Русский язык. 9 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М.

Данное пособие дополняет практическую часть учебника «Русский язык. 9 класс» Л. А. Тростенцовой и др. Книга содержит тексты, развивающие речевые и языковые умения и навыки; упражнения, активизирующие тематические знания (синтаксиса, пунктуационных норм); контрольные работы по пройденным темам; тестовые задания, способствующие комплексной подготовке учащихся к ЕГЭ.

Русский язык. 9 класс. Дидактические материалы.

Текст из учебника

Повторение пройденного в V—VIII классах
1. Устная и письменная речь
1. Докажите справедливость высказывания о языке В. Г. Белинского, подкрепляя своё рассуждение примерами.
Язык живёт вместе с жизнью народа.
2. Составьте и запишите текст рекламы словаря синонимов. Подчеркните синтаксические конструкции, характерные для данного стиля.
3. Произнесите данное высказывание Бернарда Шоу несколько раз, стараясь в каждом случае придать сказанной фразе всё новые оттенки мысли и чувств.
Есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет», а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
— Помните! —
В устной речи важную роль играет интонация (в том числе логическое ударение). От нёе зависит изменение смысла высказывания, его тональности, эмоциональной окраски. Одна и та же фраза, благодаря интонации, может выражать противоположное содержание.
4. Прочитайте текст. Согласны ли вы с высказыванием поэта о несовершенстве письменной речи или же оно спорно? Поразмышляйте об этой проблеме. • Любите ли вы писать письма? Напишите письмо об одной из актуальных (современных) проблем.
О, как желал бы я опять вас увидеть, говорить с вами: мне благотворны были сами звуки ваших
6
слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами; ведь теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движения; выражение застывшей мысли, что-то отзывающее смертью…
(М. Ю. Лермонтов — М. А. Лопухиной, 1835 г.)
•лш 5. Представьте, что ваш сосед по парте стал знаменитым актёром или политиком. Возьмите у него интервью, используя при этом формы вежливого общения.
шш. 6. Расставьте ударения в следующих словах. В случае затруднения проверьте себя по орфоэпическому словарю. Составьте и запишите, используя данные слова, несколько словосочетаний с разными видами связи.
Алфавит, арест, дремота, корысть, августовский, столяр, договор, аристократия, красивее, баловать, газопровод, кухонный, ломоть, мельком, диспансер, околесица*, премировать, хаос, чистильщик, начавший, обеспечение, опериться, облегчить, похороны, издревле, сливовый, форзац, кедровый, торты, откупорить, пуловер, оптовый, мастерски, ивовый, издавна, пахота, иконопись, камбала, каталог, коклюш.
Замените заимствованные слова русскими синонимами. Устно составьте с ними предложения.
Досье — …
Коррупция — …
Пантеон — …
Компромисс — …
Приоритет — …
Лепта — …
Финиш — …
и*® 8. Запишите толкование фразеологизмов: время истекло; ахиллесова пята; дамоклов меч.
7
9. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений и запишите их в исправленном виде.
1) Планирование, просчёт вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно. 2) В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. 3) Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность. 4) Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 5) Имидж — это образ, надуманный для показа других внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 6) Партнёр — это соучастник какого-либо действия, события, игры.
7) Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала.
8) Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 9) Можно было привести ряд чисел, касающихся всех сторон жизни этой республики. 10) Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний. 11) Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 12) Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребёнком. 13) Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 14) Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 15) Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 16) Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций.
10. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Запишите предложения в исправленном виде.
1) В нашем лицее происходит углублённое изучение профилирующих предметов. 2) Ставится упор
8
на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3) Мы используем индивидуальный подход, учитывая интересы и способности ребёнка. 4) Вы должны туда собственноручно сходить. 5) Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6) Алексей Вавилов, уже второй год, обучаясь в университете Стокгольма, является там признанным лидером. 7) В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.
11. Исправьте, где это необходимо, ошибки и проанализируйте их. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства. 2) Всем пришлось работать напряжённо, чтобы в срок выполнить срочную работу. 3) Корабли приближались всё ближе и ближе к берегу. 4) Строители внезапно и неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни. 5) Новая техника помогает сделать более лёгким трудоёмкий труд рабочих. 6) Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино усилия всех участников. 7) Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе. 8) Индейцы — коренные аборигены Америки. 9) Рабочим выплачена зарплата за май месяц. 10) Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. 11) Появилась свободная вакансия. 12) Во главу угла поставлена задача обеспечения людей товарами первой необходимости. 13) Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 14) В нём заговорила его собственная гордость.
12. Найдите примеры речевой избыточности. Устно исправьте синтаксические ошибки в предложениях.
9
Долгие и продолжительные аплодисменты. Информационное сообщение. Памятный сувенир. Мужественный и смелый человек. Тем не менее, однако, вам следует написать объяснительную записку. Интенсивные продолжительные тропические ливни. По песку ступали ступни её ног. Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
Это был первый дебют начинающего актёра. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами. Он был патриотом своей родины. Тренер тренирует молодых спортсменов. Избиратели избрали достойного человека. Текст выступления отредактирован уважаемым редактором. Машинный парк обновили новыми машинами. Старый ветеран нашего предприятия. Хронометраж времени. Хронометраж производственных процессов. Состоялась первая премьера. Этот план требует корректив и поправок. Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации. Наряду с достижениями был отмечен и ряд недостатков. В заключение рассказчик рассказал следующее. Не без труда наши коллеги справились с этим трудным и сложным заданием. Сверх запланированной нормы рабочие сдали торгующим организациям 20% сверхплановой продукции. Продолжительность процесса горения — 15 секунд. Как и следовало ожидать, всё разъяснилось на следующий день. В ответ на наш запрос мы получили следующий ответ. Незаконное растаскивание имущества.
13. Замените данные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Составьте устно с ними предложения.
Опытный — …
Плакать — …
Молчать — …
Хвалить — …
10
Обманывать — … Исчезать — … Мешать — … Быстро бежать — … Плохо работать — … Очень тесно — … Очень мало — … Очень медленно — …
2. Монолог, диалог
х?- у Прочитайте выразительно стихотворение. О чём оно? Как вы понимаете последние реплики диалога? • Расскажите о знаках препинания при диалоге. Сделайте пунктуационный разбор первого предложения-реплики.
— Откуда ты, молодость?
— Я отовсюду!
— Кем будешь ты миру?
— Днём завтрашним буду.
— А где ты гнездишься?
— На кручах надежды.
— А кто тебе чужды?
— Глупцы и невежды.
— Чем в мире дороги твои знамениты?
— Они не пологи, они не избиты.
— А где начинаются эти дороги?
— А там, где отцов отпечатались ноги.
(Р. Гамзатов)
15. Представьте себе, что вы оказались в незнакомом городе. Вам нужно узнать: 1) как найти адрес проживания вашего друга или адрес гостиницы; 2) какие достопримечательности города интересно было бы посетить; 3) какие спортивные соревнования (концерты, выставки) ожидаются в городе в ближайшие дни. Составьте и запишите диалог в соответствии с задачей, обозначенной в ситуации. Используйте формы вежливого общения: Будьте добры!
11
Будьте любезны! Скажите, пожалуйста! Извините! Спасибо! Благодарю вас!
16. Прочитайте выразительно стихотворение В. Боко-ва. Расставьте знаки препинания. Найдите предложения с обращениями.
РАЗГОВОР С РОССИЕЙ
Окрасилась ярким румянцем осина4,
Пылают рябины багряного дня.
— В чём сила твоя?
Отвечай мне Россия1!
— В том сила моя что ты любишь меня!
Работают на поле люди простые,
А в небе звенит журавлиная грусть.
— В чём слава твоя?
Отвечай мне Россия
— В том слава моя что я честно тружусь.
В речной и озёрной и ласковой сини
Как Родину милую мне не узнать!
— Чем облик твой близок и дорог Россия?
— Тем близок и дорог что я тебе мать!5
3. Стили языка
17. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые ниже отрывки.
(1) Я упоминаю в моём слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая всё должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, — считаю всё же, что Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать её как истоки великой русской прозаической литературы.
(А. Толстой)
12
(2) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохлад но-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!
(Н. Гоголь)
• Какие средства художественной речи использует автор в этом отрывке?
(3) Термин «микрочастица» образован от греческого слова «mikros» (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц.
(И. Крылов)
• Укажите в тексте синтаксические конструкции, характерные для данного стиля речи.
18. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Определите стиль текста. Выпишите термины. Укажите причастные и деепричастные обороты. Какие предложения преобладают в тексте — односоставные или двусоставные? Почему?
На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в «классики» и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли.
13
А вот можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный «Этимологический словарик».
Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ша и означает «человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении «самка льва», по аналогии профессор + ша — профессорша, доктор + ша — докторша. Профессорша — «жена профессора», докторша — «жена доктора», «женщина-доктор».
Это уже игра в этимологию. Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо искусственное, ложно этимологическое (по выражению авторов) толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь».
Попробуй догадайся, сообрази, что слово аппетит можно толковать как технический термин со значением «отсутствие петита в типографии», астрология — как научный термин, означающий раздел ботаники («разведение астр»). Разве можно не улыбнуться, читая такие объяснения: бегония (спорт.) — «беговая дорожка», жалить — «сочувствовать», завтракать — «мечтать о будущем», малярия— «побелочно-покрасочная работа», обескровленный— «лишившийся крова, бездомный, бомж», ручаться — «здороваться за руку», соплеменник—«большой насморк», швейцар—«выходец из Швейцарии»? Забавная игра!
• Попробуйте продолжить! Пополните своими примерами «Энтимологический словарь».
14
19, Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Чудик». Объясните, почему герою рассказа пришлось переписывать текст телеграммы. К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте своё решение.
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».
Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: «Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде». — «Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена! <…> Вы, наверное, подумали…» — «В письмах можете писать что угодно, а телеграмма— это вид связи. Это открытый текст». Чудик переписал. «Приземлились. Всё в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились » и « Васятка ». Стало: « долетели », « Василий». — «Приземлились… Вы что, космонавт, что ли?» — «Ну ладно, — сказал Чудик, — пусть так будет».
20. Составьте текст поздравительной телеграммы.
— 21. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами, а затем составьте с ними предложения по образцу.
Образец. Акт — составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.
Претензия, виза, выговор, договор, заявка, приказ, повестка, постановление, предупреждение, учёт, протокол, распоряжение, резолюция, счёт, характеристика.
mm 22. Образуйте сочетания данных ниже глаголов с существительными, а затем составьте с ними предложения по образцу. • В каком стиле речи чаще всего употребляются подобные синтаксические конструкции?
15
Об р а з е ц. Разрешишь — спор, конфликт. Экономические споры часто разрешаются в суде.
Высказать, заслушать, затребовать, объявить, предоставить, продлить, предпринять, представить, рассмотреть, удовлетворить.
23. Проанализируйте текст официально-делового стиля, укажите его особенности.
С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.
(Из официального письма-подтверждения)
24. Закончите фразы деловых писем.
1. В ответ на Вашу просьбу…
2. Считаем необходимым ещё раз напомнить Вам…
3. Ставим Вас в известность о…
4. Мы можем предложить Вам…
5. Мы будем весьма признательны Вам за участие в…
6. Убедительно просим Вас…
25. Прочитайте текст. К какому стилю речи его можно отнести? Ответ аргументируйте. Выпишите из текста иноязычные слова, письменно объясните их значение, по возможности подберите синонимы. Объясните, почему некоторые слова в русском языке синонимов не имеют.
ЧЕМ ЖЕ «МАРКЕТ» ТАКОЙ «СУПЕР»?
Мы дружно проливаем слёзы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка.
16

Предложения интернет-магазинов