Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 1. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.

Рабочая тетрадь по русскому языку входит в состав переработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой «Русский язык. 5-9 классы». Тетрадь содержит дифференцированные задания по всем разделам курса 9 класса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с трудностями при усвоении учебного материала.

Скорая помощь по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь.Часть 1.

Текст из учебника

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Какой темой объединены отрывки? Запишите вывод: в чём заключается международное значение русского языка. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
1) В международной дипломатии в разные эпохи употребляются разные языки — в средневековую эпоху: в Европе — латинский, в странах Востока — по пре му-ществу арабский; в новой истории большую роль сыграл
францу_кий язык. В последнее время этот вопрос уже не
решает ся однозначно, так как офиц_ально в ООН приняты пять языков: русский, английский, францу кий, испанский И китайский.4 (А. Реформатский)
2) За время сущ ствования СССР около 60 языков получили письмен ость, а их носители тем самым в зможность обучения В школе на родном языке. (А. Реформатский)
3) Русский язык остаёт ся главным источником обобщения лексики болыпнства нац ональных языков, особенно в области политической, научной и технической
Т_рМИН_ЛОГИИ. (А. Реформатский)
4) Русская художествен ая литература, как и литература любого народа, — это в_ршина нац_онального языка, его расцвет, его наиболее полное и яркое вопл ще-ние. Это — драгоцен ейш е языковое, интел ектуальное и эст тическое наследие, дан ое нам всем во вл_дение. Давайте же учит ся береч_ это наследие, использовать его р_ЧЙтельнО* И умело.4 (Л. Скворцов)
* Рачительно (устар.) —
бережно.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
§ 1. Устная и письменная речь
Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры.
В. Сухомлинский
2. Прочитайте текст, определите основную мысль и озаглавьте его. К чему призывает автор? Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков, а в 1—3-м абзацах расставьте пропущенные знаки препинания. (Здесь и далее во всех упражнениях производите разбор слов и предложений, отмеченных соответствующей цифрой.)
Правильность1 речи первое и непремен ое условие для культурного человека. Неверное произн_шение мног_сло-вие мешают в сприятию отвл кают слушателей затрудняют общение порой вызывают раздржение.
Языковая небрежность часто искжает смысл сказан ого и лишает реч_ точности и яс_ности. Не следует пересыпать реч_ канц_лярскими сл вами щег лять мудрён_ой книжной лексикой и иностраными заимствваниями.
Ведя дел вой разг вор ст_райтесь не злоупотреблять временем и т_рпением слушателей. Лучше изб гать ненужных повторов излишн й дет лизации.4
С особым вн манием надо относит ся к употр блению иностран ых слов. Использование без надобности ино-страных слов, которые дублируют русские, неоправдан_о усложняет высказывание и соответствен о понимание. Зачем, например, говорить «ничего экстр ординарного», когда можно сказать «ничего особен ого», вместо «ординарный» — «обыкновен ый», вместо «игн_рировать» — «не замечать», вместо «ори нтировочно» — «примерно» и т. д.
Большой вред наносят нашей речи слова-пар зиты: «так сказать», «вот», «значит», «это самое» и другие.
Итак, прислуш йтесь к своей речи, может быть, ей необходима чистка. (По Н. Мельниковой)
Следите ли вы за своей речью? Стремитесь ли к тому, чтобы она у вас была правильной? Напишите, что вы для этого делаете.
3. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. (Здесь и далее во всех упражнениях: если пропуск лишний, соедините буквы косой линией /.) Какой совет Д. Лихачёва, на ваш взгляд, полезно запомнить? Запишите ваше рассуждение на данную тему, включая цитаты из текста.
Уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному3. Даже хорошо, свободно и с извес ной долей юмора написан ое письмо другу хар ктеризует вас не меньше, чем ваша ус ная речь. Через письмо дайте почу ствовать себя, своё распол жение духа, свою раскован ость в обр ще-нии к симп тичному вам человеку.4
Но как научит ся писать? Если для того, чтобы нау-чит ся хорошо говорить, надо постоян о обр щать внимание на речь свою и других, записывая иногда удачные высказывания, точно выр жающие мысль, существо дела, то, чтобы научит ся писать, — надо писать, писать письма, дневники. (Д. Лихачёв)
4. Определите тему и озаглавьте текст. Подчеркните ключевые слова. Выпишите словосочетания, характерные для устной речи.
Хорошая речь невозможна без соответствующих2 знаний, умений и навыков. Это всё приходит как результат труда. Недаром А. П. Чехов советовал молодым авторам «вдумываться в речь, в слова». Говоря3 о языке М. Ю. Лермонтова, Чехов однажды заметил: «Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». Вот это чеховское «так бы и учился писать» очень важно: это путь к овладению речевой культурой. Нужно изучать словари3, грамматики и иные пособия, посвящённые языку, речи. Однако главное — изучать речь по лучшим её образцам (художественным, научным, публицистическим). Изучать — и быть требовательным не только к речи других, НО И К своей собственной прежде всего. (Б. Головин)
^^ Как вы понимаете выражение «вдумываться в речь, в слова»? Убедите одноклассников в том, что это важно, запишите свои аргументы.
5. Прочитайте два отрывка из романа И. Тургенева «Рудин» и сравните описания речевого поведения героев. Как речь персонажей оценивается автором? Как вы понимаете авторскую оценку умения гово-
рить, согласны ли вы с ней? Ваш ответ запишите, аргументируя своё мнение (используйте цитаты из текста). Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
(1) Дарья Михайловна из яснялась по-русски. Она щеголяла знанием родного языка, хотя галлицизмы*, француз_кие
словечки, попадались у ней ч стенько. Она с намерением употр бляла простые народные обороты, но не всегда удачно. Ухо Рудина не оск_рблялось стран ой п стротою речи в устах Дарьи Михайловны, да вряд ли имел он на это ухо.
(2) И слова его полились рекою. Он говорил пр красно, горяч_, убедительно — о позоре мал_душия и лени, о не-обх_димости делать дело. Он осыпал самого себя упрёками, д_казывал, что рас уждать наперёд о том, что хочеш_ сделать, так же вредно, как накалывать булавкой нал_ва-ющийся2 плод, что это только напрас ная трата сил и соков. Он уверял, что нет б л город ной мысли, которая бы не нашла себе сочу ствия, что нпбнятыми остают ся только те люди, которые либо ещё сами не знают, чего х тят, либо не стоят того, чтобы их пон мали. Он гов_рил долго и окончил тем, что ещё раз побл_г_дарил Наталью Алексеевну и совершен о неожидан о стиснул ей руку, промолвив: «Вы пр красное, бл_г_родное существо!»5
* Галлицизм — слово или оборот речи, заимствованные из французского языка или построенные по французскому образцу.
6. Прочитайте фрагмент доклада г-на N «О борьбе за чистоту речи». Почему этот текст вызывает смех? Напишите об этом (обратите внимание на обозначенную тему выступления и на лексику, грамматическое оформление высказывания).
Мы не позволим кому ни попадя безобразничать родную речь. У нас своя голова за плечами. Невозможно больше смотреть, сколько у нас товарищев не умеют правильно потреблять нуженых падежов, не тама ударяют по словам. Например, наш главный инженер говорит «ширше», а надо говорить «ширее». Даже сам директор сказал: «С четырь-мями космонавтами на борту». Это же уму непостижимо! В наши дни говорить «с четырьмями»! Когда уже давно С «пятермями». (По М. Задорнову)
Р А какую речь на указанную в задании тему произнесли бы вы? Запишите тезисы выступления.
§ 2. Монолог, диалог
■шншмшяммяниншдонвшиишмш
7. Прочитайте юмористический диалог и определите его основную мысль. Каким знаком препинания отделяется речь одного участника диалога от речи другого? Расставьте недостающие знаки препинания.
Тридцать шесть и шесть
Врача вызывали?4
Здравствуйте, доктор. Проходите, пожалуйста.
Где больной?
51…
Ой, как хорошо! Что хорошо?
Примета. Говорят, если первый больной мужчина, это к счастью!
То есть, выходит, я… Ну да! Я так рада! Я тоже… Так что с вами?
Что-то в боку колет. В правом. Вот тут. Сердце.
Но ведь сердце слева!..
Что? Ах да, мы проходили. Сердце — это там, где часы… А вы температуру мерили? Температуры нет. Вообще нет? Что — ноль? Почему? Тридцать шесть и шесть. Видите — выше ноля. Повышенная2! Доктор, по-моему, это нормальная2.
Что вы с врачом спорите?.. И потом, если всё нормально, зачем вы врача вызвали? Так в боку-то болит.
Ах да, в боку… А может, вас просто укусил кто? Доктор, у меня же болит внутри. Внутри? Интересно, что там у вас… Может, вы меня послушаете? Я вас слушаю!
Нет, я имею в виду стетоскоп*. Знаете, такая штучка с трубочками.
А-а, конечно. Это мы проходили, сейчас… Где он?.. Вот…
Ой, тикает что-то! Как интересно2! Тук-тук, тук-тук! Прелесть…
Прелесть-то прелесть, а в боку болит. Болит — это понятно… Будем искать — что…
— Ну, кажется, всё. У вас, наверное, ещё много вызовов?
— Много.
— И всем надо помочь!
— А как же!
(М. Мишин)
8. Разделитесь на пары, придумайте и запишите (на отдельном листке) юмористический диалог. Обменяйтесь с товарищами своими работами, обсудите их, выберите лучший вариант и разыграйте на уроке (если возможно) или внеклассном мероприятии.
§ 3. Стили речи
штшшшшшшшшшяшяшшшшшшяяяшяшшшшшшшшшшяшшшшвйш
9. Определите стиль речи каждого из данных предложений и запишите ответ.
1) Детство — это период человеческого2 развития от рождения до 11—13 лет.4 _
2) В поездах дальнего следования разрешён бесплатный проезд детей в возрасте до 5 лет без занятия отдельного
места.5_
3) Куда отправить ребёнка на каникулы? Обращайтесь к нам, если вопрос об отдыхе детей во время каникул превратился для вас в трудноразрешимую проблему.
* Стетоскоп — медицинский инструмент в виде деревянной или пластмассовой трубки с расширенными концами, применяемый врачами для выслушивания тонов сердца и дыхательных шумов.
4) Куда уходит детство, В какие города, И где найти нам средство,
Чтоб вновь попасть туда? _
(JL Дербенёв)
10. Прочитайте. Укажите, к какому стилю речи относится этот текст. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Напишите в скобках, какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать выделенными курсивом примерами из текста.
Самое высокое дерево в мире — гиган ский австралийский2 эвкалипт. (_) Растёт
он в Австралии. Высота его 100—110 метров. Н когда один бедняк устроил в пне повалившегося от старости дерева-г_-ганта дом для себя и своей сем и. Дупло внутри пня ок_-
залосъ (_) таким просторным, что хв тило
(_) места и для к нюшни (_).
Самое твёрдое на свете дерево — жлезное. (_
_) Но так называют ся2 разные деревья. У нас на Кавказе р стёт ж лезное дерево
с_мшит, а в тр пических (_) странах —
чёрное дерево. Древ сина у них у всех настолько твёрдая, что топор отскакивает, нож не берёт, и такая тяж лая, что в воде не плавает, сразу — камнем ко дну. Из некоторых п_род ж лезного дерева даже вытач вают2 д_тали машин, как ИЗ самого настоящего ж леза! (Из книги «Что? Где? Когда?»)
§ 4. Простое предложение и его грамматическая основа
шшшшянтшнтштшшшшяшшяшяяшшввшяшшшшяшшшя
11. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте простые предложения, подчеркните в них грамматические основы. Составьте схемы этих предложений.
Я ц_ню книгу. Без книги и мыслю н_ жизни н. работы. Каждая прочитан_ая книга н_пр_мен_о даёт толч к для раздумий, ост вляет след в душе.4 Это одна из форм разг вора с умным человеком, когда рждаются новые мысли, очень важные, проясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш_ся и как писатель и как человек. Потому чтение для меня н обходимо, имеет просто практическое значение. Писатель для меня это собеседник, в споре ли, в согласи_ с которым проясняют ся собствен ые мысли, ЗаНОВ_ р ждают ся И углубляют ся. (Ф. Абрамов)
^^ Выпишите выделенные слова и словосочетания, объясните их написание.
12. Найдите и подчеркните во всех предложениях грамматиче-скую(ие) основу(ы). Возьмите в кружок номера предложений, которые не являются простыми. Укажите, как вы это определили.
1) Испокон века книга растит человека. (Пословица) 2) Слово — есть поступок. (Л. Толстой) 3) Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел И добр. (К. Паустовский) 4) Никакая причина не извиняет невежливости. (Т. Шевченко) 5) Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В. Сухомлинский) 6) Не тот глуп, кто на слова скуп, а ТОТ глуп, КТО на дело туп. (Пословица)
13. Подготовьте сообщение о простом двусоставном предложении. Укажите, какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения, а какими — второстепенные. Приведите примеры.
§ 5. Предложения с обособленными членами
Ю1М|Щ||1ИИИИМ(Г Г г1|<> 111 ‘Wiblll i’WHII1 I «ШI щ н fci^i j^itf^i ^ ЦЩИД^М—M^fk’i’ t j I1H11 Й
14. Рассмотрите схему и приведите примеры, иллюстрирующие её. Обособленные члены предложения могут выражаться
15. Найдите в тексте и подчеркните предложение с обособленными членами. Запишите свой пример такого предложения и составьте его схему.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.4 (С. Маршак)
16. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что значит быть талантливым читателем».
17. Прочитайте текст. Определите тип речи. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте недостающие знаки препинания. Найдите и подчеркните обособленные члены предложения.
(1) Можно ли очутит ся во вчерашнем дне? (2) Такой вопрос многим кажется шуткой. (3) Однако передв гаясь по земному шару можно не только очутит ся во вчерашнем дне, но и попасть в завтр шний.
(4) В давн е времена при кругосветных плаваниях пут_-шествен ики иногда «теряли» или «выигрывали» целые сутки, хотя и вели точный уч_т времени. (5) Чтобы подобного рода ошибки не повт рялись, по международному согл_шению была уст новлена так называемая линия изм_нения даты. (6) Эта незримая линия проходит между нашей страной и Аляской по Берингову проливу ог бает с запада Алеутские острова и идёт на юг по Тихому океану а потом всё дальше и дальше н где не к саясь суши.
(7) На этой вообр жаемой лини_ впервые появляет ся на Земле новое число месяца. (8) На ней же оно и покидает Землю.
(9) Родивш сь новое число месяца продв гается на запад.4
(10) Если к рабль перес кает линию изменения даты с запада на восток, то с полуночи одно и то же число считается на к_рабле дважды (например, после 31-го числа снова считается 31-е число). (11) При перес_чени_ этой же линии с востока на запад с полуночи пропускают одни сутки и сч тают, например, после первого числа не вт_рое, а третье число.
(12) Таким образом, перес кая линию изм нения даты при следовании из Азии в Америку можно оказат ся во
вчерашнем дне.4 (13) Переская же эту линию из Америки в Азию можно попасть в завтрашний день. (По н. Панкову)
^^ Выпишите номера предложений с обособленными членами по образцу.
Образец:
(1) Этот старинный дом привлекал нас, детей, своими тайнами.
(1) — обособленное дополнение.
^^ Укажите графически, каким способом образованы слова:
а) кругосветный____;
б) международный _.
Каждый пункт дополните примерами слов, которые образованы подобным образом.
18. Знаете ли вы что-либо о происхождении названия средиземноморского острова Кипр? При затруднении найдите сведения в Интернете (см.: //www.vokrugsveta.ru/quiz/408/ и др.). Выберите правильный, на ваш взгляд, вариант ответа. Письменно обоснуйте ваш выбор, включая в рассуждение распространённые предложения с обособленными членами.
а) Кипр — от лат. citrus — цитрусовые культуры (например, лимоны, апельсины);
б) Кипр — от лат. cuprum — медь;

Предложения интернет-магазинов