Русский язык. 9 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М. и др.

Учебник является частью учебно-методических комплектов новой линии по русскому языку для основной общеобразовательной школы, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.

Русский язык. 9 класс. Учебник. Рыбченкова Л.М. и др.

Текст из учебника

Прочитайте высказывания о русском языке. Какая тема их объединяет? Докажите свою точку зрения.
1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идёт вместе с жизнию народа… (В. Бе
линский)
2) Из русского языка Пушкин сделал чудо. Справедливо сказал Гоголь, что в Пушкине, «будто в лексиконе, заключилось всё: богатство, сила и гибкость нашего языка». Он ввёл в употребление новые слова, старым дал новую жизнь…
…Пушкин является полным реформатором языка…
Однако ж и Пушкиным не кончилось развитие русского языка… (В. Белинский,)
3) Правописание — это костюм, в котором является язык, и он может быть удобным и неудобным; но всегда нужно помнить, что это — внешность, от изменения которой не меняется язык. Язык живёт, изменяясь совершенно независимо от правописания. (К. Ушаков)
4) Словарь отражает все изменения, происходящие в мире, он запечатлевает опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. (С. Маршак)
СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА
Чтобы правильно выполнить первое задание упражнения, надо:
1) найти ключевые слова, которые являются общими для всех текстов. Помните, что такие слова могут быть не только одними и теми же, но и одно-коренными или представлять собой контекстуальные синонимы;
2) использовать изучающее чтение.История собственно русского языка начинается только с рубежа XIV—XV вв., когда русский язык выделился из общевосточнославянского, или, по другой терминологии, древнерусского, языка и начал развиваться самостоятельно, отдельно от других восточнославянских языков: украинского и белорусского. Корни же русского языка уходят в древний праиндоевропейский язык — корень всех индоевропейских языков.
История русского национального языка начинается примерно с XVII в., и в этой истории выделяется несколько ярких периодов, в том числе новейший, который переживает русский язык на рубеже XX—XXI вв.
1. Сформулируйте основную мысль, объединяющую все прочитанные вами высказывания.
2. Какие ещё утверждения содержатся в текстах?
Русский язык, как и любые другие языки мира, постоянно развивается и изменяется. Он имеет своё прошлое и настоящее, в котором зарождается будущее.
Развитие русского языка тесно связано с историческим развитием русского народа, русского общества и мира в целом.
Развитие языка отражает историческое развитие общества.2 Прочитайте фрагменты текстов. Какие языковые особенности позволяют сделать вывод о том, что каждый из них отражает своё время?
1) Но месяц уж протёк,
Как, затворясь в монастыре
с сестрою, Он, кажется, покинул всё мирское. Ни патриарх, ни думные бояре Склонить его доселе не могли; Не внемлет он ни слёзным
увещаньям, Ни их мольбам, ни воплю
всей Москвы, Ни голосу Великого Собора.
(А. Пушкин )
2) В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочитать о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятка часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не ОТХОДЯ ОТ машины. (По материалам Интернета.)
1. Найдите в 1 -м тексте устаревшие слова. Пользуясь материалами, данными на полях, объясните их значения. Разграничьте историзмы и архаизмы. К архаизмам подберите современные синонимы. Объясните причины выхода из употребления устаревших слов. С какой целью они используются А. Пушкиным?
2. Во 2-м тексте найдите неологизмы (новые слова). Какие новые явления они обозначают? Есть ли среди них семантический неологизм (слово с новым значением)? Назовите это слово и его синоним в тексте. Подумайте, каковы источники неологизмов, использованных в тексте. Каковы причины их появления?
и’-Чт
Мирской, -ая, -ое.
Тот, кто живёт в миру, связанный с жизнью в миру, т. е. жизнью светской, нецерковной.

Геймер, -а, м., от англ. gamer < game —
игра
Человек, увлекающийся компьютерными играми.

Виртуальный, -ая, -ое, от лат. virtualis — возможный.
1. Инф. Не имеющий физического воплощения. 2. Инф. Созданный средствами интерактивных компьютерных программ, происходящий в компьютере, в компьютерной сети. 3. Иллюзорный, умозрительный, не существующий в реальности.
1. Объясните, в каком значении употребляется слово мир во 2-м тексте.
2. Знаете ли вы значения фразеологизмов всем миром, не от мира сего, по миру (пойти), сильные мира сего? Какую стилистическую окраску имеют эти фразеологизмы? Какие ещё фразеологизмы со словом мир вам известны?
5
_^ян ПАМЯТКА

Для определения значений устаревших и новых слов можно использовать специальные современные толковые словари русского языка, например, такие, как «Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX вв.» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской, «Новый словарь иностранных слов» Л. П. Крысина, «Толковый словарь новых слов и значений русского языка» Л. П. Катлинской, //slovari.ru.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Некоторые новые заимствования продолжают существовать в современном русском языке в латинской графике: online, CD, CD-ROM, VIP. Такие слова учёные называют варваризмами или вкраплениями.
3 Прочитайте слова, помещённые в словаре новых слов русского языка. Подумайте, какие из них были заимствованы, а какие образовались из собственных ресурсов русского языка (морфологические неологизмы).
Сёрфинг, граффити, граффитчик, онлайн, онлайновый, караоке, блокбастер, е-мейл, разгосударствление, импичмент, постсоветский, восьмизальник (кинотеатр).
Каково значение слов, приведённых в рубрике «Это интересно»? Приведите свои примеры подобных варваризмов.
Выпишите морфологические неологизмы и определите способ их образования (произведите словообразовательный разбор этих слов).
4 Проанализируйте схему:
Факты, влияющие на развитие русского языка
Социально-политические события и изменения в обществе

\
Развитие науки и техники
Влияние других языков
• Опираясь на схему, расскажите о фактах, влияющих на развитие русского языка. Используйте материалы предыдущих упражнений. Подумайте, всегда ли можно чётко разграничить внешние причины развития языка, не могут ли они сочетаться.
5 Прочитайте. Из каких произведений А. Пушкина взяты эти строки?
1) Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет.
2) С героем моего романа
Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас…
6

3) Бывало, он ещё в постеле: К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут…
4) Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой…
Найдите в строках А. Пушкина фонетические, лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) особенности, не свойственные современному русскому языку. Назовите их и прокомментируйте.
Исторические изменения в русском языке могут касаться не только лексики, но и фонетики и грамматики (форм слов, синтаксических конструкций).
Наиболее яркие и массовые изменения в процессе исторического развития русского языка происходят в его словарном составе.
в]
Проанализируйте словарные статьи из толковых словарей советского и современного периода развития русского языка. Объясните, какие изменения произошли в значениях этих слов. Почему?
Бизнес, -а, м. (разг.). То, что является источником личного обогащения, наживы (ловкая афера и т. п.). Делать бизнес на чём-н. (наживаться). Бизнес, -а, м. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Малый бизнес. Средний бизнес. Заняться бизнесом.
Губернатор, -а, м. В дореволюционной России — начальник губернии, высшее должностное лицо губернской администрации. Губернатор, -а, м. Начальник какой-либо большой административно-территориальной федеральной единицы (например, штата в США), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города или региона России.
(Э Прочитайте и проанализируйте слова. Все ли они вам знакомы?
1) СССР, соцсоревнование, пятилетка, пионерский лагерь, октябрёнок.
2) Храм, крещение, венчание, молитва, причастие, Пасха, Троица.
1. Что объединяет слова в каждой группе?
2. Как вы думаете, какие из этих слов уходят в пассивный запас языка, а какие возвращаются к активному употреблению? С какими явлениями в обществе связаны эти процессы?
ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА
Слово храм заимствовано русским языком из старославянского языка и восходит к общеславянскому языку (ср. русское хоромы). Одно из первых значений слова храм — дом вообще, жилое помещение; в современном русском языке: 1. Здание для богослужения, церковь. 2. Перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Театр —это храм искусства.
8 Проанализируйте схему и расскажите о том, по каким направлениям происходит развитие словарного состава русского языка. Используйте материалы упражнений и свои примеры.
На Руси храмы строили в честь святых, во имя Христа Спасителя, в честь христианского праздника (Рождества, Воскресения и др.). Со времён Дмитрия Донского на Руси существовал обычай строить (ставить) храмы в честь воинских побед. Одним из самых величественных храмов России является храм Христа Спасителя в Москве, построенный по обету императора Александра I в благодарность Богу за победу над французами в войне 1812 г. (Храм был
9 Бегло прочитайте текст. В какой его части содержится информация о жаргоне? Что говорится о нём?
разрушен в 1932 г. и вновь выстроен и освящён в 2000 г.)
Изменения, которые происходят в современном русском языке, касаются не только отдельных языковых элементов (слов, форм слов, синтаксических конструкций), но и форм существования национального русского языка: литературного языка, территориальных диалектов (народных говоров), городского просторечия и жаргонов.
Так, например, в русском литературном языке появляются новые функциональные стили: религиозно-проповедниче-ский стиль, стиль бизнеса и коммерции, стиль рекламы. Меняются некоторые нормы русского литературного языка, расширяется вариантность литературной нормы.
Территориальные диалекты (народные говоры) всё более сужают сферы своего использования, теряют свою целостность и разрушаются. Вместе с народными говорами уходят в прошлое и постепенно забываются сотни и тысячи исконных русских слов, отражающих предметы и явления национальной русской культуры, особенности национального русского мировосприятия. А вот городское просторечие, отличительной чертой которого является несоответствие нормам литературного языка (чево, рожа, бухгалтера, туфель, приехать с Москвы), и жаргоны развиваются очень активно. Учёные даже говорят о формировании так называемого «общенационального жаргона», в который входят сниженные слова из самых разных
8
l:
социальных диалектов (молодёжного, уголовного, жаргона предпринимателей и др.: крутой, клёво, прикол, супер, разборки, раскрутить). Такие слова становятся не только общеизвестными, но и очень частотными в современном речевом употреблении. Появляются и новые жаргоны, например компьютерный.
В настоящее время границы между разными функциональными разновидностями национального русского языка всё более размываются, и литературный язык многими людьми перестаёт восприниматься как высшая, образцовая, разновидность национального языка, абсолютно обязательная для использования в официальных сферах общения. Отступления от норм литературного словоупотребления (произносительных, грамматических, стилистических, норм правописания) становятся массовыми.
Безусловно, законы развития языка имеют объективный характер, но нельзя забывать, что литературный язык, в отличие от народных говоров, жаргонов и просторечия, не может развиваться стихийно. Он требует бережного и осознанного отношения к своим правилам, нормам и традициям. (О. Загоровская)
1. Внимательно прочитайте текст ещё раз и подготовьтесь к сжатому пересказу его содержания.
2. Перескажите текст сжато.
3. Продолжите пересказ рассуждениями о том, как можно оценить процессы, происходящие в разных формах существования современного русского языка. Могут ли они представлять угрозу для судеб русского языка?
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В современном русском языке есть так называемые «новые историзмы»: ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению как высший орган власти, созданный в августе 1991 г.), гэкачепист, перестройка (совокупность осуществлявшихся в СССР в 1985—1991 гг. реформ и преобразований в области экономики, общественной и государственной жизни). Как вы думаете, почему такие слова называются «новыми историзмами»?
10 Прочитайте высказывание известного русского лингвиста, специалиста в области культуры русской речи Л. Скворцова.
Каждое новое поколение воспринимает литературный язык как культурную эстафету из рук многих и многих предшествующих поколений. Освоить эти богатства, да ещё и приумножить, и сохранить их — такова общекультурная задача для каждого цивилизованного человека.
1. Согласны ли вы со словами учёного? Обоснуйте свою точку зрения.
2. На основании приведённого высказывания и материалов предыдущего упражнения напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно беречь русский литературный язык?».

ПАМЯТКА
Для того чтобы пересказать текст сжато, необходимо сделать следующее:
1. Определить:
1) какова главная мысль текста;
2) сколько частей (микротем) содержится в тексте;
3) какова главная мысль каждой части;
4) какая информация текста является основной, какая — второстепенной.
2. Сократить текст за счёт исключения второстепенной информации.
9
Официально-деловой стиль

Реформатор, сл..варь, правописание, зап..ч..тлевает, и(л, лл)юзорный, виртуальный, комп(?)ют..рный, (соц..ально)поли-тический, губернатор, бизн..с.
(11 Прочитайте тексты и определите, к каким стилям речи они относятся. Докажите свою точку зрения, учитывая основные характеристики того или иного стиля.
1) Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке. Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась. Оказывается, это похрустывало сено под её телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений ВСЮ НОЧЬ напролёт. (Г. Марков)
2) Статья 75.
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет в независимости от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. (Конституция Российской Федерации)
Эмйссия, -и, ж., от лат. emissio — выпуск (фин.).
Выпуск ценных бумаг, банковых билетов и бумажных денежных знаков. Право эмиссии. Эмиссия займа.
Выпишите из второго текста примеры заимствованных слов и письменно объясните их значение.
Официально-деловой стиль точно передаёт деловую информацию, употребляется в сфере правовых, служебных и производственных отношений для составления государственных документов (законов, указов, уставов и т.д.), деловых бумаг (справок, протоколов, заявлений и т.д.).
10
12 Проанализируйте таблицу и расскажите об особенностях официально-делового стиля.
Сфера применения (где?) Сфера законодательства, делопроизводства, админи-стративно-правовой деятельности
Функции (зачем?) Сообщение, информирование
Основные стилевые особенности Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оце-ночности
Основные языковые средства Официально-деловая лексика и деловая терминология: истец, ответчик, полномочия, надбавка; канцеляризмы: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий); языковые клише и штампы: довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения; сложные отымённые предлоги: в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.; значительные по объёму сложные и осложнённые предложения
Жанры Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
(131 Прочитайте статью 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Опираясь на сведения таблицы, данной в предыдущем упражнении, докажите принадлежность этого текста к официально-деловому стилю.
Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учётом мнения населения или результатов референдума.
3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Феде-
рации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Выпишите из текста примеры слов и словосочетаний, характерных для данного стиля. Проанализируйте форму выражения сказуемых, сделайте вывод.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Особенностями официально-делового стиля являются также: в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах — протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отымённых предлогов и союзов: в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что\ отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии: лаборант Петрова, студент Иванова.
В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых жанрах (например, протоколах, отчётах, договорах) наблюдается и повествовательная манера изложения.
Все документы официально-делового стиля лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Распйска, -и, ж.
Документ, удостоверяющий получение чего-нибудь.
12
Официально-деловой стиль используется в устной и письменной форме в служебной сфере: деловой разговор, служебная переписка, протокол собрания и т. д.
В повседневной жизни необходимы умения и навыки в составлении таких документов, как расписка, доверенность, заявление.
Обязательными составными частями таких документов являются реквизиты. Реквизиты — совокупность постоянных элементов содержания документа.
14 Прочитайте образец расписки, обратите внимание на принятые реквизиты.
Расписка
Мною, Петром Ивановичем Барсуковым, преподавателем физической культуры средней общеобразовательной школы № 23 г. Дмитрова, получены 3 (три) волейбольных мяча, 1 (одна) волейбольная сетка от заместителя директора школы по хозяйственной части Резникова Ильи Ефимовича.
9.09.2010
П. И. Барсуков
Напишите расписку о получении книг в библиотеке или спортивного инвентаря в спортивном зале.
Доверенность — это документ, дающии полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя (организации или частного лица). Доверенности бывают личные и официальные.
Обязательными реквизитами личной доверенности являются: наименование жанра документа; место написания; дата написания; основной текст; удостоверительная надпись, скреплённая печатью организации.
15 Напишите доверенность на получение учебников в библиотеке школы по данному образцу.
Доверенность
г. Тамбов, пятое июня две тысячи десятого года
Я, Фёдорова Татьяна Фёдоровна, проживающая в Тамбове по ул. Мичуринской, д. 4, кв. 25, доверяю Сальниковой Екатерине Владимировне, проживающей в Тамбове по ул. Широкой, д. 1, кв. 15, паспорт (серия _ №_ , выдан
(дата)_, (кем)_ ), получить причитающуюся
мне за март 2011 г. заработную плату. _ (подпись)
Подпись Фёдоровой Т. Ф. удостоверяется Делопроизводитель ЖРЭУ № 5
(дата)
(подпись)
ЖРЭУ — жилищное ремонтно-эксплуата-ционное управление.
(печать)

Заявление — это публичное официальное сообщение в устной или письменной форме. Заявления всегда пишутся по конкретному поводу и посвящены обычно одному вопросу.
16 Рассмотрите образец заявления, обратите мание на его реквизиты.
вни-
Директору ООО «Авангард» Белову И. П. Васильева А. С.
заявление.
Прошу принять меня на работу во вверенную Вам организацию на должность консультанта по юридическим вопросам.
(дата)
(подпись)
• Напишите заявление на имя директора школы, в котором изложите просьбу досрочно сдать какой-либо экзамен.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
При оформлении заявления нередко вызывает затруднение второй реквизит: как оформить фамилию заявителя — в форме родительного падежа с предлогом от или без предлога? С точки зрения норм литературного языка допустимы оба варианта. В настоящее время более распространён второй вариант оформления — без предлога.
После слова заявление можно ставить точку, так как заканчивается предложение, а можно не ставить точку, так как слово заявление вынесено в отдельную строку, т. е. является своеобразной рубрикой.
13

Русский язык — язык русской художественной литературы
Н (Не)обходимо осуществлять, удостоверение личности, в плановом п..рядке, врёме(н, нн)ая (не)трудоспособность, должностные лица, реализация прав, правовой акт, окружающая среда.
ПАМЯТКА
Язык художественной литературы
отличается образностью, выразительностью, в нём сочетаются языковые средства разных стилей, используются изобразительно-выразительные средства языка.
17 Сравните тексты и определите, в чём их сходство и различие. К какой функциональной разновидности языка принадлежит каждый текст? Обоснуйте своё мнение.
1)
Осень
Осень на европейской территории страны длится чуть больше трёх месяцев, распадаясь условно на три подсезона.
1-й подсезон — начало осени. Начинается он с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября (но иногда, в тёплые и влажные осени, и в начале октября). В лесах появляются опёнки, а в воздухе — летающая паутина, тенётник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего слоя.
2-й подсезон — золотая осень. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса, в южные области улетают стаи перелётных птиц, даже грачи и скворцы, кочующие по окрайкам полей и обочинам дорог, готовятся к отлёту.
С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю). Становится всё холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности.
3-й подсезон — предзимье. Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. Этот подсезон начинается от первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах. ( Википедия)
2) Поз(?)няя осень, чуть гре..щее поз(?)нее со(?)нце, но сколько от него светлого свету! И чуть слышный хрустальный звон кругом, ро(с, сс)ыпь искрящихся кол..кольчиков над берегами — голос грус(?)ного предзимья по всему поднебесному миру. (В. Астафьев)

Предложения интернет-магазинов