Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Тростенцовой Л.А. и др. — Ефремова Е.А.

В тетради представлен большой разнообразный комплекс упражнений и заданий (в том числе тестовых в формате ЕГЭ) на текстовой основе, с элементами занимательности и игры. Комплексные схемы, сводные таблицы облегчают восприятие и усвоение материала по синтаксису сложного предложения. Тетрадь соотносится с УМК Т.А. Ладыженской и другими, но может использоваться и как самостоятельное пособие.

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Тростенцовой Л.А. и др.

Текст из учебника

4
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Определите стиль текста, его основную мысль. Вставьте (где нужно) пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, условия их выбора. Расставьте знаки препинания.
Важным фактором3 любого языка является его ра_простр_не-
ние на Земле.
В 1967 г. была создана МАПРЯЛ (Международная ассоциац_я
пр_под_вателей русского языка и литературы). Цель её — развитие и укр_пление постоян_ых связей между русистами2 разных стран путём переписки с помощью обмена литературой личных встреч_ пров_дения международных конференц_й симпозиумов.
С конца XIX в. русский язык проп_гандируют2 все сл_вян-
ские университеты а так(же) университеты Парижа Берлина Кёльна Осло и других городов в Европе. В США до 1917 г. русский язык
пр_под_вали лиш_ (не)болыпой группе филологов историков
литераторов переводчиков. В 1939 г. его изучали в 19 вы_ших
учебных заведениях. В 1946 г. их на_читывает_ся2 уже 190,
а в 1959 г. 425.
Сейчас на русском языке говорит 291 мил_ион жителей нашей
пл неты.4
О каких функциях языка идёт речь? Запишите ответы коротко после текста.
2. Введите любую из данных цитат в составленное вами сложноподчинённое предложение или в предложение с вводным словом.
1. (Не)ясность слова есть (не)измен_ый признак (не)ясности
мысли. (Л. Толстой) 2. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие
пок_ления. (К. Ушинский) 3. Язык — орудие мышления. Обра-
щат_ся с языком (кое)как — значит и мыслить (кое)как: (неточно, пр_бл_зительно, (не)верно. (А. Н. Толстой) 4. Слово дано человеку (не)для самоудовлетворения, а для вопл_щения и передачи
той мысли, того чу_ства, той доли истины или вд_хн_вения,
которым он обладает, другим людям. (В. Короленко)
<ф> Объясните пропущенные орфограммы (устно).
ПОВТОРЕНИЕ. ТЕКСТ
I <ф> Сокращение текста. Вспомните основные способы.
I 1. ОБОБЩЕНИЕ. Замена однородных членов предложения обобщаю- i щим наименованием; замена предложения или его части опреде- j I лительным или отрицательным местоимением с обобщающим значе- I I нием.
I————————————————1
6
————————————————,
2. ИСКЛЮЧЕНИЕ. Исключение повторов; исключение некоторых сино- 1 I нимов из их ряда; исключение уточнений или пояснений; изъятие i фрагмента предложения, а иногда одного или нескольких предложений. | I 3. УПРОЩЕНИЕ. Замена предложения или его части указательным ме- I стоимением; замена сложного предложения простым; слияние несколь- , I ких предложений в одно; замена фрагмента предложения синонимич- I I ным выражением.
I————————————————
Ф <ф> 3. Сократите каждый абзац текста одним из указанных способов. К какому стилю можно отнести текст? Укажите особенности этого стиля. Составьте план текста, назовите основные микротемы. Ключевое предложение — первое.
Пушкин был очень прост во всём, что касалось внешней обстановки. Одевался он довольно небрежно, заботясь только о красоте длинных своих ногтей. Иметь простую комнату для литературных занятий было у него даже потребностью таланта и необходимым условием производительности. Он не любил картин в своём кабинете, и голая серенькая комната давала ему более вдохновения, чем роскошный кабинет с эстампами , статуями и богатой мебелью, которые обыкновенно развлекали его.
Вообще привычки его были просты, но вкусы и наклонности уже не походили на них. Например, поздние обеды в Михайловском были довольно прихотливы. Кроме книг и обедов, куда уходили его основные деньги, была ещё страсть к игре. Карты поглотили много трудов его, унесли добрую часть доходов, полученных им с сочинений.
Образ жизни его в деревне чрезвычайно напоминает жизнь Онегина в четвёртой главе романа. Он также вставал очень рано и тотчас отправлялся налегке к бегущей под горой реке и купался. Зимой, как и Онегин, он садился в ванну со льдом перед завтраком. Разница состояла в том, что везде Пушкин посвящал утро литературным занятиям: созданию и подготовительным трудам, чтению, выпискам, планам.
Если случалось оставаться ему одному дома без дела и гостей, Пушкин играл двумя шарами на бильярде сам с собой, а длинные зимние вечера проводил в беседах с няней Ариной Родионовной. Он посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения.
(По П. Анненкову)
«5» 4. Создайте высказывания на предложенные темы. Используйте определённый стиль в зависимости от ситуации.
1) Представьте, что вы выступаете по школьному телевидению с рассказом о факультативных занятиях по русскому языку, куда вы ходите и хотите зазвать других.
2) Представьте, что ваш друг (подруга) пишет стихи или рассказы, но никак не хочет поделиться своим творчеством с одноклассниками. Убедите его (её) в необходимости выступить на школьном вечере или послать свои сочинения в редакцию газеты.
3) Представьте, что вам предложили выступить перед младшими школьниками и рассказать о творчестве какого-либо писателя.
5. Запишите текст письма в соответствующем стиле. Слова и выражения, не характерные для выбранного вами стиля, уберите или замените.
Здравствуй, Петя!
Поздравляю тебя с новым учебным годом и желаю больших успехов в учёбе. Ведь учёба — это наша главная обязанность в школьной жизни. Если ты постоянно будешь помнить о том, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их потом на благо общества, ты и учиться будешь совсем по-другому, вдохновенно, с энтузиазмом. Малое знание, поверхностное знание — признаки будущего плохого работника.
Я, Петя, много об этом думаю в последнее время и стараюсь как можно лучше учиться. Советую и тебе последовать моему примеру, чтобы достичь определённых результатов.
Желаю тебе успехов. До свидания. Твой друг Игорь.
ФОНЕТИКА
6. Запишите примеры.
Буквы е, ё, ю, я обозначают…
два звука _
один звук_
7. Сделайте фонетический разбор по вариантам. 1-й вариант — ярость, дрожь.
10
2-й вариант — тростник, звёзды.
8. Запишите словосочетания в транскрипции (звуками).
шумели листья
опушкою лесной
9. Запишите цифрой рядом количество звуков в каждом слове.
якорь — ёмкость — балл —
лестница — кровь — съел —
друзья — сшить1 — сжала —
езжу — сел — счастье
заросший — трёхэтажный — объезд1
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
10. Определите стиль текста. Установите, с какой целью в нём использованы односоставные предложения. Назовите их виды. Подчеркните грамматические основы во всех простых предложениях. Выделенные слова замените нейтральными синонимами. Вставьте пропущенные знаки препинания.
Горы. Между тропой и рекой курчавый лесок. Лес на камен_ой
стене! В него(то) и торопимся мы. Лес накрыл нас п_тнистой
тенью. Но вихрь ударил в лицо, и сразу закружила м_тель!
Белыми хлопьями зал_пило глаза, обрушилось белым ливнем на
головы плечи. Вихри ветра кружили жасминовые леп_стки.
Весь склон был в цв_тах отцв_тающего жасмина. Всё было усыпано пахучими леп_стками. Всё пропахло жасмином. Сгребаем
леп_стки приг_ршнями и рас_ыпчатыми снежками швыряем
друг в друга. У камней нам_ло сугробы из леп_стков. Хоть на
лыжах к_тайся или лепи снеговика! В глазах м_лътешит
и засвистывает в ушах. Бушует в_сёлая жасминовая м_тель.
Зав_вает, кружит заносит. И удивительно и смешно. (Н. Сладков)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ (АЛГОРИТМ)
I • — По цели (повествовательное, побудительное, вопросительное); I — по интонации (восклицательное, невосклицательное); j — по структуре, т. е. по строению (простое, сложное — сложноподчи- ] I нённое, сложносочинённое, бессоюзное);
j — если простое, то по наличию главных членов предложения (одно- , I составное — с подлежащим или только с одним сказуемым: опреде- I I лённо-личное, неопределённо-личное, безличное);
— по наличию второстепенных членов предложения (распространён- |
I ное, нераспространённое), указать, чем осложнено, т. е. причину по- i
| становки знаков препинания. «———————————————-j
12
11. Запишите, что означают данные фразеологические обороты.
Раз, два и обчёлся _,
стереть2 в порошок —,
через пень-колоду -————
в час по чайной ложке —
точить зубы __——
не ровён час—
и никаких2 гвоздей —
очертя2 голову—
закинуть удочку—
кануть в Лету—
яблоко раздора______
спустя рукава —
после дождичка в четверг —-
на своих двоих—
ахиллесова пята_____
собаку съел —-
^^ Какие из оборотов не относятся к разговорному стилю? Отметьте их галочками.
12. Определите, к какому стилю речи — литературному или разговорному — относятся эти фразеологизмы; если к литературному, то к какому
именно: научному, официально-деловому, публицистическому, художественному.
Золотая осень — _,
стар и млад — _,
узы Гименея — _,
чёртова дюжина — _,
очная ставка — _,
в два счёта — _,
последний крик моды — _,
нищая братия — _,
дама сердца — _,
грош цена — _,
на все сто — _,
белая ворона — _,
делать большие глаза — _,
сгореть со стыда — _,
держи карман шире — _,
вульгарная латынь — _,
комбинация из трёх пальцев — _,
лошадиная сила — _,
красной нитью — _,
ни кола ни двора — _,
иметь смысл —__
Составьте три предложения с любыми оборотами.
14
МОРФОЛОГИЯ. СИНТАКСИС
13. В каком из текстов действие разворачивается постепенно, неторопливо? Почему? Проанализируйте состав предложений. Расставьте знаки препинания и графически их объясните.
Текст 1. Чёрный степной орёл3 житель могильных курганов царственно величавый в своём одиночестве парил в холодном поднебесье медленно почти незаметно теряя на кругах высоту. Широкие тупые на концах неподвижно3 распростёртые крылья легко несли его там в подоблачной вышине а встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему костлявому телу чёрное тускло блистающее3 оперение. (М. Шолохов)
Текст 2. Улетели птицы. Опустел сад. Осыпались листья.
^р Разверните описание действия второго отрывка подобно первому. Используйте любую подходящую картину. Быстрые или медленные действия будут вами описаны?

Предложения интернет-магазинов