Русский язык. 11 класс. (базовый и углубленный уровни) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Учебник предназначен для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечивает его выполнение на общеобразовательном (базовом) и профильном гуманитарном уровнях, является продолжением непрерывного курса русского языка и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Направлен на развитие как предметных умений, так и универсальных учебных действий, прежде всего коммуникативных и познавательных, и подготовку к ЕГЭ.

Русский язык. 11 класс. (базовый и углубленный уровни) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Текст из учебника

Чему можно научиться по этому учебнику
I 1. Ориентироваться в своей системе знаний (знаю — не знаю) и
умений (могу — не могу), осознавать необходимость новых знаний и умений (нужны — не нужны).
2. Углубить и систематизировать свои знания о тексте, синтаксических и пунктуационных нормах, синтаксической стилистике.
3. Подготовиться к сдаче устного и письменного экзамена по любому предмету.
II 4. Анализировать и оценивать свою устную и письменную речь в
соответствии с языковыми нормами.
5. Совершенствовать свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами, в том числе редактировать свои и чужие письменные тексты.
6. Совершенствовать умения гибкого чтения научных и художественных текстов.
7. Квалифицированно читать тексты заданий, чтобы успешно сдать письменный экзамен, в том числе и в форме текста.
III 8. Выражать словесно свою позицию и взгляды, понимать позиции
и взгляды других людей.
Как можно заниматься по этому учебнику
I В классе с учителем
В группе или индивидуально с репетитором Самостоятельно
II На базовом уровне
На углублённом уровне
По индивидуальному плану (соединяя уровни, выбирая только практикумы и т.д.)
5
Структура и содержание учебника по уровням
Раздел 1. Текст как средство коммуникации. _Совершенствование текста_
Вводная проверочная работа
§ 1. Занятия 3, 4 § 2. Занятие 9 § 3. Занятия 10, 11 § 4. Занятие 12 Практикумы речевые № 2, 5 Итоговая проверочная работа (тест)
Раздел II. Пунктуационное оформление предложения
§ 2. Занятие 8 § 4. Занятие 13 § 5. Занятия 18-20
Практикумы
речевые № 1, 3, 4, 6
и текста
Вводная проверочная работа
Практикумы
речевые № 8, 11 пунктуационные № 1-5, 7, 9, 10, 12
Итоговые проверочные работы
Практикумы орфографические № 2-9 Итоговая проверочная работа (диктант)
§ 5. Занятия 24-25 § 7. Занятие 47
Практикумы
речевые № 7, 9, 10 пунктуационные № 6, 8, 11, 13
Раздел III. Стилистика простого и сложного предложения
Вводная проверочная работа
§ 8-11. Занятия 53, 54, 55-56, 57, 60-61, 64-65, 66-67, 70-71, 72-73
Практикумы речевые № 12-14
Итоговая работа
Занятие 1 (Б)
Основные умения: находить нужную ин формацию, перерабатывать и преобразовывать её, передавать информацию в сжатом и развёрнутом виде.
Тема:
КАК РАБОТАТЬ ПО УЧЕБНИКУ
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Прочитайте текст на с. 3-4 ознакомительным чтением, составьте план.
Перечитайте текст введения изучающим чтением, выпишите ключевые слова текста.
Познакомьтесь с содержанием с. 5. Объясните, почему и на какие группы разбита информация. Назовите наиболее значимые для себя цели изучения русского языка в 11-м классе.
Познакомьтесь с таблицей на с. 6. Передайте устно её содержание в виде связного текста.
Расскажите, на каком уровне вы планируете изучать русский язык в этом учебном году, какие разделы и виды работы включает выбранный вами уровень.
Соотнесите содержание таблицы на с. 5 с содержанием учебника (с. 284-287). Какие темы занятий для вас наиболее актуальны? Устно или письменно обоснуйте свой выбор.
Напишите эссе на тему «Мой учебник русского языка» или рассуждение «Почему я выбрал именно этот уровень изучения русского языка».
Раздел I
Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.
А.С. Пушкин
Чему можно научиться, занимаясь по данному разделу
I 1. Углубить и систематизировать свои знания о тексте, языковых
нормах.
2. Подготовиться к сдаче устного экзамена по любому предмету.
II 3. Анализировать и оценивать свою устную и письменную речь
в соответствии с языковыми нормами.
4. Видеть несовершенство текста на уровне его содержания, структуры, речевого и стилистического оформления.
5. Находить в текстах и исправлять различные виды ошибок.
6. Совершенствовать свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами, в том числе редактировать свои и чужие письменные тексты.
7. Совершенствовать умения гибкого чтения различных текстов; умения извлекать, перерабатывать и преобразовывать текстовую информацию.
III 8. Выражать словесно свою позицию и взгляды, понимать позиции
и взгляды других людей.
Занятие 2 (Б)
Тема:
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ
К ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА
Проверяемые умения:
1) видеть несовершенство текста на уровне
его содержания, структуры, речевого и стилистического оформления;
2) видеть в тексте нарушение грамматических норм;
3) находить и исправлять различные виды ошибок;
4) совершенствовать текст.
1 Прочитайте несколько текстов ученических эссе (печатаются без
изменений и исправлений). Определите объединяющую их тему.
Назовите главную мысль каждого сочинения.
(1) Сможет ли компьютер заменить книгу? Для меня это несложный вопрос. Я думаю (даже уверен), что да.
Спор о том, что лучше, чем-то мне напоминает произведения известных писателей: «Горе от ума» Карамзина, «Евгения Онегина» Пушкина и «Героя нашего времени» Лермонтова, только там стоит вопрос старых и новых порядков в мире крепостных крестьян и дворян, а здесь немного другое — уходящее время книги и новое время компьютера.
В настоящее время компьютер есть почти в каждом доме. Его берут по ряду причин. Для детей — это игрушка и «склад» информации, где можно найти абсолютно всё. Взрослые его используют в качестве помощника по работе.
Компьютер — сложное устройство, которое позволяет хранить в себе большое количество информации. В одном компьютере можно содержать целую библиотеку — это очень удобно и практично. Если не хочется читать, сидя у монитора (некоторые говорят, что это вредно для глаз), можно распечатать текст. Существуют ПК, которые можно использовать вместо книги в дороге и в других местах вне дома.
Думаю, что чтение книг в будущем заменится чем-то другим, ведь книга — устаревший способ хранения информации. Судя по тому, как развивается современное общество, люди вместо чтения будут смотреть видеофильмы, прослушивать аудиозаписи и т.д., передающие содержание какого-либо произведения.
Смотря на современность со стороны, я понимаю, что книги будут вытесняться и заменой им будет компьютер, так как новое, молодое поколение растёт рядом с такой техникой, а на стороне книги сейчас остались лишь отцы и матери этого нового поколения. Сейчас книги живут лишь потому, что в нашем образовании до сих пор значительно велика роль учебников.
С учётом того, как быстро развиваются новые технологии, я думаю, не стоит оглядываться назад. Компьютер — это прогресс человечества, его будущее. А книга — это старые порядки, и эти порядки, на мой взгляд, вскоре сдадут позиции. У книги нет будущего.
(2) Заменит ли компьютер книгу? Я затрудняюсь дать на этот вопрос однозначный ответ.
С одной стороны, книга, в отличие от компьютера, имеет немного возможностей. А современное молодое поколение считает возможности важным критерием. Нынешняя молодёжь (в большинстве случаев) не слишком-то интересуется литературой. Ум этой молодёжи занят компьютерными играми и Интернетом.
Но с другой стороны, всем известно, что ни фильмы, ни компьютерные игры не способны передать в полной степени ту картину происходящего и ту палитру ощущений. А вот книга великолепно справляется с этим заданием. Ведь когда ты читаешь книгу, то ты сам представляешь всё происходящее в ней так, как тебе интересней, а при просмотре фильма или игре работает не твоя фантазия, а фантазия режиссёра или создателя игры. Только в книгах можно передать те чувства, мысли и переживания, которые испытывают лирические герои и авторы.
Можно продолжать приводить доводы «за» и «против», но мне кажется, прогресс не остановишь.
Таким образом, я считаю, что в конце концов компьютер вытеснит книгу, но это произойдёт только в «молодом» слое общества. Взрослые же люди по-прежнему будут чтить книгу и отдавать предпочтение будут ей.
(3) Я считаю, что нельзя сравнивать книгу с компьютером. По-моему, каждый из этих предметов необходим для человечества и заменить друг друга они не смогут.
Когда у нас появился компьютер, это был большой праздник. Мы получили доступ к Интернету, думая объять необъятное. Через некоторое время восторги утихли. Мы поняли, что компьютер — это машина. Мы стали зависимы от него, он полезен для работы и обучения, но не способен думать и переживать. Мы стали уделять меньше внимания культуре и духовному развитию.
Но что может быть замечательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, мы попадаем в таинственный и волшебный мир, переносимся в далёкое прошлое или будущее. Книги отвечают на многие наши вопросы, заставляют думать и сопереживать героям.
Я, например, очень люблю читать военную литературу. Писатели этих книг рассказывают о наших соотечественниках, которые показали большую отвагу, героизм, упорство, веру в победу.
С помощью книг мы учимся на чужих ошибках, не совершая своих. Книг много, они учат нас наукам, помогают ориентироваться в жизни. Я люблю читать книги, это помогает мне в учёбе.
Так что сейчас компьютер у нас отдыхает. А может, это замаскированная родительская кампания по экономии электроэнергии? Над этим стоит подумать.
(4) Заменит ли компьютер книгу? Никогда. Этому есть ряд доказательств.
Во-первых, если проводить много времени за компьютером, портится зрение, так как глаза напрягаются и быстро устают. Во-вторых, компьютер, в отличие от книги, не развивает чувства и внутренний мир человека, потому что не содержит художественных произведений, необходимых для формирования мироощущения человека. От компьютера человек становится более агрессивным, часто происходят нарушения нервной системы и т.д. В-третьих, сидя за компьютером, человек не замечает времени. Книга лишь увлекает, а компьютер безудержно затягивает. В-четвёртых, читая книгу и постепенно приближаясь к её концу, всё больше интересуешься её окончанием, а в компьютере интересно лишь одно — выиграешь или проиграешь очередную виртуальную игру. Это не развивает человека, а является лишь пустым времяпрепровождением. В-пятых, книгу очень приятно держать в руке, слышать шорох страниц. Всегда хочется пролистать книги, которые ты читал в детстве, от них всегда веет чем-то добрым, сказочным, приятным. Такое ощущение, что в книгах есть душа, что это живой собеседник, а про компьютер такого не скажешь — это лишь железо.
Компьютер полезен лишь одиноким пожилым людям, нуждающимся в общении, так как за компьютером быстро проходит время. Но он также полезен и тем, кто учится или работает, так как в Интернете много полезной информации, но и в книгах её не меньше.
Но всё-таки лучше прочитать книгу, чем часами искать в Интернете нужную информацию и тратить на это деньги.
• Какая из точек зрения вам ближе? С какими утверждениями вы готовы аргументированно спорить?
2 KI Являются ли приведенные ниже слова синонимами? Каково лексическое значение каждого из них?
Аргументировать, резюмировать, иллюстрировать, доказывать.
3 Перечитайте каждый из текстов. В чём, на ваш взгляд, заключается их несовершенство? Какие советы вы дали бы каждому из авторов?
4 Дайте оценку композиции 3-го эссе. Предложите необходимые, на ваш взгляд, изменения в структуре (расположении частей) текста.
5 Приведите примеры фактических, логических, речевых, грамматических ошибок, допущенных авторами текстов.
6 Найдите случаи использования разговорных слов и выражений, речевых штампов в текстах эссе. Подберите и запишите соответствующие литературные синонимы.
7 Выберите текст, наиболее близкий вам по заявленной авторской позиции. Запишите его, исправив ошибки.
• Перечитайте. Сделайте вывод, по каким направлениям вы пытались совершенствовать исходный текст.
8 Если в 10-м классе вы не писали эссе на тему «Заменит ли компьютер книгу?», а эта тема вам интересна, напишите сочинение, стараясь избежать каких-либо ошибок.
§ 1. Совершенствование устной и письменной речи
Занятие 3 (Б)
Тема:
ПОНЯТИЕ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ (РЕДАКТИРОВАНИИ) ТЕКСТА
Основные понятия: редактирование текста. Работа по орфографии: о-ё после шипящих в корне слова.
НАБЛЮДЕНИЕ
ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
1 Прочитайте высказывания учёных о практике редактирования текстов во 2-й половине XX века:
«…Мне думается, что если работа заслуживает публикации…, то это значит, что автор по данному вопросу проделал большую работу… В отношении стиля следует предоставить свободу автору и не пытаться всех стричь под одну гребёнку».
(А.А. Любищев)
«…Ограничусь призывом к взаимной терпимости. Нарушений норм и правил русского языка, морали допускать нельзя. В остальном же свобода мнений в выборе стиля и формы совершенно необходимы».
(Академик В.Л. Гинзбург)
• Какая общая мысль объединяет оба текста?
• Сформулируйте своё отношение к призыву А.А. Любищева «предоставить свободу автору».
• Что вы понимаете под редактированием текста? В чём видите смысл и цель редактирования?
• Объясните смысловые оттенки синонимов к слову редактирование — совершенствование, исправление.
• Как вы думаете, почему так трудно совершенствовать свой собственный текст?
13
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
2 Познакомьтесь с понятием редактирование. Определите актуальность темы редактирование текста именно для вас.
Понятие редактирование происходит от латинского слова redadus — приведённый в порядок. Редактирование всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание наиболее адекватными для восприятия, чтобы обеспечить их соответствие определённым нормам, а также на то, чтобы текст или издание были представлены целостной законченной системой.
Как самостоятельная деятельность редактирование сформировалось в книгоиздательском деле. Этот вид деятельности складывался по мере развития книгоиздания в связи с необходимостью решать конкретные задачи выпуска литературы.
Редактирование — это деятельность по анализу, оценке и совершенствованию текста. Очевидно, что для правки любого текста очень важно развитое чувство языка, хорошее знание литературных норм, основ стилистики.
• Подготовьте памятку по редактированию текста (приведению текста в порядок).
• Что вы понимаете под «развитым чувством языка»?
• Вспомните, что такое языковая (литературная) норма. Объясните, почему даже совершенное знание языковых норм не может гарантировать положительного результата совершенствования текста.
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ ИТОГОВАЯ РАБОТА
3 Сопоставьте два рекламных текста. Определите, какой из них первичен, какой — результат исправления, редактирования.
Река Карпала берёт начало с родника у подножия горы Жилантоу. В верхней части по гористой местности эти чистые студёные воды весело журчат нешироким потоком, но, вбирая по дороге с площади бассейна 5130 кв. км другие родниковые воды, на равнине долина реки уже составляет 0,2—1,2 км. А какой буйный нрав у реки весной, когда тают снега и сливаются в реку! Свидетельство тому берега, испещрённые оврагами. Летом в этих береговых оврагах можно наблюдать такое царство трав, ягод и кустарников! Немудрено, что нашлось место и реликтам, живущим тут с незапамятных времён! Осенью же буйство красок изменяет пейзаж до неузнаваемости. 114 км бежит она с гор по территории трёх районов области и впадает в реку Илек.
Река Карпала берёт начало с родника у подножия горы Жилантоу. 114 км бежит она с гор по территории трёх районов области и впадает в реку Илек. В верхней части чистые студёные воды бегут по гористой местности нешироким потоком, но, вбирая по дороге с площади бассейна 5130 кв. км другие родниковые воды, на равнине долина реки уже составляет 0,2—1,2 км.
А какой буйный нрав у реки весной, когда снега тают и сливаются в реку! Об этом говорят берега, испещрённые оврагами. Летом в этих береговых оврагах настоящее царство трав, ягод и кустарников! Находится место и реликтовым растениям, живущим тут с незапамятных времён. Осенью же буйство красок изменяет пейзаж до неузнаваемости.
• По каким направлениям велось совершенствование текста?
4 Прочитайте текст (текст из Интернета, печатается без купюр). Определите его тему и озаглавьте.
Текст набивается просто построчно, в конце каждой строки интерпретатор при отображении страницы пользователю вставляет знак переноса строки <BR>. Но необходимо понимать, что длинные строки в редакторе переносятся на новую строчку, но за отдельную строку они не считаются и знак переноса там не ставится.
Чтобы запретить расстановку переносов строк, необходимо в начале строки поставить два двоеточия подряд в начале строки. Пустая строчка в редакторе также на странице отображается пустой строчкой. То есть здесь также вставляется знак переноса строки…
При написании ссылок в них можно вставлять название класса, чтобы ссылка не выделялась своей неоформленностью, делается это так: class=«xl».
• Чем компьютерное редактирование текста похоже и отличается от редактирования текста вообще?
• Прочитайте текст и подумайте, что в нём ошибочно, подлежит исправлению. Проведите необходимое редактирование. Объясните каждое ваше вмешательство в текст.
15
• Существует мнение, что пользователям Интернета вовсе не обязательно придерживаться языковых норм. Выскажите свою точку зрения, обоснуйте.
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА
ОБОБЩЕНИЕ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
5 Из курса литературы вам известно, что существует практика редактирования (совершенствования, исправления) не только собственного, но и чужого (авторского) текста. Вы встречались с конкретными примерами правки произведений разных авторов, проведённой Некрасовым, Тургеневым, Чеховым, Горьким и др. • Опираясь на ваши представления об особенностях языка и стиля А.П. Чехова, предположите, в каких направлениях могла идти его редакторская работа над рукописями других авторов.
НАБЛЮДЕНИЕ ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБОБЩЕНИЕ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПО ВЫБОРУ)
6 В литературе известны «ошибки», исправление которых приводит к искажению авторского замысла. Прочитайте, например, строки из стихотворения Игоря Иртеньева «Автобус»:
Вот инженер тире строитель.
Он строит для людей дома.
Какие ошибки, с формальной точки зрения, допущены автором? К какой области языка (пунктуация, орфография, речь) вы их отнесёте? Запишите эти строки в соответствии с языковыми нормами.
7 Р( Вспомните правило правописания о-ё после шипящих в корнях слов. Найдите в тексте стихотворения поэта-символиста А. Блока «Фабрика» несоответствия норме и попробуйте объяснить особенности авторской орфографии.
В соседнем доме окна жолты, По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.
Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовёт Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.
Недвижный кто-то, чёрный кто-то Людей считает в тишине.
И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене
Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.
• Запишите стихотворение по памяти. Какие другие авторские отступления от литературной нормы вы обнаружили?
• Постройте схемы всех сложных предложений. Дайте характеристику синтаксиса стихотворения.
• Сделайте вывод, почему недопустимо редактирование данного авторского текста.
8 Найдите и запишите другие примеры авторских текстов, исключающие возможность исправления, совершенствования.
9 КР Какой звук, [о] или [э], следует произносить после мягких согласных на месте пропуска в данных ниже словах?
Аф_ра, ж_рнов, за_м, оп_ка, св_кла, бл_клый, однои-м_нный, ос_длый, никч_мный, одноврем_нный.
10 Жизненная задача
Ситуация. Подготовка очередного номера школьной газеты. Ваша роль. Редактор.
Результат. Правка одного из материалов, предложенных автором к печати (то есть исправление смысловых, логических, стилистических, речевых недочётов без коренных преобразований текста).
Примечание. Текст для редактирования выберите самостоятельно. Кстати, будет интересно и полезно сопоставить результаты вашего редактирования с образцами работ одноклассников. Для этого выберите для редактирования один исходный текст. (Можно использовать тексты на с. 9—11.)
Занятие 4 (Б)

Предложения интернет-магазинов