Русский язык. 9 класс. КИМы к учебникам Тростенцовой, Разумовской и др.

Содержащиеся в пособии контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 9 класса соответствуют общим направлениям составления материалов ГИА, ЕГЭ, программе по русскому языку для 9 класса и учитывают возрастные особенности учащихся. В конце пособия даны ответы на все варианты тестов, предложены диктанты и изложения различных типов, индивидуальные задания. Пособие адресовано учителям, ученикам, их родителям и всем, кому необходимо закрепить и систематизировать знания перед ЕГЭ.

Русский язык. 9 класс. КИМы

Текст из учебника

«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку дли 9 класса» написаны к учебникам С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.: В. 13. Бабайпевой и др.; М.М. Разумовской. С.И.Львова, В.И. Калинос и др.; Л. А. Тро-стенцовой, Т.А. Ладыженской, АЛ. Декиной и др. и к другим учебникам, соответствующим программе по русскому языку для 9 класса (М.: Просвещение).
Значительная часть тестовых заданий, помещённых в пособии. ориентирована на программу 9 класса, т. е. касается прежде всего синтаксиса и пунктуации сложных предложений. Особое внимание уделяется работе с различными видами текста. Материалы пособия помогут осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку.
Материалы пособия разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормат ивно-методическими документами. КИМы составлены с учётом принципов преемственности и перспективности, с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с опорой на «Программы общеобразовательных учреждении но литературе» (9 класс).
Важно, что пособие позволяет реализовать межпрсдметные связи (прежде всего русский язык — литература): многие задания пол литерой В содержат фрагменты произведений, включённых в программу по литературе, и литературоведческих статей, а задания под литерой С дают возможность проверить знания н по этому предмету. Кроме того, в качестве примеров использовались материалы учебников и по другим гуманитарным предметам: истории и обшествознанию.
Структура итогового теста, помешенного в пособии, соответствует структуре демонстрационного варианта экзаменационной работы но русскому языку, подготовленного Федеральным институтом педагогических измерений в 2009 году.
Необходимо учесть, ч го ориентация па постепенную подготовку к ЕГЭ не отменяет контроля знаний и умений учащихся и традиционными методами. Содержащиеся в пособии тексты индивидуальных заданий, диктантов (словарных и контрольных), изложений учитель может использовать в процессе изучения каждой темы, а также при итоговых проверках.
4
В конце книга приведены ответы на все тесты и задания.
Данное пособие предназначено не только для учителей, но и для школьников, интересующихся предметом и желающих проверить свои знания по русскому языку. Может применяться для подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах при повторении пройденного материала.
В курсе русского языка в 9 классе изучаются следующие основные темы:
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5-8 классах.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения (Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.)
Общие сведения о языке.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грам-матике и правописанию, культуре речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Лй? п/п Перечень знаний и умений Знаниян учении, проверяемые
частями Ан В частью С
1 2 4
1 Знание основных сведений о языке, определение изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил * •
2 Произведение всех видов раэборов: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистическою • *
3 Определение стиля и типа текста • ♦
4 Соблюдение всех основных норм литературного языка • *
5 Нахождение в предложениях смысловых отрезкой. которые необходимо выделить знаками препинания, обоснование выбора знаков препинания, их использование в предложении в соответствии с щученными и 5—9 классах пунктуационными правдами; нахождение и исправление пунктуационных ошибок: пунктуационный разбор предложения • «с
5
I 2 3 4
6 Нахождение в словах изученных орфограмм, обоснование их выбора, правописание слов с изученными орфограммами; нахождение и исправление орфографических ошибок, орфографический разбор слов ♦ •
7 Правописание изученных в 5-9 классах слов с непроверяемыми орфограммами • »
8 Определение типа и стиля текста, создание текстов различных стилей и типов речи • 0
9 Написание сочинений публицистического характера. Написание заявлений, автобиографии. Написание сочинений, ориентированных на понимание проблематики художественного произведения. Написание сочинений с элементами литературоведческого анализа художественного текста •
10 Совершенствование содержания и языкового оформления сочинения, нахождение и исправление различных языковых ошибок в своем тексте • •
и Составление комментария к приведенному в задании высказыванию
Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.
Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке
Тематические тесты содержат 6-7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В. С).
Уровень А — базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный (1—2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развёрнутый ответ.
Итоговые тесты (после изучения крупной 1емы, годовые) содержат 12—15 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.
6
На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут, «^ти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.
На выполнение итоговых гестов отводится 40—45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Пример задания из части А Л1. Какое предложение не является сложносочинённым? (Сложносочинённые предложения.)
□ 1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест. Q 2) В доме все уже легли, но никто не спал.
I 13) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение — в укреплённых городищах.
□ 4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а пра-
вительство следит за их осуществлением и текущей политикой. Ответ: 3.
Пример задания из части В
BI. Напишите вид придаточного, входяшего в данное предложение.
За всё, что человек берёт, он платит собой.
Ответ: местоименно-определитсльнос (1 балл).
Пример задания из части С С1. Как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А С. Грибоедова «Горе от ума» (см. задание ВI)?
Критерии оценки ответов
1. Тесты типа ЕГЭ.
В швисимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
7
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от I до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Критерии опсливашш ювожеиш Был
Содержание изложения
Основное содержание передано, отражетгы все важные для его восприятия микротемы 2
Основное содержание передано, но упущена или добавлена 1 -микротема 1
Основное содержание передано, но упущено или добавлено более 1 микротемы 0
Сжатие исходного текста
Правильно применены 1 или несколько приёмов сжатия текста, которые испол ьзованы на протяжении всего текста з
Правильно применены 1 или несколько приемов сжатия текста, которые использованы для сжатия 2 микротем текста 2
Правильно применены 1 или несколько приемов сжатия текста, которые использованы дли сжатия 1 микротемы текста 1
Приёмы сжатия текста не использованы 0
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но — допущена 1 логическая ошибка, и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение 7
8
Ответы на задания части С предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60—30% — оценка *4»;
40-60% — оценка «3»;
0—40% — оценка «2».
Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку.
2. Тесг. соответствующий демонстрационному варианту экзаменационной работы для проведения госу,шрствеиной итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений 2009 гола (в новой форме).
Структура итогового теста соответствует структуре демонстрационного варианта экзаменационной работы 2009 года.
Экзаменационная работз по русскому языку состоит из трёх частей, обязательных для выполнения Из них две части (первая и третья) — задания с развернутым ответом: С1 — сжатое изложение; С2.1 или С2.2 (по выбору ученика) — сочинение-рассуждение. Вторая часть состоит из 21 задания: 7 заданий с выбором ответа из 4 предложенных (иол литерой А) и 14 заданий с кратким ответом, которые формулируют сами ученики.
На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). Рекомендуемое время на выполнение первой части работы — 100 минут, второй части — 85 минут, третьей части — 55 минут.
Критерии оценивания сочинения-рассужденнн ш» лнттгвиеппескую тему (С2.1) Балл
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Приведено рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2
Приведено рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или приведено рассужлсние на теоретическом уровне, но: — рассуждение построено на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. 1
9
Кригернн оценишигня сочниення-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Балл
Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его част), нет
Приведено рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или гсзис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания. или тезис доказан на бытовом уровне 0
Наличие примеров-аргументов
Приведены 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление» при лом верно указана их роль в тексте з
Приведены 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление, но: — не указана их роль в тексте, или приведены 2 примера-аргумента из текста, и указана роль в тексте одного из них. И/И1 приведён 1 пример-аргумент нз текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, при этом указана его роль в тексте 2
Приведён 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, во: — не указана его роль в тексте 1
Не приведено ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или приведены примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но: — допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе просматривается коммуникативный замысел, но — лопушено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
Композиционная стройпость рлооты
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью. ошибок в построении текст нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью. но: — допушена 1 ошибка в построении текста 1
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0
10
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Балл
Максимальное количество баллов за сочинение Примечание. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, такая работа оценивается нулем баллов. Грамотность и фактическая точность речи оцениваются отдельно 7
Критерии оценивания задании второй части работы (А1—Л7; R1—B14) За верное выполнение заданий второй части работы (А1-А7; В1 -В 14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Есл и в части А обведено два и более ответа, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполнение второй части. — 21.
Критерии оцеиимшш сочинения-рассуждения ни тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) Балл
Понимание смысла фрагмента текста
Дано верное объяснение содержания фрагмента- Ошибок в интерпретации НС! 2
Дано в целом верное объяснение содержания фрагмента, но: — лопушена 1 ошибка в его интерпретации 1
Дано неверное объяснение содержания фрагмента текста, или допушено 2 и более ошибок при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе отсугствус! 0
Наличие примеров-арп ментов
Приведены 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 3
Приведён I пример-аргумент из текста, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента 2
Приведён(-ы) пример^-ы)-ар|умент(-ы) не из прочитанного текста 1
Не приведено ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или в качестве примера-аргумента приведена данная в задании цитата или её часть 0
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
11
Критерии оценивания сочинення-рассужлеиия на ic*y. ониаиную с пнхшим содержания текста (С2.2) Был
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но: допущена I логическая ошибка, и/илн в работе имеется I нарушение абзацного членения текста 1
В работе просматривается коммуникативный замысел, но: — допущено более I логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
Композиционная стройноегь
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью. но: -допущена 1 ошибка в построении текста 1
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение 9
Практическая грамотность и фактическая точность речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и нсодно-тииных ошибок).
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Балл
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2
Допушены 2 ошибки 1
Допущены 3 ошибки и более 0
Соблюдение пункту ацноштых норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допушены 3 ошибки 1
Допушены 4 ошибки и более 0
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет. или допущена 1 ошибка 2
Допушены 2 ошибки 1
Допущены 3 ошибки и более 0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет. или допущено не более 2 ошибок j л
Допушены 3 ошибки 1
Допущены 4 ошибки и более 0
Фактическая точность сочинения-рассуждения
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
12
Критерии оиеиьп грамотности ■ фактической точности речи Валл
Допущены 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1
Допущены 2 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. 0
Максимальней; количество баллов за сочинение и изложение 10
Указанные нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет 140-290 слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70—139 слов, то по каждому из критериев не ставится больше I балла.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 45.
13
Тест 1. Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография
Вариант 1
AI. В каком слове прн произношении происходит оглушение согласного звука?
□ I)лыжный
□ 2) пробка
□ 3) проста
□ 4)почта
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ I) катАлог
□ 2) звОнит
□ 3) собрАла
П 4) обссп Ечение
A3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная кормя? П 1) изд.лека, очарование
□ 2) выг..реть. в..твистый
□ 3) арт.ллерия, л.ленда
□ 4) изд..гать, подр.хти
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и га же буква?
□ I) ле..че, ло..ти
□ 2) бе..вкусный, низвергнуть ПЗ) президент. пр..ятель
□ 4) раз..грать, сверх..звестный
В1. Изданного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) гласная буква обозначает два звука.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собой всё -Слово о полку Игореве» от начала до конца.
С1. Как доказывает автор «Слова…» необходимость этого единения (см. задание В1)?
14
Тест 1. Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография
Вариант 2
А1- В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? П 1)ходьба
□ 2)узник Q3) вокзал
□ 4) личный
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ ]) дОсуг
□ 2) вклЮчим
□ 3) нАчать
□ 4) облегчИть
A3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? П |)г..рючий. бархатистый
□ 2) милосердие, защищать
□ 3) прикосновение, д..плом
□ 4) з..рнина, гениальный
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? [~1 I) исчезнуть, леви..
□ 2) дод. .екать, ц..гейка
□ 3) пр..спокойно, пр..открыть
□ 4) ЗО..ЧИЙ, но..пись
BI. Изданного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки звонкие.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник литературы Руси, обращенный не к прошлому, а к будущему.
С1. В чём вы видите доказательства утверждения, сформули рованного в задании В1?
15
Тест 2. Повторение изученного в 5-8 классах: лексика, фразеология, культура речи
Вариант 1
А1. Какое словосочетание содержит антонимы?
□ 1) Я спешил, бежал, летел, а на уроки не успел.
□ 2) А заря горит, разгорается.
□ 3) У сильного всегда бессильный виноват. П4) Приходи не третьего, а четвёртого октября
А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
0 I) апатичный
□ 2) пессимистичный
1 13) аскетичный
□ 4) циничный
A3. В каком предложении вместо слова ЦЕНТРАЛЬНЫЙ нужно употребить слово ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ? О 1) Парад проходил на ЦЕНТРАЛЬНОЙ площади города.
□ 2) Сообщения о визите главы государства появились в ЦЕН-
ТРАЛЬНОЙ печати.
□ 3) В каждом доме есть батареи ЦЕНТРАЛЬНОГО отопления.
□ 4) В Советском Союзе снабжение было ЦЕНТРАЛЬНЫМ. А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
□ I ) К сожалению, в этот раз поражение одержала наша
команда.
□ 2) Опоздали мыс тобой и остались на бобах.
П 3) Имена многих героев прошлых войн канули в лето.
□ 4) Всегда ты попадаешь не в глаз, а в бровь.
В1. Замените слово (на) ЧЕЛЕ изданного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в имени гель-ном падеже.
Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.
С1. Каково значение устаревших слов? 16
Тест 2. Повторение изученного в 5-8 классах: лексика, фразеология, культура речи
Вариант 2
А1. Какое словосочетание содержит антонимы? Q 1) В когда-то глухой чаше всё чаще раздавался стук топора. I 12) Куда затерялось, пропало письмо?
□ 3) В зоопарке меня особенно заинтересовал павильон зем-
новодных, или амфибий.
□ 4) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости. А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «отплата за поражение, борьба с целью взять верх над прежним победителем»?
□ I) ревизия Q3) регалия
□ 2) реванш □ 4) реставрация
A3. В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?
□ I) Мария Васильевна была женщиной ЭКОНОМНОЙ.
□ 2} Движения старика были ЭКОНОМНЫЕ, выверенные
годами.
□ 3) Внедрение ЭКОНОМНОГО строительства особенно важ-
но в наше время.
□ 4) ЭКОНОМНОМУ расходованию средств надо учиться.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
□ 1) Ну, кажется, всё закончилось, дело в шайке.
□ 2) У тебя же на лбу написано, что ты хитришь!
□ 3) В пещеру можно было проникнуть, только согнувшись
в две погибели.
□ 4) Отвечайте, кто мне свинью приложил?
В1. Замените слово ЗЕНИЦ из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже единственного чиста.
Перстами лёгкими, как сон, Моих зениц коснулся он.
С1. Какое значение имеют устаревшие слова в поэзии?
17

Предложения интернет-магазинов