Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

Тетрадь-тренажёр ориентирована на учебник «Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень» авторов А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, но может быть использована и с другими УМК по русскому языку. Данное пособие адресовано учащимся 10 классов и включает упражнения, тестовые и творческие задания для закрепления и проверки в формате ЕГЭ знаний, полученных на уроках. Учителям пособие поможет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 10 класс.

Текст из учебника

Повторение. Oбщиe сведения о языке
Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Одно из отличительных свойств русской национальной психологии есть горячая любовь к родному языку. (2) Человеку, достигшему известной высоты самосознания, вообще свойственно видеть в своём языке одно из самых важных свидетельств его права на духовную самобытность. (3) Но русское чувство любви к родному языку представляет собой нечто исключительное. (4) Это не просто любовь, а обожание, страсть, полная преданность, гордая вера. (5) Особенно ярко это своеобразное чувство, что и естественно, проявлялось всегда у тех русских писателей, которые вели за собой культурное сознание своего времени. (6) Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Горький, Блок, все участники великой плеяды созидателей русской литературы постоянно обнаруживали свою нерасторжимую связь с русской речью как основой их жизненного дела. (7) Русский язык был для них не только послушным и благодарным материалом, но и символом России. (8) Через русский язык они искали своеобразных путей к постижению России, русскому языку верили как залогу её высокого исторического предназначения. (9) Знаменитое стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык», в трёх фразах которого воплощено огромное содержание описанного духовного опыта, есть поистине нечто не имеющее аналогий в мировой литературе. (10) Но в нём выражено чувство, которое принадлежит столько же Тургеневу, сколько всякому, кто воспитан Россией. (Г. Винокур)
1. Определите тему и сформулируйте идею текста.
2. Каково лексическое значение слова плеяда (предложение б)?
3. Укажите словосочетание из предложения 1, в котором имя прилагательное употребляется в переносном значении.
4. Какое фонетическое явление наблюдается в словах известной, участники?
5. Из предложения 7 выпишите слово, в основу которого входят два корня.
6. Определите часть речи слова известной в предложении 2.
7. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое имя существительное.
8. В каком предложении употребляется имя числительное?
1) 1 3) 6
2) 2 4) 9
9. Укажите простое предложение, осложнённое обособленным определением.
10. Какое из предложений является сложноподчинённым предложением с придаточным оп ределител ьн ы м ?
1) 6 3) 8
2) 7 4) 9
Задание 2. Познакомьтесь с высказываниями известных писателей о русском языке.
1) Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький)
2) Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но сущностной необходимостью. (А. Куприн)
3) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Паустовский)
Приведите к одному из этих тезисов свои доказательства.
г)
Определите устно, к каким частям речи относятся слова в предложении 1. Дайте характеристику предложению 3.
Задание 3. Прочитайте стихотворение Л. Васильевой. Выполните задания к тексту.
(1) Родная речь — дарованное благо,
(2) сложным-сложна, а то простым-проста.
(3) Пусть СОЖЖ6Н& бесценная бумага,
(4) слова живут — текут из уст в уста.
(5) Родная речь одноплеменна,
(6) напоена богатством от корней,
(7) и этим, говорят, несовершенно
(8) искусство, тесно связанное с ней:
(9) у музыки вселенские просторы,
(10) у живописи мировой язык,
(11) а тут непостижимы разговоры,
(12) к которым с колыбели не привык.
(13) Но если жизнь отнимет слух и зренье,
(14) лишит движенья, голоса лишит,
(15) единственное есть тогда спасенье —
(16) то слово, что в душе твоей дрожит.
(17) Пускай его иной и не услышит —
(18) как верный друг, оно всегда с тобой,
(19) творит тебя, зовёт, живёт и дышит.
(20) Живёт! И значит, ты ещё живой.
(21) И этого отнять никто не в силах.
(22) Не потому ль так важно уберечь
(23) потоки чистых сочетаний милых,
(24) таинственно сливающихся в речь.
1. Определите тему и идею текста.
2. Приведите из текста пример использования антонимов.
3. Из строк 1—4 приведите по одному примеру слов, в которых: 1) звуков больше, чем букв; 2) букв больше, чем звуков; 3) количество звуков и букв совпадает.
4. В состав какой морфемы (каких морфем) входит сочетание букв нн в словах дарованное и бесценна?
5. Приведите из текста пример глагола I спряжения.
6. Из приведённых ниже глаголов укажите глагол совершенного вида.
1) дрожит 3) творит
2) услышит 4) дышит
7. Докажите, что глагол лишать, употреблённый в строке 14, является переходным.
8. Приведите из текста пример действительного причастия настоящего времени.
9. В каком из приведённых ниже словосочетаний тип связи примыкание?
1) родная речь
2) напоена богатством
3) таинственно сливающихся
4) сливающихся в речь
10. Выпишите предложение, характеристика которого представлена ниже. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено вводным словом.
Русский я^ык как система средств равных уровней
ФОНЕТИКА
Задание 1. В какой из групп звуков присутствует «четвёртое лишнее»?
1) [б], [в], [д], [с]
2) [п], [с], [т], [й]
3) [а], [о], [ы], [у]
4) [к], [т], [ф], [ш]
Задание 2. Решите «пропорцию».
[б] [Д]
[П] [?]
Задание 3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) аксиома
2) режиссёр
3) беречь
4) шлягер
Задание 4. В каком слове есть глухой согласный, не имеющий пары по глухости — звонкости?
1) юрист
2) абзац
3) решать
4) рюкзак
Задание 5. В каком варианте ответа верно определено количество глухих согласных звуков в поговорке: Делу — время, потехе — час?
Задание 6. В каком варианте ответа верно определено количество звонких согласных звуков в поговорке Ему и книги в руки?
1) 7
2) 5
3) 6
4) 4
1) 7
2) 5
3) 6
4) 4
Задание 7. В каком ряду в каждом слове происходит оглушение согласных?
1) футбол, сделать, порог
2) зубчатый, тростник, молотьба
3) коробка, ловкий, повязка
4) праздник, надпись, шубка
Задание 8. Какой (какие) из звуков не могут находиться в абсолютном конце слова? Почему?
[т], [б], [Д], [3], [к]
Задание 9. Какая характеристика первого звука в слове масштаб верна?
1) Согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
2) Согласный, глухой непарный, твёрдый непарный.
3) Согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
4) Согласный, глухой парный, мягкий непарный.
Задание 10. В каком ряду все слова в парах отличаются по набору гласных звуков?
1) шил — шёл; тачка — точка; почка — пачка
2) лук — люк; рысь — рис; сила — лиса
3) кот — кто; место — тесто; трос — рост
4) балка — палка; рос — сор; мат — мять
Задание 11. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными.
Алфавит, аналог, атлет, баловать, бекон, борозда, взаперти, втридорога, гипербола, датировать, дефис, диалог, добела, жалюзи, звонишь, каталог, надолго, наповал, оземь (нареч.), отрасль, столяр, цыган, щёголь.
Задание 12. Измените словоформы. Расставьте ударения. Распределите слова на две группы: 1) с неподвижным ударением и 2) с подвижным ударением.
Берег, ветер, вял, договор, закупорить, копить, ластиться, лезвие, понять, цел.
Задание 13. В каком ряду ударение во всех словах падает на второй слог?
1) начать, алфавит, средства
2) фарфор, принудить, дремота
3) каталог, крапива, поутру
4) бряцать, километр, полчаса
Задание 14. Известный лингвист М. Панов вспоминал, что в стихах Ф. Тютчева Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые… один литературовед нашёл «замечательно насыщенный, художественно выразительный звуковой повтор гласного „е»». Согласны ли вы с мнением литературоведа?
Задание 15. Подберите к приведённым ниже словам такие пары, в которых разные буквы обозначали бы одинаковые звуки (например: поДпись—нагоТове):
Актуальный, голубь, забастовка, ложка, фабула.
Слова для справок: лавка, перрон, предлог, сдать.
Задание 16. Выразительно прочитайте отрывки из произведений О. Мандельштама. Как можно объяснить разницу в организации стиха (ритмической, фонетической)?
1) Единственной отрадой Отныне сердцу дан — Неутомимо падай, Таинственный фонтан.
2) Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.
Задание 17. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой и выполните задания к тексту.
(1 (2 (3 (4 (5 (6 (7 (8 (9 (Ю
(И (12 (13 (14 (15 (16
Творчество
Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шёпотов и звонов Встаёт один, всё победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растёт трава, Как по земле идёт с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И лёгких рифм сигнальные звоночки, Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
1. Определите тему лирического произведения.
2. Затранскрибируйте слово встаёт.
3. Укажите количество мягких согласных в строке 16.
4. Выпишите из строки 2 слово, в котором все согласные звонкие.
5. Выпишите из строки 2 слово, в котором все согласные глухие.
6. Сколько звуков [ф] в словах 7-й и 8-й строки?
7. Приведите пример оглушения в конце слова.
8. Приведите пример оглушения в середине слова.
9. Из строк 13—16 приведите по одному примеру слов, в которых: 1) звуков больше, чем букв; 2) количество букв и звуков совпадает; 3) букв больше, чем звуков.
Задание 18. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Камыши». Как звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысли поэта, чувства и настроение лирического героя? Какое средство выразительности использовал автор?
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползёт. Трясина заманит, сожмёт, засосёт.
«Кого? Для чего? — камыши говорят, — Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
1895
Напишите небольшой текст, не обязательно стихотворный, в котором тоже будет часто повторяться один и тот же звук — гласный или согласный. Какое настроение вам хотелось создать? Как вы считаете, получилось ли достичь цели?
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание 1. В каком случае дано верное толкование слова дилетант?
1) Выборный или назначенный представитель, уполномоченный какой-нибудь организацией.
2) Тот, кто ведёт себя по отношению к другим властно и нетерпимо.
3) Тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая углублёнными знаниями).
4) Человек, который занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.
Задание 2. Какое слово является однозначным?
1) лезть
2) минута
3) замолкнуть
4) нагрузка
Задание 3. Как достигается комический эффект в отрывке из романа А. Зиновьева «Зияющие высоты»?
Назначили нового Заведующего. Старого после этого за ненадобностью где-то спрятали. Новый был такой же старый, как и старый, но зато не менее прогрессивный и начитанный.
Задание 4. В каком ряду все выделенные слова употреблены в прямом значении?
1) Обширные знания. Тяжёлое наказание. Путёвка в жизнь.
2) Железная кровля. Мелкая река. Холодный ветер.
3) Острый ум. Слуга науки. Золотой характер.
4) Сладкий пирог. Стальная воля. Неувядающий талант.
Задание 5. В каком словосочетании (предложении) выделенное слово можно заменить словом редкий?
1) Форма жидких тел может полностью или частично определяться тем, что их поверхность ведёт себя как упругая мембрана.
2) Жидкий чай.
3) Жидкие волосы.
4) Раздались жидкие аплодисменты.
Задание 6. Опираясь на толкования слова зефир, определите, какое из них не является омонимом.
1) У древних греков: западный ветер; в поэзии: тёплый лёгкий ветер.
2) Род пастилы.
3) Ломаная линия.
4) Тонкая хлопчатобумажная ткань.
Задание 7. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.
Метрическая единица в музыке. — Чувство меры, вкуса в поведении человека.
Длинная скамья. — Небольшой магазин.
Укреплённый в рукоятке пучок ровных щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака. — Часть руки от запястья до конца пальцев.
Дать имя, наименование кому-, чему-нибудь. — Пригласить, созвать в каком-либо количестве.
Бросать с размахом, целясь куда-нибудь. — Прошивать крупными стежками, намечая линию шва.
Задание 8. Какое языковое явление использует в художественных целях Саша Соколов в романе «Палисандрия»?
Страна просыпалась. Просыпался где-то в казармах горох барабанной побудки.
Задание 9. Какое языковое явление обыгрывается в стихотворении В. Брюсова?
…Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина…
1б)
Задание 10. Какое языковое явление использовано во фразе У нас рос куст роз? Составьте 2—3 предложения, в которых использовались бы подобные явления.
Задание 11. К каждому из приведённых существительных подберите одно из прилагательных.
Мастер — искусный, искусственный. Поход — удачный, удачливый. След — приметный, приметливый. Статья — понятная, понятливая. Человек — скрытный, скрытый.
Задание 12. С каждым из слов в паре составьте словосочетание (предложение), чтобы стало понятно их смысловое различие.
Гордость — гордыня. Лирический — лиричный. Надеть — одеть. Факт — фактор. Эффектность — эффективность.
Задание 13. В каком ряду не все слова являются синонимами?
1) безграничный, бескрайний, бесконечный
2) горячий, жаркий, продолжительный
3) милый, симпатичный, славный
4) скорый, быстрый, стремительный
Задание 14. Сгруппируйте слова в 4 синонимических ряда, озаглавив каждый словом-домииантой, то есть стилистически нейтральным и наиболее общим по смыслу членом синонимического ряда.
Баталия, бой, бездна, дело, крепость, мануфактура, масса, материал, материя, множество, обилие, побоище, пропасть, прорва, сеча, схватка, сражение, твердыня, ткань, тьма, укрепление, уйма, цитадель.
Задание 15. Какое явление высмеивает В. Войнович в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»? Выразите своё отношение к поднимаемой автором проблеме.
Нацелив на вёрстку острый свой карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое. Все обыкновенные слова казались ему недостойными нашей необыкновенной эпохи, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение», «красноармеец» на «красный воин». Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни. Люди, упомянутые в газете, не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос. Немецких лётчиков Ермолкин называл фашистскими стервятниками, советских лётчиков — сталинскими соколами, а небо — воздушным бассейном или пятым океаном. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что возможно. Уголь и нефть— «чёрное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото». Говорят, однажды ему попала заметка о старателях, добытчиках золота, он вернул заметку ответственному секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. Тот ответил: обыкновенное. Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

Предложения интернет-магазинов