Русский язык. 9 класс. Контрольные измерительные материалы. Никулина М.Ю.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит по два варианта тестовых заданий по всем темам курса русского языка для экспресс-диагностики уровня усвоения школьниками программы 9-го класса (а также ранее изученного материала). Работа с пособием поможет не только оперативно проверить знания учащихся, но и отработать умения и навыки грамотного письма, а также начать подготовку к ЕГЭ и ГИА. Издание предназначено учителям русского языка, учащимся 9-го класса, родителям. (Ко всем тестовым заданиям есть ответы.)

Русский язык. 9 класс. Контрольные измерительные материалы.

Текст из учебника

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Тест 1.
Фонетика, орфография
ВАРИАНТ 1
Часть А
А1. В каком ряду в обоих словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?
1) дебют, темп
2) теннис, пионер
3) терраса, берет
4) морфема, модель
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кухОнный 3) тортОв
2) звОнит 4) нЕ дал
A3. В каком ряду в обоих словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная в корне?
1) пол..жить, р..сточек
2) б..реговой, аб..жур
3) заг..рать, пл..вец
4) различать, ед..ница
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..размерный, ра..пахать
2) пр..лестный, пр..бывать (в деревню)
3) объявление, ад..ютант
4) пр..дедушка, под..рвать
Повторение пройденного в 5-8 классах
А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Т?
1) напрас..ный, отвес..ная (скала)
2) мес..ный, окрестный
3) опас.ливый, буревес.ник
4) вкус..ный, радостный
— Часть В
ВТ. Из предложения выпишите слово(-а), в котором(-ых) ударение падает на третий слог.
Работа, начатая по договору в прошлом году, вошла в выставочный каталог.
В2. Из предложения выпишите слово(-а), в котором(-ых) гласная буква обозначает два звука.
Картины молодых художников были выставлены на юге нашего города.
Часть С
СТ. Напишите, в каких случаях буквы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука.
ВАРИАНТ 2
Часть А
AT. В каком ряду в обоих словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?
1) интерьер, рейд
2) ателье, темп
3) рельс, агрессия
4) пионер, коммерсант
Тест 4
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) жалюзИ 3) катАлог
2) красивЕе 4) щАвель
A3. В каком ряду в обоих словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная в корне?
1) прикасаться, выр..щенный 3) кр..сивый, уг..дать
2) корреспондент, ул..вимый 4) зап..рать, заг..релый
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) бессменный, рассыпчатый
2) зан..вес, п..ношенный
3) об..ездить, обез..яна
4) пр..бытие (поезда), преподнести
А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Т?
1) окрестный, лес..ничный
2) опас..ный, чудес..ный
3) безвкус.ный, перепле..чик
4) колес..ница, ответчик
Часть В
В1. Из предложения выпишите слова с ударением на первом слоге.
Она взглянула на кухонную утварь и жалюзи на окне и тут же вышла.
В2. Из предложения выпишите слово, в котором гласная буква обозначает два звука.
Елку украшали игрушки: шары, бусы, фигурки животных.
Часть С
С1. Напишите, в каких случаях буквы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука.
7
Повторение пройденного в 5-8 классах
Лексика, фразеология, культура речи
ВАРИАНТ 1
Часть А
А2.
A3.
В каком словосочетании нет ни синонимов, ни антонимов?
1) скучный, тоскливый день
2) то молчал, то много говорил
3) пришёл и сразу же ушёл
4) безветренный и жаркий день
Укажите значение слова АБСУРДНЫЙ.
1) мелкий, ничтожный
2) некрасивый
3) смешной, курьёзный
4) нелепый, бессмысленный
В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ надо употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1) Рядом с БАРСКИМ домом находился флигелёк, в котором и жил доктор.
2) Его БАРСКИЙ вид всегда немного смущал меня.
3) Эти БАРСКИЕ замашки мало кому нравились.
4) Это была любимая БАРСКАЯ охотничья собака.
В каком предложении есть речевая ошибка?
1) Да он тихий: мухи не обидит.
2) Дом его стоял на косогоре.
3) Этот опыт имел большую роль в дальнейшем развитии исследования.
4) Развитие этой отрасли потребовало много денежных средств.
Тест 2
А5. Каково лексическое значение устаревшего слова кафтан?
1) длиннополая мужская верхняя одежда
2) льняная рубашка, расшитая бисером
3) широкие мужские брюки
4) большая шляпа для работы в поле
Часть В
В1. Выпишите из предложения слово, употреблённое в переносном значении.
Твёрдый характер нашего героя помог ему добиться цели.
В2. Замените фразеологизм из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. На званом вечере она была белой вороной и поэтому вскоре ушла.
Часть С
С1. Напишите, для чего в речи нужны фразеологизмы. ВАРИАНТ 2
Часть А
А1. Какое предложение содержит антонимы?
1) Жаркий день сменился холодной и ветреной ночью.
2) Несмотря на прохладную погоду, в саду распустились розы.
3) Мы шли медленным шагом, иногда останавливались, чтобы набраться сил.
4) Скучать было некогда: работы невпроворот.
А2. Какое из слов имеет значение бдительный?
1) любопытный
2) пытливый
3) внимательный, тщательно охраняющий, неослабный
4) интересующийся чем-то новым
Повторение пройденного в 5-8 классах
A3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Украшали пруд водяные лилии.
2) Ребёнка нужно было одеть в тёплое пальто.
3) Мне оставалось только одеть шапку.
4) Абонент долго не отвечал.
А4. В каком предложении есть речевая ошибка?
1) Море было спокойно, и лишь лёгкий ветерок иногда рябил воду.
2) Я привезла памятный сувенир.
3) Село осветила полная луна.
4) Распустилась черёмуха — жди холодов.
А5. Каково лексическое значение устаревшего слова яхонт?
1) старинное название золота
2) старинное название рубина и сапфира
3) старинное название серебра
4) пояс из куска ткани
Часть В
В1. Выпишите из предложения слово, употреблённое в переносном значении.
Это был хорошо образованный человек, человек с железной волей.
В2. Замените фразеологизм из предложения стилистически нейтральным синонимом.
Проекту молодого архитектора сразу же дали зелёную улицу.
Часть С
С1. Напишите, для чего в речи нужны фразеологизмы.
10
Тест 2
Тест 3.
Словообразование, орфография, морфология
ВАРИАНТ 1
Часть А
А1. Определите способ образования слова по-детски.
1) приставочный 3) бессуффиксный
2) приставочно-суффиксальный 4) суффиксальный
А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) (плющ) обв..вает, соб..рать 3) меж..нститутский, с..грать
2) ул..жить, р..стение 4) п..реправа, пр..лечь
A3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
1) нож.., горяч.. 3) ноч.., наеш..ся
2) намаж..те, ноч..ка 4) замуж.., развлеч..
А4. В каком ряду все слова являются местоимениями?
1) эти, так 2) собой, всякий 3) каждый, как 4) когда, тот
А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) ш..ры, реш..точка 3) испеч..нный, ж..лтый
2) туш..нка, трещ..тка 4) ч..рточка, ш..рох
Часть В
ВТ. Выпишите из предложения слово, образованное бессуф-фиксным способом.
Ночная тишь опустилась на землю.
В2. Выпишите из предложений обособленное приложение.
Д.С. Лихачёв, известный филолог и искусствовед, писал, что «между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим».
Часть С
СТ. Напишите, как вы понимаете слова Д.С. Лихачева (см. задание В2).
Повторение пройденного в 5-8 классах
ВАРИАНТ 2_
Часть А
А1. Укажите способ образования слова предгорье.
1) приставочно-суффиксальный 3) сложение основ
2) приставочный 4) суффиксальный
А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ед..ница, г..ройский 3) пр..лив, пр..горюниться
2) заг..реть, полагать 4) в..юнок, ад..ютант
A3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
1) из-за туч.., улыбаеш..ся 3) глупыш.., обжеч..
2) навзнич.., испеч.. 4) с крыш.., брош..
А4. В каком ряду все слова являются наречиями?
1) по-нашему, себя 3) никого, в течение
2) надвое, к обеду 4) всмятку, снова
А5. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
1) печ..ный, ш..рохи 3) меч..м, ш..лк
2) щ..тка, ч..рный 4) крыж..вник, ч..рствый
Часть В
В1. Выпишите из предложения слово, образованное приставоч-но-суффиксальным способом.
Безрадостная картина открылась нашему взору.
В2. Из предложения выпишите причастный оборот.
Д.С. Лихачёв, известный филолог и искусствовед, сказал, что «интеллигент — это человек, обладающий умственной порядочностью».
Часть С
С1. Напишите, как вы понимаете слова Д.С. Лихачева (см. задание В2).
12
Тест 4
Тест 4.
Итоговый тест по теме изученного в 5-8 классах
ВАРИАНТ 1
Часть А
А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) повторИт 2) кУхонный 3) донИзу 4) слИвовый
А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) р..сток, к..саться 3) в..негрет, п..рцовый
2) пац..ент, церемония 4) л.ловый, нат..рать
A3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
1) драм..а, бал..ада 3) коллекционный, эффектный
2) клас..ный, кор..идор 4) баскетбол.., высший бал..
А4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)знакомыми тропами мы добрались до места.
2) (Не)зная броду, не суйся в воду’.
3) (Не)известная девушка стояла у входа.
4) Он сделал (не)сколько шагов.
А5.* В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1) Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшенной дороги.
2) К оформлению зала привлекли всех, кто (МАЛО)МАЛЬ-СКИ умел рисовать, ТАК(ЧТО) через два дня всё было готово к празднику.
*3десь и далее: задания, обозначенные знаком *, взяты из книги Г.Т. Егораевой «Русский язык». ЕГЭ: сборник методических рекомендаций. М., «Экзамен».
13
Повторение пройденного в 5-8 классах
3) (ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПОЛОВОМУ.
4) КОГДА(ТО) в центре (ПОЛУ)ОСТРОВА образовалась гора.
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Поставле( 1 )ая задача не была реше(2)а в срок, и мы, огорче(3)ые, пошли домой.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,3 4) 3
А7. В каком предложении следует поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мы то смеялись и обнимались то начинали от радости плакать.
2) Снег да ветер не стали преградой путникам.
3) Выпей молока или кефиру.
4) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке. А8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Это здание высочайшее в нашем городе.
2) Прочитав несколько страниц, я немного успокоился.
3) Поезд приехал согласно расписания.
4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата.
А9. В каком словосочетании неверно выделено главное слово? х
1) приятно пахнет
х
2) ярко синеют
X
3) волнующие события
х
4) встреча одноклассников
14
Тест 4
А10. В каком предложении не нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Книга источник знаний.
2) Гений это терпение.
3) Рассказ этот меня поразил.
4) Его жизнь подвиг.
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1 )Дом их стоял в тихом и чистом квартале. (2)Со второго этажа, из парадных комнат, всегда полутёмных от закрытых жалюзи, была видна Константина, ставшая французским городом. (З)Окна семейных покоев, тенистых и прохладных, смотрели в сад, — там, в вечном зное и блеске, дремали вековые эвкалипты, сикоморы, пальмы, обнесенные высокими стенами. (4)А хозяйка в течение долгого времени вела то замкнутое существование, на которое обречены в колониях жёны всех европейцев.
(По И. Бунину)
В1. Напишите вид сказуемого в предложении 2.
В2. Напишите номера предложений, в которых есть однородные члены.
ВЗ. Какой частью речи является слово в течение из предложения 4?
В4. В каких предложениях есть обособленные определения, выраженные причастными оборотами? Запишите номера этих предложений.
Часть С
С1. Расскажите, чем интересен ваш город с исторической и художественной точки зрения.
15
Повторение пройденного в 5-8 классах
ВАРИАНТ 2
Часть А
А1*. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар ный гласный звук?
А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) к..сание, отр..сль
2) п..лисадник, п..мидор
3) объявление, серьёзный
4) ув..дающий, увл..каемый
A3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
удвоенная согласная?
1) драм..а, мож..евельник 3) аллегория, буд..ёновка
2) гал..ерея, бас..ейн 4) ан..улировать, режис..ёр
А4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)званый гость появился на пороге дома.
2) Тема эта (не)изучена.
3) Загадка осталась (не)разгаданной.
4) На письмо было (не)кому ответить
А5*. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно?
1) Не могу судить, МНОГО(ЛИ) он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, видимо желая, ЧТО(БЫ) и другие знали.
2) (В)СКОРЕ тропа повела на довольно крутой пригорок, и через (ПОЛ)ЧАСА сосновый лес окружил нас.
3) Когда он говорил о ЧЕМ(НИБУДЬ), относящемся к медицине, то не походил ни на одного из наших городских докторов, а производил КАКОЕ(ТО) новое, особенное впечатление.
4) (НА)ВСТРЕЧУ нам ехал (ЯРКО)КРАСНЫЙ автобус.
16
1) Августовский
2) аэропорты
3) прИнята
4) согнУтый
Тест 4
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На деревя(1)ом столе стояли глиня(2)ые кувшины, на-полне(3)ые молоком.
1)1,2,3 3)1,3
2) 2, 3 4) 2, 4
А7. В каком предложении следует поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) За окном в небе сильно загрохотало треснуло разорвалось.
2) Блажен кто верует тепло ему на свете.
3) Смеркалось и мы двинулись в обратный путь.
4) Непосеянные зерна не взойдут.
А8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Поднимаясь в гору, мне стало трудно дышать.
2) А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году.
3) Согласно постановлению правительства этот день будет выходным.
4) Через час мы пили на веранде ароматный чай с вареньем.
А9. В каком словосочетании неверно выделено главное слово?
х х
1) новые знания 3) быстро прочитать
х х
2) уйти из школы 4) кофе по-турецки
А10. В каком предложении не нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Наша дружба солнца яркий свет.
2) Ночь как день.
3) Охранять природу значит охранять Родину.
4) Язык это история народа.
17
Повторение пройденного в 5-8 классах
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1 -В4.
(1)В жизни Пушкина малозначительного нет. (2)Мелкая подробность позволяет порой по-новому понять и оценить всем известный стих или строчку пушкинской прозы. (З)Нет ничего оскорбительного для памяти поэта в том, что мы хотим знать живого, подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий облик со всем, что было в нём и прекрасного, и грешного. (4)В этом отношении можно согласиться с Вересаевым, который сказал: «Скучно исследовать личность и жизнь великого человека, стоя на коленях».
(Н. Раевский)
В1. Определите вид односоставного предложения 1.
В2. Запишите номера предложений с однородными членами.
ВЗ. Какой частью речи является слово этом из предложения 4?
В4. В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? Запишите номер этого предложения.
Часть С
С1. Вспомните, какие слова называются исконно русскими, а какие заимствованными. Приведите примеры. Почему происходит заимствование слов из других языков?
18
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания
ВАРИАНТ 1_
Часть А
А1. Укажите сложное предложение.
1) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
2) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.
А2. Укажите сложное союзное предложение.
1) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
2) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непроходимые болота.
4) Парень стоял и стоял, словно в стороне от суматохи.
A3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.
1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4) Ямщик свистнул, и лошади поскакали.
19

Предложения интернет-магазинов