Русский язык. Типовые тестовые задания. 9 класс. Сост. Егорова Н.В.

Издание содержит материалы, необходимые для подготовки выпускников 9 класса к Государственной итоговой аттестации в новой форме: 12 типовых тестов, комментарии по их выполнению, методические рекомендации и критерии оценивания заданий разных типов, а также подробные ответы к предлагаемым тестам.
Пособие предназначено для учащихся 9 классов, учителей и методистов.

Русский язык. Типовые тестовые задания. 9 класс.

Текст из учебника

Тест 1
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Внимание!
1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
2. Тексты для прослушивания (С 1) даны, как и в демонстрационном варианте ГИА, в разделе «Ответы».
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А6 и В1—В14.
(1 )Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (2)С годами это перешло в глубокую любовь к языку и в более или менее ясное знание его.
(З)Вскоре я убедился, что одного знания языка мало, особенно для людей, посвятивших себя литературе. (4)Помимо этого, нужно ещё чувство своего родного языка. (5)3ачастую оно бывает врождённым, органическим. (6)Оно не позволяет нам нарушать благозвучие языка и его необъяснимый, но явственный ритм.
(7)Но несмотря на свою приверженность русскому языку, мне временами казалось, что он уступает по певучести, чёткости, по некоторым своим модуляциям другим языкам, в частности, французскому и итальянскому, древнееврейскому и даже голландскому.
(8)Очевидно, я, как и все мы, слишком привык к своему языку, чтобы услышать его как бы со стороны и полностью оценить.
(9)И вот в Арле, на бульваре Де-Лисс, в вечернем пустом кафе нас убедил в красоте нашего языка кельнер — «гарсон» средних лет — типичный арлезианецс насмешливыми глазами.
(Ю)Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем.
(11)- А почему вы это спрашиваете? — спросили мы в свою очередь гарсона.
(12)- Какой-то, — ответил он, — необыкновенно красивый язык. (13)Я такого ещё никогда не слышал. (14)Это венгерский?
(15)- Нет!
(16)- Польский?
(17)-Нет!
(18)- Чешский?
(19)-Нет!
(20)- Какой же всё-таки?
(21)- Это русский язык.
(22)- Погодите! — воскликнул гарсон и ушёл за перегородку. (23)От-туда он привёл другого гарсона — седеющего и благожелательного.
(24)- Вот! — сказал он и с торжеством показал нам на своего товарища.
(25)Тот смутился и вдруг произнёс скороговоркой, но почти без акцента:
(26)У попа была собака, Он её любил.
(27)Она съела кусок мяса, -Он её убил.
(28)Мы онемели.
(29)- Откуда вы это знаете?
(30)- Я изучаю русский язык, — ответил седеющий гарсон с некоторой гордостью. — (31)По старому учебнику. (32)По такому же учебнику я уже выучил испанский язык. (ЗЗ)Но у меня нет практики в русском языке. (34)Он неслыханно трудный. (35)В Арле русские не бывают. (36)3а несколько лет вы — первые.
(37)- Зачем же вы изучаете этот язык?
(38)- Он мне нравится, — ответил, смущаясь, гарсон. — (39)Я холостяк. (40)Я совершенно одинокий и трачу всё свободное время на изучение языков. (41 )Я бы мог поговорить с вами по-русски, но я стыжусь своего произношения. (42)И неправильных ударений.
(43)- Но всё-таки!
(44)Гарсон опёрся кончиками пальцев на столик и сказал с трудом:
(45)Румяно зарёю Покрился восток.
(46)Селе за рекою Погас огоньёк!
(К.Г. Паустовский)
Задания А1—А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1—А6 обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему кельнер спросил, на каком языке разговаривают его клиенты?» Q 1) Кельнер был любопытен.
□ 2) Кельнер хотел понять, о чём говорят его клиенты.
□ 3) Кельнера восхитила красота неизвестного ему языка. ЦЦ4) Кельнера интересовало, откуда приехали его клиенты.
А2. Почему «седеющий гарсон» смутился, когда товарищ представил его русским клиентам?
□ 1) Гарсон стеснялся своей внешности.
О 2) Гарсон никогда не говорил на русском языке с его носителями и стеснялся своего произношения.
□ 3) Гарсон опасался, что русские неправильно поймут его.
□ 4) Гарсон не хотел в очередной раз стать объектом насмешек.
A3. Как характеризует «седеющего гарсона» информация, заключённая в предложениях 30—42?
□ 1) Гарсон был стеснительным по натуре.
О 2) Гарсон был любознателен, настойчив, имел способности к языкам, обладал самоуважением.
□ 3) Гарсон был смелым человеком, не боялся трудностей. О 4) Гарсон был горделивым и самоуверенным человеком.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ОРГАНИЧЕСКИЙ (предложение 5).
□ 1) живой
О 2) касающийся внутреннего строения органов человека
□ 3) неразрывно связанный с чем-либо
О 4) внутренне присущий кому-либо, обусловленный самой сущностью чего-либо
А5. Укажите, в каком варианте ответа встречаются синонимы. Q 1) (1)Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность.
□ 2) (З)Вскоре я убедился, что одного знания языка мало, особенно для
людей, посвятивших себя литературе. О 3) (5)3ачастую оно бывает врождённым, органическим.
□ 4) (6)Оно не позволяет нам нарушать благозвучие языка и его необъясни-
мый, но явственный ритм. А6. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. О 1) Зачастую оно бывает врождённым, органическим. О 2) Оно не позволяет нам нарушать благозвучие языка и его необъяснимый,
но явственный ритм. Q 3) Но несмотря на свою приверженность русскому языку, мне временами казалось, что он уступает по певучести, чёткости, по некоторым своим модуляциям другим языкам, в частности, французскому и итальянскому, древнееврейскому и даже голландскому.
□ 4) И вот в Арле, на бульваре Де-Лисс, в вечернем пустом кафе нас убедил
в красоте нашего языка кельнер — «гарсон» средних лет — типичный арлезианец с насмешливыми глазами.
Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ГАРСОН из предложений 11, 22, 23 нейтральным сино нимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1—2 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
ВЗ. Из предложений 22—29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. Из предложений 38—44 выпишите слово, в котором правописание гласной в суффиксе существительного зависит от того, выпадает или нет эта гласная при склонении.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющих дополнениях.
Вскоре я убедился/1* что одного знания языка мало/2* особенно для людей,(3) посвятивших себя литературе. Помимо этого,(4) нужно ещё чувство своего родного языка. Зачастую оно бывает врождённым,(5) органическим.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика,0* слушал наш разговор/2* потом подошёл и спросил/3* на каком языке мы разговариваем. Я бы мог поговорить с вами по-русски,(4> но я стыжусь своего произношения.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Но несмотря на свою приверженность русскому языку,(1) мне временами казалось,(2> что он уступает по певучести/3* чёткости/4* по некоторым своим модуляциям другим языкам/5* в частности/6* французскому и итальянскому/7* древнееврейскому и даже голландскому.
В8. Из предложений 22, 23 выпишите словосочетание со связью примыкание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
8
BIO. Среди предложений 8—12 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 8—10 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
В13. Среди предложений 22—27 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
В14. Среди предложений 6—10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Ознакомьтесь с мнением Максима и Романа о значении изучения фонетики русского языка.
Максим. Чтобы правильно писать, необходимо понимать законы фонетики.
Роман. Зачем это нужно? Какие такие законы? Фонетические разборы — одна головная боль. А ударения — на письме их вообще не ставят, так что кто захочет, поймёт, что написано.
Помогите Максиму доказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Почему важно знать законы фонетики?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст К. Г. Паустовского.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие применение разных законов фонетики.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и (или) в общекультурном плане.
9
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Максиму, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Максима.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл авторского высказывания: «Очевидно, я, как и все мы, слишком привык к своему языку, чтобы услышать его как бы со стороны и полностью оценить».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тест 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном ли сте. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А6 и В1—В14.
(1)Радушие семьи Житковых изумляло меня. (2)Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. (З)Приходили к Степану Васильевичу какие-то обтёрханные, молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. (4)А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. (5)Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
(б)Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. (7)Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. (8)Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
(9)Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. (Ю)Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. (11 )И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.
(12)Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, каких было немало в столицах и больших городах, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. (13)В ней не было ни тени того, что тогда называли мещанством, и этим она была не похожа на все прочие семьи, которые довелось мне в ту пору узнать. (14)Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.
(По К.И. Чуковскому)
11
Задания Al— А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию Al—А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания Al—А6 обведите кружком.
А1. На какой вопрос в тексте нет ответа? п 1) Чему удивлялся автор в семье Житковых? П 2) Какую музыку любили в семье Житковых?
□ 3) Что определяло отношения отца и сына Житковых?
□ 4) Какие принципы исповедовала русская интеллигенция?
А2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Каковы были интересы семьи Житковых?»
□ 1) (З)Приходили к Степану Васильевичу какие-то обтёрханные, молчали-
вые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. (4)А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. П 2) (5)Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве. (б)Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику.
□ 3) (10)Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумает-
ся — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. (11)И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.
□ 4)(12)Раныие я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через не-
сколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, сгрогш ко всякой неправде. (13)В ней не было ни тени того, что тогда называли мещанством, и этим она была не похожа на все прочие семьи, которые довелось мне в ту пору узнать. A3. Как характеризует родителей Бориса Житкова информация, заключённая в предложениях 9—11?
□ 1) Родители были заняты своими делами и мало внимания уделяли сыну.
□ 2) Родители баловали своего сына.
□ 3) Родители были мудрыми людьми: они доверяли своему сыну.
□ 4) Родителей тревожила слишком вольная жизнь сына.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ГУРМАНСКИЙ (предложение 4).
□ 1) странный
□ 2) обычный
□ 3) заморский
□ 4) свойственный любителям изысканных блюд
А5. Какое из приведённых ниже предложений содержит противопоставление?
□ 1) (б)Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астро-
номию, физику.
П 2) (5)Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве. ПЗ) (11)И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.
□ 4) (12)Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через
несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, каких было немало в столицах и больших городах, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. А6. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
□ 1) (1)Радушие семьи Житковых изумляло меня.
□ 2) (2)Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щед-
ром и неистощимом хлебосольстве. О 3) (8)Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Щ|4) (11)И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.
Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1— В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово СОЛГАЛ из предложения 11 разговорным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1—2 выпишите слово с чередующейся согласной в корне.
ВЗ. Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке зависит от значения приставки.
В4. Из предложений 12—14 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «При отсутствии противопоставления НЕ с существительным пишется слитно, если его можно заменить синонимом без НЕ». Выпишите найденное слово, поставив его в начальную форму.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
В ней не было ни тени того,(1) что тогда называли мещанством,(2> и этим она была не похожа на все прочие семьи,(3) которые довелось
мне в ту пору узнать. Живо помню,<4) с каким восхищением я/5* тринадцатилетний мальчишка,(6) впитывал в себя её атмосферу.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Обычно обедали молча и даже как будто насупленно,(1) но за чаепитием становились общительнее,(2) и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом,(3) о народничестве.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом/1* через несколько лет/2* убедился,*3* что/4* в сущности/51 то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья/6* каких было немало в столицах и больших городах/7* щепетильно честная/8* чуждая какой бы то ни было фальши/9* строгая ко всякой неправде.
В8. Замените словосочетание ТРИНАДЦАТИЛЕТНИЙ МАЛЬЧИШКА (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 10—14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
В13. Среди предложений 6—9 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
14
В14. Среди предложений 10—14 найдите сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Ознакомьтесь с мнением Ольги и Татьяны о функционировании лексики русского языка в различных стилях речи.
Ольга. Просторечия можно употреблять только в разговорном языке.
Татьяна. Вовсе нет. Просторечия и разговорные слова можно и даже необходимо употреблять в некоторых книжных стилях. Правда, не во всех.
Помогите Татьяне доказать её точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Можно ли употреблять разговорные слова и просторечия в книжных стилях?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст К.И. Чуковского.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие применение разговорных слов и просторечий.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и (или) в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Татьяне, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Татьяны.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл авторского высказывания: «Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, каких было немало в столицах и больших городах, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15
ТестЗ
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1— А6 и В1—В14.
ЖЕЛЕЗЯКА
(1 )Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. (2)Тихо в деревне.
(3)С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. (4)3а вербами темнеет на берегу кузница — дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. (5)Отсюда слышны удары.
(6)Рано я выхожу на рыбалку. (7)Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.
(8)Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. (9)Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. (Ю)Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.
(11)Из неё выскакивает на берег маленький человек. (12)В руках -длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. (13)Он суёт её в воду — раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. (14)Облако пара вырывается из воды.
(15)- Здравствуй, Волошин, — говорю я.
(16)В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. (17)Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.
(18)Внутри пылает горн. (19)Шурка Кпеткин, молотобоец, раздувает меха — выдыхает воздух в горн, на уголья. (20)В самом пекле лежит железная болванка. (21)Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.
(22)Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. (23)Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. (24)Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. (25)Он силач, а Волошин — мастер.
(Ю.И. Коваль)
16

Предложения интернет-магазинов