Русский язык. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.

Поурочные планы ориентированы на педагогов, работающих с учебником русского языка для 10-11 классов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, но ввиду своей полифункциональности могут быть использованы при работе с любыми другими учебниками. Издание содержит подробные развернутые планы уроков, дополнено справочными и тестовыми материалами, информацией и вариантами тем и уроков для углубленного изучения русского языка в 10 классе.

Русский язык. 10 класс. Поурочные планы

Текст из учебника

Раздел 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЕ О ЯЗЫКЕ
Урок l(l)1 Роль языка в обществе
Цели урока:
Раскрыть связь между происхождением языка и появлением человеческого общества; понять значимость языка в жизни человека; закрепить навыки правописания безударных гласных проверяемых и непроверяемых.
Ход урока
I. Вступление
— Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
— В работе нам поможет учебник.
Знакомство с учебником.
Особенностью учебника является то, что все его разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10^11 классах. Большое внимание уделяется различным видам разбора (анализа) текста.
Учебник поможет создавать различные по стилю и жанру сочинения, правильно оформлять деловые бумаги.
В конце или в начале каждого раздела даны вопросы для обобщающего повторения.
На форзацах учебника помещены различные схемы разбора. В конце книги приведен список литературы, который поможет не только повторить и закрепить знания по русскому языку, но и осмыслить их по-новому.
1 Основная нумерация уроков ведется по углубленной 68-часовой программе. В скобках дается номер урока по 34-часовой программе.
Урок 1(1). Роль языка в обществе
15
— Объясните смысл выражений: смысл языков, их группа и подгруппа, язык функционирует, сферы общественной жизни, синтез различных элементов.
— Объясните знаки препинания в последнем предложении упражнения.
4. Работа над упр. 270.
— Выполните задания 1, 2 к упражнению.
— Ответьте на вопрос по упражнению: Какие изменения в русском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению автора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?
III. Итоги урока
— Итак, что такое язык?
— Как вы понимаете высказывание К. Д. Ушинского: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории».
Домашнее задание
1. Выпишите 3-4 высказывания о языке, объясните смысл их.
(Можно использовать «Энциклопедию афоризмов: Россыпи мысли». Э. Ворохов. М.: ООО «Издательство ACT». 2001).
2. Напишите сочинение — миниатюру по теме: «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия».
Урок 2(2) «Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)
Цели урока:
Раскрыть понятия «язык» и «народ»; отрабатывать навыки правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Из упр. 269 на доске выписать устаревшие слова. „
2. Составить план второго текста упражнения. Примерный план:
1) Начало человеческого слова есть история человечества.
2) Язык каждого народа создан самим народом.
3) Грубая, серая масса народа — источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов.
4) Язык народа есть цельное органическое его создание.
5) Язык народа — цвет всей его духовной жизни.
16
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
3. В это время остальные пишут взаимодиктант по словам, подобранным дома к уроку (см. домашнее задание предыдущего урока.)
Например:
.Переварить, развивать, обижаться, пробежать, скрепить, умилять, преподать. несправедливо, спешить, трясина, единица, золото. молчание, с помощью, родители, огорчение, водица, земелька, поляна, веснушка, хлопотливые.
Прекрасный, искусный, добросовестный, лестный, властвовать, ровесник, искусственный, контрастный, бестактный, лестница, солнце, здравствуйте, сверстник, президентский, чувствовать, хлесткий, участвовать, поздний, прелестный, несносный. II. Работа по теме урока
1. — Вспомните, что такое язык. (.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)
— Значит, язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа.
— Напишите изложение второго текста из упр. 269 по составленному плану
План записан на доске, на работу отводится 15-20 минут, затем 2-3 человека читают свои работы.
2. Часто говорят: у каждого языка есть своя «картина мира». В нашем русском языке есть слова: брат, сестра, дядя, тетя, дед, бабушка. Нам этого хватает, чтобы выразить и поддержать родственные чувства. Но есть народы, у которых общественный строй таков, что очень важно, является ли, скажем, дядя братом матери или братом отца, и для них есть свои особые названия. Например, у австралийцев дядя по отцу — ката, а дядя по матери — камуна. Старший брат — колья, старшая сестра — квайя. Кстати, в русском языке когда-то тоже были два разных слова для «дяди»: брат матери — вуй и брат отца — стрый.
Именно на словах, обозначающих родство, очень ясно видно, как общество влияет на язык. Раньше в русской крестьянской семье была очень сложная система названий родственников. Это было важно хотя бы потому, что семья — дядья и тетки, племянники и двоюродные сестры жила (или, по крайней мере, держалась) вместе. А мы теперь с вами не сразу и сообразим, чем отличаются золовка от невестки, шурин от деверя. Многие этих слов сейчас вообще уже не знают.
— Приведите примеры, что действительно у каждого народа, каждой национальности своя «картина мира».
3. Существуют гипотезы о категории рода в русском языке, опирающиеся на теорию языка, сравнительный анализ разных языков.
Урок 2(2). «Язык каждого народа создан самим народом»
17
Женщин мы обозначаем при помощи женского, а мужчин — при помощи мужского рода: он {Иван Иванович), она (Марья Антоновна). Девочка читала, мальчик спал.
Но есть «оно». Среднее — ни мужчина, ни женщина, ни мальчик, ни девочка. Нечто неодушевленное.’
Почему-то по-русски ножик — мужского рода, вилка — женского, ну а блюдце — среднего. Чем ножик более «мужествен», чем вилка?
То ли дело английский язык! Там нельзя сказать про ножик (knife) — he «он», а про ложку (spoon) — she «она», нужно говорить только it «оно»\ Не — это только «он — мужчина», a she — «она -женщина». И чтобы сказать кошка, англичанин прибавляет к слову cat «она»: she — cat. Вот язык, в котором есть род — и именно род.
В русском языке по гипотезе, опирающейся не торию языка, скорее всего, это не понятие рода. На этот вопрос может ответить историческая грамматика.
Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы.
Домашнее задание
1. Упр. 269 (вторая часть). Выполните задания 3,4,5 к упражнению.
2. Подберите афоризмы о языке, определите смысл высказываний. Например:
Язык мудрого — в сердце, сердце глупца — на языке. (Соломон.)
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Гтис.)
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
Урок 3(3) История развития русского языка
Цели урока:
Дать представление о происхождении языка и истории народа, отработка навыков правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Орфографическая разминка.
— Определите вид орфограммы, встречающейся в каждом слове,
обоснуйте свой выбор написания. Отражение, встречающееся, раскаленный,. юлото, травянистый, рассказать, соединительный, безызъянный, разъяснение

Предложения интернет-магазинов