Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И.

В поурочных разработках к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс» представлены конкретные уроки с большим выбором дифференцированных форм работы: словарными диктантами, обобщающими таблицами, контрольными тестами и пр., даны советы и рекомендации, как сделать занятия живыми и необыкновенными, используя уроки-конкурсы, уроки-диспуты, уроки-семинары и уроки-практикумы. В книге обобщён многолетний и успешный опыт творческого учителя.

Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки

Текст из учебника

Урок 1. Международное значение русского языка
Цели урока: 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «мировые языки», критериями выдвижения языка на роль мирового, с функциями русского языка как мирового; 2) научить составлять тезисы, формулировать общий для нескольких текстов тезис, ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику, определять общую тему для нескольких текстов; 3) углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы; 4) заострить внимание учащихся на стремлении сохранить самобытность русского языка, избавляя его от ненужной иноязычной лексики.
I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.
Вводная беседа о мировых языках.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Какие мировые языки вам известны?
— Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым?
— Кем утверждается статус языка как мирового?
— Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?
— Почему русский язык стал мировым языком?
Примеры высказываний:
■ Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов, а также как иностранные языки, т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков.
Состав мировых языков изменчив. Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.
5
■ Русский язык — это национальный язык русского народа, язык русской нации. На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком. В связи с тем что в Российской Федерации проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения. С помощью русского языка как средства общения решаются многие проблемы общегосударственного значения.
Кроме того, русский язык помогает приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры.
■ Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойдёнными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира. Принятие человечеством русского языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности. Он применяется в самых различных сферах международного общения: например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации. Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
Рекомендации учителю: в случае затруднения с ответами на поставленные вопросы можно провести лекцию, используя в ней материалы высказываний.
II. Работа с учащимися по учебнику.
1. В упр. 1 учащиеся выделяют в тексте три абзаца, ставят к ним вопросы по проблематике текста, подбирают к тексту заголовок. Вопросы к тексту упр. 1 записывают в тетрадь.
— Каковы условия выдвижения языка на роль мирового?
— Какое место занимает русский язык среди других языков мира? Почему он получил мировое признание?
2. В упр. 2 учащиеся записывают на основе обоих текстов общий тезис. Учитель проводит словарно-семантиче-скую работу, опираясь на выдержку из «Словаря русского языка» в 4 томах под ред. А. П. Евгеньевой.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Тезисы выступления.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со
6
стремлением к краткости. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля, поэтому нарушение чистоты, жанровой определённости, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.
Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Записать прочитанное в виде тезисов — значит записать опорные мысли текста. Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений, в развёрнутом виде, т. е. с дополнительными утверждениями.
Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями. Они полнее всего позволяют обобщать материал, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, т. е. применяются, когда надо дать представление о сути проблемы. Тезисы составляются при повторном чтении.
3. Выполнение творческих заданий по группам (по выбору учащихся):
а) первая группа пишет сжатое изложение, используя приём исключения подробностей (упр. 3 или 5 на с. 4—5);
б) вторая группа пишет выборочное изложение о заслугах В. И. Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» (упр. 6 на с. 6—7).
III. Закрепление материала.
На доске проецируются тексты с заданием.
1. Подберите к первому тексту заглавие, запишите вопросы, выявляющие проблематику текста.
Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература XIX века. В XX веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.
(Энциклопедия «Русский язык»)
2. Определите главную мысль в высказывании Дмитрия Сергеевича Лихачёва о русском языке.
Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени воз-
7
никновения русской литературы высокого уровня развития… Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией — юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные эмоциональные оттенки…
IV. Подведение итогов урока с учётом цели, поставленной перед учащимися. Внимание обращается на следующие вопросы:
— Что учитывается при отнесении русского языка к числу мировых?
— Каково место русского языка среди других языков мира?
— Чем обусловлена популярность русского языка среди других языков мира?
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) первая группа выполняет упр. 4;
б) вторая группа составляет и записывает текст на тему «Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире».
Повторение изученного в 5—8 классах
Урок 2. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог (§ 1, 2) (Р)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками устной и письменной речи, видами речи по смене говорящего — слушающего, условиями, в которых протекает диалогическая и монологическая речь; 2) научить давать сравнительную характеристику устной и письменной речи, разграничивать форму и вид речи; 3) повторить постановку знаков препинания при диалоге.
I. Опрос.
Вызванный ученик читает текст о великих космических достижениях нашей страны. Учитель просит нескольких учеников прочитать текст на тему «Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире».
II. Устная работа по § 1, 2.
Учащиеся отвечают на вопросы на c. 9, 12, анализируют теоретический материал на с. 9, 12 и делают вывод о разновидностях речи, видах речи по смене говорящего — слушающего (монолог — диалог).
8
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на признаки устной и письменной речи. Письменная форма речи — речь, зафиксированная на письме. Устная форма речи — речь звучащая. Письменная речь характеризуется более строгим соблюдением литературной нормы. Устная речь более свободна по отношению к литературной норме. Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (например, ораторская речь), а разговорный — в устной речи (например, диалогическая речь в художественном произведении).
Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (преимущественно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внерече-вых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.
III. Тренировочные упражнения.
1. Выборочная работа.
Выписать из упр. 7 на с. 9 отдельно признаки устной и письменной речи.
2. В упр. 15 на с. 12 характеризуются тексты по таким параметрам, как форма и вид речи.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на текст 2, фрагмент из интервью, напечатанного в газете. Учитель проводит словарно-синтаксическую работу, приводит выдержки из «Словаря иностранных слов» (англ. Interview):
1) предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам;
2) в социологических и других социальных исследованиях — беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.
9
Со словом аксиома девятиклассники знакомятся в толковом словаре учебника на с. 205.
Даётся фонетико-орфографическая характеристика слов Интернет, инфросфера, интервью, составляются с ними словосочетания, предложения.
3. Упр. 9, 10 на с. 10 выполняются устно, учащиеся находят в ответе одноклассника лишние слова, анализируют его устный ответ, делают вывод, почему лишние слова мешают слушателям воспринимать речь говорящего, читают вслух упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения.
4. В упр. 12 учащиеся составляют на основе текста краткую (из 5—7 пунктов) памятку о том, как писать письма.
Рекомендации учителю: необходимо познакомить учащихся с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, выяснить, в чём разница между деловым и неофициальным письмом. Как правило, письмо включает три части: 1) зачин; 2) информационную часть; 3) концовку. Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяют отношения между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинения, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком PS (posts criptum), что значит «после написанного».
В слабом классе можно познакомить учеников с таблицей «Структура писем и речевые формулы, используемые в них».
Таблица проецируется на доску.
Таблица 1
Основные части письма Содержание Речевые формулы
Зачин 1. Место и дата написания. 2. Приветствие. 3. Обращение Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! Дорогой (милый, лю би мый, род ной мой). Имя и все его формы. Друг, мамочка и др.
10
Продолжение
Основные части письма Содержание Речевые формулы
Информационная часть Основная информация, которую нужно изложить Хочется сообщить… Я хотел бы рассказать… Вот некоторые новости… Нет ничего нового… Ты спрашиваешь, что у нас нового…
Концовка 1. Итоговые фразы: просьба писать; предположение, что переписка будет регулярной; приветы; слова благодарности и прощания; уверения в уважении, дружбе, любви. 2. Подпись. 3. PS С (глубоким, искренним) уважением… Уважающий Вас… Ваш(а, и)… Всегда Ваш(а, и)… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего хорошего!
Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно адрес на конверте написать правильно.
Пример памятки «Как правильно оформить адрес»
1. Фамилия, имя, отчество адресата.
2. Улица (площадь, проспект, переулок).
3. Дом №, корпус №, квартира №.
4. Город или другой населённый пункт.
5. Область, район.
6. Индекс почтовый.
Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта — в родительном падеже.
Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.
Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.
11
Пример оформления конверта
Адрес отправителя Андреев Николай Борисович, ул. Энгельса, д. 130, кв. 52, г. Челябинск, 454080.
Адрес получателя
Петрова Татьяна Фёдоровна, пер. Школьный, д. 5, кв. 4, с. Кундравы, Чебаркульский р-н, Челябинская обл., 456410.
Пример памятки «Как писать письма»
1. Обязательно указывайте дату и место написания письма.
2. Письмо должно быть вежливым.
3. Избегайте употребления грубых и бранных слов, кличек.
4. Следите за тем, чтобы буквы были чёткие.
5. Не употребляйте оборотов: Жду ответа, как соловей лета; Лети с приветом, вернись с ответом.
6. Придерживайтесь основных частей письма: зачина, информационной части, концовки.
IV. Контроль за пониманием темы.
Учащиеся выполняют упр. 13 или 14 на с. 11 (по выбору). В упр. 13 надо запомнить стихотворные строки В. С. Шефнера о словах, о речи, обращая внимание на знаки препинания, закрыть учебник и записать текст по памяти. Проверяется диктант по тексту учебника. В упр. 14 ученики записывают, как понимают строки В. С. Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести — и свои рассуждения подкрепляют примерами.
V. Обобщение проводится по вопросам:
— Что объединяет устную и письменную речь?
— Чем они различаются?
— Каковы признаки устной и письменной речи?
— По какому основанию выделяются виды речи?
— Как ставить знаки препинания при диалоге?
VI. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) упр. 8 (для более подготовленных);
б) упр. 11 (для недостаточно подготовленных).
12
Урок 3. Стили речи (§ 3) (Р)
Цели урока: 1) повторить и углубить сведения о стилях языка, дать понятие стилистической нормы; 2) закрепить умение делать комплексный анализ текста; 3) совершенствовать умение отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи.
I. Проверка домашнего задания.
Одна группа учащихся читает сообщения на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», другая группа рассказывает об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках, в каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке.
II. Вводная беседа о стилях языка.
— По каким вопросам к тексту мы определяем стиль речи? (Где? С кем? Зачем?)
— Какие стили противопоставлены друг другу? (Книжный и разговорный.)
В ходе беседы заполняется схема «Стили литературного языка» (упр. 16 на с. 13). Учащиеся читают и анализируют материал для наблюдений на с. 13, записывают названия известных им стилей, читают теоретический материал на с. 13—14.
В слабом классе можно предложить таблицу «Стили литературного языка» (с. 13).
III. Закрепление темы.
1. В упр. 17 учащиеся анализируют отрывок из рассказа А. И. Куприна «Вечерний гость», характеризуют стиль данного фрагмента, в случае затруднения обращаются к таблицам 1, 2, находят слова и предложения, в которых ярко, образно передаются чувства героя.
2. В упр. 18 девятиклассники находят средства художественной речи, которые использует поэт А. Я. Марков в стихотворении.
3. На с. 14—15 анализируют материал, сравнивая два высказывания, определяют стили высказываний.
4. В упр. 20 учащиеся указывают синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи.
5. В упр. 24 учащиеся анализируют языковые средства в тексте «Русский язык» из книги Д. С. Лихачёва «Заметки и наблюдения» (1989), определяют стиль каждой части.
Рекомендации учителю: следует обратить внимание на правописание слов совершенный, совершеннейший, тысячелетие, определить лексическое значение слова циническую по толковому словарю в учебнике на с. 205.
13
Таблица 2
Признаки Разговорный Официально-деловой Научный Публицистический Художественный
Использование Обыденная речь Переписка учреждений с гражданами, друг с другом и др. Научные труды, исследовательская работа Агитационно-массовая работа Словесно-художе-ственное творчество
Цель Общение, обмен впечатлениями, мыслями Информация Сообщение о научных результатах, их объяснение Воздействие на слушателей и читателей Воздействие на слушателей и читателей с помощью созданных образов
Форма реализации стиля Диалог Монолог Монолог Монолог (устный или письменный) Драма, поэзия, проза
Таблица 3
X. Формы речи Стили языка Письменная Устная
Научный Научный труд, аннотация реферата, сообщение, справочник Выступление, доклад, сообщение на конференции, на уроке
Публицистический Передовая статья газеты, очерк, памфлет, фельетон, интервью, репортаж, рецензия, воззвание Публичное выступление на собрании, по радио, телевидению
Художественный Поэтическое, прозаическое произведение (роман, рассказ, басня) Фольклор — сказка, былина
Разговорный Письмо, записка, дружеское послание Бытовой диалог
Официально-деловой Нота, постановление, резолюция, обращение, заявление, докладная, протокол, автобиография Устное изложение документов на собрании, по радио, телевидению
6. На с. 16 девятиклассники анализируют материал с условным обозначением, находят жаргонизмы, определяют их значения, устно выполняют упр. 25 на с. 17.
IV. Контроль за пониманием темы. Тестовые задания
1. Укажите стиль по перечисленным ниже особенностям.
а) публицистический в) художественный
б) научный г) официально-деловой Наиболее общими особенностями лексики этого стиля
являются употребление слов в их прямом значении, отсут-
— 15 —
ствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
Ответ: а.
2. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.
Ответ: в, е.
3. Определите, в какую группу наряду с официально-деловой лексикой попали слова из других пластов речи.
а) вышестоящие лица, лесной массив, избрать место жительства, в назидание людям, похлопотать о заложении в опекунский совет
б) в масштабе района, белый сарафан, с персональным визитом, гуляла вольной птицей, предпринял под предлогом
в) взят на контроль, окончательное решение, в интересах дела, уполномочен заявить, находиться под следствием
г) разъяснить суть вопроса, осветить положение дел, указать на недочёты, поощрить, повестка дня
Ответ: б.
4. Укажите, какие из названных черт публицистического стиля являются лишними.
а) лаконичность изложения при информативной насыщенности
б) доходчивость изложения
в) эмоциональность, обобщённость
г) экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания
Ответ: г.
V Задание творческого характера по упр. 22 на с. 15. Учащиеся описывают камень или какой-либо другой предмет, который им нравится. Определяют прежде всего, о каком именно предмете будут писать и в каком стиле.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание дифференцированного характера: а) первая группа учащихся выполняет упр. 23 на с. 16;
а) интервью
б) устное выступление
в) юмористический рассказ
г) репортаж
д) очерк
е) повесть
16
б) вторая группа учащихся приводит один-два примера текстов, подтверждающих мысль В. Г. Костомарова в книге «Языковой вкус эпохи» о «размытости границ» между стилями текста;
в) третья группа учащихся выполняет упр. 27 на с. 18, находя и записывая более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.
Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)
Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации.
Один ученик из первой группы записывает на доске таблицу из упр. 23 на с. 16.
Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.
Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ» между стилями текста.
II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.
— Что такое предложение?
— Чем оно отличается от словосочетания?
— Как связываются слова в словосочетании и предложении?
— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?
— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.
III. Работа над темой урока (по учебнику).
1. В упр. 28 на с. 18 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, под-
17
чёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).
2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым» по таблице.
Таблица 4
Тире между подлежащим и сказуемым
ставится не ставится
1) — Сущ. — числ. в И. п. Лес — друг человека. Пятью пять — двадцать пять. 2) — Неопр. ф. глаг. — неопр. ф. глаг. Жить на свете — значит постоянно бороться и побеждать. 3) — _ Неопр. ф. глаг. — сущ. Сущ. — неопр. ф. глаг. Выспаться — моя мечта! Наша задача — хорошо учиться. 4) — это, вот Перед этими словами. Чтение — вот лучшее учение. 1) Как Пшеничное поле как огромное море. 2) Личн. мест. Он человек необычной судьбы. 3) Не Старость не радость. Примечание Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между и может ставиться. Ты — лучший человек на свете.
В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.
3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматиче-
18

Предложения интернет-магазинов