Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. Нарушевич А.Г., Голубева И.В.

Данное пособие входит в состав разработанного в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования УМК «Русский язык. 9 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. Книга адресована учащимся и содержит материал для закрепления и проверки в формате ГИА (ОГЭ) знаний, полученных на уроках, подготовки к выполнению творческих заданий, выработки умений работать с проектами.

Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты.

Текст из учебника

ТЕСТЫ
СИНТАКСИС —
Сложносочинённое предложение (примеры взяты из произведений А. П. Чехова)
Вариант 1 Задание 1. Выберите неверное утверждение.
1) Сложносочинённым называется сложное предложение, в котором части являются равноправными по смыслу и соединяются сочинительными союзами и интонацией.
2) В сложносочинённом предложении с противительными отношениями между частями одно явление (событие) противопоставляется другому или одно явление сопоставляется с другим.
3) Если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то перед ней ставится точка с запятой.
4) Запятая перед союзами и, да (в значении и) не ставится при наличии общего второстепенного члена, входящего в состав сложносочинённого предложения.
Задание 2. Определите количество сложносочинённых предложений в следующем тексте.
Колокольчик что-то прозвякал бубенчикам, бубенчики ласково ответили ему. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчик заплакал, бубенчики засмеялись. Ямщик, приподнявшись, два раза хлестнул по беспокойной пристяжной, и тройка глухо застучала по пыльной дороге. Городишко спал. По обе стороны широкой улицы чернели дома и деревья, и не было видно ни одного огонька. По небу, усеянному звёздами, кое-где тянулись узкие облака, и там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп; но ни звёзды, которых было много, ни полумесяц, казавшийся белым, не проясняли ночного воз-
духа.
1) 1.
2) 2.
3) 3.
4) 4.
41
Задание 3. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
2) Всё небо заволокло облаками, и стал накрапывать редкий, мелкий дождь.
3) Митя Кулдаров, возбуждённый, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по комнатам.
4) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.
Задание 4. Укажите сложносочинённое предложение с соединительными отношениями между частями.
1) Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
2) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.
3) Изредка только донесутся чьи-нибудь мерные шаги из судейского коридора или осторожно кашляет в кулак зевающий присяжный…
4) С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.
Задание 5. Укажите сложносочинённое предложение с временными
отношениями между частями.
1) Горбатый Любим захлёбывается, и воздух оглашается резким, судорожным кашлем.
2) Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх, и рыболовы слышат сильный плеск…
3) С течением времени должна была накопиться недоимка, и он, здоровый и молодой, был послан миром на стариковское место, в сторожа и пугало общественных огородов.
4) Красный полумесяц уже ушёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.
Задание 6. Укажите сложносочинённое предложение с причинно-
следственными отношениями.
1) Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.
5
2) Всё гибнет, как сор, и мои богатства здесь, в степи, не стоят гроша медного.
3) Церковные сумерки уже не кажутся мне мрачными, и на Митьку я гляжу равнодушно, без злобы.
4) Кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою.
Задание 7. Укажите сложносочинённое предложение, в котором
выражаются действие и его результат.
1) Голова моя слабо откинута назад и набок, и я поневоле гляжу вверх, на освещённые окна.
2) Он был вял, как парниковый овощ, и всё у него казалось необычайно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка.
3) В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе.
4) Утреннее солнце било в окно сквозь спущенную занавеску, и дрожащий луч, тонкий и грациозный, как лезвие, играл на графине.
Задание 8. Укажите сложносочинённое предложение с противительными отношениями.
1) Прошло этак два месяца, и кончилась эта история ужаснейшим образом.
2) Он хочет сказать что-то прохожим, но роковое слово тяжёлой гирей висит на его дрожащих губах и никак не может сорваться.
3) Несколько в стороне от него темнел жалкий вишнёвый садик с плетнём, да под окнами, склонив свои тяжёлые головы, стояли спавшие подсолнечники.
4) Всё ли ещё светит луна, или это уже рассвет?
Задание 9. Укажите сложносочинённое предложение с разделительными отношениями.
1) Мне не хотелось домой, да и незачем было идти туда.
2) Электричеству он пророчит блестящую будущность, но тем не менее ужинающие слушают его с некоторым пренебрежением.
3) В осенних потёмках не отличишь ни лица, ни рук, но уже в манере покашливать и дёргать за звонок слышится солидность, положительность и некоторая внушительность.
4) Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своём, или же она играла мне на рояле.
Задание 10. Укажите сложносочинённое предложение с присоединительными отношениями.
1) Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.
2) Словно испуганные, бегут от берега волнистые круги, и на месте падения всплывают пузыри.
3) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их.
4) Небо всё ещё казалось тёмным, но уже видны были и лошади, и ямщик, и дорога.
Задание 11. Определите количество частей в каждом сложносочинённом предложении и укажите «четвёртое лишнее».
1) Шёл дождь, и от сильного ветра шумели деревья, но в потёмках не было видно ни дождя, ни деревьев.
2) Дверь была слегка отворена, и Пересолин, взглянув в неё, увидел нечто необычайное.
3) Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё ещё барахтаются под ивняком.
4) Придя к себе в детскую, Гриша положил перед собой «Родное слово», но ему не читалось.
Задание 12. Укажите сложносочинённое предложение, где выражаются одинаковые отношения между его частями.
1) Выйдет он сейчас за калитку, и всё это обратится в воспоминание и утеряет для него навсегда своё реальное значение, а пройдёт год-два, и все эти милые образы потускнеют в сознании наравне с вымыслами и плодами фантазии.
2) Студент упал лицом на сиденье и ушиб себе лоб, но тотчас же его перегнуло назад, подбросило, и он сильно ударился спиной.
3) Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху следов, но раньше какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковой вонью…
4) После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то не по себе в этом небольшом уютном доме, и всё мне казалось молодым и чистым благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью.
Задание 13. В каком ряду указаны союзы, которые могут соединять части сложносочинённого предложения?
1) Тоже, и, зато. 3) Ни… ни, что, да и.
2) Как, а, когда. 4) Или, но, если.
Задание 14. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого запятая не ставится. (Знаки препинания пропущены.)
1) Тишина и спокойствие.
2) Чиновники тоже сели по его приказанию и игра началась.
3) Колёса и копыта стучали по корневищам и тарантас покачивался, как пьяный.
4) Она заметно волнуется и одна щека у неё от волнения лихорадочно зарумянилась.
Задание 15. Укажите сложносочинённое предложение, в котором между частями может быть поставлено тире. (Знаки препинания пропущены.)
1) Остаётся только пририсовать чёрную бороду и папа готов.
2) Подсолнечники ещё ниже наклонили свои головы и трава казалась темнее.
3) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
4) Молча он думал о чём-то хорошем и весёлом и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице.
Задание 16. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого может быть поставлена точка с запятой. (Знаки препинания пропущены.)
1) Они шли по аллее между кустами и у обоих под ногами шуршал гравий.
81!
2) Но проходит час-другой и весь дом дрожит уже от музыки и танцев.
3) Небо над заводами и кладбищем было смугло и большие тени от клубов дыма ползли по полю через дорогу.
4) Солнце припекало уже по-весеннему и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Задание 17. Укажите верное объяснение отсутствия запятой между частями сложносочинённого предложения В коридоре было темно и из каждого угла глядело что-то тёмное.
1) Во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.
2) Все части сложносочинённого предложения являются побудительными предложениями.
3) Части, входящие в состав сложносочинённого предложения, имеют общий второстепенный член предложения.
4) Части, входящие в состав сложносочинённого предложения, имеют общее вводное слово.
Задание 18. В каком сложносочинённом предложении запятая между частями не ставится? (Знаки препинания пропущены.)
1) Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
2) Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и не было видно им конца…
3) Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце и камышовые цветы красными кистями наклонялись к воде.
4) Говоря по совести, осень выдалась прекрасная и озими ничего себе.
Задание 19. Укажите предложение с общим придаточным предложением для частей, связанных сочинительными отношениями.
1) После того как он потерял веру в человечество, грудь его наполнилась чувством пустоты и он стал мизантропом.
2) Во всех головах, сколько их было в суде, молнией блеснула одна и та же страшная, невозможная мысль о могущей быть роковой случайности, и ни один человек не рискнул и не посмел взглянуть на лицо солдата.
3) Он честен, справедлив, рассудителен, разумно экономен, но всё это в таких необыкновенных размерах, что простым смертным делается душно.
4) Всё небо усыпано мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом…
Задание 20. Какое из предложений соответствует схеме [_
], [_тоже]?
1) Эти слова, простые и обыкновенные, были сказаны простым человеческим языком, но Огнев в сильном смущении отвернулся от Веры, поднялся и вслед за смущением почувствовал испуг.
2) Он принялся работать, а ленивые домашние мысли долго ещё бродили в его голове.
3) Я чувствую близкое соседство священника, слышу строгий голос, и моя щека, обращённая к нему, начинает гореть.
4) Богатые люди всегда имеют около себя приживалов, науки и искусства тоже.
Задание 21. Какая из схем соответствует предложению
Сытому и одетому мороз — одно удовольствие, а для
человека рабочего, нищего, странника, блаженного — он
первейшее зло и напасть?
1) [—], а [—]•
2) [_-], а [—].
3) [-_=], [а-=_].
4) [-а], [-_]•
Задание 22. Какое из предложений отвечает следующей характеристике: сложносочинённое предложение состоит из 2 частей, соединённых соединительным союзом и, грамматическое значение — одновременность?
1) В комнате было темно, но лампада перед образом уже не горела.
2) Зотов возмущался, негодовал, а лошадь и собака слушали.
3) Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
4) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением.
Задание 23. Укажите верную характеристику предложения Солнечные лучи весело шалят на ковре, на стенах, на подоле няньки и как бы приглашают поиграть с ними, но дети не замечают их.
1) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — противопоставление.
2) Сложносочинённое предложение, состоит из 3 частей, соединённых соединительным союзом и и противительным союзом но, грамматическое значение — одновременность и противопоставление.
3) Сложносочинённое предложение, состоит из 3 частей, соединённых противительным союзом но и соединительным союзом и, грамматическое значение — противопоставление и одновременность.
4) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых соединительным союзом и, грамматическое значение — одновременность.
Задание 24. Укажите верный вариант пунктуационной характеристики предложения.
Под облаками, (1) заливая воздух серебряными звуками, (2) дрожали жаворонки, (3) а над зеленеющими пашнями, (4) солидно и чинно взмахивая крыльями, (5) носились грачи. (6)
1) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение; (3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие обособленные обстоятельства.
2) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;
(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие вводные конструкции.
3) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение; (3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, разделяющие однородные члены предложения.
4) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;
(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие обособленные определения.
Прочитайте текст и выполните задания 25—30.
Антракт
(1) Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. (2) Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют ещё музыкальные антракты. (3) Они-то нас и интересуют.
(4) Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (5) Идёт первая картина третьего акта. (6) На сцене — площадь в Великом Китеже. (7) Собравшийся на ней народ узнаёт страшную весть: на город надвигается татарская рать. (8) Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу.
(9) Опускается занавес. (10) Однако оркестр не умолкает. (11) Он рассказывает, что произошло дальше.
(12) Настороженны и в то же время зловещи его звучания. (13) Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. (14) Это мчатся татары, сметая всё на своём пути. (15) Всё ближе они, всё громче звучит дикая, зловещая тема… (16) Но послышалась простая и раздольная мелодия — песня русской дружины. (17) Вот уже всё сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и
12
неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, «убить» её… (18) И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка.
(19) Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. (20) Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочитая гибель рабству. (21) Не звучит больше раздольная песня, исчезает, расплывается чёткий ритм, лишь отдельные, словно «усталые» обрывки татарской темы-«победительницы» сменяют один другого…
(22) Снова открылся занавес. (23) На сцене татарский стан. (24) Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт «Сеча при Керженце».
(25) А вот другой пример. (26) Идёт опера Ж. Визе «Кармен». (27) В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. (28) Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. (29) Поднимается занавес, и перед зрителями горный пейзаж, тонко отражённый в только что прозвучавшей музыке. (30) Антракт к четвёртому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами, вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит трагическая развязка оперы.
(По JI. Михеевой)
Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.
1) Разговорная речь.
2) Публицистический стиль.
3) Официально-деловой стиль.
4) Научный стиль.
Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 7-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.
1) Лексические повторы.
2) Вводные слова.
3) Союзы, частицы, местоимения.
4) Наречия времени или места.
Задание 27. Укажите сложносочинённое предложение.
1) 1-е. 3) 28-е.
2) 17-е. 4) 29-е.
Задание 28. Укажите верную характеристику 19-го предложения.
1) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом «о, грамматическое значение — противопоставление.
2) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — одновременность.
3) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — последовательность.
4) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — присоединение.
Задание 29. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения.
1) 7-е. 3) 24-е.
2) 8-е. 4) 28-е.
Задание 30. Что наиболее полно отражается в заголовке текста?
1) Тема.
2) Идея (главная мысль).
3) Вывод.
4) Микротема (предложения 25—30).
Занесите ответы на задания в таблицу. Проверьте себя по ключам, помещённым в конце книги. Если ваш ответ совпадает с ответом, данным в ключе, поставьте +, если не совпадает, поставьте —.
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ответ
Самопроверка
№ задания 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Ответ
Самопроверка
14

Предложения интернет-магазинов