Русский язык. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Тростенцовой Л.А. и др.

Пособие содержит подробные поурочные разработки по русскому языку для 9 класса к УМК Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Приведены различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные и контрольные диктанты, рекомендации по написанию изложений и сочинений. Представлены инструкция по выполнению экзаменационной работы, типовой тест и критерии оценивания заданий. Издание содержит все необходимые материалы для подготовки выпускников 9 классов к ГИА в форме ОГЭ.

Русский язык. 9 класс. Поурочные планы

Текст из учебника

Тематическое планирование учебного материала
комендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Примеры по стилистике и другим разделам языкознания выбраны с учётом их актуальности.
В приложениях приведены варианты индивидуальных заданий, контрольных диктантов, тестов, тексты тренировочных изложений, материалы для предэкзаменационных консультаций.
Кроме того, пособие включает дополнительные материалы для уроков, составленные с учётом разной степени подготовки учащихся, их возрастных особенностей (материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры).
В качестве итоговой работы предлагается тест, аналогичный демонстрационному варианту КИМов для проведения ОГЭ.
При работе с пособием учитель может воспользоваться как полным планом проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями. Пособие пригодится и учителям, работающим в старших классах, для подготовки учеников к школьным выпускным экзаменам.
Желаю коллегам успешной работы!
Тематическое планирование учебного материала (68 ч)
№ урока Тема
1 Международное значение русского языка
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (7 ч)
2 Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог, диалог
3 Развитие речи. Стили речи
4 Простое предложение и его грамматическая основа
5 Предложения с обособленными членами
6 Обращения, вводные слова и вставные конструкции
7,8 Контрольная работа и анализ ошибок
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч)
9 Понятие о сложном предложении
10, 11 Союзные и бессоюзные сложные предложения
12 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
13 Интонация сложного предложения
5 Тематическое планирование учебного материала

№ урока Тема
Сложносочинённые предложения (7 ч)
14 Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
15, 16 Сложносочинённые предложения с соединительными союзами, разделительными и противительными союзами
17 Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
18 Развитие речи. Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком…»
19 Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения
20 Контрольный урок по теме «Сложносочинённые предложения»
Сложноподчинённые предложения (7 ч)
21 Понятие о сложноподчинённом предложении
22 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
23 Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты»
24 Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
25 Развитие речи. Изложение
26,27 Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Основные группы сложноподчинённых предложений (18 ч)
28,29 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
30,31 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
32, 33 Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места
34, 35, 36 Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия
37,38 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
39 Развитие речи. Сочинение по данному началу (по картине В. Фельдмана «Родина»)
40 Контрольная работа «Виды придаточных предложений»
41,42 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них
6
Тематическое планирование учебного материала
№ урока Тема
43 Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения
44 Сложноподчинённые предложения. Повторение
45 Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»
Бессоюзные сложные предложения (6 ч)
46 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
47 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
48 Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
49 Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
50 Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения»
51 Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч)
52 Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
53 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
54 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
55 Развитие речи. Публичная речь
56 Сложные предложения с различными видами связи. Повторение
57 Подготовка к контрольной работе по теме «Сложное предложение»
58 Итоговый контрольный диктант. Сложные предложения с различными видами связи
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (10 ч)
59 Фонетика и графика
60 Лексикология (лексика) и фразеология
Урок 1. Международное значение русского языка
7
№ урока Тема
61 Морфемика. Словообразование
62 Морфология
63 Синтаксис
64 Развитие речи. Выборочное изложение
65,66 Орфография. Пунктуация
67 Итоговый тест по программе 9 класса
68 Итоги учебного года
Урок 1. Международное значение русского языка
Цели: показать роль русского языка в современном мире и объяснить причины его авторитета; убедить в необходимости постоянного изучения родного языка; сформировать стартовую мотивацию к изучению предмета.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать международное значение русского языка; сознавать, что владение русским языком — важнейший показатель культуры человека.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель поздравляет учащихся с началом учебного года, делает перекличку и знакомит с общей структурой курса 9 класса: два урока в неделю.)
II. Работа по теме урока
1. Введение в тему
В 9 классе мы завершаем общий курс русского языка, однако вы понимаете, что это лишь начало. Опираясь на полученную в школе основу, каждый будет строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие вашего успеха в обществе, семье, работе и других областях жизни.
После школы можно продолжить образование, выбрав отправной точкой любой школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в нём невозможно глубоко изучить ни одну из научных дисциплин — и гуманитарных, и естественных, и технических.
8
Тематическое планирование учебного материала
Курс 9 класса завершается обязательным выпускным экзаменом — государственной итоговой аттестацией (ГИА), которая проводится в форме основного государственного экзамена — ОГЭ (ГИА—9). В структуру контрольно-измерительных материалов ОГЭ входит сжатое изложение. Кроме того, на основе прочитанного текста, который даётся в КИМах, выпускники должны выполнить задания с выбором ответа и с кратким ответом, а также написать небольшое сочинение-рассуждение.
Одна из основных наших задач на этот год — серьёзная подготовка к ОГЭ. Кстати, на экзамене можно пользоваться орфографическими словарями, но для эффективной работы с ними необходим хороший навык. Поэтому на уроках и дома мы будем в этом году часто обращаться к помощи словарей. Для постоянной работы каждому ученику необходимо завести небольшой рабочий блокнот-словарик, в который следует заносить незнакомые слова и термины, слова с орфограммами.
Помимо традиционного изучения программы 9 класса, мы будем работать с тестами, аналогичными контрольно-измери-тельным материалам ОГЭ. Это поможет не только успешно сдать выпускной экзамен в 9 классе, но и основательно подготовиться к ЕГЭ. Экзамен по русскому языку обязателен для всех выпускников 9 и 11 классов.
Результаты ЕГЭ принимаются во всех вузах, средних специальных учебных заведениях. Таким образом, какую бы специальность вы ни выбрали, экзамен по русскому языку сдавать придётся.
Всё это касается прикладного значения русского языка как необходимого инструмента общения, образования, карьеры. В современном мире возрастает необходимость знать, кроме родного, хотя бы ещё один язык. Особенно распространён в мире, как язык международного общения, английский. Но важно понимать, что овладение иностранным языком невозможно без хорошего знания языка родного.
2. Знакомство с учебником*
Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — «Синтаксис и пунктуация». В этом году, выпускном в общеобразовательной школе, мы будем заниматься синтаксисом сложных предложений и, конечно, повторением
* Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций /
JI.A. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;
науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2014.
Урок 1. Международное значение русского языка
9
изученного. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы — к изучению самой крупной единицы языка — текста.
Для уроков нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, условные обозначения (с. 3), оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).
Кто авторы учебника? В чем вы видите отличия внешнего вида и оформления учебника по сравнению с учебниками прошлых лет?
3. Беседа
Каково же место русского языка в мировом сообществе? От чего зависит это место? В чём особенности русского языка в сравнении с другими языками мира? Попробуем ответить на эти и другие вопросы вместе.
Комментарии
Эту часть урока можно построить как лекцию. Однако более эмоциональным — для лучшего восприятия материала учащимися — будет разговор, обмен мнениями, который отразит представления учеников о месте родного языка в мире, расширит эти представления, заставит детей задуматься, даст импульс патриотическому чувству. Желательно избегать набора хвалебных высказываний о русском языке, обычно они не затрагивают учеников: вне контекста, вне жизненного опыта детей эти фразы порой звучат слишком претенциозно, напыщенно. Лучше оттолкнуться от какого-то одного высказывания и прокомментировать его, обсудить, устроить небольшую дискуссию.
Например, можно обратиться к лирическому отступлению в конце пятой главы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», тем более что это произведение входит в программу 9 класса по литературе. К тому же это лирическое отступление может прояснить авторское определение произведения как поэмы. Хорошо, если на каждой парте будет распечатка с фрагментом «Мёртвых душ».
Фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог
10
Тематическое планирование учебного материала
сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёго-лем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
(Учитель предлагает ученикам выделить ключевые мысли этого фрагмента.)
Комментарии
Во-первых, Русь — «святая, благочестивая» страна. Это утверждается сопоставлением «несметного множества церквей, монастырей» Руси с «несметным множеством» племён и народов, населяющих землю. Причём в качестве несомненного образца для сравнения берутся именно русские церкви, объединяющие людей, наставляющие их на путь истинный. В то же время Гоголь признаёт за любым народом «творящие способности души», одарённость от Бога. Главные же отличительные черты характера каждого народа проявляются в слове и через слово — это великий божественный дар.
В последнем предложении этого фрагмента тоже содержится сопоставление, через которое утверждается исключительность русского слова среди других великих языков. Исключительность — в необычайной энергии слова, в его непосредственности, искренности, естественности.
Да и слово самого Гоголя несёт эти яркие черты русского языка. Силу и выразительность гоголевской фразе придают меткие, неповторимые эпитеты, олицетворения, метафоры. Чего только стоит определение немецкого слова как «умно-худощавого»!
Одним эпитетом обрисованы облик и характер народа, его творческие возможности. Этот эпитет служит в то же время олицетворением, одухотворяющим слово, подчёркивающим его определяющую роль в жизни народов.
4. Слово учителя
В мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Русский — в числе самых распространённых, это один из шести официальных языков ООН (Организации Объединённых Наций), а значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций.
Урок 1. Международное значение русского языка
11
Мировое значение русского языка обусловлено богатством и выразительностью его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса.
Международный авторитет русского языка во многом определяется политическими причинами. После распада Советского Союза число изучающих русский язык в мире, особенно в бывших республиках СССР, резко снизилось. Однако стабилизация политической ситуации в стране, новой России, вызвала очередной всплеск интереса к русскому языку. Вновь стала очевидной необходимость в нём как в средстве межнационального и межгосударственного общения.
Непререкаемый авторитет русского языка прежде всего объясняется выдающимся вкладом классической русской литературы в мировую художественную культуру. Достижения учёных в различных областях науки и техники, опубликованные на русском языке, также получили международное признание.
Информация для учителя
1. Официальными языками ООН являются: английский, французский, испанский, китайский, арабский и русский.
2. Сегодня примерно 300 млн человек по всему миру в той или иной мере владеют русским языком — это ставит его на 5-е место по распространённости. Родным русский язык считают 160 млн человек (7-е место в мире).
III. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 2 — чтение, обсуждение вопросов.
Запись вывода: роль русского языка в мире определяется общечеловеческой значимостью культуры, созданной на этом языке.
2. Упр. 3 — чтение, обсуждение заданий, выработка навыков сокращения текста, сжатый пересказ.
3. Упр. 5 — чтение, выполнение письменного задания, обсуждение изложений.
IV. Подведение итогов урока
— Что вы думаете о роли слова, роли языка в жизни человека?
— Какова, по-вашему, роль русского языка? В чём она заключается?
— Каковы причины распространения русского языка?
— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
— В каких сферах жизни и деятельности мирового общества значение русского языка особенно велико?
12
Повторение изученного в 5-8 классах
— Какие примеры, доводы вы можете привести для подтверждения своих мыслей?
Домашнее задание
1. Познакомиться с учебником русского языка для 9 класса: с его условными обозначениями и структурой.
2. Выполнить упр. 4, 6 (по выбору).
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Урок 2. Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог, диалог
Цели: повторить понятия «устная и письменная речь», «монолог» и «диалог»; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к предмету.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать формы и виды речи; знать признаки устной и письменной речи; владеть навыками устной и письменной речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
1. Упр. 4 — чтение и обсуждение текстов.
2. Упр. 6 — чтение и обсуждение изложений.
2. Орфоэпическая минутка
— Спишите слова, поставьте ударение.
Торты, досуг, кухонный, хозяева, красивее, балованный, жалюзи, свёкла, ломоть, столяр, форзац, ходатайство.
(Торты, досуг, кухонный, хозяева, красивее, балованный, жалюзи, свёкла, ломоть, столяр, форзац, ходатайство.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 9).
Урок 3. Развитие речи. Стили речи
13
2. Разграничение признаков устной и письменной речи (устное выполнение упр. 7,8).
3. Упр. 11 — чтение и обсуждение вопросов и заданий.
4. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 12).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 9, 10 — чтение, обсуждение вопросов.
2. Упр. 12 — чтение, обсуждение заданий, выработка навыков сокращения текста, сжатый пересказ.
3. Упр. 15 — чтение, обсуждение заданий.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слово из рамки (с. 13).
— Составьте с ним предложения.
V. Подведение итогов урока
— Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
— Назовите формы и виды речи. (Формы — устная и письменная, виды — монолог и диалог.)
— Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
— Сколько лиц может участвовать в диалоге?
— Что такое монолог? Чем он отличается от диалога?
Домашнее задание
Упр. 13, 14.
Урок 3. Развитие речи. Стили речи
Цели: научить различать стили речи, употреблять лексику, характерную для каждого стиля; развивать речь учащихся; воспитывать культуру речи; развивать навыки работы в группах.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные стили речи, характерные для них языковые средства; уметь соотносить стили речи и жанры, в которых они реализуются; уметь работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 14 — рассуждения и их обсуждение.)
14
Повторение изученного в 5-8 классах
2. Объяснительный словарный диктант
Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъёмка, вечный, невтерпёж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.
(Дополнительное задание — подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 13).
2. Заполнение схемы «Стили литературного языка» (упр. 16).
3. Чтение теоретических сведений (с. 13—14).
4. Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 15, 17).
Комментарии
Основные черты стилей
1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
3) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
4) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
Основные жанры стилей
1) Разговорный — беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.
2) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.
3) Официально-деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.
Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа
15
4) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Работа в группах — упр. 17, 18, 19, 20, 21 готовят группы, а затем выполнение обсуждается в классе.
2. Упр. 23 — письменно.
3. Упр. 24 — чтение и обсуждение задания.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 17).
— Составьте с ними предложения.
3. Работа по учебнику
(Упр. 26, 27 — письменное выполнение с последующим обсуждением.)
V. Подведение итогов урока
— Назовите стили речи.
— Что характерно для каждого из стилей речи?
— Расскажите о взаимодействии стилей речи.
— Что такое жаргонизмы? В каких случаях уместно их употребление?
Домашнее задание
Упр. 22.
Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа
Цели: повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях, разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях; развивать речь учащихся; воспитывать умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать виды предложений и уметь определять их; уметь выделять грамматическую основу; уметь составлять небольшой текст с заданными параметрами.
16
Повторение изученного в 5-8 классах
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений по заданию упр. 22.)
2. Словарный диктант
Бечёвка, дирижёр, облицовка, парчовый, недочёт, чащоба, шёлковый, горячо, крыжовник, бельчонок, ночёвка, шорох, пальтецо, шероховатый, старичок, решётка, трущоба, плечо, шёпот, кольцевой, щётка, капюшон; чёрная чёлка, ударить мячом, жжёный сахар, цокот копыт, разгорячённый жокей, дешёвое платьице, ожоговый центр, лицевой счёт, говорить общо, укрыть плащом. Чопорный человек смешон. Солнце печёт жгуче.
III. Работа по теме урока
— В словарном диктанте встречаются словосочетания и предложения. Найдите и прочитайте их.
— Назовите виды подчинительной связи в словосочетаниях.
— Сделайте синтаксический разбор предложений, определите, чем выражены члены предложений.
— Чем предложение отличается от словосочетания?
— Что такое простое предложение?
— Какие виды предложений по наличию главных членов вы знаете?
— По какому признаку выделяются типы односоставных предложений?
— Как называются предложения, в которых грамматическая основа выражена только подлежащим? только сказуемым?
— Какие предложения называются неполными?
— Чем может быть осложнено простое предложение?
— На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов?
— Что называется подлежащим?
— Чем может быть выражено подлежащее?
— Что называется сказуемым?
— Какие виды сказуемых вы знаете?
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 28 — выразительное чтение, комментированное письмо.
2. Упр. 29, 30 (по вариантам) — выразительное чтение, самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Урок 5. Предложения с обособленными членами
17
2. Объяснительный диктант
— Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их. Подчеркните грамматические основы предложений.
(Задание ученики выполняют у доски и в тетрадях.) 1) Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет и пышных гетманов сады и старый замок озаряет. (А. Пушкин) 2) Разыгрывающий в баскетболе должен быть собранным и результативным. 3) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (А. Пушкин) 4) Нарушать общественный порядок — это противозаконно. 5) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека. (JI. Толстой) 6) Мы будем рады видеть вас у себя.
3. Творческая работа
— Напишите мини-сочинение с использованием односоставных предложений.
Пример сочинения
Поздний вечер. {Назывное.) Стемнело рано. (Безличное.) Пишу тебе письмо. (Определённо-личное.) Давно не виделись. (Определённо-личное.) Мне принесли твоё письмо утром. (Неопределённо-личное.) Без тебя скучно. (Безличное.) Не обижайся на меня, пожалуйста. (Определённо-личное.) Помнишь пословицу? (Определённо-личное.) После драки кулаками не машут. (Обобщённо-личное.) Кажется, звонят в дверь. (Неопределённо-личное.) Извини. (Определённо-личное.) Допишу после. (Определённо-личное.)
V. Подведение итогов урока
— Расскажите о простом предложении, о различных видах односоставных предложений.
— Как отличить неполные предложения от полных односоставных?
Домашнее задание
Упр. 31.
Урок 5. Предложения с обособленными членами
Цели: обобщить знания об обособленных членах предложения, условиях обособления согласованных и несогласованных определений, о способах выражения обособленных обстоятельств, об условиях их обособления; формировать умения находить определения и обстоятельства, правильно выделять их запятыми на письме.
Планируемые результаты: знать условия обособления определений и обстоятельств; уметь применять знания на практике.
18
Повторение изученного в 5-8 классах
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 31 — обсуждение вопросов и заданий.)
III. Работа по теме урока
— Какие члены предложения называются обособленными?
— Что называется причастным оборотом? Приведите примеры.
— Когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда нет?
— Что называется деепричастным оборотом? Приведите примеры.
— Когда деепричастный оборот не обособляется?
— Какие второстепенные члены предложения бывают обособленными? (Определения, приложения, дополнения, обстоятельства.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 32 — комментированное письмо.
2. Упр. 33 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.
3. Упр. 34 — чтение, обсуждение вопросов и заданий (устно).
4. Упр. 35, 36 (по вариантам) — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
2. Предупредительный диктант
На горы и море можно смотреть бесконечно. Поднявшись в горы, я остановился у озера и, разложив костёр, решил отдохнуть и выпить чаю. Ко мне на дымок забрёл пастух. Он, в чёрной мохнатой бурке, стоял, опершись на посох — ярлыгу, и молча смотрел на меня. Пастух присел рядом и, приняв из моих рук кружку с дымящимся чаем, настоянным на горных травах, сделал глоток.
Вскоре он, распрощавшись, ушёл к своему саду, а я, сев на камень, стал смотреть на озеро.
{По И. Сладкову)
V. Подведение итогов урока
— Какие члены предложения называются обособленными?
— Чем могут выражаться обособленные определения?
— Чем могут выражаться обособленные обстоятельства?
Домашнее задание
Упр. 37 (сочинение).

Предложения интернет-магазинов