Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. Козулина М.В.

Практический материал, вошедший в пособие, позволит повторить и обобщить знания по орфографии и пунктуации, поможет самостоятельно подготовиться к письменному экзамену. Структура изложения (упражнения с акцентом на особо трудных случаях — обобщающие упражнения) способствует развитию и закреплению навыков грамотного письма. Пособие адресовано учащимся 9-х классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателям и репетиторам, а также может быть полезно учащимся старших классов и абитуриентам.

Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену.

Текст из учебника

ОРФОГРАФИЯ
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
§1 Безударные гласные в корне слова
| Вставьте пропущенные буквы.
Поев_щение; проев_щение; прил_пить к стене; при л_пать к подошве; раек_лить печь; раск_лоть орех; в_сеть на стене; вывесить на балконе; отт_ск на бумаге; отт_снить от сцены; зат_саться
в толпу; ут_шать в несчастье; ут_хающий шум; проп_лоть грядки;
оп_лить волосы; пос_деть на скамейке; пос_деть от старости;
прож_вать в доме; прож_вать кусок; нав_вать сон; зав_ваться
кольцами; прис_гать; прис_дать; задр_жать от холода; подр_-
жать артисту; см_риться с судьбой; изм_рять площадь; непри-
м_римый борец; скр_пить документы; скр_пит дверь; согласиться
скр_пя сердце; ехать, скр_пя колёсами; отщ_пнуть кусочек хлеба;
расщ_плённое молнией дерево; щ__пковый инструмент; разв_ваться на ветру; разв_вать промышленность; зап_вать песню; зап_вать
лекарство; вышк_ленный лакей; разд_ваться вдали; прекрасная
д_лина; обл_к_титься на стол; местный ст_рожил; ст_рожка;
прод_лжаться; уд_литься из зала; ум_лять недостатки; ум_лять
о пощаде, проел_влять, благосл_влять.
| Образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида. В образованных глаголах выделите корни и подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочное слово.
Образец: выкапывать — выкопать (раскопки), оплачивать — оплатить (плата). ‘
Простаивать, заказывать, размалывать, рассказывать, раскалывать, разламывать, опаздывать, разбрасывать, пересаживать, отгадывать, проглатывать, отталкивать, выхаживать, оспаривать, отпарывать, облокачиваться, одаривать, вынашивать, скашивать, проговаривать.
§ Вставьте пропущенные буквы.
1. Он зап_лнял собою всё пространство распахнутой двери. (2)
2. Но больше всего в этот день Чайковского нор_зил свет. (4)
3. Надо было тотчас возвр_щаться домой. (4) 4. Писахов посв_тил свою жизнь Русскому Северу, был ж_вописцем и сказочником. (9) 5. Я уже засыпал, перебирая вообр_жением все грехи, от которых очистился. (8) 6. Впеч_тление от Преображенской церкви усиливает и выс_та здания, дост_гающая около 40 метров. (9) 7. Недвижимый белый камень уд_вительным и т_инствеиным обр_зом пере-
кл_кается с временами года. (13) 8. Нужно только не щ_дить себя. (17) 9. Снова к Стиксу спустился Орфей, надеясь вновь у Мелить подземных богов. (34) 10. И эти черты художник воил__тил в своей картине. (35) 11. За туманом острыми в_ршинами пр__сту-пала щётка лесов. (39) 12. И всё ещё хотелось ущ_пнуть себя, увериться, что всё это не во сне, не миражное в_дение. (39) 13. И тут вдруг из первого ряда поднялся с_девший там наш учит_ль рисования Александр Григорьевич. (62) 14. Л_теть первому страшно. (66)
15. И тут его покинули деловитость и напряжение. (66) 16. Храм плавает в П_дводной глуб_не. (13)
5 Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки в данных словах. Расставьте ударения и объясните правописание гласных в приставках.
Р_ссказни, р_ссказчик, р__спись, р__списка, р__сселить, р_здача,
р_ссольник, р_зделить, р_спуск, р_стянуть, р_скрыть, р_зва-
литься, р_звальни, раскованный, р_зыск, р_зыскивать, р_ссер-
диться, р_збирать, р_сконки, р_степель, р_зыграть, р_сставить,
р_зговор, р_змах, р_здел.
§ Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднений пользуйтесь орфографическим словарём.
Ж_кет, к_мпонент, р_п_тиция, п_труль, тр_мвай, _нсамбль,
р_монт, л_генда, д_виз, с_гнал, к_рн_вал, в_н_грет, обл_ко,
барх_т, ярм_рка, пан__рама, дел_гат, инт_лл_генгный, аб_жур,
ин_циатива, проф_ль, пл_кат, д_р_жёр, к__нава, ун_верситет,
инж__нер, ж_лет.
В Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднений пользуйтесь орфографическим словарём.
П_триот, пост_мент, п_йзаж, арт_ллерист, с_нт_ментальный,
эксп_р_мент, энц_клопедия, эп_демия, д_л_катный, в_трина,
пр_в_редливый, пр_в_легия, ижд_венец, д_ф_рамб, ш_ренга,
_зарт, д_л_тант, ин_циалы, к_н_нада, п_л_садник, эксп_нат, г_рн_зон.
По толковому словарю установите значение незнакомых вам слов. К каждому из данных слов подберите и запишите 1-2 однокоренных слова. Непроверяемые гласные подчеркните.
Л Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните полногласные сочетания. Где это возможно, проверьте безударные гласные ударением. Устно подберите проверочные слова.
Вор_н, м_л_ко, под_рожник, п_л_на, к_роль, г_л_ва, гор_д,
вол_сы, мол_дость, ст_р_жить, г_л_совать, к_роткий, и_рота,
ст_р_на, пох_л__дание, 6_р_говой.
§ Вставьте пропущенные буквы. К данным словам с неполногласными сочетаниями подберите однокоренные слова с полногласными сочетаниями. В словах с неполногласием безударные гласные проверьте ударением. Проверочные слова укажите в скобках.
Образец’, гр_доначальник — градоначальник (Волгоград) — город.
Огл_сить, мл_денец, стр_жа, охр_нять, нрохл_ждаться, ср_да,
загр_ждение, мл_копитающие, др_весина, вр_тарь, сокр_тить,
гл ва.
Щ Вставьте пропущенные буквы.
1. Храм поев_щается Покрову Богородицы, которая, по ст_ринно-
му поверью, держала в руках плат-покров, защ_тив гор_д от вр_-
гов. (13) 2. Пыльные туфли, связанные т_сёмками, в_сели у них
через плечо. (20) 3. Встр_чалось много островов, од_ноких и цепью, но в_сеннего больше не поп_далось. (27) 4. Бывают сл__д-
чайшие, др__гоценные, памятные на всю жизнь гл_тки воздуха. (52) 5. И тут же в сердцах разв_зал и выпр_мил кочергу. (28) 6. Его
вел_кодушие см_ряло даже самые ж_стокие сердца. (28) 7. Однако зав_зи были так м_лы и сами ёлочки так слабосильны, что им
уже и не справиться было с трудной б_рьбой за жизнь и прод_л-
жать рост. (32) 8. Мы с Николаем Ивановичем обн__жили гол_вы перед памятниками. (33) 9. Не выд_ржал Орфей и огл__нулся. (34) 10. В ст_рину в одном гор_де потеряли улыбку… (70) И. Ради
чего Микеланджело все дни своей жизни отд_вал такой неистовой,
такой всепогл_щающей работе? (23)
§2 Чередующиеся гласные в корнях слов
ИД Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Поджигатель, выстелить мхом — выст^А^ать мхом, стирать пыль -стереть пыль, растирание, ум_здэающий, б летательное исполнение — блс_стящий исполнитель, словосочетание, сочетать, отблистать, причитать, рассчитать, разберите предложение, расстилающаяся степь, расстелить платок, предпочесть, собирательный образ, почитатель, заниматься выжиганием, выжечь, вычитание, натереть кремом, натирать до блеска, избирательный участок, двери зап_£_рты, придираться друг к другу, замирающий, бракосочетание, отмереть, сд_срёт, старательная резинка, напирать плечом, замереть, настО-лить паркет, стереть написанное. / I М / М И , ,
Н Вставьте пропущенные буквы.
1. С возвышенности посмотришь на долину, расстилающуюся внизу, а там — стога. (21) 2. Надо добираться до дома. (24) 3. «Могу!
Могу!» — раздалось сзади сначала негромкое прич_тание. (25) 4. Я
не соб_ираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. (24) 5. Опустил Харон весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам. (34) 6. Кербер замедлил свой бег и замб^р. (34) 7. Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешками, пока доберётся до земли. (32) 8. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло. 9. Математику он знал блестяще и лектором был превосходным. (15) 10. И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. (64)
7
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Вн_мательный, пон_мать, пож_иать плоды, пож_мать руки, хорошее нач_нание, прин_маться за дело, зан_мательный сюжет,
нач_нающий автор, отн_мать, восприн_мать, перен_мать опыт,
предприн_матель, дон_мать, прин_тый, соковыж_малка, выж_ть
сок, зан_тый, прокл__нать, закл_нание, разм_наться перед соревнованиями, заж_мать в тиски, пон_тый.
Щ Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Прик_саться, прик_сиуться, по к_сательной, к_сающийся, соприкасаться, прик_сновение, к_снитесь рукой, к_сание, к_снуться
темы, к_снувшийся, к_сается всех.
Hf Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Действовать безотлагательно, непрел_жное правило, прил_жение
к журналу, попасть в неловкое пол_жение, сл_гаемое, сл_гать
песни, отдёрнуть пол_г, сл_жить в сумку, нал_гать обязательства,
переложить с места на место, высказать предпол_жение, изл_гать
события, написать изл_жение, произвести сл_жение, относительное прил_гательное, разобрать предл_жение, даже не предпол_-
гал, сосл_гательное наклонение, распол_гающий к общению, рас-
пол_житься на отдых, от л_жения соли.
ШИ Вставьте пропущенные буквы.
1. Сначала прикидывали, какого размера надо зал_жить стог. (21)
2. Осенью 1830 г. Карамзин путешествовал по Подмосковью и свои впечатления, как обычно, изл_гал в форме писем. (30) 3. Ландау написал вывод и пол_жил мел. (15) 4. Он знал, что происхождение и значение названия «Коломна» не выявлено, и решил сочинить легенду, которую и изл_жил в письме из Коломны. (30) 5. Кто-то пе-
рел_жил её на летописный стиль. (30) 6. Лукин несколько афишировал своё распол_жение к способному студенту. (15) 7. Всякие
прочие запчасти предл_гают, а такой точно нету. (17) 8. Высказывают предпол_жение, что именно Борис, освоив новое мастерство,
пол жил начало литью колоколов в России.
Ц Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Каша приг_рела, заг_рать на пляже, ярко г_реть, пог_рельцы,
выг_реть, несг_раемый шкаф, заг_релые спортсмены, сг_рание бензина, г_рящая свеча, выг_рки, обг_ревшее дерево, г_рючее,
дог_рать, дрова прог_рели, перег_реть, пирог подг_рел, разг_-
релся спор, догорающий костёр, приг_рь, г__ рение.
Q Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Откл_ниться от курса, скл_нение существительных, повелительное
наклонение, склоняться к определённому мнению, прекл_няться
перед талантом, накл_ниться вперёд, покл_няться древним богам,
предмет покл_нения, откл_нения в развитии, низко покл_нился.
Н Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор той или иной буквы.
Неизвестный тв_рец, прочитать стихотв_рение, раств_ритель, от
сотв_рения мира, нераств_римые соли, претв_рить в жизнь, кухонная у тв_рь, чудесное тв_рение, заниматься благотв_рителыю-
стью, раств_рить в воде.

19

Предложения интернет-магазинов