Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н.

Рабочая тетрадь является составной частью вашего учебника по русскому языку в 9 классе, поэтому при возникновении затруднений в выполнении тех или иных заданий вы можете обратиться к соответствующему параграфу учебника. Это пособие поможет вам успешно справиться с освоением трудных тем по русскому языку, расширит ваш кругозор, пополнит словарный запас, повысит практическую грамотность. В тетради содержатся задания и упражнения, которые нужно выполнять на специально отведённых полях (строках).
В рабочей тетради представлены разнообразные упражнения.

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2.

Текст из учебника

§ 21. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
■ 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы, заключите в овал средства связи придаточных предикативных частей с главными, обозначьте придаточные части сложных предложений (заключите их в скобки). Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните задания.
1. Стрелка компаса двигается с места только тогда когда тот кто несёт компас сходит с того пути который она показывает. 2. И совесть молчит пока человек делает то что ему должно делать когда же он сходит с настоящего пути она показывает ему куда и насколько он сбился.
3. Философ Кант говорил что две вещи больше всего уд..вляют его звёзды на небе и закон добра в душе человека.
4. Кто ищ..т добро не в самом себе тот делает то же самое что делает пастух когда ищ..т в стаде того ягнёнка который у него за пазухой.
5. Часто люди сч..тают за совесть своё желание делать то что считается хорошим у людей там где они живут. 6. Но совесть это голос того единого духовного существа которое живёт во всех и везде и только тогда когда она такое сознание она верный руководитель людей.
(По JI. Толстому)
1) Подчеркните в тексте ключевые слова и самые важные утверждения автора. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
2) Определите виды придаточных во всех предложениях. Обозначьте сокращённо придаточные в каждом сложном предложении.
Образец: 1. Придат. врем., придат. опред., придат. прич.
5
3) Постройте горизонтальные и вертикальные схемы 1, 4 и 5-го предложений. Определите способы подчинения придаточных. Запишите номера проанализированных предложений в таблицу. Выделите цветом столбец таблицы, который оказался незаполненным.
Горизонтальные схемы предложений:
1-е предложение 4-е предложение 5-е предложениеСПП с последовательным подчинением придаточных СПП с неоднородным соподчинением (параллельным подчинением) придаточных СПП с последовательным и неоднородным (параллельным) подчинением придаточныхПомните! Неоднородное соподчинение придаточных некоторые учёные обозначают термином параллельное подчинение.
Вертикальная схема более наглядно отражает строение сложного предложения.
Придаточное в вертикальной схеме можно изображать не только прямоугольником, но и кружком.
4) Выпишите из 4-го предложения местоимения, определите их разряд по значению. _
6
I 2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Проанализируйте состав и строение предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Когда з..ря окр..сила (пол)неба (бледно)розовым цветом мы поставили чайник на спиртовку в носовой части лодки и удалились на корму.
2. Единствен..ый способ заставить чайник закипеть это (не)обращать на него внимания. 3. Если он заметит что вы с (не)терпением ждёте что(бы) он закипел он даже зашуметь (не)подумает. 4. Надо сделать вид как будто вы и не собираетесь пить чай. 5. Ни в коем случае не следует оглядываться на чайник тогда вы скоро услыш..те как он раздражённо фыркает плюётся и желает напоить вас чаем. 6. Если вам некогда то (не)плохо громко переговариваться друг с другом о том что вы не помышляете о чаепитии. 7. Вы располагаетесь (не)вдалеке от чайника так чтобы он мог вас слышать и громогласно заявляете: «Я не хочу чаю, а ты, Джордж?» 8. Джордж кричит в ответ: «Да ну его, лучше выпьем лимонаду».
9. После таких слов чайник немедленно начинает кипеть ключом. 10. Мы применили эту невинную хитрость и вскоре пили ароматный чай из глинян..ых кружек обсуждая новости из французской газеты.
(По Джерому К. Джерому*)
* Джером Клапка Джером — английский писатель, живший на рубеже XIX-XX веков. Одно из самых известных произведений Джерома К. Джерома — повесть «Трое в лодке, не считая собаки».
1) Какой основной приём языковой выразительности использует автор для создания комического эффекта в тексте? Аргументируйте свой
ответ примерами. _
7
2) Найдите в последнем абзаце и выпишите словосочетание, которое может использоваться и в прямом значении, и как фразеологизм. Устно объясните назначение этого словосочетания в тексте.
3) Определите вид придаточных предложений и способ их подчинения в 3-м и 6-м предложениях текста. Начертите схемы.
4) Выпишите грамматическую основу 2-го предложения. Укажите, чем выражено сказуемое. _
5) Запишите номер предложения с обособленным обстоятельством.
6) Выпишите из 2-го предложения словосочетание со связью согласование. _
7) Выполните морфемный и словообразовательный разборы слова
нетерпением._
8) Выполните фонетический разбор слова чтобы.
3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Проанализируйте строение предложений и расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните задания.
1. Если вам приходится (не)легко если печаль овладела вашим сердцем отправляйтесь туда где у реки на холме стоит храм Покрова
8
на Нерли. 2. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма отражающегося свыше восьми веков в водах и вы увид..те как естествен..о вписан..о строение в окружающий пейзаж.
3. Заблуждается тот кто у вид., в храм один раз считает что знает его. 4. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно чтобы понять в чём прелесть этого (не)обыкновен..ого сооружения.
5. Трудно сказать когда лучше люб..ваться им. 6. Весной когда Клязьма и Нерль разливаются впитывая в себя ручьи бегущие из лесов озёр и вода зат..пляет луга. 7. В тёмных напоминающих густо насто..нный чай волнах отражаются берёзы ивы и похожие на богатырей(великанов) дубы что старше берёз и наверное помнят как владимирскую землю т..птали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. 8. На рас..вете когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колебл..тся светлея час от часу. 9. Покров надо видеть и в дождь когда огромная туча словно останавливается чтобы полюбоваться храмом.
10. Храм в том виде как мы его знаем лирическая поэма обращён-ная к внутреннему миру человека.
(По Е. Осетров у)
1) Определите тему и основную мысль текста._
2) Запишите номера сложноподчинённых предложений, в которых есть однородные придаточные. Определите их значения.
3) Запишите номера сложноподчинённых предложений, в которых есть последовательное подчинение придаточных. Определите их значение.
9
4) Запишите номер предложения, в котором сочетаются однородное и последовательное подчинение._
5) Запишите номер предложения с вводным словом._
6) Выпишите грамматические основы 1-го предложения._
7) Выполните фонетический разбор слова дождь.
4. Прочитайте поэтический текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Я научилась просто мудро жить Смотреть на небо и молиться Богу И долго перед вечером бр..дить Чтоб ут..мить (не)нужную тревогу.
2. Когда шуршат в овраге лопухи
И никн..т гроздь рябины (ж..лто)красной Сл..гаю я весёлые стихи О жизни тленной тленной и прекрасной.
3. Я возвращаюсь.
4. Лиж..т мне ладонь
Пушистый кот мурлыкает умильней И яркий заг..рается огонь На башенк.. озёрной лесопильн.. .
5. Лишь изредк.. прорезывает тишь Крик аиста сл..тевш..го на крышу.
6. И если в дверь мою ты постучиш.. Мне кажется я даже (не)услышу.
(А. Ахматова)
10
1) О каком чувстве написано стихотворение? Сформулируйте тему и основную мысль этого поэтического произведения. _
2) Найдите сложноподчинённые предложения, запишите их номера, определите виды придаточных. _
3) Постройте схему 2-го предложения и определите тип подчинения придаточных частей. Устно объясните расстановку знаков препинания.
4) Подчеркните эпитеты.
Помните! Эпитетом является не любое определение, а только образное, выразительное.
§ 22. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Проанализируйте строение предложений и расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. 2. Это было через два месяца после ра..правы над декабристами многие из которых были друзьями поэта. 3. Пушкин знал что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи что стихи эти были широко ра..пространен..ы в армии и что сам он у царя на подозрении.
4. Когда Николай (не)добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта он приказал ..жечь его «возмутительные» стихи.
5. Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок
11
о выдающихся современниках которые он вел в продолжени.. пяти лет. 6. Поэт боялся что записи его могут многим повр..дить а может и умножить число жертв.
7. Царь спросил Пушкина переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. 8. Поэт (не)мог однако сделаться другим и (по)прежнему вёл себя свободно и (не)зависимо. 9. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион» в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»
(По А. Гессе ну)
1) Определите тему и основную мысль текста и подготовьте его краткий устный пересказ. _
2) Найдите предложения с однородным соподчинением придаточных. Составьте их схемы. _
3) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени и выполните синтаксический разбор этого предложения. _
4) Выполните морфемный и словообразовательный разборы выделенного слова. _
5) Укажите номера предложений, в которых есть вводное слово.
Помните! Слово однако может быть и союзом (=но), и вводным словом со значением «тем не менее», «всё же».
2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания.
1. Начались мои отроческие годы когда особенно напряжённо я жил (не)окружавшей меня подлинной жизнью а той в которую она преображалась в детских мечтах.
2. Подлинная жизнь была бедна потому что я родился и вырос в чистом поле которого даже и представить себе не может европейский человек. 3. Великий простор без всяких пр..град и границ окружал меня и я (не)мог определить где в самом деле кончалась наша усадьба и где начиналось это беспредельное поле с которым она сливалась.
4. Из книги «Земля и люди» я узнал о существовании колоний но для меня всё колониальное заключалось в корице которой сдабривали на Страстной* неделе пасху и в чёрных блестящих рожках вкус которых я узнал побывав на сельской ярмарке.
5. Рос я среди крайнего дворянского оскудения хотя назвать наше семейство нищим конечно было нельзя потому что у нас было (небольшое хозяйство и малочисленная дворня были кучер староста стряпухи няньки, были собаки лош..ди овцы коровы.
6. В последний год жизни на хуторе Каменка я очень серьёзно заболел и (в)первые узнал то удивительное что пр..выкли называть тяжелой б..лезнью и что было на самом деле как(бы) странствием в потусторонние пр..делы. 7. Я испытал внезапное ослабление всех душевных и телесных сил испытал (не)ожиданную потерю желания жить.
8. Когда же я стал наконец выздоравливать мне почему(то) очень хотелось есть чёрный хлеб один зап..х которого приводил меня в восторг.
(По И. Бунину)
* Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой.
1) Определите тему текста. Озаглавьте текст. _
2) Найдите сложноподчинённые предложения и обозначьте средства связи придаточных предложений с главным. Подчинительные союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.
13
3) Выполните синтаксический разбор б-го и 8-го предложений.
4) Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.
5) Из 6-8-го предложений выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите к ним проверочные слова, орфограмму
обозначьте. _
6) Из 7-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. _
7) Укажите номер предложения с необособленным согласованным
распространённым определением._
8) Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом. _
14

Предложения интернет-магазинов