Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 11 класс. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

Тетрадь-тренажёр ориентирована на учебник «Русский язык и литература. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень» авторов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, но может быть использована и с другими УМК по русскому языку. Данное пособие адресовано учащимся 11 классов и включает упражнения, тестовые и творческие задания для закрепления и проверки в формате ЕГЭ знаний, полученных на уроках. Учителям пособие поможет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования и подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 11 класс.

Текст из учебника

СИНТАКСИС
Словосочетание
Задание 1. Какое из сочетаний слов в предложении Какое-то странное упоительное сияние примешалось к блеску месяца (Н. Гоголь) не является словосочетанием?
1) упоительное сияние
2) сияние примешалось
3) примешалось к блеску
4) к блеску месяца
Задание 2. Сколько словосочетаний может быть выделено из предложения Среди тишины послышался тихий говор (Н. Гоголь)?
Задание 3. В каком из предложений выделенное словосочетание является синтаксически неделимым?
1) В комнате горели две свечи.
2) Долго ещё оставшиеся товарищи махали им издали руками.
3) А козаки уже плыли с конями в реке и отвязывали челны.
4) Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.
Задание 4. Укажите словосочетание, не являющееся именным.
1) сизый от дыма
2) четверо суток
3) доблесть воинов
4) размахивающий флагом
Задание 5. Укажите словосочетание, не являющееся глагольным.
1) неиссякаемая энергия
2) осматривая окрестности
3) идти лесом
4) мучимый нетерпением
1) 1 2) 2
3) 3
4) 4
(Н. Гоголь)
Задание 6. Укажите словосочетание, являющееся местоименным.
1) в моей стране
2) иные времена
3) каждый из учащихся
4) этот текст
Задание 7. Укажите словосочетание, являющееся наречным.
1) далеко внизу
2) знать понаслышке
3) постигая смысл
4) тающий снег
Задание 8. В каком из словосочетаний вид связи — согласование?
1) второй по списку
2) измученный переездами
3) опавшие листья
4) хвост лисы
Задание 9. Как согласуется зависимое слово с главным в словосочетании первые заморозки!
1) в числе
2) в роде и числе
3) в числе и падеже
4) в числе, роде и падеже
Задание 10. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в согласовании форм существительного и прилагательного.
1) барабанная дробь
2) неопытный подмастерье
3) отварная картофель
4) тонкий тюль
Задание 11. В каком словосочетании вид связи — управление?
1) первое впечатление
2) портрет матери
3) прощаясь навсегда
4) цирковой артист
Задание 12. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в управлении.
1) дрессировка льва
2) закинуть удочку
3) внимание к окружающим
4) преимущество над другими

Задание 13. Составьте устно словосочетания. Какое из них является словосочетанием с предложным управлением?
1) чувство (вина)
2) ловить (взгляд)
3) связаться (телефон)
4) фаршировать (рыба)
Задание 14. Составьте устно словосочетания. Какое из них является словосочетанием с беспредложным управлением?
1) лететь (воздух)
2) мечта (счастье)
3) обдумать (ответ)
4) завернуться (одеяло)
Задание 15. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
1) весьма интересно
2) кропотливый труд
3) линия поведения
4) гордиться подвигами
Задание 16. Укажите словосочетание, в котором выражаются определительные отношения.
1) здороваться при встрече
2) недалеко от дома
3) эффектное зрелище
4) ожидать развязки
Задание 17. Укажите словосочетание, в котором выражаются объектные отношения.
1) встретить радостно
2) малочисленное поселение
3) найти решение
4) оценить по-настоящему
Задание 18. Укажите словосочетание, в котором выражаются обстоятельственные отношения.
1) дары природы
2) достоверные сведения
3) молчать о происшедшем
4) оглянуться вокруг
Задание 19. Укажите словосочетание, в котором наблюдается совмещение значений.
1) овладевать профессией
2) след волка
3) справедливо оценить
4) штормовое предупреждение
Задание 20. В каком словосочетании связь между компонентами выражается при помощи окончания?
1) нагромождение камней
2) обращаться осторожно
3) рагу по-татарски
4) разделить на части
Задание 21. В каком словосочетании связь между компонентами выражается при помощи предлога?
1) каменистая почва
2) исполнять обязанности
3) награда за заботы
4) остановиться на шоссе
Задание 22. В каком словосочетании связь между компонентами выражается при помощи предлога и окончания?
1) боязнь грозы
2) вдали за рекой
3) работать по-новому
4) указать в меню
Задание 23. В каком словосочетании связь между компонентами выражается только по смыслу?
1) первозданная тишина
2) предать огласке
3) стрелять не целясь
4) читаемый студентами
Задание 24. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Произведения Аввакума немногочисленны. (2) Состоят они из Жития, им самим написанного (1672—1673) и двух десятков посланий, увещевательных и утешительных к друзьям, бранных и оскорбительных к врагам; все они написаны в последние годы в Пустозёрске. (3) Замечателен Аввакум прежде всего своим языком, который является первой попыткой использования разговорного русского языка в целях литературы. (4) Хотя мы ничего не знаем о его устных проповедях, весьма вероятно, что именно из этих его устных проповедей и выросли его писаные труды. (5) Его литературная деятельность отмечена оригинальностью и отвагой, и никакая её оценка не может быть слишком высокой, а то, что он сделал с русским языком, ставит его
в первый ряд русских писателей; ни один ещё не превзошёл его в силе и аромате, в искусстве призвать все выразительные средства каждодневного разговорного языка для создания максимального литературного эффекта. (6) Сила и свежесть его повседневной речи ещё усиливаются тем, что параллельно он пользуется церковно-славянским; пользуется он им только для цитат и ссылок на священные книги. (7) И священные тексты сверкают как твёрдые и прочные драгоценные камни в живой и гибкой ткани его непринуждённого разговорного языка. (8) Аввакум — великий художник слова, и каждому русскому писателю есть чему у него поучиться. (9) Но Аввакум замечателен не только как мастер выразительного слова. (10) Он пламенный и твёрдый боец, настоящий враг и настоящий друг. (11) Стиль его то и дело сдабривается восхитительным юмором, происходящим от того христианского юмора по собственному адресу, который так близок к смирению; острый, жестокий сарказм по адресу врагов всегда недалёк от улыбающегося сострадания к мучителям, которые не ведают, что творят.
1. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) Аввакум оставил после себя мало произведений.
2) Язык произведений Аввакума является первой попыткой использования русского разговорного языка в литературных целях.
3) Аввакум в своих произведениях не пользовался церковно-сла-вянским языком.
4) Стилю произведений Аввакума свойствен восхитительный юмор.
2. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит текст.
3. В каком случае сочетание слов (в 7-м предложении) не является словосочетанием?
1) священные тексты
2) его языка
3) твёрдые и прочные
4) разговорного языка
4. В каком из словосочетаний выделенное слово не является главным?
1) писаные труды
2) слишком высокой
(По Д. Святополку-Мирскому)
3) пользуется для цитат
4) близок к смирению
5. В каком случае к словосочетанию, построенному по модели сущ. + сущ., нельзя подобрать синонимичное словосочетание, построенное по модели прил. + сущ. (например, пение птиц = птичье пение)!
1) в целях литературы
2) ткань языка
3) средства языка
4) свежесть речи
Задание 1. Укажите двусоставное предложение.
1) Самая сердцевина гор…
2) Птиц почти не было слышно.
3) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.
4) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость.
Задание 2. В каком из предложений неверно выделено подлежащее?
1) Злое не должно быть красивым!
2) И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно.
3) Прошло несколько мгновений.
4) Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Задание 3. Выделите подлежащее. Определите способы его выражения.
1) Удушливый зной принудил меня наконец подумать о сбережении последних наших сил и способностей.
2) И тут мне вспомнилось иное…
3) У залива, образованного впадением источника в реку и оттого вечно покрытого мелкой рябью, сидели ко мне спиной два старика.
1 В заданиях данного раздела использованы тексты И. Тургенева.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения1
4) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
5) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино…
6) Разве как ая добрая душа, проходя мимо, уделит бедняге недоеденный кусок пирога…
7) Сколько людей поверили ей свои домашние задушевные тайны, плакали у ней на руках!
8) Это «если бы», отнесённое им к прошедшему, к невозможному, сбылось.
9) Измученные, грязные, мокрые, мы, наконец, достигли берега.
10) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчишек.
Задание 4. В каком из предложений неверно выделено сказуемое?
1) Оба юноши казались неразлучными товарищами.
2) Никого уж не было видно на противоположном берегу.
3) С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска.
4) Преследователи начинали отставать.
Задание 5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
1) Человек он был честный и смирный.
2) Он хотел посвятить себя живописи.
3) Как вы прилежны!
4) Древние греки в ней признали бы нимфу.
Задание 6. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
1) Иногда мне хочется плакать.
2) Темно и тускло было в церкви.
3) Я путешествовал без всякой цели, без плана.
4) Гагин пойдёт сегодня рисовать этюд с натуры.
Задание 7. Укажите слово, которое не может выступать в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого.
1) мечтать
2) обменяться
3) продолжать
4) способен
Задание 8. Укажите предложение, в котором выделенный инфинитив не является основной частью составного глагольного сказуемого.
1) Он хочет с тобою проститься.
2) Гагин начал срисовывать старый дуплистый дуб с раскинутыми сучьями.
3) На этот раз не было возможности упрекнуть её в неестественности.
4) Веретьев стал перед ней, скрестил руки на груди и принялся слушать.
Задание 9. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Татьяна даже не захотела переселиться к нам в дом.
2) Даже и теперь мне приятно вспоминать мои тогдашние впечатления.
3) С самого раннего утра небо ясно.
4) Без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог.
Задание 10. Определите устно типы сказуемых. Найдите «четвёртое лишнее».
1) Был прекрасный июльский день.
2) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные…
3) Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.
4) Луны не было на небе.
Задание 11. В каком предложении на месте скобок необходимо поставить тире?
1) Он ( ) человек рассудительный и положительный.
2) Это небо ( ) точно саван.
3) Природа, свобода, поэзия ( ) вот его стихии!
4) Душа ( ) не яблоко: её не разделишь.
Задание 12. Укажите нераспространённое предложение.
1) Собака бежала впереди меня.
2) Ночь уже надвинулась.
3) Умиление, любопытство, страх разом овладели мною.
4) Я был счастлив.
Задание 13. Укажите предложение, в котором выделенный второстепенный член предложения распространяет другой второстепенный член предложения.
1) Каменистая тропинка вела к уцелевшим воротам.
2) Мороз запушил стёкла окон.
3) У меня была привычка бродить каждый вечер с ружьём по нашему саду.
4) Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скривиться набок.
Задание 14. Укажите предложение с выделенным словом (словосочетанием) в роли несогласованного определения.
1) Комната большая, низкая, в три окна.
2) Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка.
3) Меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.
4) На самом краю неба, за низкой чертою полей, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви.
Задание 15. В каждом предложении найдите и подчеркните приложение.
1) Я… вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку.
2) Домом, прачечной, кладовой и кухней заведывает у неё ключница Агафья.
3) Льгов — большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте.
4) У самого берега утка, птица осторожная, не держится.
5) На тысячу вёрст — кругом Россия, родной край.
6) Этого самого князя, бывшего шалуна и мота, вы бы теперь не узнали.
7) Кто в Багдаде не знает великого Джиаффара, солнца вселенной?
8) Не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
9) Кузя, наездник, мастер своего дела, проехал раза три мимо нас по улице.
10) И не перевелась ещё благородная птица тетерев.
Задание 16. Разделите предложения на две группы: 1) с выделенным словом — косвенным дополнением; 2) с выделенным словом — прямым дополнением.
1) Городок этот понравился мне своим местоположением у подошвы двух высоких холмов.
2) Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
3) Я ничего не взял с собою.
4) Тот же Федя принёс мне молока с чёрным хлебом.
5) Мы с ним толковали о посеве, урожае, о крестьянском быте.
6) Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке.
7) Мне жаль самого себя, других всех людей, зверей, птиц.
8) Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью.
9) Деревца на версту кругом не увидишь.
10) Калиныч каждый день ходил с барином на охоту.

Задание 17. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством образа действия?
1) Они избегают друг друга — и, однако, беспрестанно меняются тревожными взглядами.
2) Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.
3) Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.
4) Около меня солнце ещё светило — горячо и тускло.
Задание 18. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством меры и степени?
1) Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями.
2) Море растянулось кругом неподвижной скатертью свинцового цвета.
3) Я плыл из Гамбурга в Лондон на небольшом пароходе.
4) Летний вечер тихо переходит в ночь.
Задание 19. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством места?
1) Стройно и тихо проходишь ты по жизненному пути, без слёз и без улыбки.
2) Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол.
3) Широкий лес зеленел по-прежнему.
4) Передо мною — то золотым, то посеребрённым морем раскинулась и пестрела спелая рожь.
Задание 20. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством времени?
1) Солнце с вышины играло лучами.
2) Он был безукоризненно честен.
3) В детстве я видывал Татьяну только по праздникам.
4) На выборах играет он роль довольно значительную, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.
Задание 21. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством причины?
1) Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ.
2) Но тут я заплакал горько и до утра не мог заснуть.
3) На цыпочках прошёл он мимо.
4) Я увидел, что она покраснела, и похолодел от испуга.
Задание 22. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством цели?
1) Кругом — целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена.
2) Я долго не хотел смириться, долго упорствовал.
3) На другое утро Владимир Сергеевич проснулся довольно поздно и тотчас поехал к себе домой оканчивать свои хозяйственные распоряжения.
4) Молния вспыхнула красным огнём.
Задание 23. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством условия?
1) Сплошной стеной надвинулся густой ельник.
2) Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви.
3) Все они шли молча, в какой-то важной тишине.
4) Бонапартишку-то его светлейшество князь Михайло Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский, с божиею помощью, из российских пределов выгнать изволили.
Задание 24. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством уступки?
1) Сердце моё тихо сжималось под этим загадочным взором.
2) На дворе воет страшная, неистовая буря.
3) Гости давно разъехались.
4) Но, несмотря на эти прозвища, несмотря на смешные его платья, на его крайнюю бедность, все его очень любили.
Задание 25. В каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством сравнения?
1) Переливчатые звуки проникали в мою затихшую комнату, наполняли её всю.
2) Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями.
3) До тех пор она отворачивалась от меня.
4) Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами.
Задание 26. Укажите предложение, в котором выделенный второстепенный член совмещает в себе два значения.
1) Я застал его в одной из аллей его обширного парка.
2) В поредевшем воздухе пахло жёсткой сыростью росы.
3) Они выбивали из протянутых к ним рук драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.
4) Стояла тихая погода.

Предложения интернет-магазинов