Русский язык. 10 класс. (базовый и углубленный уровни) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Учебник предназначен для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечивает его выполнение на общеобразовательном (базовом) и профильном уровнях, является продолжением непрерывного курса русского языка и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы • Школа 2100».

Русский язык. 10 класс. (базовый и углубленный уровни) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Текст из учебника

Раздел I
Введение в науку о языке
Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…
Н.В. Гоголь
Чему можно научиться, занимаясь по данному разделу
I 1. Находить новую информацию в тексте путём наблюдения.
2. Овладеть некоторыми приёмами ознакомительного чтения.
3. Слушать и конспектировать устное сообщение.
4. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст ^ конспект, таблица ^ текст, текст ^ схема, план) и выбирать удобную для себя форму.
5. Передавать информацию в сжатом и развёрнутом виде по опорной записи.
II 6. Анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения
языковых норм.
7. Применять на практике знание языковых норм для совершенствования своей устной и письменной речи.
III 8. Создавать текст в жанре эссе.
9. Систематизировать свои знания и совершенствовать орфографические умения по теме «Чередующиеся гласные в корне слова».
7
Занятие 1 (Б)
Тема:
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА
Проверяемые умения:
1) владение приёмами изучающего чтения (постановка вопросов к тексту, озаглавли-вание, выделение ключевых слов);
2) владение приёмами информационной переработки текста (вычитывание информации из таблицы, составление текста на основе таблицы).
1 Прочитайте. • Озаглавьте текст. • Поставьте к каждому абзацу вопросы, выявляющие проблематику текста.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека.
<…> язык — необходимое условие существования и развития человеческого общества; являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности. Но функции языка и закономерности его функционирования и исторического развития в корне отличаются от других общественных явлений.
<…> язык нельзя причислить ни к базису, ни к надстройке, ни к орудиям производства; язык не тождествен культуре, и язык не может быть классовым. <…> он обладает своими специфическими чертами.
Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно.
(А.А. Реформатский «Введение в языкознание»)
2 Познакомьтесь с содержанием таблицы на с. 6, ответьте на вопросы и выполните задания. Ответьте устно или зафиксируйте ответы письменно в любой форме.
1) Прочитайте название таблицы. Выделите в нём ключевые слова.
2) Какое отличие учебника для 10-го класса от учебников для 5-9-го классов вы заметили? На каком уровне вы будете изучать русский язык в этом учебном году?
3) Если вы будете изучать предмет на углублённом уровне, обязателен ли для вас материал базового уровня? Если ваш уровень базовый, можете ли вы выйти за его пределы? В каких случаях это возможно?
4) Прочитайте названия разделов учебника. Предположите, каким может быть их содержание. Проверьте себя: познакомьтесь с оглавлением на с. 348-352. Какие темы оказались для вас совершенно новыми? Что в содержании учебника вас заинтересовало и почему?
5) Вернитесь к таблице. Какие особенности структуры учебника вы заметили?
3 Самостоятельно составьте и запишите текст на основе таблицы*.
4 Зафиксируйте, какие вопросы и затруднения возникли у вас при выполнении этой работы. Результаты работы обсудите в классе.
* Мы предложили вам задание, типичное для проверочной работы по выявлению читательских умений в большинстве стран мира. Ежегодно подобные задания предлагаются в тесте международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Program for International Student Assessment).
9
§ 1. Русский язык как общественное явление
Занятие 2 (Б)
Тема:
РУССКИЙ ЯЗЫК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные понятия: социальная функция языка.
Информационный тренинг: нахождение ключевых слов текста.
НАБЛЮДЕНИЕ
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
1 Познакомьтесь со статьями из Конституции РФ и Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». Выделите ключевые положения, иллюстрирующие социальные функции языка.
1) Конституция РФ. Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
2) В июне 2005 года принят Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».
Закон направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории России, обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком РФ, а также на защиту и развитие языковой культуры. Согласно документу, государственным языком РФ, в соответствии с Конституцией, является русский язык на всей территории страны. Статус русского языка как государственного предусматри-
10
вает его обязательное использование в сферах, определённых российским законодательством. Вместе с тем, согласно закону, обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как умаление права на пользование языками республик, входящих в состав России, а также языками народов РФ.
Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.
Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.
Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.
При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке.
11
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
2 До чтения обратите внимание на выделенные слова. Спрогнозируйте основное содержание текста. • Прочитайте текст. Проверьте правильность своих предположений.
Русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры; это родной язык русских.
Роль русского языка в жизни общества велика. Русский язык — единый язык русской нации, но одновременно это и язык межнационального общения народов многонациональной России и стран ближнего зарубежья. Это его социальные функции.
Русский язык — один из наиболее развитых языков мира. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией, употребляемой во всех отраслях науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира.
Высокий уровень функционального развития русского языка открывает широкие возможности для его разнообразного употребления во всех сферах общественной жизни, посредством русского языка может быть передана самая разнообразная информация и выражены тончайшие оттенки мысли.
Согласно Конституции Российской Федерации (1993 г.) русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей её территории и в этом качестве обязательным языком делопроизводства, законодательства, административного управления, судопроизводства, языком науки, образования, средств массовой информации.
• Назовите социальные функции русского языка. • Какие языковые и социальные факторы обусловливают функционирование русского языка как средства межнационального общения?
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
3 Прочитайте текст. Найдите и выпишите ключевые слова. • Подумайте, что объединяет данный текст с предыдущим.
12
Что такое «русский язык», представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас — русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстов, написанных за тысячелетия существования русской письменности, — от первых переводов фрагментов из Библии и древних берестяных грамот до новой вывески в доме напротив и только что вынутой из почтового ящика сегодняшней газеты.
Язык народа — это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры.
Творцом языка является народ. Отдельная личность, будь это даже такой гениальный писатель, как А.С. Пушкин, может оказать благотворное воздействие на формирование литературного языка, но и он творит из материала, поставляемого языком нации, и он склоняет голову перед гением национального языка.
(Ю.Н. Караулов)
• Чем содержание данного текста дополняет предыдущий? • Что отличает эти тексты, близкие по тематике и содержанию?
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
4 Подготовьте устное высказывание о русском языке в научном или публицистическом стиле.
5 Самостоятельно подберите яркие, неформальные, эмоционально окрашенные тексты о русском языке в одной из его социальных функций.
13
Занятие 3 (Б)
Тема:
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Основные понятия: социальная функция языка, мировой язык.
Информационный тренинг: ознакомительное и изучающее чтение, нахождение в тексте ключевых слов, цитирование.
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
1 Используя приведённые ниже высказывания, докажите важность и объективную необходимость изучения русского языка в качестве средства межнационального и международного общения.
Одним из самых мощных стимулов изучения русского языка для меня было огромное желание познакомиться с книжным, литературным богатством русского народа. И мои ожидания не были обмануты… Иногда, задумываясь, ловлю себя на мысли о том, какой же я счастливый человек, что владею таким богатством, таким совершеннейшим инструментом человеческого мышления, как русский язык! От всего сердца, от всей души говорю спасибо великому, могучему и доброму русскому языку — языку русских былин, русской песни, языку русского народа — источнику света и тепла, радости и счастья людей.
(Юрий Рытхэу, чукотский писатель, 70-е гг. ХХ в.)
Русский литературный язык. не утратит своего культурного и государственного значения. Не говоря уже о том, что он остаётся сейчас общим государственным языком всего «Союза Советских Социалистических Республик» и останется таковым и впредь, независимо от того, какие перемены произойдут со временем в государственной конструкции и строе этого «Союза», — можно с уверенностью утверждать, что он останется языком культурного и делового общения между представителями разных народов. <…> Образованный зырянин будет всегда говорить с образованным грузином именно на русском литературном языке.
(Н.С. Трубецкой, лингвист, 1930 г.)
14
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
2 Прочитайте. О какой социальной функции русского языка говорится в этом тексте? • Какова роль русского языка на международной арене?
Русский язык не только государственный язык РФ и язык межнационального общения. Он относится к числу мировых языков — языков, служащих средством международного общения народов разных государств. Из более чем двух с половиной тысяч языков, известных в мире, международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Выдвижение языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью культуры, основанной на этом языке. Статус языка как мирового юридически закрепляется путём признания его официальным или рабочим языком международных организаций или конференций (ООН, ЮНЕСКО и др.).
Так, русский язык признан одним из шести официальных языков ООН наряду с английским, арабским, испанским, китайским и французским, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.
Русский язык изучается в большинстве стран. Преподаватели русского языка как иностранного из различных стран мира объединены Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
• Перечислите все социальные функции русского языка. • Найдите и подчеркните ключевые слова текста.
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
3 Прочитайте и проанализируйте содержание таблицы (с. 16), используя свой опыт выполнения вводной проверочной работы. Какими приёмами чтения вы владеете? Подумайте, какой вид чтения вы чаще всего используете и почему. • Попробуйте самостоятельно определить, от чего может зависеть выбор вида чтения. Каким видом чтения вы пользовались при работе с текстами задания 1? • Аргументируйте уместность выбора этого вида чтения, используя материал таблицы. • Можете ли вы, опираясь на содержание и структуру таблицы, сфор-
15
мулировать, что такое гибкое чтение? Проверьте себя. Обратитесь к разделу учебника «Приложение» (с. 344).
4 Составьте и запишите своё высказывание о русском языке, включите в него цитаты из текстов занятий 1, 2 и 3.
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
5 Напишите размышление на тему «Русский язык в современном мире». По возможности конкретизируйте тему, выбрав определённое направление для размышлений (например, какие влияния испытывает на себе русский язык; русский язык в странах бывшего СССР; русский язык в молодёжной среде и т.п.).
Виды и приёмы чтения

Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение
Цель
самое общее представление о содержании и смысле текста извлечение основной информации проникновение в смысл с помощью анализа текста
Конечный результат
решение: читать или не читать текст решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать понимание всех уровней текста
Приёмы
— анализ заголовка, прогнозирование темы; — анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются), шрифтовых и графических выделений; — чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца; — выделение по ходу чтения значимой информации; — выделение смысловых частей текста; — прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное; — выделение ключевых слов;
16
Просмотровое чтение
— знакомство со структурой текста;
— просмотр первого и последнего абзаца текста;
— знакомство с оглавлением (если оно есть);
— чтение аннотации (если она есть)
Ознакомительное чтение
— расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? — непонятно, надо вернуться; ! — интересно, важно и т.д.)
Изучающее чтение
— замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами, эквивалентами;
— выявление деталей текста, подтекстовой информации;
— определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю;
— составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста;
— выписки основных суждений;
— составление плана и граф-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей;
— переработка: создание вторичных текстов на основе данного;
— читательские комментарии к тексту
17
т
Занятие
е 4 (У)
Тема:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Основные понятия: коммуникативная, познавательная, кумулятивная, эстетическая функции языка.
Информационный тренинг: информационная переработка текста (эквивалентные замены).
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
1 Социальные функции языка мы уже рассматривали. Но функции языка многообразны: он играет жизненно важную роль во всех сферах человеческой деятельности — коммуникативной, социальной, информационной и др. Прочитайте. О каких функциях языка говорится в приведённых ниже высказываниях русских писателей?
Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить, как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу?
(М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию», 1748 г.)
<…> человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
(Г.Р. Державин «Послание к Великой княгине Екатерине Павловне
о покровительстве отечественного слова»)
Вы знаете, Милостивые Государи, что язык и Словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения; что богатство языка есть богатство мыслей; что он служит первым училищем для юной души <…>, что успехи языка и
18

Предложения интернет-магазинов