Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

Методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику русского языка для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. В книге рассказано о построении и содержании учебника, представлено планирование работы, приведены конкретные советы о том, как изучать наиболее сложные темы курса, даны контрольные работы, дополнительный дидактический материал, который учитель сможет использовать на уроке.

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие.

Текст из учебника

Предисловие
Книга является методическим пособием к школьному учебнику, созданному коллективом авторов под научной редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской и доктора филологических наук П. А. Леканта. Адресованный учащимся 9 классов, он является частью предметной линии учебников для 5—9 классов, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, и с 1995 г. используются в школах России. Многолетний опыт работы по данным учебникам показал эффективность предложенной авторами системы обучения. За создание учебной линии авторскому коллективу присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования.
Настоящее методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС учебнику русского языка для 9 класса. Цель переработки заключалась в дальнейшем развитии заложенных в авторскую концепцию идей, обеспечивающих на современном этапе развития школьного образования реализацию основных положений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Отметим, что в основу методической системы УМК под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, в связи с чем уже первые издания учебников отличались усилением коммуникативного аспекта в изучении предмета. По замыслу авторов, цель курса русского языка состоит в усвоении системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, а также в совершенствовании на этой
3
основе важнейших видов речевой деятельности: осознанного, беглого и выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания чужой речи (в частности, учебной информации); свободного и правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения.
Реализуя основные цели обучения русскому языку в школе, авторский коллектив включает уже в первые издания учебников необходимое и достаточное содержание, обеспечивающее формирование всех видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.
Теоретической основой формирования коммуникативной компетенции являются понятия текста, стилей речи и функционально-смысловых типов речи. В переработанной авторской программе (Дрофа, 2012) умения связной речи не только отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности, но и максимально приближены к основным результатам обучения, характеризующим тот или иной этап обучения.
Так, в 9 классе вычленяются следующие коммуникативные умения, являющиеся основой мета-предметных результатов обучения.
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать спосо-
4
бы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-эти-ческого характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между пред-
5
ложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Таким образом, для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности (чтением, аудированием, анализом устного и письменного высказывания, воспроизведением текста, созданием собственного высказывания и его совершенствованием). При переработке учебников большое внимание было уделено усовершенствованию упражнений, обеспечивающих формирование указанных умений.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках данной предметной линии, включает в себя зна-ниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в системе упражнений, включённых в каждый параграф по речеведению.
Во всех пяти учебниках этой линии предусмотрена специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, нацеленные на проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных текстов разных стилей и жанров. При этом учащимся систематически предлагаются задания, связанные с наблюдением, изучением, анализом изобразительно-выразительных средств языка в тексте.
6
Предметные результаты обучения также представлены в программе по классам и распределены по основным разделам курса: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;
• по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
• по морфемике и словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуф-фиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
• по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
• по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяе-мыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
• по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно
7
выразительно произносить предложения изученных видов;
• по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
При этом в учебниках использованы оптимальные способы формирования важнейших умений и навыков по предмету. Один из таких способов — опора на обобщающие понятия и соответствующие им ключевые умения.
Деятельностный аспект предъявления теоретического материала выражается и в том, что в учебниках определения и правила в основном представлены в виде образцов рассуждений и адаптированных лингвистических рассказов. Нужно отметить также, что переработанные учебники не только предлагают теоретические тексты разных видов, но и организуют с помощью специальных заданий информационно-смысловую их обработку, учат правильно извлекать информацию не только из текстов лингвистического содержания, но и из схем, таблиц, инструкций. Подобная работа организуется с первых уроков 5 класса и продолжается вплоть до последних уроков 9 класса, что помогает ученикам успешно подготовиться к экзаменам по предмету. Этому способствует также и специальный раздел для подготовки к предстоящим экзаменационным испытаниям, включённый в учебник для 9 класса.
Особенность данных учебников проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: систематически ведётся деятельность, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (с характерным логическим ударением, интонацией, темпом и тембром речи). Ярко выражена ориентированность учебников данной линии на целенаправленное развитие языкового чутья и опору на него при проведении языкового анализа слова. В связи с этим особое внимание уделяется работе с такими обобщающими понятиями, как морфема, морфемная модель слова, обеспечивающими формирование функционально-семан-
8
тического взгляда на структуру слова, учитывающего семантическое наполнение морфемы в процессе языкового анализа. Такой подход в обучении способствует формированию умения опираться на струк-турно-смысловой анализ слова при проведении языкового анализа разнообразных видов, в том числе орфографического, лексического, морфологического.
Указанные особенности курса, реализованного в учебниках данной предметной линии, полностью соответствуют требованиям к современным образовательным системам. Однако в процессе переработки учебников с целью их усовершенствования и обеспечения соотнесённости с основными требованиями ФГОС второго поколения была значительно усилена коммуникативно-деятельностная составляющая курса и его направленность на достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.
В связи с этим в учебниках (в том числе и в учебнике для 9 класса) нашли дальнейшее развитие аспекты методической системы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки, что связано с формированием навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также развитием способности строить рассуждение на лингвистическую тему; 2) ме-тапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, в связи с этим увеличено количество заданий, направленных на формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
9
Усилена направленность учебников в достижении личностных результатов обучения, указанных во ФГОС. В связи с этим особое внимание уделено развитию познавательных интересов учащихся и формированию таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребность обращаться к словарно-спра-вочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке.
Учебники данной линии характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета — развитие логического мышления, речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
В процессе переработки учебников большое внимание было уделено возрастным и психологическим особенностям обучающихся. В связи с этим приведён в соответствие нормам учебного времени объём теоретического материала, объём текстов, их компоновка и количество информации, заключённой в них; усилено внимание в процессе обучения к ведущей деятельности, характерной для детей основной школы (общение), к задачам формирования и развития абстрактного мышления.
Чтобы материал был доступен учащимся разного уровня подготовки, в учебниках усовершенствована система предъявления теоретического и практического материала. Так, цветной заливкой теперь оформляется вся теоретическая информация, которая содержится не только в текстах теоретического характера, но и в очень небольших по объёму попутных замечаниях и даже в материалах упражнений.
10
При этом выделяется основной материал, обязательный для усвоения, и дополнительный материал (рубрика «Возьмите на заметку»).
Усовершенствован также и аппарат ориентировки учебников, в который включена система сигналов-символов (например, выделение дополнительных заданий в упражнениях, заданий повышенной сложности, а также заданий, предусматривающих использование электронного приложения к учебнику). Значительные изменения внесены в справочные материалы: теперь в каждом классе предъявляются все виды языкового разбора с особыми примечаниями, касающимися сложных случаев анализа, что также помогает построить обучение, соответствующее возрастным и психологическим особенностям учащихся каждого класса.
Задачей подчинения предъявляемого материала возрастным и психологическим особенностям обучающихся объясняется и проведённое усовершенствование в учебниках для 5—9 классов раздела ЗСП («Значение, строение и правописание слов»): принципы подачи унифицированы, указан морфемный состав каждого слова, включённого в данный раздел.
Продуман также с точки зрения физиологии ребёнка каждого возраста и характер наглядности, которая использована в учебниках для облегчения правильного понимания неизвестных или малопонятных слов, обозначающих исчезнувшие из современного быта предметы; для полноценного раскрытия теоретического материала, представленного, например, в виде схемы или таблицы, являющейся самостоятельным источником информации. Принцип преемственности определял и подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.
Система понятий и научных сведений в учебниках также подчинена принципам преемственности и последовательности на всех этапах обучения с 5 по 9 класс. Новый материал вводится на фоне уже известного как его развитие и обогащение, что обеспе-
11
чивает системное восприятие знаний. Авторами учебника реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия -> осмысление лингвистической сути понятия —> овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение языкового анализа —> формулирование теоретических выводов -> углубление знаний. Учтены внутрипредметные связи, облегчающие процесс усвоения изучаемого.
Учебники 5—9 классов построены таким образом, чтобы обеспечивать обобщение изученного ранее с учётом места раздела в курсе, а также знаний, умений и навыков, которыми овладели школьники на предыдущих этапах обучения. Развитию и систематизации знаний и умений способствуют закрепитель-но-контролирующие блоки в конце разделов, а также специальные упражнения, например серии ЗСП, которые на отобранной лексике демонстрируют взаимосвязь значения, строения и правописания слова.
И в языковых, и в речевых фрагментах предусмотрена чёткая система повторения не только на уровне структуры курса (выделение специальных разделов в учебнике), но и в системе упражнений: там, где это возможно, в языковые упражнения введены дополнительные задания речевого характера, а в речевые — языкового. За счёт этого, в частности, усилена работа, направленная на формирование орфографических и пунктуационных навыков, с одной стороны, и коммуникативных умений, связанных с разными видами речевой деятельности, — с другой.
Организации обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода способствует и продуманная система предъявления специальных заданий, имеющих стратегическое значение, поскольку отражает направленность курса на усвоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Так, в обновлённых учебниках целенаправленно предъявляются несколько серий упражнений, выполнение которых обеспечивает преемственность и перспективность в работе, нацеленность её на формирование
12
практически важных умений на каждом этапе обучения. Таблица показывает, как последовательно отрабатываются взаимосвязанные умения, по сути дела, метапредметного характера и как названия упражнений отражают этапы в развитии этих умений.
Класс Серии упражнений
5 Учимся читать и понимать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему
6 Учимся читать и пересказывать лингвистический текст Учимся говорить на лингвистическую тему Учимся собирать и систематизировать информацию
7 Читаем и пересказываем лингвистический текст Рассуждаем на лингвистическую тему Собираем и систематизируем информацию
8 Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему
9 Готовим самостоятельную работу на лингвистическую тему
13
Таким образом, в переработанных учебниках усилены следующие современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций, на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентиро-ванных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
В заключение отметим, что переработанные учебники являются частью УМК по русскому языку под редакцией доктора педагогических наук, профессора М. М. Разумовской и доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта. В этот комплект входят переработанная авторская программа, переработанные методические рекомендации для каждого класса, рабочие тетради, тетради для оценки качества знаний, тетради диагностических работ. Дополнить материалы учебника и организовать целенаправленную подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку помогают специальные пособия из серии «За страницами школьного учебника», схемы-таблицы по орфографии и пунктуации, сборники тестов «Шаг за шагом» для 5— 9 классов, структура и типы заданий в которых соотносятся с материалами ГИА и ЕГЭ. Также в комплект входят и электронные приложения (к каждому классу), которые включают в себя интерактивные задания, позволяющие совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, усваивать и запоминать правила, учиться выполнять упражне-
14
ния и задания различной степени сложности, в том числе писать интерактивные диктанты и изложения.
Планирование, включённое в пособие, обновлено на основе уже накопленного школой опыта работы по данному учебнику, а также с учётом изменения количества часов, отведённых на изучение русского языка в 9 классе.
Авторами разделов пособия являются М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. Планирование уроков составил В. В. Львов.
О некоторых особенностях учебника «Русский язык. 9 класс»
В 9 классе завершается систематический курс русского языка в основной школе.
Учебник «Русский язык. 9 класс» создан в той же методической системе, что и для 5—8 классов.
Тем не менее отметим некоторые особенности в подаче материала.
1. Основная тема курса традиционна — сложные предложения разных типов и видов.
В соответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей.
Этот подход как нельзя лучше согласуется с языковой подготовкой школьников, которые, начиная с 5 класса, учились дифференцировать простое и сложное предложение, исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но и оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении.
Подача грамматического материала (и связанной с ним пунктуации) сопровождается опорой на средства наглядности: где возможно, даются схемы, таблицы, наглядные памятки, рассчитанные на облегчение восприятия подростками синтаксической теории.
16
2. В соответствии с общей концепцией курса русского языка (см. методические рекомендации к учебникам 5, 6, 7, 8 классов) подача грамматического материала («Сложное предложение») сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определённых стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в собственной речи.
3. Помимо внимания к речевому аспекту изучаемого сложного предложения, как и в учебниках предыдущих лет, имеется специальный раздел «Речь», нацеленный на развитие навыков связной речи.
В 9 классе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте.
Подробно рассматриваются такие жанры, как эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь.
4. Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, в учебнике много внимания уделяется повторению в начале и конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне. В данных методических рекомендациях имеется довольно большой раздел, включающий разные виды контроля и позволяющий организовать систематическое повторение материала в течение всего учебного года.
5. Как и в учебниках предыдущих лет обучения, имеется справочный раздел — приложения со схемами разбора и словариками разных типов, а также копии фотографий и репродукции картин известных русских художников. Репродукции по желанию учителя могут использоваться несколько раз для достижения разных целей.
17

Предложения интернет-магазинов