. Болтать. Хватать. Захомутать. Рогатый.
11 О
21. Используя сведения о старославянизмах в учебнике, найдите в данных словах фонетические и словообразовательные элементы старославянского происхождения и замените эти слова русскими эквивалентами. Запишите полученные пары слов.
Помощь, плен, ладья, одежда, чуждый, мощь, текущий, стоящий, ухищряться, испещрять, возбудить, возводить, воскликнуть, восход.
й»!- Какова разница в значении слов каждой пары?
2. Какие из этих слов стали архаизмами?
22. Соотнесите слова и их толкования.
Антураж, болид, вердикт, деструктивный, консенсус, консолидация, мангал, менталитет, олигарх, пиар, презентация, раритет, саммит, спонтанный, статус, тандем, холдинг, эксклюзивный.
Толкования слов: акционерная компания; встреча в верхах; двое, согласованно действующие; металлическая жаровня для приготовления шашлыков; непланиру-емый; общественные связи; очень яркий метеор с длинным хвостом; положение человека или группы в социальной системе; представитель крупного капитала; представление; разрушительный; редкая, ценная вещь; решение присяжных заседателей; согласие, единодушие; среда, обстановка, окружение; мировоззрение, миропонимание; укрепление.
й Назовите слова, которые, по вашему мнению, являются в настоящее время неологизмами.
23. Дайте толкование следующих слов.
I. Биржа, менеджер, предприниматель, фермер, приватизация, дивиденд, цивилизация, деноминация, прецедент, фигурант, номинант, аура, фавор, алиби, аксессуары, компетентный, амбициозный, зашкаливать.
II. Кадет, юнкер, богадельня, хвалёж, человеки, прок, снедь, гумно, гать, рукоделие, зерцало, вкушать, страж-дать, фасонистый, холщовый, суетный, блаженный, повсюдный, юдоль, всуе, наипаче, чревато.
И Сравните лексику первой и второй групп слов с точки зрения истории развития лексической системы русского языка.
24. Каково лексическое значение следующих слов? Выпишите слова, характерные для лексики книжной речи. Подчеркните орфограммы.
Брокер, версия, гарант, грех, дар, диссидент, жертва, зипун, знахарь, идеал, искушение, кацавейка, кликуше-
< 12
ство, колдун, конверсия, конфискат, опорки, палатка, пост, провидец, пророк, сарай, суета, хакер, шоу, закомплексованный, чудотворный.
25. Используя новейшие толковые словари, подготовьте толкование слов.
Глиссер, имидж, кворум, рейтинг, реквизит, шарм, эмиссия, инфляция, эпатаж, легитимный, респектабельный, брутальный.
26. Какие слова вы отнесли бы к устаревшим, какие — к новым? Каково их значение?
Бум, вернисаж, глухомань, досье, дьячок, ересь, заповедь, запястье, идеал, Интернет, инфляция, корсар, маршрутчики, мирянин, неофит, олигархия, ордер, панацея, пейджер, покаяние, посох, прихожанин, причиндалы, салон, таксист, таможня, трапеза, христианин, чудо, шантаж, эксперт, клонировать, конфиденциально.
й Выпишите слова, в которых вы могли бы допустить орфографические ошибки, подчеркните орфограммы.
27. Составьте три-четыре словарные статьи (на выбор), раскрывая прямое и переносные значения слова.
Звезда. Храм. Болото. Свистнуть. Резать. Холодный. Тёплый. Золотой.
28. Определите разницу в значении слов. (Устно.)
1. Невежа — невежда. 2. Команда — свита. 3. Народ — население. 4. Карнавал — балаган. 5. Представление — лицедейство. 6. Склока — интрига — скандал — катастрофа.
29. Сопоставьте слова по их значению, составьте словосочетания с ними. (Письменно.)
I. 1. Буланый — булатный. 2. Матч — турнир. 3. Ложь — фантазия. 4. Честность — откровенность. 5. Сотрудничество — сотворчество.
II. 1. Хронический — хронологический. 2. Застойный — устойчивый. 3. Тёплый — тепловой. 4. Низкий — низинный. 5. Верхний — верховный. 6. Высокий — высотный. 7. Дорогой — драгоценный.
III. 1. Конкурс — соревнование. 2. Команда — группа — толпа. 3. Код — шифр — вензель. 4. Регулирование — координация — контроль.

Предложения интернет-магазинов