Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г.

Поурочные разработки адресованы учителям, работающим по новому учебно-методическому комплекту «Русский язык. 9 класс» авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. Основная цель пособия –– оказать методическую помощь учителям при планировании и разработке конспектов уроков. В книге содержатся сведения об особенностях курса русского языка в 9 классе, примерные конспекты уроков, в которых представлен разноуровневый дидактический материал, дополняющий основное содержание учебника, а также даны варианты проверочных и контрольных работ.

Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки.

Текст из учебника

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
0 курсе русского языка в 9 классе
Изучение курса русского языка в 9 классе по учебно-методическому комплекту авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. осуществляется в соответствии с Программой по русскому языку для 5—9 классов основной общеобразовательной школы1 и реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Учебно-методический комплект для 9 класса является логическим продолжением указанной линии учебников, которая характеризуется направленностью на: 1) достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях; 2) системно-деятельностный подход; 3) актуализацию воспитательной функции учебного предмета «Русский язык ».
Отличительной особенностью каждого учебника этой линии является его нацеленность на дидактическую адаптацию современных достижений лингвистики, психологии и педагогики. Все разделы учебника русского языка для 9 класса — синтаксис, пунктуация, культура речи — разработаны с учётом современного состояния науки о языке.
В соответствии с требованиями времени, положениями, закреплёнными в нормативных документах, содержанием образования и обучения становятся не только знания, но и методы, способы деятельности, интеллектуальные ситуации, подходы. Методический аппарат учебника обеспечивает создание учебной ситуации на уроке: ситуация «проживания», «переживания» знания. Меняется не вектор знания, а его модуль: вместо «надо знать» — «хочу знать». Это возможно за счёт знакомства школьников с разными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства, ряд лингвистических положений.
1 Рыбченкова JI. М., Александрова О. М. Русский язык. Рабочие программы. 5—9 классы. —М.: Просвещение, 2011.
3
Реализовать эти задачи позволяет система работы с текстом, который занимает доминирующее положение в структуре урока русского языка. Текст предваряется системой пред текстовых и послетекстовых заданий, при этом грамматическая и речевая работа помогает создать правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта. Работа с текстом включает следующие компоненты: знакомство с новым языковым понятием (фигурой речи) и рассмотрение специфики его употребления в определённом «смысловом поле», каким является предложенный текст, — это аналитическая деятельность, в ходе которой актуализируются речеведческие понятия, формируются аналитические умения — например, определять замысел автора, видеть и понимать сюжетно-ком-позиционные и языковые особенности фрагмента текста, соотносить форму и содержание текста, обусловленное речевой ситуацией; создание собственных примеров в рассматриваемом смысловом пространстве — это продуктивная деятельность, в ходе которой формируются определённые продуктивные умения — например, использовать в словосочетаниях и предложениях изучаемые языковые явления при создании собственного речевого произведения в соответствии с замыслом, целесообразно отбирать и употреблять в речи изученные языковые средства и т. п.
Завершение изучения школьного курса русского языка, подготовка к итоговой аттестации за курс основной школы, базирующаяся на системном повторении и актуализации изученного, требуют особого внимания и организации целенаправленной работы.
Полагаем, что методические рекомендации о том, как: 1) развивать умения аудирования и говорения (в рамках подготовки к написанию сжатого изложения в том числе); 2) организовать работу с текстом, чтобы развивать универсальные учебные умения; 3) формировать культу-роведческую компетенцию учащихся средствами учебного предмета; 4) реализовывать межпредметные связи на уроках русского языка — помогут учителю в планировании и проведении уроков.
4
Развитие умений аудирования и говорения
Умение критически воспринимать информацию, в том числе на слух, является одной из важных, необходимых в современном мире жизненных потребностей человека. В речевой деятельности человека слушание занимает 45 %, обеспечивает успешность и результативность общения во всех сферах жизнедеятельности людей. Осознанно слушать, критически воспринимать услышанное, анализировать, сопоставлять с ранее известным — умения, необходимые не только в обучении русскому языку и другим учебным дисциплинам, но и в жизни. Поэтому обучение аудированию (слушанию), основанному на критическом восприятии, результатом которого является понимание, является важной задачей уроков русского языка.
При восприятии текста слушающий ставит перед собой разные задачи, и в связи с этим исследователи выделяют различные виды слушания: глобальное (восприятие текста в целом, когда достаточно определить, о чём шла речь в высказывании, какова его основная мысль); детальное (восприятие текста с целью разобраться в содержании устного высказывания, проанализировать его с целью усвоения, запоминания, подготовки возражения на основе услышанного).1
Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку текста в ходе его восприятия, а на основе услышанного, если оно понято и осмысленно, создаются новые высказывания (конспект, план, пересказ и др.). Это сближает аудирование с чтением как видом речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.
Аудирование и чтение часто сопровождаются записью существенной информации, т. е. той информации, которая важна для решения коммуникативной задачи. Поэтому важно обратить внимание на развитие умений фиксировать существенную информацию, воспринимаемую на слух или зрительно. Письменная фиксация может быть использова-
1 Ипполитова Н. А., Князева О. Ю. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. —М., 2004. — С. 80—81.
5
на в качестве опоры в процессе обучения аудированию и чтению, полученные записи могут стать планом для устного или письменного изложения воспринятой информации. Таким образом, работа по восприятию информации (чтение, аудирование) и её фиксации (письмо) опирается на использование умений:
1) понимать услышанную или прочитанную информацию (в полном объёме или выборочно): отличать важную информацию от второстепенной, различать факты, оценочные суждения, аргументы, примеры, а также определять, является ли информация принципиально значимой и новой, находить основную идею (основной смысл текста), устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
2) вести записи, используя разные способы свёртывания информации (графический, языковой, смысловой): выделять ключевые слова и смысловые единства, заменять слово более кратким синонимом, заменять группы слов обобщающим словом; использовать схемы и таблицы, выделять наиболее важную информацию (подчёркивать, обозначать маркером и др.).
Выделяют три вида аудирования:
• аудирование с пониманием основного содержания;
• аудирование с пониманием запрашиваемой информации;
• аудирование с полным и точным пониманием содержания текста.
Задания, позволяющие развивать умения чтения и аудирования:
До чтения (аудирования) текста:
1. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам.
В ходе чтения (аудирования) текста:
1. Определить количество микротем в тексте.
2. Записать все даты, имена, географические названия.
3. Записать ключевые слова каждой микротемы по предложенному в качестве опоры плану или без него.
После чтения (аудирования) текста:
1. Определить, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют и о чём в тексте не сказано.
6
2. Сгруппировать записанные предложения по какому-либо признаку или принципу (распределить реплики по участникам диалога (полилога)).
3. Дать определения терминам и понятиям, о которых шла речь в тексте.
4. Расставить пункты плана, тезисы текста в соответствии с логикой изложения.
5. Записать возможное продолжение, завершение текста.
Для определения уровня сформированных умений понимать услышанную или прочитанную информацию и умений вести записи предлагаем использовать критерии:
Критерий оценивания Баллы
Понимание услышанной или прочитанной информации
1. Зафиксирована вся существенная информация (нет пропусков важной информации) 1
2. Информация зафиксирована логично 1
3. Факты (названия, даты и т. д.) приведены точно 1
Использование различных способов фиксации информации
1. Использован смысловой способ свёртывания информации (выписаны ключевые слова, тезисы текста) 1
2. Использован языковой способ свёртывания информации (употреблены синонимы, обобщающие слова, изменена структура предложений и т. д.) 1
3. Использован графический способ свёртывания информации (схемы, таблицы) 1
Таким образом, учащийся может выполнить работу, набрав максимум 6 баллов.
Предлагаем шкалу оценивания результатов: 5—6 баллов — умения сформированы на высоком уровне; 3—4 балла — умения сформированы на достаточном уровне; 1— 2 балла — умения не сформированы.
7
Упражнения, предлагаемые в учебнике, позволяют организовать работу по совершенствованию умений аудирования. Приведём пример такой работы с текстом упражнения 9. До этапа восприятия текста на слух учащимся сообщается цель аудирования: перед вами план текста об изменениях в современном русском языке. (Ученикам даётся таблица с заполненной первой колонкой.) Слушая текст, сверяйте своё понимание с планом, записывайте ключевые слова, предложения, соответствующие каждой микротеме. Заполненная вами таблица станет опорой для сжатого пересказа текста.
Микротема Ключевые слова, предложения
1. Изменения в современном русском языке Изменения касаются форм существования языка
2. Появление новых функциональных стилей 1) религиозно-проповеднический стиль 2) стиль бизнеса и коммерции 3) стиль рекламы
3. Жаргон вместо исконного русского языка 1) исчезновение диалектов (народных говоров), отражающих особенности национального русского мировосприятия 2) изменение норм русского литературного языка 3) появление «общенационального жаргона», возникновение новых жаргонов: молодёжного, уголовного, предпринимателей
4. Реальная опасность утраты русского языка, его традиций и правил 1) русский язык перестаёт быть образцом для использования в разных сферах общения 2) отступление от норм русского литературного языка носит массовый характер
5. Законы развития языка Литературный язык требует бережного и осознанного отношения к своим правилам, нормам и традициям
8
Развитию умений говорения авторы в УМК уделяют большое внимание. Уроки, посвящённые этой теме, можно предварить эпиграфом, предложив учащимся выбрать некий девиз темы, например:
Речь даётся многим, но мудрость — редким. (Катон Старший)
Истинное красноречие — это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно. (Ф. Ларошфуко)
Красноречие есть искусство покорять умы. (Платон) Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие. (Г. Галилей)
Ясность — главное достоинство речи. (Аристотель) На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова. (М. Ю. Лермонтов)
Красноречие — это живопись мысли. (Б. Паскаль) Упражнение 130 позволяет говорить о такой важной проблеме, как качество устной речи. Приведём задание из упражнения: Найдите в литературе или в Интернете материал о том, как преодолеть страх публичного выступления. Напишите небольшое сочинение на тему «Советы начинающему оратору». По возможности используйте в нём сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия.
Мы предлагаем дополнить задание (или его вариант): Подготовьте «Вредные советы начинающим ораторам» (по аналогии с «Вредными советами» Г. Остера).
Можно предложить учащимся готовый текст подобных советов для обсуждения:
1) Начинайте выступление словами: «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть…» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирайте пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к вам, и к тому, что вы говорите.
2) Чаще оправдывайтесь: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и всегда выступаю неудачно…» Успех гарантирован — выступление будет провалено с треском…
3) Широко раскрытые от страха глаза и высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Потренируйтесь перед зеркалом незадолго до выступле-
9
ния, чтобы ваши глаза распахивались, а брови поднимались всё выше и выше. Так вы добьётесь нужной реакции слушателей.
4) Создавайте негативное настроение мрачными, скучными словами. Если вы очень постараетесь, ваши слушатели не засидятся в аудитории долго.
5) Поставьте перед собой чёткую цель: стать лектором-занудой. Для этого бубните, забудьте шутки и забавные истории. Людям нельзя давать отдыхать. Говорите монотонно и тихо. Первый признак успеха — слушатели начинают зевать и разговаривать, второй — победный — с радостью покидают зал.
6) Будьте напыщенным и надутым, лопайтесь от осознания собственной важности. Вы всегда умнее аудитории — вы знаете больше, чем все остальные, вместе взятые.
7) Торопливо ходите от стены к стене туда-сюда, словно маятник, постоянно вертите карандаш в руках, включайте и выключайте свой мобильный телефон. В итоге публика начнёт следить за вашими перемещениями и перестанет следить за темой выступления. Постоянное «хождение» во время выступления выдаст ваше желание сбежать. Именно так его воспримет аудитория, и вскоре вы будете абсолютно свободны…
(По материалам сайтов www.psyfactor.org, www.shanl315.ucoz.ru)
Работа с текстом как возможность развития универсальных учебных действий
В работе Джерома Брунера «Культура образования» отмечается, что, поскольку эволюция человека как биологического вида наделила его определёнными способами познания, мышления, ощущения и восприятия, мы не можем отрицать влияния прежних умственных состояний (mental states) на последующие. Если образование призвано помочь человеку выйти за пределы своих природных возможностей, оно должно передать ему «инструмент»,
10
«инструментарий» (toolkit), специально созданный культурой для этой цели.
Именно культуре работы с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, авторы УМК уделяют особое внимание. Читая текст, человек познаёт связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через отражение в тексте этих связей. Это означает, что понимание текста в итоге предполагает установление читателем связей между всеми частями текста (например, параграфа) и целым текстом, в которых отражены связи реальные, объективно существующие; понимание текста невозможно без усвоения законов или правил, норм построения самого текста как особой объективной реальности. Это и есть тот инструментарий, которым должен владеть ученик-читатель.
Развитие умений в таком виде речевой деятельности, как чтение, — важнейшая задача уроков русского языка, и она находит своё решение в методическом аппарате и системе упражнений учебника для 9 класса.
Систематизации знаний по теме «Чтение и его виды» посвящён отдельный параграф учебника (§ 4).
Как и в учебнике для 8 класса, задания, направленные на развитие умений в разных видах чтения — изучающего, ознакомительного, просмотрового и др., — включены в комплекс заданий непосредственно к текстам упражнений или предполагают обращение, в случае необходимости, к рубрике «Советы помощника». Так, уже при работе с упражнением 1 рекомендуется обратиться к материалам этой рубрики, чтобы использовать приёмы изучающего чтения.
В упражнении 9 есть задание — пересказать текст сжато. Здесь же предлагается Памятка, напоминающая, что, для того чтобы пересказать текст сжато, необходимо определить:
1) какова главная мысль текста;
2) сколько частей (микротем) содержится в тексте;
3) какова главная мысль каждой части;
4) какая информация текста является основной, какая — второстепенной;
5) сократить текст за счёт исключения второстепенной информации.
11
Рубрика «Это интересно» представляет материал о правилах ознакомительного чтения, предполагающего беглое просматривание, избирательное прочитывание. Ознакомительное чтение может стать первой стадией глубокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, поэтому необходимо знать его правила, позволяющие сделать процесс чтения большого объёма информации эффективным:
1. Определить цели и задачи чтения.
2. Обратить внимание на название публикации, её автора, выходные данные (место, год издания), просмотреть аннотацию, предисловие. Определить, как глубоко вам необходимо знать этот материал: иметь общее представление, получить объяснение или знать изучаемый предмет.
3. Если содержание публикации соответствует целям и задачам чтения, то следует читать текст с целью определения его главной мысли, основных суждений, фактов, раскрывающих её; стилистических особенностей.
4. Оценить прочитанное с точки зрения интересности, значимости, доступности, убедительности, соответствия содержания и языкового выражения (стиля).
Приведём примеры заданий, которые предлагаются учащимся на различных этапах работы с текстом при выполнении упражнений в 9 классе.
Задания, направленные на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста.
Варианты формулировок заданий, направленных на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста Примеры заданий в учебнике
Вставьте на месте пропусков в предложении, абзаце необходимые по смыслу слова. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов Перепишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу сочинительные союзы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите разряд союза (соединительный, противительный, разделительный) (упр. 41). Объясните значение выделенных слов и выражений. В случае необходимости обращайтесь к толковому и фразеологическому словарям (упр. 96)
12
Продолжение
Варианты формулировок заданий, направленных на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста Примеры заданий в учебнике
Предположите, о чём должна идти речь в тексте по выписанным из него ключевым словам, по названию Вам предстоит прочитать фрагмент текста, который называется «От текста к смыслу». Попробуйте по названию текста определить, о чём в нём идёт речь (упр. 26). Перед тем как читать текст под названием «Поиск информации в Интернете», подумайте и сформулируйте, что вам уже известно и что вы хотели бы узнать по данной теме (упр. 28). Бегло просмотрите раздел (параграф) учебника, который вам задан на дом по одному из предметов. Определите, что вынесено в его название: тема или основная проблема. Подумайте, что вам уже известно по данной теме (проблеме), какие вопросы необходимо изучить, знакомясь с материалом (упр. 31). Прочитайте ключевые слова из текста. Какова, по вашему мнению, тема этого текста? (упр. 117). Прочитайте заголовок текста и первое предложение. Как бы вы ответили на вопрос, который задаёт автор? (упр. 173)
Выполните работу по разметке текста (поставьте знак «?» там, где заканчивается мысль, требующая, на ваш взгляд, осмысления и постановки вопроса, запишите вопрос, который вам хотелось бы задать) Прочитайте текст внимательно, отмечая карандашом новый для вас материал. Результаты работы представьте в виде таблицы, опираясь на которую перескажите содержание прочитанного (упр. 31). Письменно составьте план текста в форме вопросов (упр. 65). Найдите в тексте предложение, в котором содержится ответ на вопрос «Что значит быть воспитанным?» (упр. 76).
13

Предложения интернет-магазинов